Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ТЕЦАВЕ"

Вы помните, что в предыдущем разделе Трума Тора начала рассказывать об устройстве Мишкана. На этой неделе она продолжает эту тему, повествуя главным образом об одеждах первосвященника. Мишкан и все его сосуды изготавливались из доброхотных приношений сынов Израиля. Одно из таких приношений упомянуто особо, и с него-то и начинается этот раздел.

Тора заповедует евреям доставить в Мишкан оливковое масло для зажигания семисвечника. Масло должно быть особо чистым. Только та капля, которая выделяется после первых ударов по оливкам, пригодно для зажигания меноры. Вторая же капля, а, тем более, отжатое масло тоже может быть использовано для служения, но... только как сопровождение для минхи - мучного приношения. Какой же урок содержится в этих не совсем понятных указаниях?

Всевышний заповедует евреям ежевечерне зажигать светильник в Мишкане. Очевидно, что Он, сотворивший великие светила, не нуждается в свете, который зажжет для него человек. Свет меноры нужен людям. Он олицетворяет мудрость Торы и намекает на то, что через усердие в исполнении заповедей и усилия изучающих Тору мир получает духовный свет, проясняющий людские души. Устная Тора приводит пример, поясняющий сказанное: человек, бредущий в темноте, непрерывно спотыкается о камни и коряги, покуда не упадет в яму и не разобьется. Подобен ему тот, кто живет без слов Торы. Натыкается он на грехи разбивается об них и гибнет. Поэтому свет меноры должен быть предельно чистым, ибо в духовной сфере недопустима даже малейшая погрешность. Исполнение заповедей требует предельной, бескомпромиссной чистоты.

Мучное же приношение приносило в мир благословение материальной стороны жизни. Тора не отворачивается с презрением от материальных благ, но ясно указывает на их подчиненный характер. Если человек использует достаток на то, чтобы посвятить все свое время и силы духовным достижениям, он приближает к Б-гу и всю материальную сферу, с которой соприкасается. Материальные достижения не есть ни цель, ни основа. Они - средство, и чистота духовного в них свечения не строго обязательна.

Однако мы видим, что в жизни люди зачастую поступают наоборот. Им свойственно весьма и весьма заботиться о пище для тела, об ее чистоте и качестве. Их значительно менее беспокоит чистота и качество духовной пищи - например, информации, которая поступает в наши дома по каналам радио и телевидения, проникает в наши души газетной строкой. А ведь ее потребляет вся семья, включая и детей.

Каждый человек мечтает о дружбе с обладателями редких человеческих достоинств. Каждый мечтает привить своим детям высокие нравственные стандарты. А как этого добиться, когда через дом, школу, общество проносится мутный поток современных теле- и кинопрограмм, марающих душу грязных книг и журналов? Нет более чистой духовной пищи, чем Б-жественная Тора, поэтому во все эпохи самые простые и небогатые евреи тратили значительные средства на школы, стараясь раздобыть для своей общины самых лучших учителей.

До происшествия с золотым тельцом священную службу совершали первенцы. После этого греха, в котором первенцы приняли деятельное участие, Всевышний избрал для этой цели брата Моше Аарона и его сыновей. Аарон был посвящен в сан посредством особых почетным одежд. Эти священнические одежды были одеяниями славы и великолепия. Только б-гобоязненные евреи могли принимать участие в их изготовлении.

Рядовые коэны (священники), служившие в Храме, носили четыре одеяния:

  • кутонет - нательную рубаху
  • михнасаим - панталоны
  • авнет - кушак
  • мигбаат - головной убор.

Все они были сделаны и белого льняного полотна. Первосвященник в дополнение к этим четырем одеждам носил еще четыре золотых одеяния:

  • меил - верхнее облачение
  • эфод - фартук
  • циц - налобную пластину
  • хошен - нагрудник.

Круглый головной убор первосвященника - мицнефет - отличался от мигбаата - остроконечного головного убора простого коэна. И каждое из этих восьми одеяний искупало один из восьми грехов еврейского народа, наиболее распространенных во времена Первого Храма. Читая Танах, мы видим, что именно за эти грехи упрекали евреев наши пророки.

Нательная рубаха (Кутонет) искупала убийства, не преданные суду из-за отсутствия свидетелей. Панталоны (Михнасаим) искупали безнравственные поступки. Головные уборы искупали грех заносчивости. Кушаком (авнетом) опоясывали грудь, поэтому он искупал нехорошие мысли, появлявшиеся в сердце. Нагрудник (хошен) искупал ошибки судей, а фартук (эфод) - грех идолопоклонства. Верхнее облачение - меил - искупало грех злоречия, а налобная пластина (циц) - грех бесстыдства.

Одним из чудес эпохи Мишкана и Первого Храма являлся хошен - нагрудник в золотой одежде первосвященника. В золотых лунках нагрудника покоились 12 (по числу колен Израилевых) драгоценных камней. На камнях были высечены имена 12- ти сынов Яакова-Израиля, а также слова Авраам, Ицхак, Яаков, Шивтей Ешурун.

Чтобы принести искупление еврейскому народу, первосвященник должен был опираться на заслуги отцов. Имена наших великих предков, а также 4 ряда камней, указывающие на достоинства 4-х праматерей еврейского народа, напоминали Б-гу о наших великих предках. Когда первосвященник надевал хошен, ангелы-обвинители молчали.

Душой замечательного нагрудника были урим ветумим - свитки пергамента, на котором Моше записал Б-жественное Имя, состоявшее из 72-х букв. Помещались эти свитки между двумя частями нагрудника. Урим ветумим заставляли светиться буквы, вырезанные на камнях нагрудника. Коэн читал это важное для всего народа "сообщение". Кроме того, камень "согрешившего" колена тускнел.

Последней из заповедей, связанных с возведением Мишкана, стало повеление Всевышнего построить жертвенник для воскурений. Этот жертвенник был установлен в Святилище и на нем запрещалось приносить в жертву животных.

Б-г сказал: " Воскурения - возлюбленнейшее из приношений". Даже после того как сам Мишкан и все священные предметы были изготовлены, животные принесены в жертву, Шехина (Б-жественное Присутствие) не сошла на МИшкан. И только после возжигания благовоний Шехина сошла вниз, чтобы пребывать в среде Израиля.


Предыдущая глава Торы целиком была посвящена Мишкану, переносному Храму-шатру, который евреи построили по велению Б-га в Синайской пустыне. В сегодняшней главе "Тэцаве" все мысли сосредоточены на людях, несших службу в Храме. Эта привилегия досталась брату Моисея - Аарону и его сыновьям.

Вот с какими словами обратился Всевышний к Моисею:

"Приблизь к себе Аарона брата твоего и сыновей его в ним из среды сынов Израилевых для священнослужения Мне... И сделай священные одежды Аарону, брату твоему для почета и для славы".

Далее, в сорока стихах Тора с необыкновенными подробностями описывает все детали приготовления священнических одеяний. Доскональность эта вызывает удивление: стиль Торы необычайно лаконичен, она никогда не останавливается на реалистических описаниях ландшафта, внешнего вида людей, а уж тем более на деталях их одежды. Здесь же почти целая глава посвящена священническим облачениям. Для чего? И еще спросим: почему священники не могли служить в Храме в своем обычном платье, которое носили ежедневно? Для чего нужны были им специальные облачения?

Чтобы понять, в чем было значение священнических одеяний, задумаемся о назначении одежды вообще.

Тора в первых своих главах рассказывает, что одежда была дана первому человеку самим Творцом, как сказано:

"И сделал Г-сподь Б-г Адаму и жене его одежды кожаные и одел их".
Это поразительно! Все остальные достояния цивилизации и культуры не были даны человеку сверху. Он должен был дойти до них своим умом, сам изобрести их и создать своим трудом. Из преданий Устной Торы мы узнаем, что людям пришлось учиться высекать огонь из камня, строить дома, изобрести плуг, приручить животных. Всюду и во всем должны они были сами пробивать себе дорогу, только одежду получил человек в подарок от Б-га.

Одежда - не только средство защиты от холода, не только украшение, но и первый отличительный признак принадлежности к человеческому обществу. Одежда выделяет человека из мира животных. Корень этого отличия - в этических чувствах человека, таких как стыдливость и скромность, - незнакомых животным. Таким образом, одежда - почетный знак, данный нам Творцом, символ человеческого достоинства. Наоборот, нагота - символ низкого животного существования, символ необузданного примитивного инстинкта.

Одев Адама и Еву и прикрыв их наготу, Всевышний возвел их в высокую должность - быть родоначальниками человеческого общества. Нечто подобное должен был сделать Моисей, возведя Аарона и его сыновей в сан священников. Назначение священников - быть наиболее чистыми, наиболее возвышенными из всего народа. Поэтому Моисей облачил их в особые отличительные наряды, символизирующие их высокое положение.

Тора учит нас, что одежда - не просто результат общего согласия людей прикрыть наготу, она дана нам Создателем как завершение акта Творения, как вторая кожа, символизирующая более возвышенный образ жизни. Человек - единственное создание, не удовлетворяющийся природной кожей, но покрывающий свою наготу одеждой, данной ему Б-гом. Вывод напрашивается сам собой. Человек, созданный по образу и подобию Б-жию, не имеет права удовлетворяться своей природной животной жизнью, точно так же, как не удовлетворяется он своей природной кожей. Одежда на наших плечах призвана напоминать нам: люди, как можете вы ограничивать свою жизнь интересами заработка, пропитания и грубых наслаждений! Ваше назначение значительно выше интересов желудка. Дав вам одежду, Всевышний предопределил быть вам священниками в Храме природы, выделил и возвысил вас над всем творением.

Теперь понятно, почему священники не служили в Храме в своей будничной одежде. Служба в Храме - не эпизод обыденной жизни, она должна стоять выше каждодневной суеты. Так же, как обычная одежда призвана напомнить нам высокое назначение человека, так одеяния священника в Храме напоминают ему о святости и возвышенности его службы. И так велел Творец Моисею: "И сделай священные одежды Аарону, брату твоему для почета и для славы".


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное