Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ИТРО"

Недельные разделы Торы еврейская традиция называет по их первому значащему слову. Однако наименование раздела не вопрос удобства или случайности. Название всегда отражает глубокий внутренний смысл повествования, является настоящим заглавием для всего разнообразного содержания раздела. А раз так, то мы вынуждены признать, что эта неделя одаривает нас определенной загадкой: раздел Торы, в котором говорится о Синайском Откровении и даровании Торы еврейскому народу, назван по имени нееврейского мудреца, перепробовавшего в течение своей жизни многие формы идолослужения! Более того, раз появившись на страницах Торы, Итро надолго исчезает с нашего горизонта и лишь через год вновь появляется в повествовании, впрочем, в качестве второстепенного персонажа. И тем не менее, его имя увенчивает один из самых волнующих разделов Торы - раздел Десятисловия.

О чем это нам говорит? Известно, -и это не раз служило мишенью всевозможных нападок, - что иудаизм - религия национальная, тщательно хранящая свою специфичность. Подчас поверхностному наблюдателю кажется, что евреи не особенно интересуются окружающим их миром, не действуют ему на благо, предпочитая ограничить круг своих интересов и не стремясь к распространению своего влияния. Но уже некоторое углубление в предмет показывает изучающему, что совсем не так обстоит дело.

Мир сотворен в соответствии с точным замыслом Создателя. Ни одна деталь в нем не является лишней. Но взаимосвязи различных частей Творения не очевидны и не всегда соответствуют нашим представлениям о них. Не удивительно, что евреи стараются отгородиться от внешних влияний. Им далеко не безразлична судьба мира. Но именно этот самый большой мир всячески пытался воздействовать на евреев и переделать их по своим стандартам. Однако Всевышний не устроил свой мир на основаниях одинаковости и примитивно понятого равенства. Каждый элемент Творения важен, но важен НА СВОЕМ МЕСТЕ! Изучение Торы и соблюдение евреями ее заповедей имеет такое значение для Б-га (а, значит, насущно и для всего Творения), что Он заповедует евреям избегать любых чужеродных влияний, способных увести их от исполнения возложенной на них миссии. А миссия эта не только не является узконациональной, но, напротив, является вселенской. Тора, чьим хранителем является еврейский народ, универсальна. Именно в этом качестве она занимается описанием принципиальной неоднородности Творения, разные функции и задачи, которые возложены на различные его элементы.

Все без исключения религии мира обещают благодать своим адептам, а всем остальным - проклятия и истребление. Думается будет не лишним заявить, что "узкий, ограниченный" иудаизм является единственной на земле религией, утверждающей, что для того, чтобы быть угодным Творцу, не обязательно исповедовать иудаизм. Б-г даровал людям заповеди сыновей Ноаха, путь, дарующий человеку вечную награду, без того чтобы сделать его евреем. Вот эти заповеди:

  1. Запрет идолопоклонства
  2. Запрет б-гохульства
  3. Запрет убийства
  4. Запрет прелюбодеяния
  5. Запрет воровства
  6. Запрет употреблять в пищу кровь или плоть живой твари
  7. Назначение судей, чтобы обеспечить выполнение остальных заповедей

Прославлять Творца неба и земли - вот назначение народа Израиля, в полной мере сознающего свою колоссальную ответственность за судьбы всех народов. Наступит день, когда истинные отношения народов станут очевидными для всех людей. И тогда народы мира придут в Иерусалим, чтобы прикоснуться к великому прославлению еврейского народа и внимать той совершенной мудрости Торы, которая будет явлена на Ционе... Как некогда мудрец Итро пришел в еврейский стан, чтобы благословить Именем Б-га Израиля. "Дела отцов - знак для сыновей..."

49 дней отделяющие Исход от Дарования Торы, были днями величайшего духовного подъема. За 49 дней вчерашние рабы, настолько опустившиеся в бездну нечистоты, что даже ангелы не смогли отличить их от египтян, достигли высочайшего доступного смертным уровня: "И стал

Израиль лагерем возле горы" - как один человек, в единстве святости.

На горе Синай Б-г открыл Себя всему еврейскому народу и сообщил ему Десять Речений. Но что значит "открыл" и почему мы называем это событие Откровением? Оглянитесь вокруг, настройте на прием обоняние и осязание. Видите ли вы Б-га? Разумеется, нет. Б-г пребывает в сокрытии и В ЯВНОМ ВИДЕ никак не проявляется. Недаром на священном языке слово "олам"(мир) означает сокрытие. Иногда, впрочем внимательный наблюдатель различает Его руку под покровом "естественных" событий. Тогда мы говорим о Б-жественном наитии. Бывает также, что Б-жествееное управление миром становится несомненным. Тогда мы говорим о воздействии Духа Святости. Предельный уровень проявления Б-жествеености называется пророчеством. Он доступен только для людей большой духовной чистоты и праведности. С момента возвращения из вавилонского плена наш народ лишен чудесного дара пророчества, ибо не создает необходимой для этого атмосферы святости.

И только один раз в истории Творец раскрыл Себя настолько, что у нескольких миллионов душ не осталось ни малейшего сомнения в полученном сообщении: ведь между Б-гом и душами сынов Израиля, стоявших у Синая, НЕ БЫЛО НИКАКОЙ ПРЕГРАДЫ!

ОНИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОСПРИНИМАЛИ Б-ЖЕСТВЕННОЕ!

Это восприятие было таким сильным, таким ярким, что о нем сказано: "Они видели звуки и слышали зримые образы. И в тот момент, когда весь народ вознесся на пророческий уровень, прозвучали слова Десяти Речений.

  1. Я - Ашем, Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства
  2. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе изваяний и никакого изображения того, что на небе наверху и на земле внизу, того, что в воде и того, что под землей. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я - Ашем Б-г твой - Б-г Ревнитель, возлагающий грех отцов на детей до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня, и творящий милость тысячам родов любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди.
  3. Не произноси Имени Ашема Б-га твоего напрасно, ибо не оправдает Ашем того, кто произнесет Имя Его напрасно.
  4. Помни день Шабата для освящения его: шесть дней ты будешь работать и делать всю работу, а в седьмой - Шабат Ашему Б-гу твоему: не делай никакой работы - ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в воротах твоих. Ибо в шесть дней совершил Ашем небо и землю, море и все, что в них, и отдыхал в день седьмой. Поэтому благословил Ашем день седьмой и освятил его.
  5. Чти отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Ашем Б-г твой дает тебе.
  6. Не убивай
  7. Не прелюбодействуй
  8. Не кради
  9. Не произноси на ближнего своего ложного свидетельства.
  10. Не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего, и раба его, и рабыни его, и вола его, и осла его, и всего того, что у ближнего твоего.

Эти Десять Речений часто не совсем точно называют Десятью Синайскими заповедями.Значительно точнее будет сказать, что Десятисловие является корнем всех 613-ти заповедей Торы. На это указывает и тот факт, что в Десятисловии 620 букв: 613 заповедей Торы плюс 7 заповедей, установленных нашими мудрецами. Восприняв Десять Речений, евреи получили способность в дальнейшем уяснит себе и все простые и сложные заповеди Торы, детали которых через 40 дней принес с Синая Наш Учитель Моше!

Этот коментарий составлен Цви Вассерман из города Мигдал-Эмэк (возле Хайфы)
Цви является главным редактором и переводчиком издательства Ешивы Швут Ами, и бывшим Ленинградским десидентом.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное