Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Тора – это корень жизни
В память о Нафтоли бен Александр

Недельная глава ТАЗРИЯ - МЕЦОЙРО
Время зажигания свечей - 24 Апреля 2009 - в Нью Йорке 7:26

Рав Бенцион Зильбер
«Тазриа» («Зачнет»)
(Предоставлено:
http://toldot.ru)

Глава «Тазриа» содержит законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у людей и вещей, вызванное родами и болезнью цараат (в переводе - проказа; особая болезнь, не тождественная той, что называют проказой в наше время).
Роженица считается нечистой в течение установленного срока (его продолжительность определяется тем, кто родился - мальчик или девочка). В этом состоянии ей запрещено прикасаться к священным предметам и входить в Святилище Храма. По окончании срока роженица приносит в Храм предписанные жертвоприношения и тем очищается.
Чистоту или нечистоту человека с пятнами на коже устанавливает священнослужитель (коэн). Он определяет его состояние по признакам, указанным в главе. Если болезнь оказывается цараат, человека изолируют. Цараат может поражать также одежду из шерсти, льна или кожи.

НЕРАСТОРЖИМЫЙ СОЮЗ

Начало главы рассматривает ситуацию рождения младенца мужского пола и в третьем стихе говорит: «А на восьмой день обрезана будет крайняя плоть его» (Ваикра, 12:3). Больше глава этой темы не касается, полностью сосредоточившись на законах нечистоты. Мы же остановимся именно на теме обрезания.

И в быту, и в священных текстах евреи называют обрезание не просто «мила», а «брит-мила», что значит - союз, или договор, или завет обрезания. Заповедь обрезания дана Всевышним нашему праотцу Аврааму: «И обрежете вашу крайнюю плоть, и это будет знаком союза между Мной и вами… и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным» (Берешит, 17:11, 13). Всевышний говорит это, когда объявляет тогда еще Авраму, что отныне он будет называться Авраам - отец множества народов, что Всевышний заключает с Авраамом и его потомством вечный союз, дает ему и его потомству после него всю землю Кнаан в вечное владение и будет им Б-гом.

Заповедь обрезания - одна из немногих заповедей, полученных евреями еще до исхода из Египта и вручения им Торы у горы Синай. И с тех пор евреи исполняют ее всегда и в любых условиях, обрезанием присоединяя новорожденного мальчика к народу Авраама.(Кстати, обрезание - обязательное условие принятия еврейства неевреем.) Выполнение этой заповеди настолько важно, что «отодвигает» субботу: если восьмой день от рождения младенца приходится на субботу, отступают от законов субботы и делают обрезание.

Как уже сказано, впервые в Торе мы читаем об этой заповеди в книге «Берешит». Там же Тора указывает, что душа мужчины, который не сделает обрезания, будет истреблена из его народа.

У нас есть целый ряд заповедей, выполнение которых, так сказать, «материализуется» в каком-либо особом предмете: мы надеваем на себя цицит и тфилин, прикрепляем у входа в свой дом и в комнаты мезузу. Но свой союз с Б-гом мы отмечаем не на каком-либо предмете, а непосредственно на себе, на своем теле, более того - на органе, связанном с продолжением рода. Говорит Абрабанель (еврейский философ, комментатор Торы, 15 - начало 16 вв.): цицит мы носим на одежде - одежду человек может снять; мезузу мы прикрепляем на доме - из дома человек может выйти, но знак нашего союза с Б-гом остается с нами всегда, даже если мы лишены всего остального.

Талмуд говорит, что царь Давид, придя в баню и сняв одежду, опечалился, что нет с ним в эти минуты ничего, что связывало бы его с заповедями Торы. Утешился царь, осознав, что одна из заповедей присутствует при нем постоянно. Эту особенность брит-милы - неизменное присутствие - Талмуд и подчеркивает, отмечая: человек делает брит-милу один раз в жизни, но сопровождает она его непрерывно всю жизнь. Тфилин и цицит человек надевает каждое утро, но он же и снимает их, а обрезание делается раз и навсегда.

Во второй половине девятнадцатого века раввином в Москве был рав Хаим Берлин, сын рава Нафтали-Цви-Иеуды (Нецива), руководителя знаменитой ешивы в Воложине. Иногда рав Хаим выполнял в Москве и обязанности моэля. В конце жизни рав Хаим Берлин поселился в Иерусалиме, где был избран главным раввином ашкеназской общины святого города.

Рав Хаим читал в синагоге в качестве баал-коре - чтеца по свитку - недельные главы Торы и тексты, которые принято читать в праздники. С большим чувством читал он «Шир а-ширим» («Песнь песней»), в которой в иносказательной форме говорится об отношениях между Всевышним и еврейским народом («Песнь песней» читают в пасхальную субботу). Слова «Как прекрасна ты, подруга моя, как ты прекрасна! Глаза твои как голуби» (Шир а-ширим, 1:15) неизменно вызывали у него слезы. Как-то его друг и ученик рав Арье Левин спросил, что так трогает рава в этих словах. Рав рассказал ему.

Однажды в Москве пришел к раву Хаиму еврей и сказал, что есть у него к раву просьба, но не для чужих ушей. Посетитель с равом отошли в сторону, и пришедший объяснил свое дело: у него родился сын, и он просит рава сделать сыну обрезание, но так, чтобы никто не узнал. Еврей этот занимался торговлей предметами христианского культа, старательно скрывал от окружающих свое еврейство и боялся повредить своему бизнесу.
-Ну что ж, -сказал рав Хаим. - Пусть нас будет только двое. Ты - сандак (человек, который держит ребенка во время обрезания), я - моэль. И все.
-Я не смогу смотреть, как моему сыну делают брит-милу, -сказал еврей, -яслишком волнуюсь при этом.
Рав Хаим предложил пригласить сандаком знакомого врача-хирурга. Он сумеет сохранить тайну, а окружающим зато можно будет сказать, что к ребенку просто вызвали врача. К тому же врач под видом очередного визита сможет навещать ребенка, проверять его состояние.
- А ты, - попросил рав Хаим, - зайдешь ко мне через несколько дней и скажешь, как дела.
Так они и поступили.
Еврей, отправляясь к раву Хаиму на третий день после брит-милы, полагал, что рав рассчитывает не только узнать о положении дел, но и получить плату за работу. Однако оказалось, что рава интересовал совсем другой вопрос: почему человек, который занимается столь не подходящим для еврея делом и который, как можно по этому предположить, вряд ли соблюдает другие заповеди, все-таки решил сделать сыну обрезание. Еврей плакал, отвечая на этот вопрос. Да, конечно, он отошел от Торы, но в детстве он получил религиозное воспитание и хоть что-то знает и помнит. А его сын? При том образе жизни, что ведет отец, мальчик ведь не узнает ничего. Пусть же он хотя бы присоединится к союзу евреев с Б-гом, чтобы, если он, став взрослым, пожелает этого, дорога к Торе и к своему народу была ему открыта.

- Дважды, - говорил рав Хаим раву Арье Левину, - сказано в стихе «ты прекрасна» (как вы понимаете, речь идет о еврейском народе. - Б.З.). Говорит мидраш: ты прекрасна, когда ты праведна, и ты прекрасна, когда ты грешишь. «Ты прекрасна, когда ты праведна» - это понятно. Но - «ты прекрасна, когда ты грешишь»? Как это понять?На этот вопрос, - продолжал рав Хаим, - мы находим ответ в словах: «Глаза твои как голуби». Птенцы голубей, еще не умеющие летать, не отрываются от родного гнезда или голубятни. Они никогда не отбегают от голубятни на такое расстояние, чтобы перестать ее видеть. Как только они замечают, что им грозит опасность потерять ее из поля зрения, они тут же останавливаются. Так и еврейский народ. Как бы далеко он ни отошел от Торы, он никогда не теряет ее из виду совсем. И потому не утрачивает полностью своей духовной красоты, даже если ему, к несчастью, случается грешить. Связь его с Б-гом нерасторжима.

"Кицур Шулхон Орух"
Законы счета омера и дней счета

1. Если человек забыл произнести счет Омера и не сделал этого ночью, он может сделать это днем без благословения, а в следующие ночи сможет делать это, произнося благословение. Если же он забыл сделать это и днем, все следующие ночи он должен будет произносить счет Омера без благословения1. Если же он не помнит, считал он Омер ночью или нет, то, несмотря на то, что днем он точно этого не делал, тем не менее он должен все следующие ночи считать Омер, произнося благословение.

2. Чтобы выполнить заповедь совершенно правильно, необходимо перед произнесением благословения точно знать, на что оно произносится, то есть нужно знать, который сегодня день по счету Омера. Если же получилось так, что человек не знал, какой сегодня день, и начал благословение, имея в виду, что услышит число от товарища, заповедь также выполнена.

3. В дни счета Омера, тридцать три дня счета, умирали ученики рабби Акивы; поэтому в эти дни соблюдают некоторые законы траура: не женятся и не стригутся. И есть разные обычаи относительно того, как эти тридцать три дня считать. В некоторых местах принято считать, что это были первые тридцать три дня Омера, и поэтому эти две вещи запрещены до Лаг ба-Омер (то есть до тридцать третьего дня Омера). Но если Рош-Ходеш месяца Ияр выпадает на Шаббат (а в этом случае этот день имеет двойную святость — святость Шаббата и святость Рош-Ходеш), то разрешают жениться и стричься накануне этого Шаббата. А в Лаг ба-Омер, а также во все дни счета после тридцать третьего, жениться и стричься уже разрешено, поскольку в этот день ученики рабби Акивы перестали умирать; и поэтому в этот день принято радоваться чуть больше обычного, и в этот день не читают Таханун.

Рав Моше Хаим Луцато
ДААС ТВУНОС
(перевод р. Л.А. Саврасов)

СКАЗАЛ РАЗУМ: Теперь, если обратим сердца наши ко всем деяниям Всевышнего, тем, что уже произошли с момента появления человека на земле, и тем, что обещаны нам через пророков в будущем, то увидим, что прояснится для нас в результате всего в полной ясности — безраздельность единства Всевышнего.

