Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Раздел Духовность Раздел Стиль Жизни Раздел Семья


Предоставлено: © 1998 Швут Ами

ХРОНИКА ПУРИМСКИХ СОБЫТИЙ

Примерно за три с половиной века до принятой эры престол могучей Персидской империи, в которую входило более сотни стран, занял Ахашверош (по-гречески Артаксеркс), женившийся на Вашти, внучке бывшего властителя Вавилона - Невухаднецара (Навуходоносора), того самого, что разрушил Первый Иерусалимский Храм. О евреях того времени известно, что, разбросанные по всей империи, они отлично адаптировались в тогдашних условиях и скорее всего растворились бы в окружающих народах, если бы... не антисемиты. Что произошло? В результате дворцовых интриг царь развелся с царицей и объявил, что намерен найти новую жену. Волею случая его выбор пал на Эстер, родственницу Мордехая, главы еврейской общины. Свою национальность она от царя утаила, а тот был без ума от красоты и мудрости новой царицы. В те же дни Мордехай раскрыл антиправительственный заговор, за что его имя было занесено в государственные книги. После этих событий государь возвысил своего клеврета, амалекитянина Амана...

Вы слышали про народ Амалека? Эсав, сын Ицхака, ненавидел своего родного брата Яакова. Убить его он завещал своим прямым потомкам. Народ Амалека, внука Эсава, первым напал на евреев, когда те вышли из Египта. Из этого народа и происходил злобный антисемит Аман.

Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить "оппозицию", вдохновителем которой - в его глазах - был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев. Царь согласился с планом Амана по "окончательному решению еврейского вопроса". Был выбран день, когда "гнев народа обрушится на головы предателей и космополитов". Узнав о смертельной опасности, нависшей над потомками Авраама, Ицхака и Яакова, Мордехай объявил общенациональный пост. На третий день поста Эстер внезапно предстала перед царем. Удивленный нарушением придворного этикета, царь спросил, чего она просит. В ответ царица пригласила его на пир - вместе с первым министром Аманом. Пир прошел, как говорится, в теплой дружеской обстановке.

Последовало приглашение и на второй день пира. Радостным вернулся Аман домой. То был триумф его карьеры: пировать наедине с царской четой! Лишь одно продолжало отравлять его существование - Мордехай. "Зачем ждать назначенного срока? - посоветовала жена. - Коль ты сидишь рядом с царем, то попроси особого разрешения повесить Мордехая, не дожидаясь дня-Х". Аман бросился к царю. А у того приключилась бессонница, и, чтобы скоротать время, он велел принести памятные книги, где вычитал про забытый заговор. "Как наградили Мордехая, раскрывшего заговор?" Оказалось, никак. А тут милый Аман сидит в приемной. "Позвать Амана!" И не успел тот войти, как на него обрушился вопрос: "Как поступить со спасителем короны?" Думая, что речь идет о нем, Аман предложил отметить героя особыми государственными мероприятиями. Как же он расстроился, когда оказалось, что отмечен будет Мордехай!

Мероприятия прошли тем же утром, а вечером, на втором пиру у царицы, Аман был окончательно повергнут. Злодея повесили, а "у евреев были свет, веселье и радость". Вместо еврейских погромов по империи прокатилась волна превентивных ударов. Спасшиеся антисемиты ушли в подполье...

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Вот отрывок из Мидраш Раба. Оказывается, обратившийся к царю с просьбой дать разрешение на уничтожение евреев Аман неожиданно наткнулся если не на отказ, то на возражение. Ахашверош сказал: "Против евреев воевать нельзя. Посмотри, что сделалось с великими царями прошлого, поднявшими на них руку. Лучше евреев не трогать!"

Аман настаивал. Тогда Ахашверош призвал мудрецов из других народов. Те заявили: "Любой заговор против евреев будет разбит, а его зачинщики пострадают. Потому что на их стороне Творец мира. Ибо сказано (Йирмеяу 33): "Если бы не Мой союз (с евреями), не установил бы Я день с ночью и законы неба и земли" (т.е. не создал бы мир). На что Аман ответил: "Правильно, так было раньше. Теперь же, когда еврейский Храм стоит в развалинах, а они сами разбросаны по всему миру и нет народа, который бы их уважал, - теперь нечего бояться их Б-га. Он отвернулся от них". Этот ответ мудрецы сочли обоснованным и дали свое согласие на "акцию". Пошел радостный Аман посмотреть, чем занят Мордехай. А тот в это время разговаривал с детьми, идущими из хедера. "Что вы учили?" - спросил Мордехай. Один привел стих из Мишлей: "Не бойся внезапного ужаса и бедствия от грешников, которое наступает". Другой произнес стих из пророка Йешаяу: "Задумывайте зло (против евреев) - оно расстроится; изрекайте решение - ему не бывать. Ибо с нами Б-г!" Третий прочел оттуда же: "До (вашей) старости Я (с вами), до древности (вашего народа) буду терпеть; Я создал, Я носить буду и терпеть, Я спасу". Обрадовался Мордехай. А Аман почему-то опечалился.

ФАРАОН И АМАН
По урокам рава Каневского

В трактате Сота сказано, что страшный указ египетского фараона, повелевшего бросать в воды Нила всех родившихся в стране мальчиков, не случаен. Оказывается, царя напугали придворные астрологи, предсказавшие, что он, фараон, найдет свою гибель в море. Звездочеты уточнили: "Причиной послужит будущий спаситель евреев, выходец из твоего дома. Но о нем известно, что он тоже будет поражен водой". (Так и случилось. Мы знаем, что Моше умер, не войдя в Святую землю, поскольку ослушался приказа Всевышнего и, вместо того чтобы сказать скале, чтобы она дала воду евреям, ударил по ней посохом. Как правильно заметили астрологи - "будет поражен водой", наказан из-за воды.) Так или иначе, фараон понял, что надо срочно что-то предпринять. Поэтому решил уничтожить всех младенцев мужского пола. Откуда ему было знать, что именно этот указ послужит причиной того, что маленького Моше после родов скроют от египетских опричников, потом отпустят в ковчеге по водам Нила, что его найдет дочь фараона, возьмет к себе, воспитает при дворе отца, что сам фараон окажется одним из его высочайших покровителей? Откуда царь, обезумевший от страха за свой трон, мог предвидеть, что своими действиями он готовит себе погибель?

Этот отрывок учит нас, что никаким уловками, стараниями и комбинациями нельзя изменить то, что решено на Небесах. Даже если известно, что человека ждет. Даже если ему открыто, чего надо опасаться. Можно предпринять множество всяких действий - в результате окажется, что именно из-за этих действий и произошло то, что должно было произойти. Изменить решение Небесного суда можно. Но не активизацией деятельности "по упреждению", не суетой, а совсем иными способами.

Обратимся к другому эпизоду еврейской истории. Злодей Аман совершил много действий по упрочению собственного положения. Но именно эти действия явились причиной его бесславного падения. В начале "Мегилат Эстер" рассказано, как царь изгнал свою супругу, царицу Вашти. Та ослушалась приказа грозного монарха, и некто Мемухан предложил ее "убрать". Этим Мемуханом был начинающий царедворец Аман. Не устрани он Вашти, не надо было бы искать замены на должность царицы. Что двигало Мемуханом? Три причины. Первая - месть: оказывается, Вашти не пригласила его жену на пир придворных дам. Вторая - он давно мечтал об указе по закреплению статуса мужей как беспрекословных повелителей в своих семьях. Почему? Потому что жена Амана управляла им как хотела. Третья - мечтал на освободившееся после Вашти место пристроить свою дочь. Как видим, евреев во всей этой картине еще не было. Но Аман уже тогда начал активно возводить будущий трон для Эстер.

Вторая сцена из той же истории: Аман посреди ночи спешит к царю с предложением срочно повесить Мордехая, уверенный, что царь пойдет навстречу желаниям своего фаворита. И вдруг царь спрашивает - как отметить заслугу того, кто его, царя, спас? Полагая, что разговор идет о нем самом, Аман предлагает устроить почести "по высшему разряду". И сам ведет царского жеребца, на котором восседает Мордехай, по улицам столицы... На чем собирался повесить Аман ненавистного еврея? На заранее приготовленной виселице высотой в пятьдесят локтей. Что произошло в минуту кульминации повествования? Изобличенный Аман падает к ногам Эстер, моля о пощаде. Царь решает, что тот преступил границы дозволенного (как! упасть на постель супруги царя?!) и приказывает казнить Амана. Немедленно. Тут появляется некто Харбона со словами, что виселица уже готова и стоит на дворе самого Амана. Не будь этой заготовленной жерди - царь, быть может, остыл бы, и Аман нашел бы оправдания. Ибо в чем он виноват, если планировал извести евреев с царского разрешения, а не по своей воле?

Готовил смерть для евреев - приготовил ее для себя. Так сделан мир. Тот, кто сочиняет средства для совершения зла против других, вдруг видит, что именно его заготовки являются причиной его гибели.

Раз в году наверху принимаются все постановления относительно живущих на земле. Небесный суд решает, кому жить - кому умереть, кому разбогатеть - кому обнищать, кому быть счастливым - кому страдать и мучиться. Принимаются эти решения в Рош-Ашана, на Новый год. Избежать Суда невозможно. Всякая попытка спасения приведет только к ухудшению того, что уже решено. Мы наделены свободой воли, но применять ее надо не тогда, когда сети уже натянуты и Небесный Ловец начал вынимать их. Все телодвижения приведут лишь к тому, что ячейки сети плотнее сомкнутся вокруг тела. Волю человек проявляет - не совершая предосудительных поступков. А также в том, что если даже совершил их, то находит силы к исправлению.

Кстати, то же самое о спасении. Если наверху решено спасти человека, попавшего, казалось бы, в безвыходное положение, помощь придет с самой неожиданной стороны. Тот, кто ищет погибели для праведника, - своими действиями его и спасет. Поэтому нельзя отчаиваться в любой ситуации.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное