Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ВАЭРА"

Предыдущая глава Торы рассказывала о том, как народ Израиля был порабощен в Египте, и о том, как Всевышний послал Своего избранника Моше к фараону с требованием освободить евреев. Фараон отказался отпустить народ. "Кто такой Б-г, чтобы я слушался его голоса?"

Всевышний ответил на вопрос-отказ фараона "десятью казнями египетскими", десятью сверхъестественными бедствиями, приходившими и уходившими по слову Моше в точно указанный день и час.

О них и рассказывает сегодняшняя глава Торы "Ваэра". В первую очередь был поражен Нил, источник жизни для египтян. Вода великой реки превратилась по слову Моше в кровь и по его же слову вернулась в прежнее состояние. Затем полчища жаб заполонили всю страну, вслед за тем отвратительные мошки покрыли землю. Первые три удара носили в основном психологический характер. Начиная с четвертой казни, они стали наносить ощутимый урон. По слову Моше стаи диких зверей опустошили страну, вслед за этим мор поразил скот египтян. Наконец, Всевышний наложил руку на людей: незаживающие язвы покрыли их тела, а затем сильнейший град побил все, что было в полях. Так проходила эта титаническая борьба за освобождение народа Израиля из египетского плена.

Какова была реакция фараона на тяжелейшие бедствия, поразившие его страну? Иногда в разгар очередной казни сердце его слабело, и он обещал отпустить евреев. Но как только беда уходила, Моше слышал от него все то же короткое "Нет!".

Как объясняет Тора поразительное упрямство фараона? В рассказе о пяти первых казнях повторяется почти одна и та же фраза: "И увидел фараон, что стало легче, и отягчил сердце свое и не послушал их".

Однако после шестой казни картина меняется. "Но Б-г ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израиля из земли своей", - читаем мы в дальнейшем. Иными словами, фараон не был более волен в своих решениях, упрямство его происходило непосредственно от Б-га. Если так, то за что же был наказан фараон? Он просто был вынужден упрямиться! Да и как понять сам факт вмешательства Б-га в решения человека? Ведь мировоззрение иудаизма строится на понятии о свободе воли человека. "Все в руках Б-га, - говорит Талмуд, - кроме Б-гобоязненности". Люди не рождаются праведниками или злодеями, их поступки не предопределены. Если нет абсолютной свободы выбора, нет смысла ни в нравственности, ни в религии. Как можно наказать преступника, если он всегда может оправдаться: "На все Б-жья воля, и на то, чтобы я был убийцей, - тоже!"

Как же совместить принцип свободы выбора со словами Торы: "Но Б-г ожесточил сердце фараона"?

Вот как отвечает на наш вопрос комментатор эпохи Возрождения раби Овадия Сфорно: "Нет сомнения, не ожесточи Б-г сердца фараона, тот отпустил бы евреев после первых же казней, не из раскаянья, а просто будучи не в состоянии стерпеть тяжелые страдания. Всевышний же хочет, чтобы грешник раскаялся в своих поступках, и если бы фараон действительно пожелал это сделать, никто не помешал бы ему. Б-г ожесточил сердце фараона, чтобы он сумел стерпеть все казни и отпустил евреев не из страха перед бедствиями, а от сознания величия Б-га и добровольного смирения перед Ним".

Ту же мысль мы находим в книге раби Йосефа Альбо "Икарим": Б-г не препятствовал раскаянию фараона, дав ему силу стерпеть все казни. Наоборот, Он обеспечил ему полную свободу выбора, так, чтобы тот сумел сам выбрать свой путь без всякого вмешательства и нажима извне".

В отличие от Сфорно великий мыслитель Израиля Рамбам объясняет текст Торы, не уклоняясь от простого значения слов. Вот что пишет он в "Илхот тшува":

"Каждый может склонить себя к добру или злу... Всевышний не принуждает человека, не предопределяет его выбор и не склоняет его к добру или злу: человек сам выбирает, пойти ему по той или по другой дороге. Это важнейший принцип, на нем основывается вся Тора и заповеди.

Есть в писании ряд стихов, казалось бы, противоречащих этому принципу. Судя по ним, может показаться, что Всевышний принуждает людей совершать добро или зло и что сердце человека не в полном его распоряжении. Но так только кажется, и вот истинное значение этих стихов... Если человек совершает наиболее тяжкие грехи, то Судья Праведный наказывает его за свободно совершенные им поступки тем, что отнимает у него свободу воли. Ему не дают более раскаяться до конца дней, и он умирает, погрязнув в своем грехе. Поэтому написано в Торе: "И Я ожесточу сердце фараона". Фараон согрешил сам, безжалостно угнетая евреев, живших в его стране. И наказал его Б-г, отняв у него свободу воли; вот почему Всевышний ожесточил его сердце. Б-г не принудил фараона угнетать евреев, тот поступил так самостоятельно, и в наказание Б-г помешал ему раскаяться в грехе".

Вдумаемся в слова Рамбама. Не противоречит ли он сам себе?

Сначала он утверждает, что человек абсолютно свободен, Б-г не вмешивается в решения, которые тот принимает. Затем он пишет, что в качестве наказания Б-н может отнять свободу воли и помешать грешнику раскаяться. Однако противоречие это мнимое. Принять то или иное решение всегда во власти человека. Но абсолютно свободен он, т.е. обе возможности даются ему в равной мере, лишь в начале пути. Однажды сделав выбор и пойдя по одному из путей, он не сумеет более так же легко, как вначале, выбрать другой путь. Чем дальше идет человек по пути зла, тем труднее ему вернуться на путь добра. Свобода воли по-прежнему в его руках, но теперь она не безгранична, как прежде. Не Всевышний сужает свободу воли грешника и мешает ему раскаяться, нет. Сам человек, выбрав однажды зло и продолжая грешить, постепенно сжигает за собой мосты один за другим. Так что в один прекрасный день возвращение к добру становится почти невероятным. Но и тогда выбор в его руках. Духовные силы человека неограничены, он может сделать невероятное усилие и покинуть путь зла, даже стоя на пороге ада.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное