Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"БАЛАК"

Как известно из предыдущей главы, Моав (государство, находившееся на территории современной Иордании) не позволил евреям пройти по его территории. В этой главе рассказывается, что Балак, ставший царем Моава после гибели Сихона, увидел, как успешно продвигаются и воюют с другими народами евреи, и испугался. Он попытался ослабить их проклятием и обратился с просьбой об этом к пророку Биламу. Проклятие не удается. Евреи благополучно стоят станом напротив Йерихо, и Балак, по совету Билама, начинает соблазнять их дочерьми Моава. Вмешательство Пинхаса расстраивает планы Балака и спасает евреев от гнева Всевышнего.

Кто такой Билам бен Беор?

Мидраш раба говорит:

Был великий царь у евреев — Шломо — и великий царь у других народов — Невухаднецар. Шломо построил Храм и написал Песнь песней — восхваление Всевышнего, а Невухаднецар сжег Храм и хулил все святое.

Б-г наделил огромным богатством еврейского царя Давида и царедворца императора Ахашвероша нееврея hамана. Все, что Давид приобрел в жизни, включая военные трофеи, он отдал на постройку Храма. Аман же предложил своему владыке десять тысяч талантов (около двухсот сорока тонн) серебра, чтобы тот позволил ему уничтожить всех евреев в империи (надо, правда, заметить, что такой жертвы от него не потребовалось — Ахашверош подписал приказ об уничтожении евреев, так сказать, бескорыстно).

Всякий дар Всевышнего человек может обратить и к добру, и ко злу.

Был у евреев великий пророк Моше и у неевреев — обладавший не меньшими возможностями и знанием будущего пророк Билам бен Беор, его современник.

Что такое пророчество? Это способность предвидеть будущее, которой Б-г наделяет избранных.

Рав Ицхак Зильбер
из книги "Беседы о Торе"


ПРОРОК и ПРОРОЧЕСТВО

Александр Штрайхер

      Для того чтобы обсуждать нечто определенное необходимо пользоваться точными, выверенными и общими для собеседников терминами. Иначе будет иметь место не дискуссия, а пустая трата времени.

При чтении русской прессы не может не возникнуть мысль о необходимости внесения ясности во многие термины, в частности, в термины "Пророк" и "Пророчество".

      Что же такое пророк и пророчество с иудаистской точки зрения? С иудаистской потому что идеи и понятия как христианские, так и мусульманские по сути своей или иудаистские, или искривленные иудаистские, или недопонятые опять же иудаистские. Все то, что в корне своем неиудаистское, является чуждым и самим этим учениям, чем-то привнесенным из мира идолов. Ересью.

      Итак, иудаизм рассматривает два (и только два) способа познания окружающего нас мира, окружающей действительности. Первым является способ, использующий заложенные в человеке способности учиться, понимать и познавать в процессе наблюдения свойства наблюдаемых объектов. На основе раскрытого в процессе наблюдения человек способен путем обдумывания прийти к более общим, закрытым для наблюдения законам и, в конечном счете, овладеть ими. Таков естественный способ познания, частным случаем которого является научное познание.

      Кроме естественного существует и другой, с иудаистской точки зрения более высокий способ познания, - познание воздействием извне. Когда это воздействие извне (свыше, потустороннее и пр.) достигает человеческого разума, то в нем возникает знание о некоем объекте, знание несомненное и безошибочное. Разум познает этот объект в совершенстве, его причины и следствия, его место в системе аналогичных объектов и явлений. Это воздействие извне носит название "руах акойдеш", что очень неточно обычно переводится как "дух святости". Более ни менее приближающийся к смыслу перевод займет слишком много места.

      Путем руах акойдеш могут быть постигнуты вещи, находящиеся в рамках естественного познания, - но с несравненно большей ясностью. Но, кроме этого, могут быть постигнуты вещи, находящиеся вне рамок естественного познания, например, события будущего или объекты и явления духовного мира.

      Существует много различных ступеней руах акойдеш. Различаются они силой воздействия, путями, которыми воздействие достигает человека, и сущностью открывающихся ему объектов. Но в любом случае воздействие будет таким, что человек ясно ощутит его.

      Бывает, что на человека оказывается воздействие извне, но он ощущает лишь только возникшую из ниоткуда мысль. Но обычно настоящий руах акойдеш ясно заметен и ощущаем тем, кто им обладает.

      Более высоким, чем руах акойдеш способом получения знаний влиянием извне являлось пророчество. Суть его заключалось в том, что пророк достигал такого уровня связи с Источником Знаний, что он буквально приобщался к нему. Пророк чувствовал это приобщение ясно и ощущал его без всякого сомнения - так же как объекты материального мира. В достижении этого приобщения и заключается суть пророчества.

      В момент самого приобщения пророк претерпевал физический шок, его чувства переставали функционировать - он попадал в прямую зависимость - физически и духовно - от Источника Знаний.

      В результате такого приобщения достигался максиьально возможный для человека уровень постижения: постижение в состоянии связи с Источником.

      В данном случае вместо "Источник" можно употреблять любое другое Имя или, как поступают евреи, употреблять обозначение Ашем, где "а" - это определенный артикль, сродни английскому "the" и "шем" означает "имя". Кстати, необходимо ясно осознать, что сами по себе понятия "пророк" и "пророчество" бессмысленны без наличия Источника Воздействия Извне как такового.

      Пророк, конечно же, сразу не получал прямое и ясное знание, а лишь некий набор образов. Из этих образов в уме пророка рождались мысли и понятия, которые фиксировались в его памяти и, когда он возвращался в свое человеческое состояние, это знание оставалось при нем в совершенной ясности.

      Когда пророк достигал совершенной (для него) степени пророчесва, он постигал все, приходящее к нему, ясно и полно. Он понимал весь процесс пророчества от начала до конца. Он понимал, что возникшие в нем образы - это пророческие видения, порожденные воздействием извне, а установившееся в нем знание предмета - результат того же воздействия. То есть, он понимал, что поистине являлся пророком.

      Но это уже была высокая ступень пророчества, к которой люди, и так находящиеся на недоступном нашему сегодняшнему пониманию духовном уровне, шли долгими годами совершенства. Учащиеся пророчеству вели особый образ жизни, изучали особые вещи, которые должны были привлечь к ним воздействие извне, удалить препятствия материального тела. Но даже после достижения совершенной ступени пророчества пророки отличались один от другого как количественно, так и качественно. Одни пророчествовали редко, другие часто, а кто-то может и раз в жизни. Отличалось и качество самого пророчества, его глубина и ясность, степень приближенности к Источнику Знаний.

      Почему же обо всем этом говориться в прошедшем времени?

      В течении долгих веков - вплоть до периода Второго Храма - по земле Израиля ходили тысячи (!) разного уровня действительных пророков. Среди членов Великого Собрания - начало Второго Храма - присутствовали три пророка, три последних пророка. После их смерти пророков больше не было по сей день.

      Причина исчезновения пророков, а также способы, какими отличали пророков от лжепророков, - это темы других статей. Важно другое: любой человек, в последующий после упомянутого период времени претендующий на звание пророка, является даже не лжепророком, а просто обманщиком. Возможно даже, что он обладал руах акойдеш, но уровня пророчесва он не мог достичь никоим образом.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное