Главы двенадцати колен сделали приношения в Мишкан в дни его освящения.
Аарон, глава колена Леви, остался в стороне по причине своей выдающейся
скромности. Он решил, что ответственность за грех золотого тельца делает
невозможным его участие в церемонии освящения без прямого приглашения
Создателя Но минули двенадцать дней, в течение которых все князья поднесли
свои дары, а он не был призван... Аарон был огорчен и сконфужен. Он не
прощен, не достоин, грех, по-прежнему, лежит на нем черным пятном! И тогда
прозвучал голос Создателя: "Не бойся и не горюй, сын Мой. Твоя доля выше их
доли. Тебе и твоим потомкам заповедую Я зажигание Меноры - Храмового
семисвечника. Так и так будешь его чистить, так и так заправлять, и каждый
вечер внутренний предел Храма озарится чудесным светом Золотой Меноры.
Все мицвы, связанные Храмом, придут вместе с прекращением храмовой службы.
Все замечательные сосуды, пожертвованные главами колен при освящении
Мишкана, исчезнут, оставшись лишь предметом изучения, строкой Торы Израиля.
Но не Менора! Через тысячу с лишком лет Хашмонаи, твои потомки, зажгут
огонь обновленной Меноры и станут свидетелями чуда с маслом. Они установят
празднование Хануки на веки вечные, и даже в дни правления Царя Машиаха -
Избавителя Израиля, когда перестанут праздноваться все праздники Торы не
прекратится ханукальное ликование и не придет свет ханукальных огней. Ибо
выделены и возвышены ты и все колено Леви и навеки соединены с Бесконечным,
в то время как праздники Торы и служение в Мишкане-Храме принадлежат
Творению, а значит в конце дней претерпят преобразования вместе с
радикальными изменениями в Творении."
Когда Моше Рабейну производил исчисление еврейского народа, он по
приказу Всевышнего сосчитал колено Леви отдельно. Таким образом Б-г отметил
особый статус левитов, их особую связь с Ним и миссию. Мы часто
упоминаемтот факт, что Тора содержит 603 550 букв по числу взрослых, старше
20 лет евреев-мужчин, присутствовавших при Синайском Откровении. Каждая
буква Торы, которой сотворен мир, связана с одной еврейской душой. Но сыны
колена Леви вне этого счета! Сказано: "Я взял их Себе". Они - вне счета,
вне связи, определяемой Творением. Они ,хотя и ходят среди нас, принадлежат
Б-гу и связаны с сокровенной, трансцендентной сущностью Того, Кто сказал -
и возник мир. Поэтому именно через них осуществилось в нижнем мире чудо
Хануки - чудо, притянутое в сотворенный мир не имеющим предела упованием на
Всевышнего.
Сказанное выше поясняет следующая притча. Один царь устроил для народа
большой пир в дворцовом саду. Его гонцы объехали всю страну, приглашая на
пир каждого ее жителя. Во всем царстве только один вельможа, приближенный
царя, тщетно ожидал приглашения. "Должно быть царь разгневался на меня, -
думал он.- Иначе как объяснить тот факт, что из всех поданных лишь меня не
пригласили на пир?" Когда празднества завершились, царь послал за этим
вельможей особого гонца, который сообщил тому следующее: "Праздничный
прием для простых людей завершен. Но завтра царь устраивает еще один пир
для тебя одного. Он желает выделить тебя особо, потому что ты - самый
близкий друг!"
20-го ияра 2449 года, проведя чуть более года у подножия горы Синай,
евреи двинулись в путь по направлению к Эрец Исраэль. Этот год они провели
полностью погруженными в изучение Торы. Тора захватила их целиком: не
только интеллект, не только эмоции, но все даже скрытые глубины
человеческого существа жаждали Б-жественной мудрости и не жалели сил для ее
достижения. Велико то поколение, которое называется Поколением Пустыни или
Поколением Знания. Избавленные от необходимости заботиться о хлебе и других
материальных нуждах, они занимались Торой, только Торой и ничем кроме Торы,
и потому сумели прикоснуться к бытию Мира Грядущего. Но, поскольку Б-г
судит людей в соответствии с их духовным уровнем, даже кажущиеся нам
незначительными прегрешения Поколения Пустыни вызывали гнев Всевышнего и в
конце концов привели к их гибели.
