Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ХУКАТ"

В предыдущей недельной главе рассказывалось о том, как народ Израиля вынужден был остаться в Синайской пустыне на долгие сорок лет. Малодушно отказав- шись от завоевания Обетованной земли, они навлекли на себя гнев Б-га, завещав- шего им эту землю. Приговор Всевышнего был суров: народ останется в Синае в течение сорока лет, пока не умрут все те, кто прогневил его. Лишь дети их, новое поколение, выросшее в пустыне,- они войдут в Обетованную землю и овладеют eю.

О последующих годах, проведенных сынами Израиля в пустыне, Тора не говорит ни слова.

Сегодняшняя глава описывает события, происшедшие в последний год перед вторжением в землю обетованную. Ее герои - новое поколение, выросшее в пустыне. Их отцы уже покинули этот мир, от прошлого поколения остались лишь его вожди: Моше, Аарон и Мирьям. Но уходят и они, а вместе с ними прекращаются и чудеса, сопровождавшие сынов Израиля в их скитаниях по Синаю. С кончиной Мирьям исчез чудесный колодец, из которого евреи пили в течение всех сорока лет, а со смертью Аарона растаяли в воздухе густые облака, окутывавшие стан сынов Израиля и защищавшие их от диких зверей и змей. Остался лишь Моше; он ведет молодое поколение через пустыню, к восточному берегу Иордана, но и его дни сочтены. Все знают, что ему не суждено перейти Иордан.

"И истощилось терпение народа в пути. И возроптал народ на Б-га и на Моше: зачем вы вывели нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ведь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта легкая пища". И послал Г-сподь на народ ядовитых змей и жалили они народ, и умерло много народу из Израильтян. И пришел народ к Моше и сказали они: согрешили мы... помолись Г-споду, чтобы удалил от нас змей. И молился Моше за народ. И сказал Г-сподь Моше: "Сделай себе змея и возложи его на шест, и будет: всякий ужаленный, если взглянет на него, останется жив. И сделал Моше медного змея, "и было если змея жалила человека, то, взглянув на медного змея, тот оставался жив".

Прочитанный нами отрывок один из малопонятных в Торе. Почему после того как евреи раскаялись, Б-г не удалил змей, и что за странное лекарство предложил он людям, которых жалили змеи? Почему именно медный змей? "Не имеет смысла искать причину почему именно змей, - пишет в своем комментарии древний философ и поэт Авраам Ибн Эзра - недоступны нашему пониманию пути Всевышнего. Другой коммента- тор, Рамбан, отмечает: _Среди врачей древности распространено было мнение, что ужаленный подвергается смертельной опасности, если посмотрит на змею или на ее изображение. Поэтому Всевышний приказал Моше изготовить изображение змея, чтобы доказать евреям: не яд змеи, но воля Б-га умерщвляет и оживляет.

Думается, мы лучше сумеем понять слова Рамбана, если вспомним сказанное выше: герои нашей главы - новое поколение Израиля; оказавшееся в промежуточном положении. Они готовились покинуть пустыню и войти в землю обетованную. В пустыне их жизнь проходила в обстановке непрекращающихся чудес, но там, на западном берегу Иордана, все пойдет по законам природы. И хотя они еще не покинули Синая, чудеса уже начали исчезать одно за другим, вместе с уходом вождей прежнего поколения. С последним из них, еще живым Моше, связано, как видно, последнее оставшееся чудо: манна, падающая с неба, служившая евреям пищей в течение сорока лет скитаний по пустыне. Но дни Моше сочтены, еще немного, и он покинет этот мир, вместе с ним исчезнет и манна. "Нет ни хлеба, ни воды, а душе нашей опротивела эта легкая пища" - кричали сыны Израиля. Легкая пища - она легко может исчезнуть, что тогда они будут есть? Ведь они еще далеки от насе- ленных пунктов, а здесь, в пустыне, с прекращением последнего чуда их ждет голодная смерть! Потому и возроптал народ на Б-га и на Моше. Был ли то грех? И да и нет. Точнее, то была мировоззренческая ошибка. Поколение, выросшее в Синае, считало, что все события в мире происходят либо по законам природы, либо по воле Б-га, отменяющего на время эти законы. Такие события называются чудесами. Однако Тора утверждает, что провидение Всевышнего - причина любого события. Все, что происходит в мире, происходит по Его воле, лишь иногда воля Б-га проявляется в открытой форме, а большей частью в скрытой форме, представляющейся нам законами природы. Иудаизм отрицает объективное, независимое от Б-га существование законов природы и утверждает, что любой из них есть лишь устойчивая форма проявления воли Творца. Каждое маленькое событие на самом деле большое чудо. Народ Израиля возроптал, когда понял, что эпоха открытых чудес завершается. Как же могут они просуществовать в пустыне, отданные под власть безжалостной природы, лишенные защиты Б-га? Их страх указывал на ошибку в мировоззрении, и чтобы исправить ее, Всевышний преподал им наглядный урок со змеями.

Прежде во все годы скитания по пустыне густые облака, окружавшие стан Израиля, каким-то чудом умерщвляли змей и скорпионов. Прошло несколько дней после исчезновения облаков, но змеи не причиняли вреда. Как же так? Чудо прекратилось, но Провидение продолжало защищать Израиль. Лишь только услышав их ропот, Всевышний удалил свое Провидение, и змеи начали беспрепятственно жалить людей. Евреи поняли свою ошибку и раскаялись, но и тогда Всевышний не обуздал змей - то было своеобразное упражнение для лучшего усвоения урока. Моше устано- вил на высоком шесте изображение змея. Среди евреев было распространено мнение древней медицины, утверждавшее, что если ужаленный посмотрит на змею или ее изображение, то подвергнется смертельной опасности. Именно поэтому Всевышний приказал: "Всякий ужаленный если взглянет на него, останется жив. Если Б-г того желает, источник опасности принесет исцеление. Ведь тот или иной медикамент излечивает не потому, что его химическому составу присуще какое-то целебное свойство, а потому, что Б-г хочет, чтобы этот состав исцелял людей. Если Б-г захочет, то изображение змеи будет вылечивать не хуже любого лекаря. Таков был урок, полученный Израилем в пустыне. Евреи считали, что если прекратились явные чудеса, Б-г более не защищает их от суровых сил природы. Однако места для беспокойства не было. История со змеями показала им, что сама природа с ее законами существует только по желанию Б-га, и каждодневная жизнь полна скрытых, невидимых глазу, чудес.

Наши мудрецы объясняли события, описанные в сегодняшней главе притчей: отец с сыном на плечах идет по дороге. Сын спрашивает прохожих: не видели ли вы отца? Услышав это, отец спустил сына на землю...


К сожалению, мы не располагаем статьей о главе Торы "Балак". Читайте о проделках Билама соответствующий раздел из книги рава Ицхака Зильбера.
или http://www.rav.ru/books/besedy.htm#_Toc477241959


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное