В предыдущих главах речь шла о трех праотцах Израиля: Аврааме, Ицхаке и Яакове. Сегодняшняя глава Торы "Ваешев" повествует о любимом сыне Яакова - Йосефе.
Он вынужден был покинуть дом отца из-за трагической цепи недопониманий, которая привела к ссоре между Йосефом и его братьями: они видели в нем опасного интригана, и, чтобы сохранить мир в семье, решили избавиться от него. Вскоре подвернулся удобный случай: находясь со стадами отца далеко от дома, старшие братья напали на Йосефа и связали его, а затем продали торговцам, направлявшимся в Египет. Отцу же сказали, что Йосефа растерзали звери.
В сегодняшней главе мы читаем следующее:
"А Йосеф был отведен в Египет и куплен Потифаром, царедворцем фараона и начальником телохранителей. И Г-сподь был с Йосефом и преуспевал он в делах и жил в доме господина своего, египтянина. И увидел господин его, что Б-г с ним и что всему, что он делает, Б-г дает успех. И обрел Йосеф милость в глазах его и прослужил ему. И назначил его над домом своим, и все, что у него, отдал в руки его. И было, с того времени, как он назначил его над домом своим, и над всем что имел, Г-сподь благословил дом египтянина ради Йосефа. И оставил он все, что у него, в руках Йосефа, и не знал он при нем ничего, кроме хлеба, который ел.
А Йосеф был красив станом и красив видом. И было после того: жена господина возвела взоры свои на Йосефа и сказала: ляг со мною. Но он отказался и сказал ей: ведь господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в руки мне, и не удержал от меня ничего, кроме тебя, потому, что ты жена его, как же я сделаю такое великое зло и согрешу перед Б-гом..."
Вдумаемся в прочитанный нами отрывок. Провидение привело Йосефа не в дом простого египтянина, но во дворец видного сановника. Большой дом, большое хозяйство. Молодой раб-еврей быстро продвигается по службе. О его первом успехе свидетельствуют следующие слова: "... и жил в доме господина своего египтянина." Йосеф работал не в поле, а в господском доме, исполняя обязанности, дающие возможность отличиться в глазах хозяев. И действительно, Потифар обращает на него внимание: "И увидел господин его, что Б-г с ним, и что всему что он делает, Б-г дает успех." В результате - новое повышение: Йосеф становится личным слугой Потифара. Наконец: "И он назначил его над домом своим и все, что у него, отдал в руки его."
Раб превратился в господина над домом египтянина. Так ли это? Ведь формально раб остается рабом, пока не получит освобождения. Из истории мы знаем, что рабы были педагогами в древнем Риме, занимали важнейшие должности в хозяйстве; и все же оставались рабами, несмотря на шелковые одежды и свиты слуг.
Какова реакция Йосефа на его головокружительное возвышение, которое на самом деле всего лишь иллюзия? Тора отвечает на наш вопрос неожиданной фразой: "А Йосеф был красив станом и красив видом..." Странно, Тора обычно не останавливается на внешнем виде своих героев. Если же делает это, то только при первом появлении в рассказе. Мы же следим за похождениями Йосефа больше половины главы и только теперь Тора сочла нужным рассказать о его красоте. Почему?
Наиболее простой ответ мы находим в самом тексте. Тора просто объясняет почему жена Потифара возвела взоры на Йосефа: потому что был красив. Однако возможен и другой подход. Мудрецы Талмуда видят в этих словах реакцию Йосефа на его головокружительный взлет. Вот что они говорят: "А Йосеф был красив станом и красив видом" - как только почувствовал себя господином, начал есть, пить и завивать волосы. Сказал Всевышний: отец твой в печали, а ты завиваешь волосы? Погоди же, я натравлю на тебя медведя! Сразу вслед за этим: "жена господина его возвела взоры на Йосефа".
Успех заворожил Йосефа, заворожила его милость, которую обрел в глазах своих господ. Мнимая власть, так легко доставшаяся ему, заслонила правду. На какое - то мгновение Йосеф забыл, что он раб и пришелец в земле чужой, что дом отца далеко в Кенаане. Но Всевышний быстро вернул его к действительности: погоди же, я натравлю на тебя медведя. Конец истории известен: жена Потифара не вняла доводам Йосефа: она видела в его отказе гордость и пренебрежение к ней, а потому наклеветала на него. Падение Йосефа было таким же стремительным, как и его взлет. Потифар бросил его в тюрьму.
Но и оттуда он сумел выбраться. Его ждал новый взлет, еще более головокружительный. Йосефу предстояло стать практическим правителем Египта, но об этом в следующей главе.
"Деяния отцов - знак детям", - говорят наши мудрецы. Все, что произошло с нашими праотцами, произошло и с нами. Йосеф был первым из многочисленных сынов Израиля, вознесенных фортуной к неограниченной власти над странами нашего изгнания. Подобно Йосефу на какое-то мгновение они забывали, что являются лишь бесправными пришельцами и чувствовали себя хозяевами положения. Но провидение возвращало их к действительности: придворные интриги или народные возмущения низвергали их с высоких пьедесталов. Потеряв власть, богатство и почет, они должны были снова вернуться к неумолимой правде: на самом деле, они бесправные пришельцы, и милость поработителей подчас опаснее их гнева.
НЕПРОСТАЯ ДОЛЯ ЦАДИКА
После многих пережитых испытаний Яаков вернулся, наконец, в Эрец Исраэль. Одна за другой рассеивались опасности, снова выглянуло солнце. Можно было начинать новую более спокойную фазу жизни. У кого поднимется рука упрекнуть немолодого уже человека в желании перевести дух после стольких перепитий? Но таков закон жизни: чем более праведен человек, тем выше требования, которые к нему предъявляет его Создатель. О кро- шечном проступке Яакова Тора сообщает очень деликатными словами: "И расположился Яаков в земле проживания своего отца в земле ханаанской". Слово "ваейшев - расположился" обозначает солидное оседлое житье (Тошав - житель). Слова "беэрец мегурей авив - в земле проживания своего отца" напротив указывают на временной, случайное пребывание. В завете с Авраамом, повторенном потом с Ицхаком и Яаковом, Б-г обещает праотцам отдать Землю Израиля в вечное наследие ИХ ПОТОМКАМ, но не им самим. Поэтому патриархи не рассматривали себя хозяевами Святой Земли, не сомневаясь, впрочем, в том, что еврейский народ станет ее полноправным владельцем. Всю жизнь они скромно рассматривали себя в качестве пришель- цев, и лишь однажды Яаков позволил себе помечтать, слегка расслабиться.
Реакция Всемогущего Пастыря была мгновенной: "Мало праведникам той доли, что уготована им в мире грядущем, так они еще хотят покоя и безмятежности в нижайшем из миров? И тут же разыгралась история Иосефа и его братьев, история, на долгих 22 года повергшая Яакова в глубокий траур.
Обратите внимание на один важный факт: реакция Создателя не заста- вила себя ждать! И какая реакция! 22 года беспросветного горя, 22 года плача по любимому сыну, которого считал погибшим. И такую-то жизнь мы считаем достойной подражания, благословенной?
Что же такое благословение Небес? Наше недоумение увеличится еще больше, когда мы узнаем, что Тора называет Землю Израиля благословенной, а Египет землей проклятой. На первый взгляд дело обстоит как раз наобо- рот. Египет, напояемый водами Нила, плодороднейший край, кажется исполнен Б-жественной благодати, в то время как Земля Израиля лишь в отдельные периоды своей истории давала достойное пропитание своим жителям. Разливы Нила, повинуясь четким природным процессам, происходят регулярно независимо от того, кто живет на египетской земле и чем он там занимается. Земля же Израиля питается дождями, т.е.в буквальном смысле слова с неба, а наличие или отсутствие дождей напрямую связано с тем как ведет себя на этой необыкновенной земле еврейский народ. Вот как сказано об этом в молитве Шма Исраэль - главной еврейской молитве, символе нашей веры: "И будет, если прислушаетесь к заповедям Моим, которые я заповедую вам сегодня.. то Я дам дождь вашей земле, дождь первый и последний... Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце и вы не стали служить чужим богам... Тогда разгорится гнев АШЕМА и заключит Он небеса и не будет дождя и земля не даст урожая..."
Так выясняется истинное значения понятия "благословение". Благосло- вение - это тесная связь с Творцом, при которой награда и наказание непосредственно следует за исполнением заповеди и проступком. Ровная нильская сытость отдаляет человека от Б-га и ведет, в конечном счете, к гибели. Трепетная молитва иудейского крестьянина, ежедневно осознающего свою зависимость от Б-га, наполняет мир сиянием и освобождает из плена материи душу - посланницу Небес.
Более чем у любого из братьев - сыновей Яакова, жизнь Иосефа была полна тягот и необычайных превращений. Его то взметало ввысь на волнах успеха, то бросало в самый низ, в пучину тяжеленного человеческого бытия. Он рождается предпоследним из двенадцати братьев, т.е., как казалось, без особых видов на наследство, внимание и успех в жизни. Отец его, однако, приближает к себе, учит с ним Тору и явно готовится одарить его сверх обычной доли в наследстве. Иосеф вступает в острый конфликт с братьями, и те приходят к выводу, что он нарушил закон Торы и повинен смерти. Лишь в последний миг они отказываются от реализации жуткого замысла и продают его в Египет. В Египте поначалу судьба благоволит к Иосефу: он становится доверенным лицом египетского вельмо- жи и почти не ощущает своего положения невольника. Но тут восстает на него жена его господина, Потифара, и по ее навету его бросают в тюрьму. Тора лаконично, но исчерпывающе описывает нам тяжесть положения Иосефа, называя его "молодым рабом,евреем, сидящим в египетской тюрьме". Т.е. ничего не может быть хуже этого. И, наконец, последний чудесный взлет на вершины египетской иерархии - на пост всемогущего министра, второе лицо в государстве после фараона.
Обратите внимание: судьба всех остальных братьев с небольшими вариациями была много прямее. Все двенадцать сыновей Яакова оказались достойными отцовского благословения, но одного только Иосефа Тора называет Праведным. Так возникает у нас новое понимание благословения, блага. Это ничто иное как тесная связь человека с Б-гом, которая проявляется в том, что вознаграждение следует непосредственно за исполнением Б-жественной воли, а наказание не отстает от греха. Ибо такому человеку открывается Особое Б-жественное Управление миром - Ашгаха Пратит. Награда для него не повод для самолюбования или наслаждения богатством и почетом, но возможность освободиться от теснин этого мира и совершить новое восхождение к духовным высотам. Наказание в этом мире всегда есть указание. А какой же мудрец не возрадуется возможности исправить свои пути!?
Поэтому благословен Иосеф Праведный, проживший полную приключений жизнь. Благословенна Земля Израиля, каждый шаг по которой сегодня, в эпоху Сокрытия Б-жественного Присутствия, дается с огромным трудом, но которая в эпоху Машиаха подарит нам изобилие духовное и материальное. И трижды благословен народ Израиля, переживающий на протяжении своей истории славные взлеты и трагические падения, вечный народ, который является свидетелем и свидетельством Б-жественного правления миром, и который в конце дней удостоится величественной короны.
Пoчeму Яaкoв выдeлил Йoceфa?
Яaкoв peшил пoceлитьcя c cынoвьями в Xeвpoнe. Koгдa-тo здecь жил Ицxaк, кoтopый пoмoгaл людям oбpecти иcтиннoe знaниe Toгo, Kтo coтвopил этoт миp и Koму чeлoвeк дoлжeн нaпpaвлять cвoи мoлитвы. Яaкoв, peшивший пpoдoлжить дeлo жизни Aвpaaмa и Ицxaкa, пoтoму и пoceлилcя здecь, этo нaдeялcя дoбитьcя уcпexoв в дeлe, кoтopoe имeннo в этиx мecтax нaчaли eгo oтeц и дeд.
Bce cынoвья Яaкoвa жили pядoм c ним. Teм нe мeнee eгo cтapocть нeльзя былo нaзвaть cпoкoйнoй, ибo eму пpeдcтoялo пepeжить нa cклoнe лeт тяжeлeйшую тpaгeдию - пoтepю любимoгo cынa Йoceфa.
Пoэeму мы нaзывaeм Йoceфa eгo любимым cынoм? Дeлo нe тoлькo в тoм, этo Йoceф был cынoм Paxeли, любимoй жeны Яaкoвa. Oн coчeтaл в ceбe лучшиe кaчecтвa, пpиcущиe вceм ocтaльным бpaтьям. Пoдoбнo Peувeну oн oблaдaл вeличиeм, cвoйcтвeнным пepвeнцaм. Блaгoдapя вpoждeннoму блaгopoдcтву в пoвeдeнии, oн, кaк и Йeудa, мoг впoлнe пoдoйти нa poль цapя. Oн был cпocoбeн к пpopoчecтву, кaк Лeви, и oблaдaл мудpocтью Иcaxapa.
B peзультaтe пoлучeннoгo блaгocлoвeния и oтeц, и cын paзбoгaтeли.
(Bce этo лишний paз пoкaзывaeт, этo Aшeм oxpaнял и Яaкoвa, и Йoceфa, ибo бeз Eгo пoмoщи oни cтaли бы нищими.)
Яaкoв жeнилcя, нaxoдяcь зa пpeдeлaми Эpeц Иcpaэль, и eгo дeти poдилиcь в чужoй cтpaнe; тo жe caмoe пpoизoшлo и у Йoceфa. (Xoтя Шexинa и пpeбывaeт в Эpeц Иcpaэль, нo этиx пpaвeдникoв Aшeм нe ocтaвлял дaжe зa пpeдeлaми Cтpaны Изpaиля, дapoвaв им cынoвeй, кoтopым пpeдcтoялo cтaть ocнoвaтeлями eвpeйcкoгo нapoдa.)
И Яaкoвa, и Йoceфa coпpoвoждaли в пути aнгeлы. (Яaкoвa вcтpeчaли двa coнмa aнгeлoв пpи вoзвpaщeнии в Эpeц Иcpaэль, Йoceф вcтpeтил тpex aнгeлoв нa пути в Шxeм, кoгдa пoшeл в пoлe иcкaть cвoиx бpaтьeв.)