Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ШЛАХ"

ЦЕНА ОШИБКИ

Как нам понять величие поколения Исхода, поколения, принявшего Тору в Синайской пустыне? Мидраш сообщает, что, произнеся слова "Сделаем и поймем", евреи достигли уровня Адама перед тем, как тот согрешил. А относительно Адама известно, что даже ангелы ошиблись и, спутав его с Создателем, захотели произнести Алель - Песнь Восхваления. И потому таким ужасом веет от слов Мишны, говорящей что "у Поколения Исхода нет доли в Грядущем Мире!"

Что произошло? Как утеряли они корону Славы, увенчавшую их синайский подвиг? Каким страшным грехом согрешили, что лишились естественной доли, положенной каждому из нас? "У каждого еврея есть доля в Грядущем Мире..."

Причина тому - грех разведчиков, посланных осмотреть Землю Израиля и оклеветавших ее в глазах своих собратьев. Начинающий читатель недоумевает: такой второстепенный грех и такое суровое наказание? Еще раз мы видим как наш поверхностный взгляд на события расходится с глубоким пониманием истины Торой.

Итак, что же произошло? Подойдя к границам Обетованной земли, евреи решили послать лазутчиков для того, чтобы изучить военный аспект ее завоевания. Моше совещается с Б-гом и получает от Него позволение отправить в Ханаан небольшой отряд. Для экспедиции отбирают лучших людей, по одному из каждого колена. Вся подготовка указывает на серьезность отношения Моше и народа к этой кампании. За сорок дней разведчики обошли всю территорию Эрец Исраэль. Казалось сам Б-г помогает им, сокращая путь под их ногами и укрывая их от подозрительных взглядов хананеев. Наконец, они возвращаются в пустыню, в стан Израиля, принеся с собой диковинные плоды этой необыкновенной земли: восемь человек несут на шестах гигантскую виноградную кисть, один несет огромный гранат и еще один - финик-великан.

Днем 8-го ава Моше, а вслед за ним и весь народ выслушивают взволнованный отчет разведчиков. Те рассказывают о необыкновенных достоинствах Обетованной земли, ее удивительных плодах и других необычайных свойствах, но затем резко меняют тон повествования и повергают в отчаяние своих слушателей сообщением о могучих великанах, населяющих эту землю и об их укрепленных городах. "Увы, нет никакой возможности завоевать эту землю", - заключают они свой рассказ.

В ночь на 9-ое ава начинается великий плач и сетования, плач неверия. И тогда Создатель объявляет свой приговор. "Сегодня, - говорит Он, - вместо того, чтобы невзирая на будоражащее донесение, твердо полагаясь на Мое обещание войти в свою Землю, вы плакали понапрасну. Отныне и до конца времен день этот станет для вас источником действительных горестей. Вам не суждено завоевать эту землю, и ваши кости навсегда останутся в пустыне. Лишь дети ваши удостоятся ее". Давайте попытаемся понять почему Тора называет плач евреев плачем неверия? Синайское понимание Единства Б-га раскрыло перед евреями истинное соотношение сил в мире. Б-г - источник и хозяин всех сил. Все предметы и явления наделены определенными силами в той мере, в какой это предписано мудростью Создателя. На Синае Он объявил нам Свою волю - заповеди Торы, т.е. то, что Он предписывает человеку и что Он запрещает ему. Мир сотворен таким образом, то надеющиеся на Б-га одаряются Его благами в меру своего упования. Те, чья вера крепка и чье упование на Б-га беспредельно, могут вообще не заботиться о своем пропитании. Таково было Поколение Пустыни, получавшее хлеб с неба, таков был великий рабби Шимон бар Иохай, ради которого Всевышний творил чудеса, чтобы ему не приходилось отвлекаться от изучения ТОры. Тот же, кто находится на более низком духовном уровне, должен предпринимать определенные земные усилия, чтобы заработать себе на жизнь. При этом он должен помнить, что пропитание и другие материальны блага всецело зависят от воли Всевышнего, что пропитание на целый год определяется Б-жественным Судом в Рош Ашана - День Суда. Если же он забывает об этом и исповедует веру "Сила моя и крепость моей руки добывают мне всякое благо", то он полностью попадает под действие материальных сил и не только вынужден много трудится, чтобы заработать себе на жизнь честным образом, но и отрезается от истинной духовности, оставшись в плену материи и иллюзий.

