Почему Тора точно указывает, когда и где Ашем
обратился к Моше?
Книга Бемидбар начинается так: "И говорил Ашем Моше в
пустыне Синайской, в Мишкане, в первый день второго месяца
(ияра), во второй год по выходе их из земли Египетской".
Ашем говорил с Моше сотни раз, и обычно Тора не
указывала точное время этих разговоров. Почему же сделано
это здесь? Вопрос этот проясняет такая притча:
Господин X, всем известный владелец нескольких
небоскребов, крупный вкладчик огромных компаний, обладатель
ферм и поместий, никак не мог обрести счастья в своей личной
жизни. Он только что развелся со второй женой, дочерью
нефтяного магната, отравлявшей ему существование постоянными
ссорами. С первой женой он развелся несколько лет назад,
потому что она не была ему верна. Он редко говорил об этих
браках и, когда любопытствующие репортеры расспрашивали его,
отказывался разглашать какие-либо подробности. Он держал в
тайне даты своих свадеб и разводов, а когда его просили
показать брачные договоры, отрицал, что у него есть эти
документы.
Много лет спустя друзья предложили ему невесту, брак с
которой, хотя и был странным для человека, занимающего такое
положение, должен был несомненно оказаться удачным.
Предполагаемая невеста была бедна, но из благородной семьи и
с хорошим характером.
После того, как миллионер провел расследование и все
говорившееся о юной леди подтвердилось, он воскликнул: "На
этот раз я нашел именно ту жену, что надо! Я открыто объявлю
о дне венчания и обязательно дам ей брачный договор".
После того как Всемогущий сотворил человека. Он
разочаровывался в одном поколении за другим. Поколение
Потопа восстало против Него и поколение Разделения тоже.
Поэтому Тора вскользь говорит о том, как появлялись и
исчезали эти и последующие поколения, не указывая точного
времени их появления на сцене мировой истории и ухода с
нее. Так, Тора не упоминает ни о том, когда истреблены были
содомиты или уничтожено поколение Разделения, ни о том,
когда произошли Десять казней и потопление египтян.
А вот о евреях Ашем сказал: "Они не то, что предыдущие
поколения: они дети Авраама, Ицхака и Яакова! Я знаю, что
этот народ будет верен Мне".
Поэтому Он и повелел Моше: "Запиши в Торе точный день,
месяц, год и место, где Я возвеличил их".
Тора {Бемидбар 1:1) указывает точное время и место
обращения Ашема к Моше так же, как записываются эти
подробности в ктубе (брачном договоре).
Этот мидраш никак не разъясняет нам, почему именно
начало книги Бемидбар выбрано в Торе для оглашения ктубы
Ашема с еврейским народом. Разве не обвенчались евреи с
Ашемом почти на год раньше, при даровании Торы?
Ответ может заключаться в том, что первого ияра 2449
года еврейский народ поднялся на новую ступень близости к
Ашему, когда повелел дать им дгалим (знамена). Благодаря
этим знаменам евреи достигли большей близости к Ашему.
Таким образом этот стих показывает, что из всех племен
человеческих Ашем избрал еврейский народ.