В предыдущей недельной главе говорилось о приходе Якова - праотца народа нашего в Египет. 0н пришел на берега Нила со всей своей большой семьей, спасаясь от голода, поразившего его родину - землю Израиля. В Египте Яков нашел прибежище под сенью своего сына Иосифа, волею провидения ставшего всесильным временщиком при дворе фараона.
Вот как начинается сегодняшняя глава Торы "Вайхи".
"И жил Яков в земле Египетской 17 лет. И пришло время Якову умереть и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел милость в глазах твоих, то положи руку твою под бедро моё и окажи мне милость и верность: не хорони меня в Египте. И чтобы лечь мне с отцами моими, ты вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. И сказал тот: "Я сделаю по твоему слову".
Желание Якова понятно: он хотел быть погребен в Святой земле. В Хевроне, в пещере Махпела, где похоронены его отцы: Авраам и Исаак. Попросив Иосифа позаботиться о погребении и благословив его детей, Яков неожиданно прибавил: "А я... при переходе моем из Падана умерла у меня Рахель в земле Ханаанской, в дороге, не доходя до Эвфрата, и похоронил я ее там у дороги в Эвфрат, он же Бейт-Лехем".
Для чего рассказывает Яков Иосифу о смерти его матери Рахели? Почему он вспомнил кончину своей жены именно в тот момент, когда попросил сына позаботиться о его погребении?
Большинство комментаторов видят в словах Якова желание оправдаться в глазах сыма. Сам он жаждет быть похороненным в гробнице отцов в пещере Махпела, однако жена его, мать Иосифа не удостоилась погре-бения там. Яков похоронил её на обочине дороги и теперь опасался, что сын осуждает его за неуважение к матери. Чем же оправдывается отец?
Известный комментатор 13 века РАМБАН вмдмт в словах Якова чисто бытовую аргументацию. Вот что он пишет: "... Рахель умерла в дороге неожиданно, и похоронить ее в пещере Махпела не было никакой возможности. Яков не мог поспешить с телом в Хевром, оставив своих многочисленных детей и стада овец на дороге. А идти в Хеврон вместе с детьмм и скотом было бы слишком долго, и под рукой у него не было никого, кто сумел бы набальзамировать тело для длительного пути..." .
Рабби Овадия Сфорно, коммемтатор, жившмй в эпоху итальянского возрождения, объясняет этот эпизод по другому. Он приводит такую фразу: "И похоронил я ее там, по дороге в Эвфрат. Печаль моя была настолько велика, что не было у меня сил отвезти её в гробницу".
Текст Торы как нельзя более подходит к комментарию Сфорно: "А я... при переходе моем из Падама умерла у мемя Рахель..." Вся тяжесть утраты выражается в словах Якова "умерла у меня Рахель..." Ту же мысль мы находим в Талмуде: "Жена, что умерла - умерла для мужа, как сказано "умерла у меня Рахель". То есть никто не чувствует боль утраты так сильно, как овдовевший муж. Так объясняют слова Якова большинство исследователей Торы.
Совершенно иной подход мы находим у старейшего комментатора Торы РАШИ. Он приводит Мидраш, предание Устной Торы, видящий в Якове не только скорбящего вдовца и отца многочисленного семейства, но и родоначальника нашего народа. Он предвидел будущее Израиля и его длинный путь по истории, полный мучений, преследований и массовых убийств. Вот слова Мидраша, приведенного РАШИ:
"Сказал Яков: я прощу тебя похоронить меня в гробнице отцов, хотя матери твоей я не сделал этого. Она умерла не доходя до Бейт-Лехема и похоронил я ее прямо там на дороге, даже до Бейт-Лехема ее не довез. Ты наверно осуждаешь меня, но знай: на то была Б-жья воля. Я похоронил ее там, на дороге, чтобы она помогла сыновьям своим в будущем..."
Что за помощь могла оказать Рахель сыновьям своим, будучи похороненной на обочине дороги?
Мидраш продолжает: "Когда сотни лет спустя вавилоняне разрушили Иерусалим и увели его жителей в плен, они провели изгнанников по Бейт-Лехемской дороге на восток. Тогда вышла Рахель на дорогу, рыдая и молясь за сыновей своих. Как сказано у пророка Иеремии: "Слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих, не хочет она утешиться из-за детей своих... Так сказал Г-сподь: Удержи голос твой от рыданий и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой: возвратятся они из страны врага. И есть надежда будущему твоему, сказал Г-сподь - и возвратятся сыновья в свои пределы"..
Таким запечатлел РАШИ образ Рахели в сердцах поколений: стоящая у дороги, по которой идут сыновья ее в изгнание, плачущая и молящаяся о них - чтобы вернулись.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЯАКОВА
На этой неделе мы завершаем чтение первой из пяти книг Торы. В ней даны всего три из 613-ти заповедей, которые евреи получили на Синае и обязались исполнять. Основное ее содержание: сотворение еврейского народа - особого отряда Всевышнего. Тора рассказывает нам как собирались крупицы Б-жественного благословения, как трудами праотцов Авраама, Ицхака и Яакова создавался фундамент величественного духовного строения, которому предстояло выдержать все исторические бури и потрясения и добраться из далекой древности до наших дней, пережив гигантские империи, претендовавшие на вечность. Истории книги Берейшит потому так важны, что дают возможность понять еврейский народ - единственное в своем роде явление, его место в Творении, связи с прочими творениями Всевышнего. Более того, ТОЛЬКО ГЛЯДЯ В ТОРУ, можно понять еврейскую историю, прошлое и будущее всего народа и каждого отдельного еврея.
Семья Израиля числом семьдесят душ спустилась в Египет. Здесь ей предстояло пройти последнюю фазу эмбрионального развития и стать великим и многочисленным народом. Впереди исторический путь, поражающий воображение.
Чувствуя приближение конца земной жизни, престарелый Яаков собирает оставшиеся силы, чтобы успеть достойно завершить путь этого мира. Ему необходимо "официально" передать своим сыновьям миссию, начатую праотцом Авраамом. Для этого он должен благословить детей, каждый из которых удостоился привилегии стать членом Завет с Б-гом. Первым делом, Яаков призывает к себе Иосефа. Он желает передать тому духовное первородство, которое найдет свое материальное проявление в Земле Израиля: потомки Иосефа получат в ней двойной удел как и подобает первенцам по закону Торы. С этой целью Яаков особо благословляет детей Иосефа Эфраима и Менаше и именно этим благословением сегодня еврейские родители благословляют своих детей. Эфраим и Менаше родились и выросли в галуте (изгнании), выросли настоящими евреями, верно служащими Б-гу, не поддаваясь влиянию улицы. Крайне непросто было Иосефу в Египте - стране изощренных пороков, во дворце правителя воспитать детей в чистоте и святости, достойной внуков Яакова. Ему это удалось, и это достижение стало неотъемлемой частью его духовного завещания, обращенного к каждому еврею жителю Москвы, Нью Иорка, Кейптауна или Тель Авива: какой бы бедлам не царил вокруг нас, мы обязаны защитить от него детей и привить им настоящие духовные ценности.
Покидая этот мир, Яаков стремиться оставить нам фундаментальные указания. Он одновременно и выказывает восхищение Иосефом и закрепляет на веки вечные его духовные достижения. В конце концов, успех нашей миссии на земле всецело зависит от того, насколько полно и точно мы разъясним следующему поколению сущность этой миссии,т.е. от воспитания молодежи в духе Торы. Поэтому и сегодня мы благословляем наших детей словами Яакова: И воздаст тебе Б-г как Эфраиму и как Менаше.
Мы видим, что с приходом Израиля и его семьи в Египет,тема Изгнания, и до того легких намеком появлявшаяся в строках Писания, начинает звучать с новой силой. И это очень понятно: от того, как поведет себя в Египте ядро еврейского народа, зависит его будущее: выстоим ли мы во всех испытаниях или, не дай Б-г, надломимся?
Яаков просит похоронить его в Земле Ханаанской в пещере Махпела. Две вещи беспокоят его. Во-первых, он опасается, что египтяне сотворят из него нового бога и он станет объектом идолослужения. Дело в том, что появление Яакова в Египте прервало череду голодных лет, предсказанную во сне фараона. (Попутно мы учим из этого, что служение праведника может изменять порядок событий, установленных Создателем в так называемом "естественном" управлении миром.) Египтяне понимали эту связь, поэтому почитали Яакова при жизни и готовились обожествить его после смерти. Тора подчеркивает обязательность захоронения умершего в земле и перспектива залечь мумией в какой-нибудь египетской гробнице абсолютно не устраивала Яакова. Задача была непростой, египтяне нажимали и Яакову пришлось даже взять клятву с Иосефа непременно исполнить эту его волю.
Во-вторых, Яаков отдавал себе отчет в важности каждого события своей жизни для всех грядущих поколений евреев. Он должен был вернуться в Эрец Исраэль хотя бы после своей кончины, чтобы в будущем еврейский народ смог вернуться в эту благословенную землю навсегда.
Пророку Израилю Б-г открыл все, что произойдет с его потомками: наполненный чудесами величественный Исход из Египта, завоевание Ханаана, славную эпоху первых царей, Храм, построенный Шломо в Иерусалиме, вавилонский плен, Второй Храм, озаренный сиянием мудрости Устной Торы, длящееся и по сей день эдомское изгнание, и наконец, приход Избавителя и раскрытие истинной значимости каждой исполненной мицвы, каждого слова Торы. Сила пророчества была пропорциональна духовной мощи патриарха, очистившего себя совершенно и достигшего уровня ангелов. Когда Израиль увидел тяготы еврейского пути, трагедию изгнаний, его первым побуждением было утешить своих потомков, сообщив им весть о конечном Избавлении. Но в Б-жественный план это утешение как раз и не входило. И понятно почему. Главным испытанием еврейского народа стало испытание веры. Вера же проявляется за порогом знания. То, что можно доказать, не нуждается в вере. Хотя знание, безусловно, не противоречит вере, оно не дает ей проявиться и, стало быть, может лишить заслуженной награды. Раскрытие того, что произойдет в конце дней, нарушило бы тонкий баланс между знанием и верой, и поэтому Творец удержал Яакова от этого шага.
Перед смертью Израиль благословил всех своих сыновей. Все 12 стали продолжателями завета праотцов с Б-гом, но каждый из них получил свое благословение, не похожее на то, которым отец наделил других братьев. Тора подчеркивает тем самым одну принципиальную мысль: в служении Б-гу есть несколько различных, которые еврейский народ должен ОБЪЕДИНИТЬ. Идея равенства чужда Б-жественному Архитектору. Каждый еврей обладает особыми уникальными возможностями, но он обязан соединить их со служением своего ближнего. Колено Иеуды получило в наследство царство, и после Давида еврейским царем может быть только человек из колена Иеуды. Леви заработал Служение. Из этого колена произошли те, кто служил в Храме, а сегодня наделяет еврейский народ особым благословением. Главным занятием колена Иссахара стало изучение Торы, а люди из колена Зевулуна, не прерывая учения, находили время и для торговли с тем,и чтобы вырученными деньгами делится с мудрецами из колена Иссахара, которые полностью погрузились в изучение Торы и достигли благодаря этому великой мудрости и святости. Тора рассказывает нам, что помогающий учению имеет великую долю в награде, которая полагается за это.
Так благословения всех братьев содержат указания на ту особую долю, которую каждое колено имеет в еврейском служении. Оставалось "лишь" освоить эту долю и соединить ее с достижениями другого колена. На пути же обретения единства лежали и продолжает лежать многочисленные трудности, которые, собственно: и составляют факты еврейской истории.
В предыдущих беседах мы много говорили о великом праотце еврейского народа Яакове. Сегодняшняя глава Торы рассказывает о последних днях его жизни.
"И сказал Яаков сыновьями своим: соберитесь и поведаю вам, что случится в конце дней. Соберитесь, сыны Яакова, и слушайте Израиля, отца вашего".
Яаков - последний из праотцев. Его двенадцать сыновей - родоначальники двенадцати колен израилевых. С них начинается история нашего народа. В основу ее ложатся слова умирающего праотца: соберитесь и слушайте! Нас немного, мы всегда были меньшинством, поэтому наша сила - в единстве и в стремлении к духовному: соберитесь и слушайте! А когда просыпается в нас жажда к духовным ценностям, мы призваны утолять ее из неиссякаемых источников еврейской традиции. "Слушайте Израиля, отца вашего", - завещает Яаков.
Единство и преданность идеалам иудаизма дают нам силу выстоять в любых испытаниях. Но народ, состоящий из людей, столь различных по своим качествам, может объединиться только под руководством достойного вождя.
Яаков ищет теперь, кто из сыновей сможет возглавить зарождающуюся нацию. Взгляд его останавливается на старшем. "Реувен, первенец мой, мощь моя и начало силы моей. Порывистый, как вода, ты не получишь преимущества..." Яаков не дает первенства Реувену потому, что вождь должен проявить не только силу, но и твердый устойчивый характер. Стремительный и порывистый, как поток, старший сын не может руководить народом.
Яаков переводит взгляд на Шимона и Леви. Много лет назад, когда царь Шхема опозорил их сестру Дину, они отомстили за ее поруганную честь и вырезали всех жителей города вместе с царем. "Шимон и Леви, братья, орудия хищничества присущи им. В совет их не войдет душа моя, в их обществе не будет пребывать честь моя, потому что в гневе своем убили мужей и по воле их подрезали жилы вола. Проклят гнев их, ибо силен, ярость их, ибо тяжела. Разделю их в Яакове, рассею в Израиле".
Закладывая фундамент будущего народа, Яаков проклинает гнев, качество, несовместимое с понятиями морали и справедливости. Ярость братьев была благородной, они хотели смыть позор с сестры и с семьи, хотели преподать всем соседям урок: так не делается в Израиле! - и все же их поступок проклят отцом.
В мире господствует мнение, что в политике, в отношениях между государствами цель оправдывает средства. Обман и насилие, если только они совершаются "на благо родины", рассматриваются как акты гражданского героизма. Законы морали хороши для семьи, но на международной арене действуют законы национальных интересов. Еврейскому народу на заре его истории завещание Яакова запрещает бесчестные и жестокие средства достижения самых возвышенных целей.
"Разделю их в Яакове, рассею в Израиле" - таков приговор потомкам Шимона и Леви. Разделяют обычно что-то ценное, так, чтобы всем досталось от него хоть немного. Рассеивают же, наоборот, то, что ни в коем случае не должно оставаться цельным, то, что необходимо распылить на мельчайшие незначительные частицы. Имя "Яаков" в нашей литературе отождествляется с еврейским народом в изгнании. Гордое имя "Израиль" символизирует еврейское государство, в котором народ чувствует свою силу. Если в нем потомки Шимона и Леви будут жить вместе, их влияние может быть опасным для народа и события в Шхеме могут повториться. "Рассею их в Израиле", - пророчествует Яаков, и история осуществляет его слова: в древнем Израильском царстве колена Шимона и Леви не получили наделов и расселились по всей стране.
Однако в галуте, когда весь народ рассеян по миру, ему угрожает другая опасность. Гонения и унижения ослабляют национальное чувство, само слово "еврей" становится постыдным. А потому "разделю их в Яакове" для того, чтобы забитый, презираемый всеми еврей мог гордо смотреть в глаза своим угнетателям, не потерять чувство собственного достоинства. Милостью Б-жьей потомки Шимона и Леви были во всех местах нашего изгнания. На протяжении почти двух тысяч лет они раздували в наших сердцах гаснущий огонь национального духа, учили нас гордиться тем, что мы евреи.
Ни Шимон, ни Леви не возглавят народ: "В их совет не войдет душа моя", то есть не в их собрании будут решаться жизненные вопросы Израиля.
Яаков переходит к четвертому сыну: "Йеуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на шее врагов твоих, поклонятся тебе сыны отца твоего. От добычи ты, сын мой, поднялся. Преклонился он, как лев, кто подымет его. Не отойдет скипетр от Йеуды, и законодатель из среды его, пока не придет в Шило, и ему повиновение народов". Яаков нашел достойного руководителя. Он не порывист, как Реувен, отец сравнивает его с лежащим львом, спокойным и уверенным в своей силе. Йеуда не знает ярости Шимона и Леви, орудия войны чужды ему. "Рука твоя на шее врагов твоих" - рука, а не меч. Пророчество Яакова сбылось через несколько сот лет, когда потомок Йеуды Давид объединил под своей властью все колена Израиля. Его сын Шломо, по утверждению Талмуда, правил не только своей страной, но и всем миром. Тому, кто хоть немного знаком с историей евреев, это покажется странным: ведь за сорок лет царствования Шломо фактически не вел войн. Завещание Яакова поможет нам понять слова Талмуда. Царю из рода Йеуды не нужно будет воевать. Сама сила его устрашит соседние народы, и никто не осмелится напасть на него. Не мощь израильской армии, а величие личности Шломо покорило мир. Его нечеловеческая мудрость и праведность были известны по всему свету, одно его имя вызывало благоговейный трепет. Народы мира не были ему рабами и не платили дани, но признали Шломо своим властелином так же естественно, как животные принимают власть льва, царя зверей. Не исключена возможность, что утверждение Талмуда следует понимать так, что народы признали духовный авторитет Шломо. И действительно, весь христианский и мусульманский мир впоследствии почитал Шломо как величайшего мудреца в истории.
Даже когда кончился "золотой век Израиля" и еврейский народ потерял государственную независимость, не отошел скипетр от Йеуды, не перевелись законодатели из среды его. На протяжении веков главами Санхедрина - верховного еврейского суда - в период Второго Храма и смежную с ним эпоху были выходцы из семьи Илеля, потомка царя Давида. Высшие авторитеты Торы, они руководили духовной жизнью народа, принимавшего их власть добровольно, без малейшего принуждения. Машиах, пришествия которого мы ожидаем, по свидетельству позднейших пророков, тоже будет потомком Давида. На него намекает Яаков в своем завещании: "Не отойдет скипетр от Йеуды и законодатель из среды его, пока не придет в Шило". Арамейский перевод этого стиха гласит: "...пока не придет Машиах".
Слово "Шило", о значении которого много спорят комментаторы, быть может, происходит от корня "шуль" - "нижний край". Когда народ Израиля дойдет до самой нижней ступени под игом врагов и преследователей и гробовщики истории приготовятся к торжественным похоронам Йеуды, тогда придет он, потомок Давида, и спасет нас из галута. Он избавит весь мир от зла и насилия, "и ему подчинятся народы".