Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ
"ЗОТ АБРАХА"

Сегодняшняя глава завершает книгу Торы. Она описывает последние часы жизни Моше, человека, которого Превечный послал, чтобы вывести евреев из Египта. Он записал текст Торы - б-жественного откровения людям и передал его Израилю. Прежде чем покинуть этот мир, Моше благословляет свой народ.

"Вот благословение, которым благословил Моше, человек б-жий сынов Израиля перед своей смертью. И сказал: Г-сподь от Синая пришел и воссеял от Сеира, явился от горы Паран и пришел в среду десятников тысяч святых. От правой руки его пламя закона для них... Тору заповедал нам Моше, наследие общине Якова".

Умирающий вождь не завещал своему народу ни земли, ни государства, ни богатства. Израиль завоюет свою землю и построит в ней государство после смерти Моше. Он же завещал только одно наследие - бессмертную Тору. За свою долгую историю еврейский народ не раз лишался своей родины и государства. Тора вот уже более трех тысяч лет сопровождает еврея повсюду, в какой бы самый отдаленный уголок земли не занесла его судьба. Наши враги могли взять у нас все: родину, свободу, имущество, саму жизнь; но отнять у Израиля Тору не удалось ни грекам, ни римлянам, ни инквизиторам и ни евсекциям.

"Тору заповедал нам Моше, наследие общине Якова". Моше завещал Тору не отдельным людям, но всему народу. Любой из людей только временный гость в этом мире, зато народ бессмертен, и ему была вручена вечно живая Тора. Еврейский народ назван здесь общиной Якова. Это значит, что и в те времена когда часть Израиля отойдет от Торы, она останется жива, пока сохранилась хотя бы одна община, которой дороги ее заветы. Община займет место народа и не даст пламени закона погаснуть.

Вот как звучат заключительные строки Торы: "И взошел Моше с равнин Моава на гору Нево, на вершину Писги, что против Иерихона, и показал ему Г-сподь всю землю Гилад от Дана и всю землю Нафтали и всю землю Эфраима и Менаше, и всю землю Иуды до моря крайнего. И сказал ему Г-сподь: "Вот земля о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Якову, сказав: "Потомству твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но туда ты не перейдешь. И умер там Моше раб Б-жий в земле Моава по слову Г-сподню. И похоронил его в долине, в земле Моава, и никто не знает погребения его до сего дня. И Моше был 120 лет, когда умер он, не претупилось зрение его и не истощилась свежесть его. И оплакивали сыны Израиля Моше на равнинах Моава 30 дней...

Таков был конец Моше. Вряд ли можно назвать это смертью в обычном понимании слова. Тора подчеркивает, что до последнего дня он не знал старческой слабости: "не притупилось зрение его и не истощилась свежесть его". Он просто покинул этот мир, завершив все, что он должен был в нем сделать. Другие вожди пытались увековечить память о себе пирамидами, мавзолеями и триумфальными арками, о Моше сказано что "никто не знает погребения его до сего дня". От тех вождей остались только пирамиды и монументы, привлекающие праздных туристов, а все деяния рук их давно потеряли всякое значение. Плоды труда Моше живы и сегодня, заповеди Торы, полученные им от Б-га, и по сей день являются основной морали и справедливости для миллионов людей.

На этой неделе мы заканчиваем ежегодный цикл чтения Торы. Самые разные темы обсуждались в ее главах, самые разные идеи нашли мы в ее строках. Есть ли что-то, что объединяет всю Тору, есть ли одна главная мысль, проходящая красной нитью через все ее 5 книг? Ответ на вопрос мы находим в изречении одного из мудрецов Талмуда рабби Симлая: "Тора начинается милостью и кончается милостью. Начинается милостью, как сказано: "И сделал Г-сподь Б-г Адаму и жене его одежды кожаные и одел их". Кончается милостью, как сказано: "И умер Моше, раб Б-жий, в земле Моава по слову Г-спода. И похоронил его в долине... и никто не знает его погребения до сего дня". Тора не указывает, кто похоронил Моше; очевидно те, которые упомянуты в предыдущем стихе. Там же упомянуты только Моше и Г-сподь. Если исключить возможность того, что Моше похоронил себя сам после смерти, получается, что сам Б-г оказал последнюю милость своему рабу.

Мысль рабби Симлая ясна. Как мы уже много раз разъясняли, главная цель Торы - дать человеку образ поведения, с помощью которого он сможет уподобится своему создателю, точнее его качествам. Cреди всех качеств Творца Тора выбрала одно основное - милость. Милостью начинается рассказ Торы: Б-г одевает нагих людей, чтобы они не стыдились. Милостью завершает Тора свое повествование: Б-г погребает Моше. Именно так должен вести себя человек: творить добро, любить людей и помогать им, жертвовать собой ради них. Если закончив чтение Торы мы отнесемся к словам рабби Симлая как к тривиальному нравоучению, значит ничего мы в ней не поняли. Мы "прошли" Тору, но Тора не прошла через нас. Только тот, кто углубится в слова Торы и приобщится к ее внутреннему смыслу, поймет, что в изречении рабби Симлая заключены все тайны мироздания и вся суть человеческой души.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное