Праздник Дарования Торы, Шавуот, мы отмечаем шестого
числа месяца сиван. В этом году - в четверг 17-го мая (с
вечера 16-го до вечера 17-го), а за пределами Израиля еще и
в Субботу 18-го мая.
Будьте осторожны: Субботние свечи надо зажечь до начала Субботы.
Название праздника происходит от слова шавуа, неделя.
Дело в том, что Шавуот единственный праздник, дата которого
не указана в Торе. Про него сказано, что сразу после
принесения хлебной жертвы, сделанной из первого ячменя года
(эту жертву в Храме приносили по завершении первого дня
праздника Песах, 16-го нисана), надо отсчитать семь недель,
49 дней, и по окончании отсчета, на 50-й день, отметить
праздник Шавуот; буквально "недели".
Этот отсчет называется Счетом Омера.
Но название праздника
можно прочесть и с другой огласовкой, тогда получится слово
швуот, клятвы. Такое прочтение говорит нам, что в этот день
были даны две клятвы: одну дал Всевышний, поклявшийся, что
не заменит нас другим народом, а другую дали мы, евреи,
обещавшие, что не изменим Ему и не будем поклоняться никаким
другим богам.
Праздник Шавуот называется Днем первых плодов,
Йом-Абикурим, потому что в этот день, в соответствии с
заповедью Торы (см. Ваикра 23), в Храм приносили два каравая
хлеба, испеченных из первой пшеницы нового урожая. И еще: в
праздник Шавуот начинают созревать самые первые плоды. Тора
повелевает каждому еврею принести в Храм первые созревшие у
него в саду и в поле плоды из списка семи плодов, которыми
славится Земля Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир,
гранат, маслина, финики.
Почему Тора не сообщает, что день праздника Шавуот - это
день Дарования Торы у горы Синай? Потому что получение Торы
не ограничивается одним днем: каждый раз, когда еврей
садится ее изучать - он получает ее заново. Наши учителя
сказали: "Каждый день - новый в твоих глазах". В том смысле,
что каждый день ты стоишь у горы Синай и принимаешь Тору из
уст Всевышнего.