Ведь очевидно, что остальные аспекты неисчерпаемого совершенства Творца не могут быть прояснены для нас вообще, так как нет у нас средств, чтобы постичь их. Например, известно, что Он мудр — но не постичь нам всей глубины мудрости Его, известно, что Он знающий, но недоступна нам глубина знаний Его.

Поэтому сказали мудрецы наши, благословенной памяти: «Да, Ты мудр, но неизвестной нам мудростью, Ты понимаешь, но неизвестным нам пониманием». И поскольку эти аспекты непостижимы, выходит, что нам запрещено их исследовать. О подобных же исследованиях сказано: «В непостижимом для тебя не ищи новых знаний, скрытое от тебя не исследуй» (Хагига 13а). И также сказано: «Если рвется сердце твое [к подобным знаниям], верни его на место» (Сефер Йецира, раздел 1:48).

А вот единство, напротив, может открыться нам и проясниться во всей полноте. И как следствие этого недостаточно того, что оно прояснится нам само, а обязаны мы обратить сердце к знанию этому, дабы укоренилось оно там прочно, без всяких оговорок. И это именно то, что заповедал нам Моше от имени Всемогущего: (Дварим 4:39) «И узнаешь в тот день, и примешь сердцем своим, что Создатель — это Всесильный, на небе вверху и на земле внизу нет подобного». И уста самого Всевышнего свидетельствуют и провозглашают, что все собранное по крупицам из всех круговоротов событий, происходящих по воле Всевышнего в мире, — все это раскрытие Его абсолютного единства. Как сказано в книге Дварим (32:39): «И увидите тогда, что Я — это Я, и нет силы, подобной Мне», а сказано это было в завершение описания всего круговорота событий, которому предназначено свершиться в мире, ведь именно этому посвящена песня «Гаазину...» [«Слушайте...»], как подтвердил сам передавший нам писание, и венчают ее слова «И увидите тогда, что Я, Я это...». И  об этом сказано однозначно у пророка Йешаягу (43:10-11): «Ради того, чтобы узнали вы и поверили Мне, и поняли, что Я — это. До Меня не было другой силы и после Меня не будет. Я — Всесильный, и нет кроме Меня спасителя». И далее (Йешаягу 44:6): «Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет властелина». И также (Йешаягу 45:6-7): «Ради того, чтобы узнали от востока и до запада, что нет никого, кроме Меня, Я — Всесильный, и нет другого. Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло, Я — Всевышний, делающий все это». Как видишь, неоднократно повторяется форма обращения «Ради того, чтобы узнали...», «ради того, чтобы узнали и поняли...».

Очевидно, воля Его в том, чтобы узнали мы это знанием полным и осмысленным. И суть торжества, обещанного Им Израилю — раскрытие единства Его на глазах у всех.

Виленский Гаон
Эвен Шлема (Совершенная Мера)

Все удовольствия, которые человек получает в этом мире, обернутся ему в могиле горечью. Вожделевшие [мозговые] оболочки наказываются “муками могилы” (хибут акевер). Там же судится каждый орган, получивший удовольствие в этом мире не в процессе выполнения заповеди, и его жжет как змеиным ядом. И праведники тоже наказываются хибут акевер. Но праведнику, получающему удовольствие только во имя Неба, это удовольствие, напротив, засчитывается как исполнение заповеди и приношение жертвы.

Рабби С. Вогшал
Тора и бизнес
СУБОТА И БИЗНЕС

Как поручить работу нееврею перед субботой или праздником

Нельзя до наступления субботы или праздника давать рабочее задание нееврею и требовать, чтобы тот выполнил его в субботу или праздник. Так запрещено поступать, даже если еврей не говорит прямо, чтобы тот работал в субботу или праздник, но из его разъяснений видно, какой день недели имеется в виду.

Вопрос
Каким образом можно перед субботой или праздником поручить нееврею выполнить в субботу или праздник определенную работу?
Ответ
Работу можно давать нееврею в течение всей недели, в том числе непосредственно перед наступлением субботы или праздника, даже если существует вероятность, что тот выполнит ее в субботу или праздник, — но только при условии, что еврей при этом не указывает конкретно на субботний день или праздник и что нееврею известно, что он получит плату за выполненную работу.

Почему так поступать разрешено?
Потому что работник будет работать в субботу по своей инициативе, т.е. он преследует собственную выгоду, или, другими словами, хочет как можно быстрее выполнить работу, не откладывая ее на другой день, и получить плату.

Конкретные примеры
∙ Можно отнести обувь сапожнику, сдать костюм в химчистку или отправить машину в ремонт незадолго до субботы, но при этом нельзя просить (что называется прямым текстом), чтобы работа была выполнена к концу субботы.
∙ Если в пятницу есть товар, готовый к отправке, нельзя обращаться в транспортную контору со словами: "Заберите товар завтра".
∙ Не разрешается заказывать ремонт станков на субботу или еврейский праздник, даже если предприятие расположено в нееврейском квартале.


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное