Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


ЧУДО В ЙЕРИХО (ИЕРИХОНЕ) (4Ц 2:19-22)

«И сказали жители того города Элише (Елисею): вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Элиши (Елисея), которое он сказал.» (4 Цар. 2:19-22)

вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна - Положение Йерихо (Иерихона) хорошее. Долина Йерихо (Иерихона) - это цветущий оазис на краю иудейской пустыни.

"Стоит вспомнить знаменитый мидраш - высказывание мудрецов (трактат "Сота", Вавилонский Талмуд) по поводу этого стиха и по поводу того "Что же здесь хорошего"? Сказал рабби Йеханан: "Есть три вещи, которые являются прелестью в глазах человека, а именно: прелесть места, для того, кто живет там; прелесть жены для мужа ее; и прелесть покупки для покупателя". Если человек живет в каком-то городе, то он к нему привязан, и говорит, что это - хороший город. И это, как все, что говорят нам мудрецы, не только очень точное
психологическое наблюдение, но еще и наука любителям "объективной истины". Слово "хен" - "прелесть, привлекательность" является не объективным показателем; и человек дорожит тем, что ему близко: своим местом, своей женой и своей покупкой, независимо от того, что остальные об этом думают." (Лекции З.Дашевского по книге Мелахим http://machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_65.htm)

Йеhошуа проклял Йерихо (Иерихон): «В то время Йеhошуа (Иисус) поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Йерихо (Иерихон); на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его.» (Иис. 6:25)

Во дни царя Ахава Хиэль из Бейт-Эля построил Йерихо, нарушив запрет.

«В его дни Хиэль Бейтэйлянин (Ахиил Вефилянин) построил Йерихо (Иерихон): на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем [сыне] Сегув(б)е поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Йеhошуа (Иисуса), сына Нуна (Навина).» (3 Цар. 16:34)

Но благословения жить в этом городе не было. Как мы читали выше, жители Йерихо (Иерихона) сказали Элише (Елисею), что в городе "вода нехороша и земля бесплодна". Проклятие, наложенное Йеhошуа, действовало.

И вот Божий пророк Элиша совершает чудо, исцеляет воды Йерихо (Иерихона): "И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Элиши (Елисея), которое он сказал."

Пророк Элиша, бе-эзрат Ашем (с Божьей помощью), снимает проклятие с города Йерихо (Иерихона), которое было над ним в течение сотен лет, навеки!

Почему Элиша бросает в воду именно соль? По мнению одного хасидского комментатора, слово "мелах" (соль) имеет те же согласные буквы, что и в слове "хелем" (от корня "халам" - "быть здоровым","выздоровление").

"Елисей чудесным образом обезвреживает в Иерихоне воду, имевшую силу производить смерть и бесплодие (аборты человеческие и выкидыши животных). "Великий Моисей, вложив дерево, горькое свойство воды переложил в сладкое: а Елисей солию освободил воду от вредоносного действия, потому что Владыке Богу и изволением, и словом, и чем Ему угодно нетрудно прелагать свойство стихий" (блаж. Феодорит, вопр. 10)." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

Имя «Элиша (Елисей)» означает: «Да спасет [тебя] Бог». (http://www.eleven.co.il/article/15064)

В Элише мы видим мессианские качества.

Мессия Йешуа сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.» (Ин. 14:12-14)



Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира


ПОРАЖЕНИЕ УЗЫ (ОЗЫ)

«И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Авинадава (Аминадава), что в Гиве (на холме). Сыновья же Авинадава, Уза (Оза) и Ахьо (Ахио), вели новую колесницу. И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Авинадава, что в Гиве (на холме); и Ахьо шел пред ковчегом. А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на кинорах (цитрах), и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. И когда дошли до Горен-Нахона (гумна Нахонова),
Уза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Узу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид, что Господь поразил Узу. Место сие и доныне называется: Перец-Уза ("поражение Озы").» (2 Цар. 6:3-8)

«И пошел Давид и весь Израиль в Кирьят-Йарим (Кириаф – Иарим), что в Иудее, чтобы перенести оттуда ковчег Бога, Господа, седящего на Херувимах, на котором нарицается имя [Его]. И повезли ковчег Божий на новой колеснице из дома Авинадава; и Уза и Ахья вели колесницу. Давид же и все Израильтяне играли пред Богом из всей силы, с пением, на кинорах (цитрах) и псалтирях, и тимпанах, и кимвалах и трубах. Когда дошли до Горен-Кидона (гумна Хидона), Уза простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили
его. Но Господь разгневался на Узу, и поразил его за то, что он простер руку свою к ковчегу; и он умер тут же пред лицем Божиим. И опечалился Давид, что Господь поразил Узу. И назвал то место Перец-Уза (поражением Озы); так называется оно и до сего дня.» (1 Пар. 13:6-11)

За что был наказан Уза? Он был наказан за НЕБЛАГОГОВЕЙНОЕ прикосновение к ковчегу. Слово «шаль» (в Синод. пер.: дерзновение) имеет такие оттенки перевода: дерзость, пренебрежение, своеволие (Еврейский лексикон Стронга). Слово «шаль» происходит от слова «шла» (быть беспечным, легкомысленным) (Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к Книгам Ветхого Завета).

Ковчег Божий был назван ИМЕНЕМ ГОСПОДА ЦЕВАОТА: «И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Баалей-Йеhуды (Ваала Иудина), чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Цеваота (Саваофа), сидящего на херувимах.» (2 Цар. 6:2)

Как нужно было перемещать ковчег?

«Когда, при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют всё святилище и все вещи святилища, тогда сыны Кеhата (Каафа) подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть. Сии [части] скинии собрания должны носить сыны Кеhата (Каафовы).» (Чис. 4:15)

Мы видим, что к перемещению ковчега предъявлялись очень высокие требования, потому что ковчег – это святое. Он размещался в Святое Святых Храма.

«К ковчегу были прикреплены специальные кольца, и в эти кольца вдевались шесты для переноски ковчега. Этим деталям организаторы собрания не придали значения, решили, что надо использовать современные средства. Главное – доставить ковчег на место, как – неважно.

Что же случилось? «Оза простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2 Цар. 6:6-7).

Волы наклонили колесницу (левиты бы этого не сделали). Оза протянул руку, но сделал это «дерзновенно». Это слово встречается в Ветхом Завете только здесь, но в родственных языках (аккадском и арамейском) этот корень имеет значение «пренебрежение, небрежность». Проблема была очевидно не только в том, что Оза прикоснулся к ковчегу, но и в том, что делал он это небержно, без трепета и смирения. «В своей гордости решил, что земля может осквернить ковчег; но осквернение исходило от прикосновения человека… Бог не
хотел, чтобы к Его святому трону прикасались руки, оскверненные грехом. Это уже равносильно восстанию против Бога…», - поясняет Спраул.» (http://www.mbseminary.org/page.php?id=433)

«… не за опрометчивость понес он наказание, потому что, когда наклонилась колесница, надлежало поддержать ее рукой. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить Кивот священникам на раменах (Чис IV); они же, вопреки закону, везли на колеснице. Ввело же их в обман то, что Кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда. Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести Кивот по закону" (блаж. Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр.
19).

Кроме того, как полагают некоторые, Оза ухватился за Ковчег Господень не с должным благоговением к последнему.» (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

В 1 Пар. 15 сказано:

«И призвал Давид священников: Цадока (Садока) и Эвьятара (Авиафара), и левитов: Уриэля (Уриила), Асаию, Йоэля (Иоиля), Шемаию, Элиэля (Елиела) и Аминадава, и сказал им: вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа Бога Израилева на [место], [которое] я приготовил для него; ибо как прежде не вы это [делали], то Господь Бог наш поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно.» (1 Пар. 15:11-13)

«Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения, которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Именно поколение Каафа с его представителем Уриилом (VI:24), на котором лежало приготовление к перенесению и само перенесение принадлежностей святилища (Чис IV:4–15); род Мерари во главе с Исаией (VI:30), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них — шесты и т. п. (Чис IV:31–32), и, наконец, потомков
Гирсона, с их главою Иоилем (VI:21), переносивших покровы скинии, завесы и т. п. (Чис IV:25–26). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа (Исх VI:22), Xаврона, третьего сына Каафа (Исх VI:18), и Уззиила, четвертого его сына (Исх VI:18). Для перенесения ковчега завета собираются, таким образом, четыре рода каафитов (ст. 5, 8–10) и по одному роду потомков Мерари и Гирсона.» (Толковая Библия Лопухина, там же)

«И освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа, Бога Израилева. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моше (Моисей) по слову Господа, на плечах, на шестах.» (1 Пар. 15:14-15)

«И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна.» (2 Цар. 6:13)

«Как они умудрялись на каждые 6 шагов принести в жертву быка и барана? - Это не самая трудная проблема из тех, которые мы сейчас обсуждаем. Могли там собраться хорошие специалисты и работать очень бойко. Скорее всего все-таки, действительно, там были заранее приготовлены жертвенники на каждые 6 шагов пути. Сколько их всего было, это довольно трудно себе представить. Расстояние было порядка 10 километров, и если на каждые даже 5 метров ставить жертвенник, то - получится около 2000 жертвенников! Сколько же времени
это все должно было занять? По-видимому, они шли эти 10 километров, не останавливаясь.» (Лекции Зеева Дашевского по Книге «Шмуэль» http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_47.htm)

«Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Йешуа (Иисус) в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб
сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.» (1 Кор. 11:23-34)


Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info


ЦАРСТВОВАНИЕ ЙОШИИ (ИОСИИ)

«Восьми лет был Йошия (Иосия), когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме...» (4 Цар. 22:1)

«И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево.» (4 Цар. 22:2)

угодное - иврит: а-яшар (прямое, истинное, справедливое, честное и т.д.)

и не уклонялся ни направо, ни налево - Ни об одном царе не говорится так, как о Йошии. Он поступал точно по Торе: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево;» (Втор. 5:32)

О каких еще царях, кроме Давида и Йошии, Священное Писание говорит положительно?

- о царе Асе:

«Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его.» (3 Цар. 15:11)

- о царе Йеhошафате (Иосафате):

«Он ходил во всем путем отца своего Асы, не сходил с него, делая угодное пред очами Господними. Только высоты не были отменены; народ еще совершал жертвы и курения на высотах.» (3 Цар. 22:43)

- о царе Йоаше (Иоасе):

«И делал Йоаш (Иоас) угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Йеhояда (Иодай);» (4 Цар. 12:2)

- о царе Амацье (Амасии):

«И делал он угодное в очах Господних, впрочем не так, как отец его Давид: он во всем поступал так, как отец его Йоаш (Иоас).» (4 Цар. 14:3)

- о царе Азарье (Азарии):

«Он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амацья (Амасия), отец его.» (4 Цар. 15:3)

- о царе Йотаме (Иофаме):

«Он делал угодное в очах Господних: во всем, как поступал Узия (Озия), отец его, так поступал и он.» (4 Цар. 15:34)

- о царе Хизкияhу (Езекии):

«И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его;» (4 Цар. 18:3)

Далее читаем о Йошии.

«В восьмой год царствования своего, будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и [посвященных] дерев и от резных и литых кумиров.» (2 Пар. 34:3)

В дни его царствования (641 (640) - 610 (609) гг. до н. э.) был найден свиток Торы, который ранее был спрятан либо от нечестивого царя Ахаза, либо от Менаше (Манасии), либо от Амона.

«И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем.» (4 Цар. 22:10)

В Диврей hа-йамим 2 (2 Паралипоменон) сообщается одна важная подробность:

«Когда вынимали они серебро, принесенное в дом Господень, тогда Хелкия священник нашел книгу Торы (закона) Господня, [данную] рукою Моше (Моисея).» (2 Пар. 34:14)

"Перевод здесь более определенный, чем стих, потому что слова "Торат-hа-Шем бе-яд-Мошэ" можно понимать и в переносном смысле, как: "это - Тора Всевышнего, переданная нам через Моше". Тем не менее, мудрецы нам говорят, и практически с этим согласны и комментаторы, что это был найден не просто какой-то свиток Торы, а был найден тот свиток Торы, который был написан рукой Моше в пустыне. Под конец книги Дварим говорится, что Моше написал свиток Торы в 13-ти экземплярах; каждому колену дал по экземпляру, а 13-ый
дал Левитам, чтобы они поместили его в Храме, в Святая Святых, рядом с Ковчегом Завета." (Лекции З.Дашевского по книге Мелахим http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml104.htm#v4)

«Когда услышал царь слова книги Торы (закона), то разодрал одежды свои.» (4 Цар. 22:11)

разодрал одежды свои - Обычно одежду разрывают в знак траура. В данном случае царь разорвал одежду, когда услышал слова Торы. Священное Писание нам не сообщает, какие именно строки читал Шафан перед царем. "Мидраш, в кратком пересказе Раши, говорит так. Оказалось, что этот свиток был свернут на том месте, где сказано, что если вы будете вести себя плохо и говорить, что все это случайно, то Всевышний с вами тоже пойдет на "случайности", и будет все хуже и хуже, и будут все эти бедствия. И в этом Первосвященник
увидел зловещий знак, что Тора как бы случайно открыта на этом страшном месте. И царь, услышав эти слова проклятий из Торы, разорвал на себе одежды. Есть в Торе два места: не очень продолжительные проклятия в книге Ваикра и очень длинный список проклятий в книге Дварим. Мидраш говорит, что открыт свиток был на проклятиях в книге Дварим." (Лекции З.Дашевского по книге Мелахим http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml104.htm#v4) Но это только предположение. Да и, вообще, мидраш не претендует на точное изложение
событий.

«И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михайи (Михеину), и Шафану писцу, и Асае, слуге царскому, говоря: пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам.» (4 Цар. 22:12-13)

Служители пошли к пророчице Хулде (Олдаме). Мы также знаем о других женщинах-пророчицах: Мирьям, Двора (Девора), Хана (Анна) и др. Вот что она сказала им:

«... так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, - все слова книги, которую читал царь Иудейский. За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет. А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал: так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред
Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ.» (4 Цар. 22:15-20)

После этого царь собирает старейшин, священников, левитов, пророков, весь народ, чтобы обновить завет с Ашемом.

«И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет - последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей.
И весь народ вступил в завет.» (4 Цар. 23:1-3)

Затем Йошия провел настоящую кампанию против идолопоклонства в Иудее и Самарии (стихи 4-20, 24). И это очищение проходило накануне Песаха. Потому-то в дни царствовании Йошии Песах праздновался по-особенному, с большим посвящением Всевышнему!

«И повелел царь всему народу, сказав: "совершите Песах (Пасху) Господу Богу вашему, как написано в сей книге завета", - потому что не был(а) совершен(а) такой(ая) Песах (Пасха) от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских;» (4 Цар. 23:21-22)

не был(а) совершен(а) такой(ая) Песах (Пасха) от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских - Не было ранее такого взыскания Господа, как требовала Тора.

«а в восемнадцатый год царя Йошии был(а) совершен(а) такой (сия) Песах (Пасха) Господу в Иерусалиме.» (4 Цар. 23:23)

«Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему Торе Моше (закону Моисееву); и после него не восстал подобный ему.» (4 Цар. 23:25)

Однако позднее, когда царь Египетский пошел воевать против царя Ассирийского, Йошия пошел на войну с ним и погиб, потому что он вмешался не в свое дело.

«После всего того, что сделал Йошия (Иосия) в доме [Божием], пошел Нехо (Нехао), царь Египетский, на войну к Каркемишу (Кархемису) на Евфрате; и Йошия вышел навстречу ему. И послал к нему [Нехао] послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь [иду я,] но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя. Но Йошия не отстранился от него, а приготовился, чтобы сразиться с ним, и не послушал слов Нехао от лица Божия и выступил
на сражение на равнину Мегиддо. И выстрелили стрельцы в царя Йошию, и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело ранен. И свели его слуги его с колесницы, и посадили его в другую повозку, которая [была] у него, и отвезли его в Иерусалим. И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея и Иерусалим оплакали Йошию. Оплакал Йошию и Йирмея (Иеремия) в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Йошии в плачевных песнях своих, [известных] до сего дня, и передали их в употребление
у Израиля; и вот они вписаны в [книгу] плачевных песней.» (2 Пар. 35:20-25)

Почему такое произошло с праведным царем Йошией, который обновил завет с Ашемом, очистил Иудею и Самарию от идолопоклонства, в дни его царствования с большим посвящением к Всевышнему праздновался Песах? Потому что он понадеялся на себя.

«Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот спасется (будет цел).» (Прит. 28:26)

«Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь.» (Иер. 17:7)



Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира


«... даже бесплодная рождает семь раз...»

«... даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.» (1 Цар. 2:5)

Число "семь" здесь означает полноту: «ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.» (Прит. 24:16)

Хана, будучи бесплодной, рождает, у нее было 6 детей. Это чудо, великое чудо от Всевышнего! И в словах Ханы - благодарение Богу за его милость.

В молитве Ханы комментаторы видят и пророчество об Израиле.

"И еще Хана сказала, что сыны Исраэля пребудут в беде и в изгнании под властью язычников, которых можно сравнить с женщиной, родившей множество детей, и она гордится ими, и радуется, и возвеличивается, и в них обнаруживает свое могущество. И всякий раз многодетная притесняет и причиняет зло бесплодной, а это есть община Исраэля, уподобленная бесплодной женщине, произведшей малочисленное потомство, как видно из Книги Йешаяhу: "возликуй бесплодная, не рождавшая" [Йешаяhу 54, 1], и существует немало подобных примеров.
И хотя у этой бесплодной мало детей, еще наступит пора, и она многодетною станет. И это будет, когда возвратятся к Господу всем сердцем своим и обратятся к Нему с молитвой из своего изгнания бедственного. И тогда злополучною станет бывшая прежде многодетной, т. е. она пресечется, не будет больше производить на свет и преуспевать, а рожденные ею истребятся и пропадут. Здесь мы находим косвенное указание на приход Машиаха и избавление народа Исраэля, когда мы возвратимся на нашу землю, - да свершится такое в скором
времени в наши дни! - и указание на гибель присоединившихся к Гогу и Магогу, среди которых будет великое смятение. А сыны Исраэля спасутся, вернее, праведные среди них. К этому относится сказанное "стопы благочестивых Своих Он обережет" [2, 9]. - Подобным образом раскрывается вся эта песнь. Итак, я указал тебе путь, а понять ты можешь самостоятельно." (Комментарий Радака http://machanaim.org/tanach/h-shmuel/indh02.htm)

«Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и
не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и [как] жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня,
как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои - из жемчужин, и всю ограду твою - из драгоценных камней. И все сыновья твои будут научены Господом,
и великий мир будет у сыновей твоих. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе. Вот, будут вооружаться [против тебя], но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет. Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, - и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это
есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.» (Ис. 54:1-17)

«ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» (Лук. 23:29)



Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира


ВИФЕЗДА

«После сего был праздник Иудейский, и пришел Йешуа (Иисус) в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по - еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Йешуа
(Иисус), увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Йешуа (Иисус) говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.» (Ин. 5:1-9)

Вифезда - Дом милосердия

"Около Овечьих ворот (Неем. 3:32; 12:39), которые находились в северной части стены, [о расположении ворот см. прим. ред. ниже] существовала купальня или пруд с пятью крытыми ходами, в которых лежали больные. Эта купальня называлась по-еврейски (правильнее: по-арамейски) Вифезда (Beth-Chesdah), т. е. "дом милости", "милосердой любви". Когда Иоанн писал свое Евангелие, купальня эта еще существовала (он говорит: есть). Опустошение, произведенное в Иерусалиме Титом в 70-м году, очевидно, было вовсе не так ужасно,
как изображает его Иосиф Флавий (Иудейская война 7:1, 1) и известные раньше места и остатки зданий еще можно было найти в городе. Евсевий Кесарийский говорит, что в 70-м году погибла только половина Иерусалима (Demonstr. 6:18, 10; ср. Церк. Ист. 4: 23, 18). В беседе, приписываемой святому Афанасию, говорится, что означенная купальня существовала и тогда, в 4-м веке (ed. Montfauc. 2:70; Ср. статью Полянского "о Вифезде" в сообщениях Палестинского Общества за 1910 г.)." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду - в Откровении говорится об Ангеле вод:

«И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил;» (Откр. 16:5)

Йешуа (Иисус) говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. - Мессия Йешуа проявил хесед (милость) к этому человеку, который находился в болезни 38 лет. От него не требовалось ничего. Это было большим благословением для человека.

«Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Йешуа (Иисус) скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Йешуа (Иисус) встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.» (Ин. 5:13-14)

не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже - Йешуа говорит ему о связи болезни с грехами.

«Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Йешуа (Иисус).» (Ин. 5:15)

Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info



«… СПАСЕНИЕ ОТ ИУДЕЕВ.» (Ин. 4:22)

Йешуа в беседе с женщиной-самарянкой сказал ей: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.» (Ин. 4:22)

Как понять эти слова - "спасение от Иудеев"?

"... Иисус подчеркнул, что иудеи занимают совершенно особое место в плане и откровении Божием." (Комментарий У.Баркли к Новому Завету)

Вот что писал бл. Феофилакт:
"Ибо спасение от иудеев". Слова сии подают нам двоякую мысль. Или ту, что блага для вселенной произошли от иудеев, ибо знание Бога и отвержение идолов от них имеет начало, и все прочие учения (догматы), и сей самый род вашего поклонения самарянского, хотя неправильный, получил начало от иудеев же. Или Он "спасением" называет Свое пришествие, которое было от иудеев. Можно под "спасением" разуметь и Самого Господа, который по плоти был от иудеев."
(http://rusbible.ru/books/in.fb.html#4)

"Разъясняет Христос преимущество богопочтения иудейского указанием на то, что спасение от Иудеев, т. е. спасение чрез Мессию, должно быть уделом всех народов земли, но, как говорили пророки, оно предварительно появится в народе израильском (Ис. 2:1-5). Туда, к Сиону, должны пока обращать свои взоры народы земли: народ израильский продолжает еще оставаться единственным носителем обетований Божиих, и богослужение, совершаемое в Иерусалиме, своими обрядами предуказывает на великую жертву, которую скоро для спасения
всех людей принесет Мессия (ср. Рим. 9:4, 5)." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
«Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками, что вы были в то время без Мессии (Христа), отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь в Мессии Йешуа (во Христе Иисусе) вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Мессии (Христовою).» (Еф. 2:11-13)


НОЕВ КОВЧЕГ

«Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.» (Быт. 6:14)

ковчег - на иврите: тева. Слово "тева" также используется в Исх. 2:3 (корзинка, в которую мать положила младенца Моше)

"Тева" на языке хасидов - это "слово". Бааль Шем Тов писал, что призыв Б-га войти в ковчег (Ноаху) еще означало "проникнуть (в суть) слова". (Бааль Шем Тов. Ануд а-Тфила, 7:1)

"Магид из Межерич говорил так, что Всевышний говорит Ноаху: "Войди ты и весь твой дом в ковчег - "тева", и это слово, помимо того, что оно обозначает "ящик", обозначает еще и "слово", правда, слово написанное. Магид не делает тут различия между сказанным словом и написанным, он говорит, что здесь намек на человеческую речь, а речь включает все мысли, желания человека. Поэтому, можно понимать так: "открой речь Всевышнему и Он ее высвободит, избавит (выразит)". То есть "войди в тева" понимается, как вырази себя,
находись в связи с Богом. В знаменитом мидраше Всевышний говорит: "Открой рот, и Я наполню его". То есть, имеется в виду не только то, что ты откроешь рот, и туда Всевышний вложит прокорм, а то, что ты открываешь рот, желая выразить себя, и Всевышний вкладывает в него слова, которыми ты можешь это выразить." (Лекции Зеева Дашевского по Псалмам http://www.machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps22-19.htm)

"Историю о чудесном спасении Ноаха в ковчеге мидраши интерпретируют как воплощение идеи раскаяния:

Мидраш Танхума:

Иди и смотри: почему сказал Святой, благословен Он, Ноаху, чтобы тот делал ковчег? Чтобы видели, как он сидит и трудится - и раскаялись. Ведь разве не мог Всевышний спасти Ноаха одним Своим словом, или поднять его на небо - и когда Он сказал "сделай себе ковчег из дерева гофер" - зачем это? Но сказал Святой, благословен Он: "Если Я скажу ему: сделай себе ковчег из дерева гофер", и он будет стоять и трудиться, и рубить кедры, а они соберутся вокруг него и скажут: "Ноах! Что это ты делаешь?". А он ответит: "Ковчег!
Ибо сказал мне Святой, благословен Он, что приводит Он на землю потоп"; тогда услышат они и раскаются". Так считал Святой, благословен Он, но они не обратили внимания на Ноаха.
И в другом варианте:

Ноах сажал кедры, и говорили ему: "Зачем тебе эти кедры?". И отвечал он: "Святой, благословен Он, решил привести на землю потоп и велел мне сделать ковчег, чтобы спаслись я и мой дом". И смеялись они над ним и глумились над его речами. А он поливал те кедры, и они росли. И спрашивали его: "Что ты делаешь?". И отвечал он им то же. А они насмехались. К концу дней своих срубил он деревья и стал распиливать. И говорили ему: "Что ты делаешь?" И отвечал он им, и предостерегал их. Но поскольку они не раскаялись..."(Нехама
Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleybov/s053-056.html)

«Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.» (Быт. 6:18)

"Завет с Ноем включает не одного только Ноя, но всю его семью как прообраз будущего человечества. Дети Ноя были спасены благодаря праведности Ноя (Быт. 7:1), точно так же Христовы "дети" будут спасены благодаря праведности Христа. (Евр. 2:11-13). Здесь спасение обретается посреди вод потопа, что является прообразом крещения (1 Пет. 3:20,21)" (Новая Женевская Учебная Библия)

«И сказал Господь Ноаху (Ною): войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;» (Быт. 7:1)

увидел Я праведным - Как важно верующим в Йешуа быть праведными, не носить "вид благочестия"!

"И не сказано "праведным, цельным" (как в 6,9). Отсюда (следует), что лишь о части достоинств человека говорят в его присутствии и обо всех - в его отсутствие [Эрувин 18а]." (Раши )

"В главе 6:9 Ноах назван человеком "праведным и непорочнейшим". Здесь упомянута только праведность. Поскольку в предыдущей (6) главе рассказывается о Ноахе, а в этой - Всевышний обращается к нему, мудрецы делают вывод, что нехорошо говорить о всех достоинствах человека в его присутствии, но когда его нет, можно рассказать о всех его хороших качествах. К сожалению, многие люди говорят о человеке все плохое, что только знают, "за его спиной", а в его присутствии либо упоминают часть его недостатков, либо хвалят
его." (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_1.htm)

«Верою Ноах (Ной), получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.» (Евр. 11:7)



Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира




РАДУГА В ОБЛАКЕ

«И сказал Бог Ноаху (Ною) и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.» (Быт. 9:8-11)

Нехама Лейбович в своих комментариях к Торе пишет: "Адам, первый отец человечества, начал свое существование с получения благословения от Всевышнего; с получения благословения Ноахом, второго отца человечества, начинается новая история человечества. Но, кроме этого, Ноах получает от Всевышнего еще один замечательный подарок, которого не удостоился первый человек, Адам: Всевышний заключил Свой союз с Ноахом и его потомками – подобно тому, как Он заключил Свой союз с Авраhамом, праотцем избранного народа. Ноах
– первый, кого Тора величает титулом "совершенный праведник" – удостоился клятвенного обещания Всевышнего:

9:11 И БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ВСЯ ЖИВАЯ
ПЛОТЬ УНИЧТОЖЕНА ВОДАМИ ПОТОПА
(http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleybov/s062-066.html)

«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между
Мною и между всякою плотью, которая на земле.» (Быт. 9:13-17)

радугу - "кешет" на иврите. Слово "кешет" еще можно перевести как "лук" (воинское орудие). Всевышний использует именно радугу (противоположную луку), показывая, что Он больше не будет наказывать землю потопом.

знамением завета - все заветы Бога имели знамение: обрезание (завет с Авраамом - Быт. 17:11), шаббат (завет с Израилем (Моисеев завет) - Исх. 31:13-17), чаша (Новый Завет - Лк. 22:20)

15. "Существует много объяснений того, почему именно радуга стала символом этого союза. Некоторые считают, что радуга напоминает лук, обращенный концами к земле. Из такого лука невозможно выстрелить в землю, поэтому радуга — это символ мира. Для других радуга ассоциируется с мостом, соединяющим землю и небо, символизирующим их связь. Радуга это результат взаимодействия света и воды. Тучи могут разразиться как живительным дождем, так и смертоносным электрическим разрядом. Свет, который пронизывает их, напоминает
о том, что отныне даже в самом сильном гневе Б-г сохранит человечеству жизнь.

Однако может быть больше всех приведенных соображений подчеркивает символическое значение радуги спектр сверкающих в небе цветов. Мы уже говорили, что в какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие человечества, Б-г отныне никогда не прибегнет к уничтожению всех людей. Более того, само разнообразие многочисленных путей человеческого развития, человеческих типов ляжет в основу дальнейшего образования и воспитания человечества. Теперь посмотрим на радугу — солнечный луч, разделенный на семь цветов. Цвета варьируются
от красного, родственного свету солнца, до фиолетового, наиболее удаленного от него, близкого к тьме. И все они порождены преломлением единого солнечного луча. Взглянем на бесконечное разнообразие живых существ, начиная от Адама, “красного”, ближайшего к Б-гу, до самой незаметной формы жизни, червя, “всякой плоти, в которой есть дух жизни”. Вглядимся в разнообразие нюансов человеческих характеров — от самых возвышенных, духовных, до низменных, в которых, казалось бы, уже не осталось ничего человеческого. Всех
их объединяет Б-г, все они суть различные преломления Б-жественного Духа, отражающие великое разнообразие жизни. Разве не очевидно, что даже самый незаметный, удаленный от Б-га человек все-таки “сын света”. (Комментарий р. Ш.-Р.Гирша http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_1.htm)

16. и как будет радуга в облаке, Я увижу ее - "Мидраш рассматривает этот стих как образ, а не как буквальное описание действия Всевышнего: "Когда мера суда потребует вынести вам приговор за бунт, Я посмотрю на радугу и вспомню о союзе". (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_1.htm)

"Естествоиспытатели и теперь наблюдают, что радуги не бывает при тропических ливнях. Отсюда, появление радуги есть естественное доказательство того, что дождь не имеет угрожающего характера и непохож на наводнение пред потопом (7:11). Этому-то естественному натуральному явлению Бог и благоволил усвоить особое символическое значение, избрав его знамением Своего завета с Ноем." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

В комментарии к "Брюссельской Библии" говорится, что Ноев завет - это "союз, знаменующий избавление от гибели, служит прообразом Нового Завета - Завета спасения от вечной смерти жертвой Христа." (http://www.bible-center.ru/comments/brs89/ge/9)

«и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.» (Откр. 4:3)
«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные,» (Откр. 10:1)



Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира


Молитвенные просьбы


"Признавайтесь друг пред другом в
проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться:
много может усиленная молитва праведного." (Иак. 5:16)
Ваши молитвенные просьбы вы можете записать здесь: http://messianicministry.info/prayer-requests.htm

Пусть Господь благословит Вас!

Владислав Нагирнер

Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира

Контакты: n-vladislav@yandex.ru






В избранное