Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Тора – это корень жизни
В память о Нафтоли бен Александр

ПЕСАХ
Время зажигания свечей в Нью Йорке
8 Апреля  2009 7:10
10 Апреля 2009 7:12

КАК ОЩУТИТЬ ГОРЕЧЬ?
«Оцарот»
(Предоставлено:
http://toldot.ru)

Закон таков: проглотил (не жуя) мацу — выполнил заповедь. Проглотил марор (горькую зелень) — не выполнил заповедь (Псахим 115 б).

Объясняет Меири: «Потому что марор мы едим в память о том, как египтяне делали жизнь наших отцов горькой. Для этого необходимо почувствовать горечь, а горечь нельзя почувствовать, не разжевав».
Отсюда ясно: недостаточно выучить и знать, что «сделали жизнь нашу горькой». Необходимо почувствовать горький вкус, ощутить ту горечь.

Рабби Хаим Шмулевич, глава ешивы Мир, рассказывал: однажды в России была очень холодная зима и бедняки не могли купить дрова для отопления, дети замерзали. Хафец Хаим отправился в город Лиду, который находился недалеко от его местечка, чтобы собрать у тамошних богатых людей деньги на дрова. Постучался у двери одного богача — своего знакомого. Когда богач увидел, кто стоит у его двери, он вышел навстречу Хафец Хаиму, желая оказать мудрецу достойный приём. Он пригласил Хафец Хаима в дом, но тот отступил назад и объяснил, что спешит, чтобы скорее выполнить заповедь. И начал рассказывать о том, как страшно бедняки страдают от холода. Действительно, мороз был страшный, и богач, который вышел в одной рубашке, дрожал от холода.
«Пусть господин зайдёт», — просил богач Хафец Хаима, одетого в меховую шубу, но Хафец Хаим продолжал рассказывать, как дети дрожат от холода, как у них зубы стучат и руки-ноги коченеют.
Сказал богач: «Я готов выписать чек на крупную сумму, но чековая книжка лежит у меня на столе».
Тогда Хафец Хаим согласился войти с ним в дом, где его охватило тепло, исходящее от горящего камина. Богач выписал чек на большую сумму и спросил Хафец Хаима: «Вы же могли рассказать мне всё это в доме, почему же задержались снаружи?»
Хафец Хаим ответил: «Тот, кто не почувствовал на себе действия холода, не сможет представить страдания замерзающих детей».

Так и здесь: даже если бесконечно повторять слова «и делали жизнь горькой», это не подействует так, как жевание горькой, как полынь, зелени (Маамарэй мусар).

Рав Бенцион Зильбер
НАШ РАССКАЗ В НОЧЬ ПАСХАЛЬНОГО СЕДЕРА
(Предоставлено:
http://toldot.ru)

Тема пасхального Седера – установленного порядка действий в первую ночь праздника Песах – неисчерпаема. Ее можно рассматривать и с точки зрения алахи, системы еврейских законов, и с точки зрения мусара – системы еврейских нравственных ценностей. Подойдем к ней с позиций алахи.

Брискер ров говорит: Тора предписывает нам «все дни жизни» вспоминать об исходе из Египта. Талмуд в трактате «Брахот» объясняет: дни – это дни, все дни – это сутки, т.е. и дни, и ночи. Короче, мы обязаны и днем, и ночью вспоминать об Исходе. Чем же, в таком случае, воспоминание об исходе из Египта в ночь Седер Песах отличается от воспоминания об этом в другие ночи года?

Тремя вещами, отвечает Брискер ров на этот вопрос.
Во-первых, каждую ночь мы вспоминаем «про себя», а здесь надо рассказать другим людям, вслух, и не просто, а в форме вопросов и ответов, причем обязательные вопросы и ответы даны нам в Агаде (конечно, к ним можно добавлять и свои). Так что даже если Седер проводят вместе два больших знатока Торы, один из них должен задавать вопросы, а другой – отвечать. И если человек проводит Седер в одиночку, он спрашивает сам себя и сам себе отвечает.
Во-вторых, помимо самой истории Исхода мы обязаны рассказать о смысле заповедей, которые Б-г предписал нам выполнять этой ночью. Мы должны объяснить три вещи: почему мы едим мацу, и только мацу, почему мы едим горькую зелень (марор) и почему наши отцы ели мясо пасхальной жертвы.
В-третьих, в ежедневном воспоминании надо вспомнить только о самом факте, о том, что Б-г вывел нас из Египта. А в рассказе мы излагаем всю цепочку событий. Как все это было? Как и с чего началось порабощение? Какие притеснения чинили евреям египтяне? Мы рассказываем о страданиях евреев и о казнях, которые Всевышний наслал на Египет. Мы начинаем с плохого и заканчиваем хорошим. И чем больше мы рассказываем об этих событиях, тем лучше.

Это особая ночь, единственная в году. Мы благодарим Б-га за все чудеса, что Он сделал нашим отцам, за исход из Египта. Если бы Всевышний не вывел наших отцов из Египта, еврейского народа не было бы. Каждый из нас должен ощущать себя так, будто он сам вышел из Египта. В эту ночь мы должны мысленно перенестись в Египет, увидеть обрушивающиеся на него казни, ощутить счастье Исхода и почувствовать благодарность к Б-гу за это освобождение.

Если мир был создан весной, почему Новолетие осенью?
(Предоставлено:
http://toldot.ru)

Вопрос
Почему мы благословляем на солнце, как оно было при сотворении мира, в нисане, а не в тишрее? И, если мир был создан в нисане, то почему в молитвах на Рош а-Шана (Новолетие) мы говорим, что сегодня был создан мир, сегодня нас судят за дела года и т.д.?
С уважением, А.

Отвечает Рав Бен-цион Зильбер

Уважаемый А.!
В Талмуде (трактат Рош а-Шана 10) приводится спор рабби Элиэзера и рабби Йеошуа: согласно рабби Элиэзеру, мир был создал в месяце тишрей, согласно рабби Йеошуа — в месяце нисан. Точнее, 1-го тишрея (или нисана) был сотворён человек, а творение мира было на пять дней раньше — 25 элула по рабби Элиэзеру или 25 адара по рабби Йеошуа.
Возникает вопрос: в соответствии с чьим мнением установлена алаха, в соответствии с чьим мнением мы выполняем связанные с этим заповеди?
Из комментариев Раши и Тосафот (Рош а-Шана 12) следует, что закон установлен в соответствии с мнением рабби Йеошуа: мир был создан в нисане. В Гмаре Брахот 59 написано: мы произносим Благословение на солнце в начале поры нисана (ткуфат нисан).
Как же, в таком случае, мы можем говорить в молитве на Рош а-Шана «зэа-йом тхилат маасэха» — «Это день начала Твоих деяний»?
Рабейну Там в комментарии Тосафот (Рош а-Шана 27а) говорит так: «Задумано было создание мира в тишрей, а реально был создан в нисане».
Это сложно понять, ведь для Б-га не существует времени, время — для нас. По-видимому, были особые фазы в создании мира «относительно нас», для проявления в нашем мире.
Арух а-Шулхан и рав Бен-Цион Аба-Шауль зацаль (который так понимает мнение Рамбама) полагают иначе: мы принимаем мнение рабби Элиэзера, что мир был создан в тишрее. А отсчитывая ткуфот («поры года») от нисана, мы отправляемся от «гипотетической» точки, которая была до сотворения мира.
С уважением,
Бен-Цион Зильбер

"Кицур Шулхон Орух"
Законы Песаха

1. Хотя во всякий Шаббат или Йом-Тов разрешается сделать Кидуш и поесть еще днем, чтобы прибавить к святому, отняв от будничного, — в Песах дело обстоит не так, поскольку заповедь есть мацу действует именно ночью, как и заповедь есть пасхальную жертву, про которую сказано:«.. .ипусть съедят его мясо этой ночью». И также заповедь выпить четыре стакана вина действует именно ночью. И поскольку один из четырех стаканов — это тот стакан, на который делают Кидуш, нельзя сделать Кидуш и выпить этот стакан, пока не наступила ночь. Глава Седера делает Кидуш, как написано в Пасхальной Агаде, и выпивает первый стакан, опершись на левую руку. И лучше, если это возможно, выполнить требование тех мудрецов, которые говорят, что каждый из четырех стаканов необходимо выпивать целиком.
2. Вот как должны быть расположены принадлежности на пасхальном блюде: кладут на блюдо три мацы, накрыв их красивой салфеткой, а на ней сверху и справа — зроа, а сверху слева — яйцо; марор для благословения — снизу посередине; харосет — под зроа, на одном уровне с марором, карпас — под яйцом, на одном уровне с харосетом, а марор, который будут есть вместе с мацой, — посередине между харосетом и карпасом.

Рав Моше Хаим Луцато
ДААС ТВУНОС
(перевод р. Л.‐А. Саврасов)

СКАЗАЛ РАЗУМ: Две меры установил Святой, благословен Он, для управления миром. Одна — мера правосудия, другая - мера абсолютной власти Его. Мера правосудия — это мера добра и зла, от которой происходят добро и зло и все их порождения, и источник меры этой — сокрытие доброты Его и отстранение совершенства. Мера абсолютной власти Его - это способ влияния, когда Он исправляет все создания своей силой, несмотря на то, что они, со своей стороны, недостойны этого, и мера эта действует скрыто, но постоянно во всех путях самого правосудия, чтобы привести все к полному совершенству. И источник ее — простая доброта Его, благословенного, который, несмотря на то, что отстранился, не прекратил следить за нами для нашего блага. Мера правосудия открыта и видима, а мера власти - отстранена и скрыта в глубине.

СКАЗАЛА ДУША: Мне необходимы некоторые дополнительные пояснения относительно меры власти, о которой мы говорили. Я не понимаю, как здесь действует простое совершенство Творца, благословен Он — оно, очевидно, тоже не является совершенством абсолютным, ведь ты уже сказал, что истинное совершенство не постижимо.

СКАЗАЛ РАЗУМ: Уточнение твое верно, и сейчас я проясню твои сомнения. Простое совершенство Творца, благословен Он, невозможно постичь никаким образом, и это — истинное совершенство, абсолютно неизвестное нам, оно само по себе выше всего, что может иметь отношение к созданным. Потому что как только Всевышний захотел творить, сразу волей своей установил качества, которые от начала и до конца относятся к созданным и совершенно не соотносимы с Ним.
Следовательно, простая сущность Его абсолютно свободна от всех этих качеств. Более того, даже в тех действиях, которые соотносимы с созданными, не сделал того, что мог бы. Напротив — как будто специально сдержал доброту свою, чтобы не поступать так, как следовало бы согласно этой Его доброте. То есть даже желая управлять созданными и открываться им в доступных им границах, Он мог бы сделать это в совершенстве, по крайней мере, без недостатков, так, как это будет в мире будущем. И, исходя из природы Его добра и милосердия, Творцу следовало действовать совершено, без недостатков. Но Он сдержал себя в этом и пожелал создать их с недостатками, в недостатке света, такими, какие они есть.
Однако Он не хотел оставить мир таким, в вихре смешения добра и зла, и создал в великой доброте своей такой порядок, который действует изнутри самой меры добра и зла и возвращает все к самому совершенному исправлению, какое только возможно для созданных. И свойство Его совершенства — действовать так, что все деяния Его в любом случае будут восполнены.

Рабби С. Вогшал
Тора и бизнес
СУБОТА И БИЗНЕС

РАБОТА НЕЕВРЕЯ
Еврею запрещено поручать нееврею делать за него работу в субботу или еврейский праздник (за исключением случаев, связанных с болезнью). Впрочем, в особых случаях можно позволить ему работать — при условии, что он будет трудиться по своей инициативе, или когда он заинтересован выполнить работу в субботу или праздник для собственного заработка. Такое условие называется работой ради личного интереса.

Примечание
Всё, сказанное до конца этой главы, относится именно к нееврею, но не относится к нерелигиозному еврею. Последнего нельзя попросить сделать любого вида работу для другого еврея. Запрещено позволить ему нарушить субботу или праздник - даже если он готов их нарушить по собственной инициативе.
Работа ради личного интереса Здесь возможны три варианта:
1) Нееврей работает исключительно по своей личной инициативе.
2) Нееврей получает указания в субботу или праздник.
3) Нееврей получает указания перед субботой или праздником.
1. Нееврей работает по личной инициативе Нееврея, работающего для еврея по собственной инициативе, не надо останавливать, если еврей не получает прямой выгоды от его работы, но такого работника необходимо остановить, если налицо прямая выгода для еврея.

Примеры прямой выгоды:
Включение света (которым пользуется еврей); приготовление или разогревание пищи (если она предназначена еврею) и т.д.

Примеры косвенной выгоды:
Выключение газа или уменьшение пламени на газовой плите; выключение электрического света; вскрытие письменных конвертов и т.д.

Практический пример:
Еврей забыл выключить свет или включить систему сигнализации, когда уходил с работы в пятницу.
Сторож-нееврей, заметив эту оплошность в субботу, выключил свет (включил сигнализацию). Нет нужды запрещать сторожу поступать так и впредь.

 Виленский Гаон
Эвен Шлема (Совершенная Мера)

Песах кошер ве-самеах!
Желаем веселого и кошерного праздника ПЕСАХ!

Да не говорит человек, что он преследует телесные вожделения и материальные желания “во имя Неба”, ибо истинные меры - у Всевышнего, и ими Он определяет, насколько намерения человека были во имя Неба, и насколько - во имя удовлетворения своего вожделения (Мишлей 5:21).


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное