Слово "ияр" происходит от слова "ор" (свет).
Слово "зив" означает "сияние". "Таким образом, оба названия месяца по своему
отражают сущность и проявление света: название Ияр символизирует источник света,
а Зив — отражение света от его источника." (http://kehilatyeshua.narod.ru) Месяц
ияр обычно соответствует апрелю-маю.
Основные события в
месяце Ияр
- высохла земля
после потопа
«И во втором месяце, к двадцать седьмому дню
месяца, земля высохла.» (Быт. 8:14)
- ман
(манна)
«И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов
Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день
второго месяца по выходе их из земли Египетской.» (Исх. 16:1)
«И нарек дом Израилев [хлебу] тому имя: ман
(манна); он(а) был(а), как кориандровое семя, белый (белая), вкусом же как
лепешка с медом.» (Исх. 16:31)
- Господь поручил
Моше сделать перепись народа
«И сказал Господь Моше (Моисею) в пустыне
Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по
выходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов Израилевых
по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно: от
двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите
их - ты и Аарон;» (Чис. 1:1-3)
- Песах шени
(Второй Песах) (14 Ияра)
«Были люди, которые были нечисты от [прикосновения]
к мертвым телам человеческим, и не могли совершить Песаха в тот день; и пришли
они к Моше (Моисею) и Аарону в тот день, и сказали ему те люди: мы нечисты от
[прикосновения] к мертвым телам человеческим; для чего нас лишать того, чтобы мы
принесли приношение Господу в назначенное время среди сынов Израилевых? И сказал
им Моше (Моисей): постойте, я послушаю, что повелит о вас Господь. И сказал
Господь Моше (Моисею), говоря: скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из
потомков ваших будет нечист от [прикосновения] к мертвому телу, или будет в
дальней дороге, то и он должен совершить Песах Господен; в четырнадцатый день
второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими
травами пусть едят ее;» (Чис. 9:6-11)
«И послал Хизкияhy (Езекия) по всей [земле] Израильской
и Иудее, и письма писал к Эфраиму (Ефрему) и Менаше (Манассии), чтобы пришли в
дом Господень, в Иерусалим, для совершения Песаха Господу Богу Израилеву. И
положили на совете царь и князья его и все собрание в Иерусалиме - совершить
Песах во второй месяц, ибо не могли совершить ее в свое время, потому что
священники [еще] не освятились в достаточном числе и народ не собрался в
Иерусалим.» (2 Пар. 30:1-3)
- Царь Шломо
(Соломон) начал строить Храм
«В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов
Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шломо (Соломонова)
над Израилем, в месяц Зив, который есть второй месяц, начал он строить храм
Господу.» (3 Цар. 6:1)
- стротельство
Второго Храма
«Во второй год по приходе своем к дому Божию в
Иерусалим, во второй месяц Зерубабель (Зоровавель), сын Шеалтиэля (Салафиилов),
и Йешуа (Иисус), сын Йоцадака (Иоседеков), и прочие братья их, священники и
левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим положили начало и поставили левитов
от двадцати лет и выше для надзора за работами дома Господня.» (Езд.
3:8)
- образование
государства Израиль - 5 ияра 5708 года (14 мая 1948
г.)
- День
Иерусалима (28 ияра 5727 г. был освобожден старый город
Иерусалим в ходе Шестидневной войны 1967 г.)
Во время всего месяца Ияр
исполняется мицва сфират а-омер («отсчет дней омера»).
«Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в
который приносите сноп (омер) потрясания, семь полных недель, до первого дня
после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое
хлебное приношение Господу:» (Лев. 23:15-16)
О празднике Шавуот - в следующем номере рассылки. Шавуот - это
праздник жатвы первых плодов - ("хаг ha-кацир
бикурей"), день первых плодов ("йом
ha-бикурим"), праздник дарования Торы. В этот день было излияние Руах hа-Кодеш
(Святого Духа) на учеников Мессии Йешуа.
Шауль (апостол Павел) говорил о себе: «я Иудеянин,
родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе у ног Гамлиэля
(Гамалиила), тщательно наставленный в отеческом законе (Торе), ревнитель по
Боге, как и все вы ныне.» (Деян. 22:3)
Почему Шауль употребляет слова: "у ног
Гамлиэля (Гамалиила)"?
В Израиле подобные выражения - "у ног рабби
(учителя)" - были очень распространенными. И Шауль, уверовавший в Мессию
Йешуа фарисей, использует их также.
В Евангелиях мы встречаем их также. "Когда же шли они
(женщины - прим. В.Н.) возвестить ученикам Его, и се Йешуа (Иисус) встретил их и
сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему."
(Матф.28:9)
"Однажды в лагерь бар Кохбы, где находился рабби Акива,
прибыла знатная римлянка с большой свитой.
– Отведите меня к великому учителю Израиля, – обратилась она
к стражникам.
Ее желание было выполнено. Войдя в шатер, она бросилась к
ногам рабби и обняла его колени.
– Не отталкивай меня, великий, благородный, мудрый муж!
Позволь мне быть простой служанкой, которой ты позволяешь мыть твои ноги." (Д-р
Меир Леман. Акива. Гл. 43 http://chassidus.ru/library/history/akiva/43.htm)
Мы видим, что и омывать ноги - это было по-еврейски.
Потому и в Евангелиях мы читаем об этом:
«Некто из фарисеев просил Его
вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того
города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла
алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать
ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала
миром.» (Лук. 7:36-38)
«Мария же, которой брат Лазарь был
болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами
своими.» (Ин. 11:2)
«Мария же, взяв фунт нардового
чистого драгоценного мира, помазала ноги Йешуа (Иисуса) и отерла волосами своими
ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.» (Ин. 12:3)
"Как отмечал раввин Арье Каплан... знаменитый
Виленский Гаон считал, что рабби Луцатто обладал самым глубоким пониманием
иудаизма, какого может вообще достичь смертный и добавлял, что если бы Луцатто
был бы его современником, рабби Элиаху прошел бы пешком весь путь от Вильно до
Италии, чтобы иметь возможность сидеть у ног рабби Луцатто и внимать его
словам." (Моше Хаим Луцатто. Очерк об основах иудаизма http://chassidus.ru/library/ikarim/foreword.htm)
"Руководителями ближайших поколений как на Святой
Земле, так и в еврейской колонии в Вавилонии, важность которой все возрастала,
были ученики рабби Иеуды аНасси. В их числе были рабби Хия – знаменитый ученый в
Вавилонии еще до его поступления в академию рабби Иеуды; Абба Ареха, приобретший
большую известность под именем Рав; Бар-Каппара и коллега Рава в талмудических
дискуссиях, Шемуэль. Искусный врач Шемуэль не только сидел у ног обожаемого
учителя, но лечил его, когда он тяжело болел." (Яаков Изакс. Наш народ. Кн.7
http://chassidus.ru/library/history/our_people/169.htm)