Трудность, которую приходится преодолевать многим людям, искренне интересующимся Торой и ее заповедями, заключается в том, что они рассматривают Тору, как древнюю мудрость, как учение о житие. Т.е. как что-то ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ к самому житию. В глазах "нормального" человека Тора и другие учения являются украшением жизни, чем-то таким о чем интересно поразмышлять НА ДОСУГЕ. Главным же для нашего современника является деятельность по преобразованию мира, природы, общества, достижение социально значимого успеха, деятельность, соответствующая исторически сложившимся представлениям о благе. На Синае еврейскому народу была открыта Создателем истина: целью человеческого бытия является служение Б-гу. Вся(!) прочая деятельность служебна, дополнительна по отношению к этой главной, и должна осуществляться постольку и насколько она способствует изучению Торы и исполнению ее заповедей. Следует еще раз подчеркнуть, что эта истина не была открыта проницательными исследователями природы, но была дана как бы сверху самим Создателем, как награда за Б-гобоязненность наших предков.

Устная Тора рассказывает нам, что многие люди пытались подражать рабби Шимону бар Иохаю, но у них ничего не выходило. Их духовный уровень обязывал их посвящать земным заботам определенную часть дня. Иное дело Поколение Пустыни, воочию наблюдавшее великие чудеса, которыми Творец выстелил их путь. Подойдя к границам Святой Земли, они столкнулись с очередным испытанием: войдут ли они в Землю "с открытым забралом", спокойно, безо всяких военных приготовлений, полагаясь лишь на обещание Всевышнего или, как "нормальные" люди, попытаются помочь Б-гу в деле изгнания хананеев. Для Поколения Исхода это было бы явным спуском. Поэтому-то когда народные депутаты обратились к Моше с этой просьбой - послать разведчиков, тот заколебался и решил посоветоваться с Создателем. "Шлах леха" - ответил ему Б-г. Что означало: "Если ТЫ хочешь пошли от себя разведчиков. Я не вижу смысла в их миссии. По уровню этого поколения, всецело приверженного учению и соблюдению Торы, нет никакой необходимости в земных практических действиях."

Моше решил послать разведчиков. Само по себе это не было нарушением воли Всевышнего. Б-г не запретил сделать это, хотя и отметил с неодобрением явное снижение духовного уровня. Мы видим, что Моше вообще не был наказан за грех разведчиков и не вошел в Землю Израиля по другой причине. В конце концов евреи сами признали себя недостойными высокого уровня и тем самым сделали необходимыми определенные военные приготовления. Но сам факт посылания разведчиков поставил все общество перед новым серьезным испытанием: Как они прореагируют на полученную разведывательную информацию? Информация была правдивой, ведь посланцы были весьма достойными людьми, но и правдивые факты можно интерпретировать по-разному В СООТВЕТСТВИИ С НАЧАЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ЖЕЛАНИЕМ.

В сердцах десяти из двенадцати лазутчиков появилась трещина. Нецельность веры расширило ее, наполнило страхом. Внутреннее видение, всегда отличавшее настоящую мудрость, изменило им. Они пали и увлекли за собой всю общину.

Такова цена незначительной ошибки: мельчайший, едва заметный изъян в вере привел весь народ к дополнительному испытанию, которого они не выдержали. "Сорок лет буду водить вас по пустыне, пока не умрет все то поколение, которое плакало, услышав рассказ разведчиков"..."Поколение Пустыни - нет у него доли в Грядущем Мире".


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное