Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


Дорогие друзья!
 
В этом номере рассылки мы поговорим о некоторых иудейских молитвах и их связи со Священным Писанием. Обратите внимание: ряд молитв были известны в 1в., а, возможно, и ранее, напр.: Шма, Амида (три первых и три последних благословения, как считают исследователи), Кадиш.
 
Интересно, что в утренних молитвах есть молитвах, в которой есть, в частности, такие строки: "ВЛАСТЕЛИН ВСЕХ МИРОВ! НЕ НА ПРАВЕДНОСТЬ СВОЮ ПОЛАГАЕМСЯ МЫ, ОБРАЩАЯ К ТЕБЕ НАШИ МОЛЬБЫ, А НА МИЛОСЕРДИЕ ВЕЛИКОЕ ТВОЕ; ЧТО МЫ, ЧТО НАША ЖИЗНЬ, ЧТО НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА, ЧТО НАША ПРАВЕДНОСТЬ, (ЧТО НАША СПОСОБНОСТЬ СПАСАТЬ друг ДРУГА ), ЧТО НАША СИЛА, ЧТО НАША СМЕЛОСТЬ; ЧТО МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ ТЕБЕ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ! ВЕДЬ ВСЯКИЙ СИЛЬНЫЙ — НИЧТО ПРЕД ТОБОЮ!" http://www.hatikva.dn.farlep.net/molitv.htm#У (Подробнее:  в сидуре - еврейском молитвеннике)
 
Часть материала была опубликована ранее, в настоящее время значительно дополнена.
 
Шалом -
Владислав
 
 
 
О еврейской молитве

Нам нужно смотреть на Священное Писание как на семейные отношения Б-га со Своим народом, Израилем (и со всеми, кто присоединился к Израилю по вере в Мессию Йешуа).

Для иудея Б-г - это Папа, Который близко, рядом. Ему можно рассказать о приятном, поделиться о наболевшем, "излить душу".      

Блу Гринберг в своей книге "Традиционный еврейский дом" пишет: "Моей свекрови восемьдесят пять лет, и она начинает с того, что вводит Господа в курс всех своих дел, сообщает Ему последние новости обо всех своих детях, внуках и правнуках, не забывая при этом и о событиях прошлых лет, и о былой милости Божьей. Как-то раз, когда мы уже были женаты пятнадцать лет, она напомнила Господу, что сын ее женился на хорошей а идише мейделе ("еврейской девушке" - идиш). Потом она вкратце доложила о том, чем занят каждый из нас, и переключила Его внимание на внуков, рассказала о том, кто в какую школу ходит, кто уже в выпускном классе, а кто - в гипсе из-за порванной связки. Не забыла она и о том, кому предстоит отправиться на месяц в летний лагерь. Она редко обращается к Господу с прямыми просьбами, но как-то раз она вскользь упомянула о том, что у брата моего мужа слишком высокое кровяное давление. А еще раз - поставила своему возлюбленному Господу на вид, что ее внук (ему тогда было 28 лет) - главный врач клинической больницы в Бостоне, так много работает, что что у него совсем не остается времени, чтобы искать себе жену (вновь тонкий намек). Каждую пятницу, без громких слов, она представляет Господу всю свою семью, и все это звучит как истинное благодарение. " (Блу Гринберг. Традиционный еврейский дом. М., Мосты культуры, Иерусалим., Гешарим, 2002, с.55-56).

Сидур - это еврейский молитвенник. Он составлялся на протяжении многих столетий. Как пишет д-р Дан Джастер, "Сидур на 80 процентов либо повторяет Писание, либо творчески использует его" (Даниил  С.Джастер. Достигая зрелости. Союз Мессианских Еврейских общин, Дэнвер, Колорадо, 2006, с.194).

Молитвы из Сидура ("Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль!", "Адон олам", "Барху", "Шма", "Амида", "Кадиш" и др.) значительно обогатят мессианское служение!  

"Отнесись благосклонно, Господь, Бог наш, к народу Своему, Израилю <... > и молитву его прими с любовью, благосклонно; и пусть будет всегда желанно Тебе служение Израиля, народа Твоего. <...> Благословен Ты, Господь, возвращающий Свою Шхину в Сион!" ( Из молитвы "Амида").

АДОН ОЛАМ

"Адон олам" в переводе с иврита - "Властелин мира". "Адон олам" - это гимн Б-гу! "В 14 в. был включен в литургию германских общин, затем был принят другими общинами. В настоящее время гимн читается в начале утренней службы..." http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10089&query=

АДОН ОЛАМ

ВЛАСТЕЛИН МИРА ЦАРСТВОВАЛ
ДО СОЗДАНИЯ ИМ ВСЕХ ТВОРЕНИЙ;
И КОГДА ПО ВОЛЕ ЕГО БЫЛ СОЗДАН ВЕСЬ МИР,
ЕГО ИМЕНЕМ СТАЛО - ВЛАДЫКА.
И ПОСЛЕ КОНЦА МИРА
ОН, ГРОЗНЫЙ БУДЕТ ЦАРСТВОВАТЬ ЕДИНОВЛАСТНО.
ОН БЫЛ, ОН ЕСТЬ,
И ОН ПРЕБУДЕТ ВЕЧНО В ВЕЛИКОЛЕПИИ СВОЁМ.
И ОН ЕДИНСТВЕННЫЙ, И НЕТ ДРУГОГО,
КТО СРАВНИЛСЯ БЫ С НИМ И ЕМУ УПОДОБИЛСЯ.
ЕМУ НЕТ НИ НАЧАЛА, НИКОНЦА;
ОН ВСЕМОГУЩ, И ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЛАСТЬ.
ОН - Б-Г МОЙ, ВЕЧНО ЖИВОЙ МОЙ ИЗБАВИТЕЛЬ, ОПЛОТ СУДЬБЫ МОЕЙ В ЧАС БЕДЫ.
ОН - ЗНАМЯ МОЁ И МОЁ ПРИБЕЖИЩЕ,
ОПОРА МОЯ В ДЕНЬ, КОГДА Я ВЗЫВАЮ К НЕМУ.
ЕМУ Я ВРУЧАЮ ДУШУ СВОЮ
ПЕРЕД СНОМ И ПО ПРОБУЖДЕНИИ
И ВМЕСТЕ С ДУШОЮ - ТЕЛО;
ГОСПОДЬ СО МНОЙ, И НЕ УСТРАШУСЬ.

(http://merkaz.kiev.ua/ru/traditions/blagoslov.html)

''ШМА, ИСРАЭЛЬ''

Дважды в день, утром и вечером, иудеи читают молитву "Шма, Исраэль". "Шма, Исраэль" читают также в синагогах на Шабат и в праздники.
''ШМА ИСРАЭЛЬ АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ АДОНАЙ ЭХАД'' "Эти начальные слова Шма открывают нам целый мир. Это первая тфила, которую произносит ребенок, и последние слова, которые произносит умирающий. В течение многих веков эти слова были девизом еврейских мучеников, в том числе и современных героев духа, произносивших их перед дверьми газовых камер.'' http://www.istok.ru/jews-n-world/Carmell/Carmell_5_66-71.shtml
В этой молитве использованы 3 отрывка из Торы.

Первый отрывок:

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (всем существом твоим - перевод по изданию "Сончино"). И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.» (Втор. 6:4-9)

Первые строки "Шма, Исраэль":  ''ШМА ИСРАЭЛЬ АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ АДОНАЙ ЭХАД'' (''Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть'') говорят нам о единстве Б-га. И о том, что есть только ОДИН Б-Г у Израиля и нет у него никаких других богов! У Исайи читаем:

"Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю." (Ис. 37:16)

Моше и сыновья Израилевы пели Господу: "Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?" (Исх. 15:11)

Наш Б-г - Б-г Всемогущий (Эль Шадай):
"Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] "Бог Всемогущий"..." (Исх. 6:3)

Наш Б-г - Б-г великий (Эль ha-гадоль) и сильный (ha-гибор)(Иер. 32:18) 

В молитве "Шма, Исраэль" содержатся несколько важных мицвот (заповедей):

- Шма (слушай, слушайся);

- аhавта (люби)
- "ЛЮБИ. Это значит: ищи близости Б-га, подчинив этой цели все свое сердце, всю свою душу и все свои средства. Все ваши мысли и чувства, все ваши желания и стремления и все, чем вы владеете, должно рассматриваться вами лишь как средство достижения близости Б-га; они представляют для вас ценность лишь постольку, поскольку могут приблизить к вам Б-га..." (Из комментария р.Ш.Р.Гирша.  Перевод комментария - издательство "Швут Ами"
http://www.machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde02_3.htm)

"Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!" (Пс. 41:2-3).

Что означает любить "всем сердцем"? Это означает направить, приблизить свое сердце к Б-гу! Исайя обличал Израиль, потому что сердце народа было далеко от Него: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;» (Ис. 29:13)

Йешуа говорил: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.» (Марк. 7:21-23)

Нам нужно постоянно следить, чтобы противник ничего не посеял в наши сердца. «Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5:3)

Враг будет пытаться вложить в сердце свои мысли, но от нас, только от нас зависит, позволим ли мы этого или нет. Иуда позволил сатану действовать: «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,» (Ин. 13:2) Результат - Иуда предал Иешуа.

Вот почему в Писании сказано о необходимости любить Б-га всем сердцем.

«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.» (Рим. 10:9-10)

«да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,» (Евр. 10:22)

Любить "всей душой".  Любить - это отдавать. Много любить - это много отдавать. Б-г отдал самое дорогое - Сына Своего, чтобы мы могли иметь спасение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин. 3:16)

Йешуа отдал свою жизнь за нас, искупил нас от грехов: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.» (1 Ин. 3:16)

«ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;» (Мф. 16:25)

Любить "всеми силами". Это означает все свои силы направить на служение Всевышнему.

- шинантам (внушай их);
- дибарта (говори);
- кшартам (навяжи их);
- хтавтам (напиши их)


Второй и третий отрывки -  Дварим (Второзаконие) 11:13-21 и Бемидбар (Числа )15:37-41.

Текст молитвы "Шма, Исраэль" содержится на свитках, которые помещаются в мезузу и тефиллин. (Традиция установила во время молитв в синагоге одевать две черные кожаные коробочки (тефиллин), внутри которых находятся свитки с отрывками из Торы. Эти коробочки прикрепляются с помощью ремней, одну надевают на верхнюю часть руки, другую прикрепляют ко лбу. Также во время молитв одевают талит - молитвенное покрывало, к каждому из четырех концов которого прикрепляются цицит (кисти). О цицит сказано в Торе: «объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.» (Чис. 15:38-40)

Мезуза - это коробочка, внутри которой находится свиток с 2 отрывками из Торы (Второзаконие 6:4-9 и 11:13-21). Мезуза прикрепляется к косякам дверей.)

Один законник спросил Йешуа: "Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе"?

"Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Мф. 22:37-40)

АМИДА

"Амида" в переводе с иврита означает "стояние". Ее произносят стоя, обратившись лицом в сторону Иерусалима. Это одна из трех ежедневных молитв в синагоге. 

Как пишет Гедалия Аллон в "Истории евреев Эрец-Исраэль в талмудическую эпоху" (т.1), три первые и три последние благословения в "Амиде" читались во времена Второго Храма. 

Первые три части - это благословения Б-га: благословение Б-га как Б-га Авраама, Ицхака и Яакова, о могуществе Б-га и о святости Б-га. Затем идут просьба о мудрости и разумении, молитвы о тшуве (покаянии) и прощении грехов, об исцелении, о благословении земли, о возвращении евреев в Израиль из стран диаспоры и др. В заключении - молитва - благодарение Б-гу за все Его милости и молитва о шаломе для Израиля.

Ниже - приводятся три первых благословения "Амиды" и параллельные места из Танаха.

1. Благословен Ты, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова, Бог великий, могучий и грозный, всевышний Бог, дарующий блага, сотворивший все, и помнящий добрые добрые дела отцов, и по любви Своей пославший Избавителя сыновьям их сыновей ради Имени Своего.

«И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.» (Исх. 3:15)

«ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,» (Втор. 10:17)

«И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь.» (Иер. 31:14)

«Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.» (Ис. 42:5)

«иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.» (Иер. 2:2)

2. Твое могущество вечно, Господь, Ты возвращаешь мертвых к жизни, Ты - великий Избавитель (летом говорят: посылающий росу, зимой говорят: посылающий ветер и дарующий дождь), питающий по доброте Своей живых, по великому милосердию возвращающий мертвых к жизни, поддерживающий падающих и исцеляющих больных, и освобождающий узников, и исполняющий Свое обещание (возвратить жизнь) покоящимся в земле, - кто подобен Тебе, Всесильный, и кто сравнится с Тобой, Владыка, Который умерщвляет, и оживляет, и взращивает спасение!

«Могуществом Своим владычествует Он вечно...» (Пс. 65:7)

«Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс. 18:15)

«Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли.» (Неем. 9:21)

«Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.» (Пс. 144:14)

«творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,» (Пс. 145:7)

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.» (Дан. 12:2)

«Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;» (1 Цар. 2:6)

3. Ты свят, и свято Имя Твое, и святые (ангелы) будут восхвалять Тебя изо дня в день, вовеки. Благословен Ты, Господь, Бог святой.  

«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3)

«Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.» (Пс. 148:2)

"Кадиш" с параллельными местами из Священного Писания

Молитва "Кадиш" составлена на арамейском (близком к ивриту) языке (кроме отдельных слов и заключения - на иврите). "Кадиш" в переводе с арамейского означает "святой". 

"Причиной этому является то, что эта молитва была составлена во время вавилонского плена, когда евреи освоили вавилонский диалект — арамейский язык. Эта молитва была составлена, как и большинство всех наших молитв, Мужами Великого Собрания. Она основана на словах пророчества Иехезкиеля, в котором освящение имени Божьего поставлено в центре национальной обязанности Израиля, от которой зависит высвобождение еврейского народа."  (http://www.moshiach.ru/lesson/prayer/kadish_barchu.html)

Кадиш читают при наличии миньяна (10 взрослых евреев - старше 13 лет).

Существуют 4 формы этой молитвы:

- хаци кадиш (полукадиш) - после чтения Торы и др.

- кадиш шалем (полный кадиш) - после молитвы Амида и др.

- каддиш де-раббанан

- кадиш ятом (поминальный кадиш)

Текст Кадиша с параллельными местами из Священного Писания:

Да возвысится и освятится великое Имя Его! 
- в мире, сотворенном по воле Его.
(«и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь.» (Иез. 38:23))

И установит Он Свою царскую власть, и возратит спасение, и приблизит приход Машиаха Своего, при жизни вашей и во дни ваши, при жизни своего дома Израиля, вскорости, в ближайшее время. И скажем; Амен! 

Обратите внимание, как похожи первые строки молитвы "Отче наш" на приведенные выше строки из молитвы "Кадиш": «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;» (Мф. 6:9-10)

Да будет Имя Его великое благословенно вечно во веки веков!(«... да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21)

«Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.» (Пс. 112:2)

«И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила;» (Дан. 2:20))

Да будет благословенно, возвышено, превознесено, возвеличено и прославлено Имя Святого, Благословен Он, выше всевозможных благословений и песнопений, восхвалиний и утешений, произносимых в мире. И скажем: Амен!

Да пребудет с небес великий мир и благополучная жизнь нам и всему Израилю. И скажем: Амен!

Устанавливающий мир в высотах Своих, Он пошлёт мир нам и всему Израилю. И скажем: Амен! («держава и страх у Него; Он творит мир на высотах Своих!» (Иов 25:2))

(Текст молитвы "Кадиш" - http://www.jafi.org.il/education/russian/festivals/YomHaZikaron/Kadish.html цитаты из Писания - по Синодальному переводу)

"О том, что каддиш читался нараспев, писал уже во второй половине 14 в. или начале 15 в. Я‘аков бен Моше Молин. В синагогальном мелосе ашкеназских общин мелодии каддиша очень разнообразны — от речитативного распева (для будней) до сложных и впечатляющих композиций для кантора-солиста и хора (для праздников)."

"В Израиле десятое число месяца тевет установлено как день всеобщего каддиша (Иом ха-каддиш ха-клали) в память о погибших в Катастрофе, дата смерти которых неизвестна."  (Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/11915)

"Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль!" с параллельными местами из Священного Писания 

Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль! («как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!» (Чис. 24:5))

И я, по великой милости Твоей, войду в Твой дом, и склонюсь в святилище Твоем в трепете пред Тобою. («А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.» (Пс. 5:8))

И я буду молиться Тебе в час Твоего благоволения, Господь, Боже, по великой милости Своей ответь мне (даровав мне) истинное спасение!(«А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;» (Пс. 68:14))

 
 
                  Молитвенные просьбы
 
Дорогие братья и сестры, прошу молиться о моем неверующем друге Жене, чтобы Господь просветил его, открыл ему глаза и коснулся его сердца, чтобы он обратился к Богу.

Большое спасибо вам за поддержку!

Света

"Признавайтесь друг пред другом в
проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться:
много может усиленная молитва праведного." (Иак. 5:16)

Ваши молитвенные просьбы вы можете записать здесь: http://messianicministry.info/prayer-requests.htm

Пусть Господь благословит Вас!

Владислав

Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира
 
Контакты: n-vladislav@yandex.ru



 


В избранное