Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


АЛЛЕЛЬ (Мф. 26:30)

«И, воспев, пошли на гору Елеонскую.» (Мф. 26:30)

Йешуа со Своими талмидим воспели Аллель. 

"Воспев Галлель. Это словосочетание является переводом греческого слова, которое буквально означает "славословие". Но так как это происходило в Седер, мы можем догадаться, что его участники пели один из гимнов Галлель ("хвала"), воспроизводимых во время праздников, Псалмы 112-117 или 135." (Комментарий Д. Стерна к Еврейскому Новому Завету http://tikvaisrael.com/biblio/Stern_new_test/matityagu_26.htm#K009

"Пение Аллел было важным элементом праздника Пасхи. Аллел значит: хвалите Бога! Это были Пс. 112-117 - все хвалебные псалмы. В различные моменты празднования Пасхи пели разные части Аллел, а в конце пели Великий Аллел - Пс. 135. Вот этот гимн пели Иисус и бывшие с Ним, прежде чем они отправились на Елеонскую гору." (У. Баркли)

Полный Аллель (Аллель Шалем)

Полный Аллель (Аллель Шалем) - это Псалмы 112-117. Его поют во время праздников: Песах (в Израиле - в первый день, в диаспоре - первые два дня), Шавуот, Суккот, Шмини Ацерет, Симхат Тора, Ханука.

Великий Аллель (Аллель а-Гадоль)

Великий Аллель - это Псалом 135. Он начинается со следующих слов на иврите: "hоду л'Адонай ки тов, ки леолам хасдо" ("Hodu l'Adonai ki tov, ki le'olam hasdo").

«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.» (Пс. 135:1)

В каждом стихе этого Псалма мы читаем эти строки: ки леолам хасдо (ибо вовек милость Его).

"Псалом читался во дворе Храма и составлял призыв всем собравшимся прославить Всевышнего. Он начинается с рассказа о избрании Израиля и о даровании ему Земли Обетованной и кончается призывом восславить Всевышнего." (Комментарий Меира Левинова http://machanaim.org/tanach/n5-thil/indn5_135.htm

"Талмуд сообщает, что Аллель произносился левитами (см. Леви) в иерусалимском Храме (Тос. Псах. 95б), а также читался накануне Песаха, когда закалывали пасхального ягненка (Псах. 5:7). Аллель стал частью синагогальной литургии очень рано, и в талмудический период евреи Эрец-Исраэль присовокупляли Аллель в конце вечерней пасхальной службы (ТИ. Псах. 10:1, 37в)." (Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11034&query=АЛЛЕЛЬ

«И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.»( 2 Пар. 7:3)

«И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его!» (2 Пар. 20:21)

«И начали они попеременно петь: "хвалите" и: "славьте Господа", "ибо - благ, ибо вовек милость Его к Израилю". И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня.» (Езд. 3:11)

Аллель а-Гадоль читается в Шаббат и в другие праздники во время утренней литургии в синагоге в ходе чтения псукей де-зимра (псалмы).  

Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info

"... когда ты будешь зажигать лампады..."  (Бемидбар 8:2)

«объяви Аарону и скажи ему: когда ты будешь зажигать лампады, то на передней стороне светильника должны гореть семь лампад.» (Чис. 8:2)

когда ты будешь зажигать - иврит: беаалотейха. Дословно: поднимать, возвышать. 

"Светильники Меноры в Храме символизируют еврейскую душу: «Свеча Г-споду – душа человеческая» (Притчи, 20:27). И семь ветвей меноры олицетворяют собой семь типов еврейской души (см. Ликутей Тора). Задачей Аарона было возвысить каждую душу, выявить Б-жественное, заключенное в каждом еврее и скрытое в его подсознании." (М.-М. Шнеерсон. Уроки Торы http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/saks/behaaloyscho.htm)

"Духовным достижением Аарона было не только то, что он воспламенял души еврейского народа, но и то, что он поднимал их на такой уровень, когда они сами начинали светить. Он не просто обзаводился учениками, людьми, которые зависели от его вдохновения, но прививал им любовь к Б-гу, которую они могли поддерживать уже без его помощи." (Там же)

Йешуа сказал:

«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.» (Мф. 5:14)

«И, зажегши светильник (свечу), не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5:15-16)

Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info

 

ВЕНЕЦ ДАВИДА  (2 Цар. 12:29-30)

«И собрал Давид весь народ и пошел к Раббе, и воевал против нее и взял ее. И взял Давид венец царя (Малкама) их с головы его, - а в нем было золота талант и драгоценный камень, - и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много.» (2 Цар. 12:29-30)

Традиция

"Возникает вопрос о том, как это Давид взял предмет, который был на голове идола, и ему поклонялись, и надел его, хотя использование таких предметов запрещено? Все они подлежат уничтожению, поскольку являются предметами идолопоклонского культа. Талмуд на это говорит: "Пришел Итая агити (он еще появится в следующих главах) и - упразднил". Что же он упразднил? Что бы это ни было, мы здесь имеем дело с совершенно новым галахическим поворотом, с которым мы до сих пор не встречались, а именно с тем, что предметы идолопоклонского культа других народов, действительно, запрещены к какому бы то ни было использованию, но бывшие предметы идолопоклонского культа - не запрещены. Правда, это относится только к тому случаю, если они - других народов. Если же, не дай Бог, евреи поклонялись идолам, то это дело неисправимо, и такие предметы подлежат только уничтожению. В том случае, если поклонялись неевреи, то у нееврея есть сила произвести процедуру упразднения идолопоклонской сущности этих предметов, и тогда они становятся разрешены для употребления. Такая галаха сообщается в Талмуде, в трактате "Авода зора". И тот, кто пришел упразднить те предметы идолопоклонства, о которых идет речь в данной главе, был нееврей." (Лекции З.Дашевского по книге Шмуэль http://www.machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_57.htm#v3)
 

Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info

 
 
 

МЕНАХЕМ (УТЕШИТЕЛЬ) (Ин. 14; 15) 

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.» (Ин. 14:26)

«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;» (Ин. 15:26)

Руах а-Кодеш назван Утешителем. Он - Дух истины.

Что знал Израиль об Утешителе и утешении из Танаха

«Я, Я Сам Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава,» (Ис. 51:12)

«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать скромным (нищим), послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.» (Ис. 61:1-3)

«Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою; дети мои разорены, потому что враг превозмог.» (Пл. Иер. 1:16)

ибо далеко от меня утешитель

"Как зовут Машиаха? Некоторые полагают, что имя ему - Менахем (утешитель), как сказано: "ибо далеко от меня утешитель, кто успокоил бы душу мою" [Санhедрин 98б]." (Мидраш http://machanaim.org/tanach/qb-eicha/indqb01.htm)

«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;» (Ис. 40:1)

«Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих.» (Ис. 49:13)

«Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим.» (Ис. 52:9)

«Как утешает кого - либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.» (Ис. 66:13) и др.

Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info

 
 

«И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.» (Быт. 31:24)

не говори Иакову ни доброго, ни худого (пен тедабер им Яаков ми-тов ад-ра) - Все доброе от нечестивых худо для праведных [Йевамот 103 б]. (По: Раши http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda07_4.htm)

«ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.» (3 Ин. 1:7)

 

«Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества.» (Быт. 32:12)
 
Я буду благотворить тебе  - Иврит: "хейтев эйтив имах"? Фрима Гурфинкель переводит так: "Благотворить, благотворить буду тебе". Что означает повторение слова "благотворить"? 
 
Раши пишет:
 
"Благотворить за твои заслуги и благотворить за заслуги твоих отцов [Берешит раба 76]." (http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda08_1.htm)
 
В арамейском Таргуме Онкелоса переведено так: "... За добро я сделаю тебе добро..." ( "... In doing good I will do good with thee..." (http://www.ultimasurf.net/bible/aramaic/targum/onkelos/genesis/genesis_32.htm))

народ и множество народов - Иврит: гой у-кегаль гоим. "Народ, которому суждено было произойти от него, должен быть единым по отношению к внешнему миру, а внутри себя он должен состоять из множества объединенных элементов. Каждое колено должно представлять собой этническую индивидуальность со своими собственными чертами. Народ Яакова, который как Израиль должен показывать другим народам силу Б-га, наполняющую человечество и формирующую его, не должен являть собой односторонний образ. В качестве образцового народа он призван отражать наибольшее возможное разнообразие национальных характеристик в микрокосмосе: нацию воинов, нацию земледельцев, торговую нацию, нацию ученых и т. д. Благодаря этому весь мир поймет, что посвящение жизни человека союзу с Б-жественным Законом, не налагает ограничений на его занятия, не зависит от особых этнических характеристик. Человечество во всем его многообразии способно воспринять концепцию монотеизма, которой учит Израиль, и сложить множество человеческих и национальных индивидуальностей в единое царство Б-га." (Ш.-Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda08_2.htm)

«И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих;» (Быт. 35:11)
 
 
 

Брейшит 50:24-25

«И сказал Йосеф (Иосиф) братьям своим: я умираю, но Бог непременно вспомнит (посетит) вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Ицхаку (Исааку) и Яакову (Иакову). И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог непременно вспомнит (посетит) вас, и вынесите кости мои отсюда.» (Быт. 50:24-25)

посетит вас - иврит: пакод ифкод этхем, досл.: повелит и исполнит. "Обычно эти слова переводят иначе: непременно вспомнит вас Всевышний.

Слова эти стали “паролем”. Их произнес Моше, когда пришел к старейшинам и убеждал их, чтобы они поверили, что он - посланник Творца.

Ясно, что Всевышний ничего не забывает, а потому и вспоминать что-то Ему не требуется. Слова пакод ифкод говорят о том, что наступит момент, когда на веление Творца народ ответит исполнением Его воли." (http://www.evrey.com/sitep/nedglav/print.php?zik=2&glav=ki_tisa)

Таргум Онкелоса: "помня вспомнит вас" (http://www.ultimasurf.net/bible/aramaic/targum/onkelos/genesis/genesis_50.htm)

 

Иудейская традиция о Святом Духе

«Благочестие ведет к Духу Святому.» (Мишна Сота 9:15) (Шапиро Рами. Хасидские притчи. М.: София, 2005, с. 142)

"Рабби Йошуа бен Леви сказал: "Когда человек идет по дороге, ангелы идут впереди него и говорят: "Верши путь именем Святого Духа, будь Он благословен" (Дварим Рабба) (Мудрость иудаизма/Дэн Кон-Шербок., М.: АСТ: Астрель, 2008, с.96)

"Святой Дух не остается там, где праздность, или печаль, или сквернословие, или фривольность, или пустословие. Но только там, где живет радость." (Мидраш на Псалмы) (Там же, с.91)

"И не расслышал он (Ицхак) голоса Духа Святого..." (Пиркей де-рабби Элиэзер; Танхума) (к Быт. 27) (Притчи мидрашей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - с.60)

«Все, что делают цадики, делают они силой Духа Святого.» (Танхума, Ва-Йехи 13) (Шапиро Рами. Хасидские притчи. М.: София, с. 142)

«И изрек Моисей вслух всего собрания Израильтян слова песни сей до конца:» (Втор. 31:30)

до конца - иврит: ад тумам, досл.: до их завершения.

"... тут использовано множественное число, значит, речь-то не о песне, а о самом народе. <...> До их завершения! До нашего завершения! До обретения нами совершенства! Тора говорит: завет с Богом будет вновь и вновь звучать в ухо каждому из нас, пока не достигнет сердца. Создатель никогда нас не покинет! Никогда в нас не разочаруется, и будет непрестанно наставлять, пока мы не обретем ту праведность, которую призваны воплощать!" (Ребе Ханох Генех из Александра. - Шапиро Рами. Хасидские притчи. М.: София, 2005, с.290)  

 

 

 
 
  





В избранное