Уже через несколько дней после того, как евреи покинули окрестности
Синая, они были сурово наказаны Б-гом за грех вожделения. Произошло это в
месте, получившем название Киврот Атаава- Могилы Вожделения. Все то время,
пока евреи стояли у Синая, телесные вожделения совершенно оставили их. Тело
сделалось послушной служанкой души, и каждое человеческое существо было
поглощено только и только постижением истинных ценностей - ценностей духа.
Но путешествие - пусть и в малой степени - отвлекло их от учения. Точнее
сказать, их погруженность в Тору перестала быть абсолютной. И испытание
незамедлило придти. В этом заключается еще одно проявление Б-жественного
милосердия: как только человек или община спотыкаются и отклоняются от
прямого пути, Всевышний посылает им испытание,само содержание которого
указывает на природу ошибки, и преодоление которого позволяет человеку
вернуться к Истине, совершить восхождение.
Устная Тора рассказывает нам подробности греха Алчущих Мяса. Каждая
группа евреев подверглась испытанию в соответствии с ее духовным уровнем.
В самом низу народной пирамиды находились эрев рав - скопище египтян и
представителей других народов, присоединившихся к сынам Израиля после того,
как увидели чудеса, совершенные для тех в Египте. Не имевшие за собой
духовных заслуг предков, не прошедшие через очищающие страдания египетского
рабства эти люди сохраняли человеческий облик только под воздействием
внешней сдерживающей силы. Всегда готовые к бунту они использовали любой
повод, чтобы подстрекать евреев оставить Служение Б-гу в пользу интересов
этого мира.
Наши мудрецы говорят, что все беды, пережитые нашим народом, произошли
из-за герим (прозелитов), присоединившимся к еврейскому народу не во Имя
Небес, но по каким-то другим пусть даже высоким и идеалистическим мотивам.
Сила - вот какая причина побудила эрев рав присоединиться ко вчерашним
презренными рабам, покидающим некогда могучую страну. Но всякое решение,
любая жизненная концепция, порожденная силой, сходит на нет как только
перестает действовать эта вызвавшая ее к жизни сила. "Ман - слишком
духовен, говорили эрев рав.- Он содержит только духовные потенции и ничего
не дает нашим телам. А ведь человек не случайно сотворен во плоти. Ведь это
мицва заботиться о Б-жественном творении!" Так вместо того чтобы подчинить
материю духу, просвещенный язычник стремиться даже свое отрицание Единства
Б-га облечь в демагогические формулировки.
Другой полюс недовольных и наказанных представляли мудрецы, члены
Санхедрина Их сбили с толку не телесные вожделения, но едва уловимое,
скрытое в глубинах нашей души стремление определять способы и формы
служения с помощью развитого разума и тонких рассуждений. "Легко быть
праведником питаясь одним лишь маном,- говорили они. - Тело послушно душе и
не создает для нее никаких проблем. Не честнее ли будет вступить с телом в
бой и возвысить его, борясь с одолевающими его вожделениями?
И у остальных групп народа, жаловавшихся на однообразие мана, нашлись
свои причины быть недовольными небесным хлебом. Описывая их, Устная Тора
дает замечательный анализ человеческой психологии.
И воспылал гнев Создателя (о Б-ьем гневе не лишне помнить тем, кто
представляет Б-га единственно в образе "доброго старичка"). Народ получил
даровое мясо, но оно не принесло ему добра: с Неба сошел огонь и пожрал
вожделевших, причем характер смерти наглядно свидетельствовал о типе греха
человека. Чтобы видели оставшиеся в живых и уразумели.