Родился в Бекки (возле Турина), Пьемонт, Италия, 15 августа 1815;
умер в Турине 31 января 1888; беатифицирован в 1929 г. и канонизирован 1
апреля 1934 Папой Пием XI как «Отец и Учитель молодёжи» (Becchi, Piedmont).
John Melchoir Bosco был большим любителем детей, он обладал такой добротой
и милосердием, что Пий XI, когда провозглашал его святым, сказал, что
«в его жизни сверхъестественное стало почти естественным, а необычное -
обычным.» Родился в крестьянской семье, его отец умер, когда Иоанну было два
года, оставив на попечение своей отважной жены пасынка, Антонио, двух её
собственных сыновей, Джованни (Иоанна) и Джузеппе (Иосиф) и свекровь.
Она с строгостию и любовью воспитывала детей в бедной избе.
В девять лет Иоанн увидел сон, в котором он превращал детей из зверей в
ягнят. От тотчас же решил стать священником и посвятить свою жизнь детям,
и приступил к этому немедленно. Он стал часто приходить в цирки и на
ярмарку; научился ходить по канату, стал акробатом и фокусником. Платой
за это часто становился сломанный нос. Он мог давать изумительные представления,
по окончании которых читал розарий и пересказывал воскресные проповеди.
Помимо большой физической отваги, Иоанн Боско был человеком ясного ума,
обладал замечательной памятью, приятной внешностью, чувством юмора и обаянием.
Эти качества привлекали к нему людей. В молодости он был человеком среднего
роста с вьющимися каштановыми волосами. Однако и у него были недостатки.
Как и святой Пётр, это был страстный, порывистый юноша. Он судил себя за
гордыню и боялся, что станет использовать свою должность приходского
священника для утоления своего желания престижа. Однако он научился управлять
своими страстями, и всю его жизнь наполняли спокойствие и миролюбие, с которым
он относился к другим.
Чтобы стать священником, Иоанн хорошо к этому готовился.
Он покинул дом в возрасте 13 лет, чтобы заработать деньги для обучения.
Он нанялся работать сначала к крестьянам, потом к портному, потом
устроился в кондитерскую. Эти умения потом пригодились ему в жизни.
Он поступил в семинарию в Кьери (Chieri) в 20 лет (по другим данным в
16), одежду и обувь он носил ту, которые получил в подаяние.
В 1841 его рукоположил архиепископ Франсони. Он продолжал оставаться
весёлым человеком, несмотря на строгость полу-янсенистских преподавателей.
Молодой священник задумывался над тем, чтобы стать миссионером, но Святой Иосиф
Кафассо (Joseph Cafasso), ректор семинарии, бывший духовным отцом Иоанна в
течении двадцати лет, убедил его остаться в Италии. Говорят, что он сказал
ему, «Дон Боско, вы даже не можете поехать в экипаже, чтобы у вас не заболел
живот, как же вы будете миссионером? Нет, вы не поедете, но будете посылать
многих проповедовать и учить слову Божиему.» Отец Кафассо, должно быть,
познакомил его с богатыми, которые могли помочь ему в работе с детьми,
и показал ему огромные урожаи, которые нужно было собирать среди трущоб
Турина.
Вскоре после рукоположения архиепископ благословаил Боско на усиленное
пятигодичное обучение богословию в Туринском духовном училище. Во время
учёбы Иоанн также учил бедных крестьян и сирот Турина.
Их неграмотность доводила его до отчаяния. Он не мог найти с ними контакт,
до тех пор, когда однажды ризничий не стукнул по голове одного недоросля,
который стоял разинув рот, не зная, как служить на Мессе, которую вёл
Иоанн. «Я не позволю, чтобы так обращались с моими друзьями,» воскликнул
Иоанн. «Ваш друг?» «Когда с кем нибудь плохо поступают, то он становится
моим другом.» Парень ушёл; в следующее воскресенье он привёл других;
меньше, чем за месяц, их пришло более сотни. Через три года у этой шумной
ватаги в училище уже был свой двор для игр.
Поначалу он приводил с собой мальчиков только по воскресеньям в ту или иную
церковь Турина; он с ними молился, давал им краткие, чёткие наставления по
христианской вере, готовил их к причастию, затем позволял им играть на свежем
воздухе. Один из его первых учеников вспоминал, «в конце каждой
воскресной вылазки Дон Боско всегда нам говорил, чтобы мы готовились к следующему
воскресенью. Он давал нам советы, как себя вести, и просил, чтобы мы также
звали своих друзей. Среди нас царило веселье. Эти счастливые дни накрепко
остались у нас в памяти и повлияли на нашу дальнейшую жизнь.
Приходя в какую-нибудь церковь на окраине города, Дон Боско спрашивал
разрешения у настоятеля храма поиграть. Разрешение всегда получалось, и
по сигналу собиралась шумная команда. После завтрака проходила катехизация:
партами и тетрадями служили трава и камни. Правда, зачастую не хватало
хлеба, но жизнерадостности - никогда. Мы пели в походе, и на закате
возвращались в Турин. Мы никогда не уставали, нам всё было в радость.»
Дон Боско высоко ценил, особенно для бедных городских мальчиков,
как силу естественной природной красоты, так и поднимающее настроение
воздействие музыки. Всё это отлично помогало в летнее время, зимой же, однако,
было по-другому. Зимой у отца Иоанна были затруднения с нахождением
пристанища для сотен мальчиков, «шедших к дону Боско.»
Предлагались одни помещения, затем их забирали обратно.
По меньшей мере десять человек предлагали свои услуги по размещению
людей в течении пяти месяцев. Каждый из них, по прошествии времени,
отказывался от этого. Представьте себе 400 юных, полных энергии мальчиков,
собранных в одном месте! Неудивительно, что казалось невозможным принять их
всех. Наконец он снял просторный старый сарай. Количество мальчиков в
пасхальное время 1846 г. достигало 800 человек.
Кто-то распустил слух о том, что дон Боско устраивал тайный политический
сговор. В нестабильном политическом климате северной Италии это предположение
могло иметь под собой почву: антиклерикалы желали объединения семи
итальянских областей со свергнутыми австрийскими и французскими королевскими
домами, тогда как безоружные папские государства получали выгоду от
оккупации австрийской армией. Так дон Боско попал под надзор полиции.
Однако сама полиция оказалась обращённой, и дон Боско не попал под арест.
Когда он понял, что таит в себе будущее, и стал об этом говорить, его
оъявили мегаломаняком. Его сторонники пытались найти для него убежище.
Два священника выступили его сопровождать, но Боско разгадал их замысел.
Он последовал за ними к экипажу, вежливо пропустил их вперёд, захлопнул
дверцу и приказал вознице: «В убежище.» Потребовалось время, чтобы
бедняги выбрались наружу (что касается меня, я знаю, что у итальянцев
язвительное чувство юмора). Дон Боско одержал победу.
В 1844 дон Боско был назначен настоятелем в приюте для девочек
святой Филомены, где в одном из зданий на территории приюта разместил своих
мальчиков. Когда же они стали слишком непослушны, ему было приказано либо
прекратить опекать мальчиков, либо отказаться от должности настоятеля.
Он выбрал второе и был вынужден оставить свой дом.
В тот момент, на Вербное воскресенье 1846 г., полагая, что его работе
может наступить конец, он писал: «Когда я смотрел на множество детей,
думая о огромной жатве, которую от них можно было получить, я чувствовал,
что сердце моё разрывается на части. Я был одинок, без помощников.
Здоровье моё пошатнулось, и я не мог сказать, где смогу собрать своих
маленьких бедняжек снова.»
Иоанн просил мальчишек молиться, и Бог ответил на плач бедных.
Г-н Пинарди предложил Иоанну снять часть заболоченной туринской местности
под названием Вальдокко (Valdocco), где стоял маленький сарай для сена,
который можно было использовать как часовню.
Им нужно было углубить фундамент, чтобы Иоанн мог стоять там в полный рост,
и они это сделали. Пасхальная Месса была отслужена в новой часовне.
Три месяца спустя истощённый молодой священник подхватил воспаление
лёгких. Среди молодёжи нашлись предводители, которые выставили стражу перед
больницей. Они организовали всенощные бдения, сопровождаемые искренними
обещаниями, постом и другими епитимиями. Ребята были полны решимости
вырвать дона Боско из лап смерти своими молитвами и покаянием. Когда
казалось, что смерть неотвратима, друг Иоанна, отец Борель прошептал:
«Иоанн, ты нужен этим детям. Проси Бога, чтобы тебе позволено было
остаться. Прошу тебя, повторяй за мной, Господи, если будет Твоё благоволение,
исцели меня.» После молитвы болезнь Иоанна отступила, и он поправился.
Когда Иоанн Боско покинул больницу, как и у его Хозяина до него,
у него не было пристанища. Он отправился выздоровливать в хозяйство своей
матери. Наконец, в ноябре 1846, г-н Пинарди предложил Иоанну четыре комнаты
в собственность в непозволительной близости для священника, живущего в
одиночестве. Он попросил свою мать оставить свой дом и переехать с ним в
город. Веря, что в этот состоит воля Божья, Маргарита Боско последовала
за сыном. До города они шли 20 миль пешком, поскольку у них не было транспорта.
Вот так, с помощью матери, Иоанн Боско обосновался в трущобе - центре
Вальдокко и занялся тем, что он называл часовней. До того он
занимался с молодёжью во внеурочное время, теперь же смог посвятить себя
этому полностью.
С помощью матери, ставшей домоправительницей, когда он занял
всё здание, он открыл училище для 40 бедных учеников, живших вместе с ним.
Такая пастырская работа началась холодной дождливой ночью в мае 1847 г,,
когда мама Маргарита впустила в дом юношу, продрогшего до костей, который
стоял на пороге. Она тотчас же впустила его и стала заботиться о
«мальчике, пришедшем на ужин.» Сама мама Маргарита похожа на святую.
Она неустанно заботилась о этих детях. Когда же она была измождена и
расстроена, уже готовая вернуться к спокойной жизни в деревне, то продолжала
оставаться с ними из-за любви Иисуса и жертв, которые Он принёс ради неё.
Скоро центр, который открыл дон Боско для наставления в вере, обучения
ремёслам и отдыха, наполнился сотнями беспризорных.
Самым одарённым ученикам давались дополнительные уроки по языку и математике,
чтобы они сами могла обучать остальных. И конечно, им давались уроки музыки,
так как он говорил, «риторика без пения - это всё равно что тело без души.»
Если ребёнок имел призвание стать священником, ему открывалась прямая дорога.
Это было неспокойное время (а у Италии было другое?) и на святого было
сделано несколько попыток покушения. Однажды в него стреляли, когда он сидел
у окна во время урока. Пуля прошла у него под рукой, порвав одежду.
«Какая жалость,» произнёс он, «это моя лучшая сутана.»
И он продолжил урок.
У него был беспородный пёс по имени Гриджио (Grigio), несколько раз
спасавший ему жизнь. Никто никогда не видел, чтобы пёс что-нибудь ел, и
никто не видел, где он спит.
Идея с часовней оказалась настолько успешной, что нужно было устраивать
ещё одну. Трудность заключалось в том, что на это не было средств.
Однако дон Боско о этом вовсе не беспокоился, он полностью полагался на Бога.
Так и получилось. В 1853 открылись два цеха, обувной и портной.
К 1856 в четырёх мастерских размещалось 150 мальчиков, которых обслуживало
10 священников, а в часовни приходило 400 самых буйных подростков.
Школы Иоанна считались одними из самых лучших в Турине.
Известный профессор так объяснял успех Боско, «С его уст и от его слов
исходила такая любовь, что все отчётливо ощущали её и не имели в этом
никакого сомнения... В его присутствии испытывалась безграничная радость.»
Чтобы расплатиться за эту работу, дон Боско проповедовал во многих местах,
повсюду рассказывали о его ораторском искусстве, о чудесах, которые
происходили по его молитвам и благодаря его заступничеству;
а кроме того, он написал большое число брошюр и окола ста книг,
распространявшихся по всей Италии. Он исцелил одного расслабленного, и ещё
одного слепого. Как-то раз, не хватало облаток для большого количества
людей, идущих на Причастие, и гостии чудесным образом были умножены,
так что каждому смог принять Пресвятое Тело Христово.
Одной из самых больших трудностей, с которой столкнулся дон Боско в
своей работе, было отсутствие помощников, и в 1859 г. он открыл духовную
семинарию, позднее ставшей Обществом святого Франциска Сальского,
или салезианцами, В 1874 эта община получила благословение
Святого Отца, и к моменту смерти настоятеля в ней насчитывалось 768 членов
в 26 орденах в Старом Свете и 38 в Новом. Сейчас в общинах салезианцев
работают 40 000 отцов, братьев и сестёр в 120 странах.
Они занимаются пасторской работой всеми видами обучения, обслуживая
220 приютов, 219 клиник и больниц, 864 детсадов и яслей и 3 104 школы
(287 технических училища и 59 сельскохозяйственных).
Другим большим делом, начатым доном Боско, стало основание монашеского
ордена для женщин. Вместе с крестьянкой из Генуи, святой Марией
Маццарелло (Mazzarello), в 1872 г. он основал конгрегацию Дочерей
Богородицы помощи христианам, занятых бедными девочками - работа в
начальных школах, центрах обучению вере и т.д.
Основная идея дона Боско, та, которая поражала его современников, это его
отношение к телесным наказаниям детей. «Я не помню, чтобы я когда-нибудь
применял формальное наказание,» писал он. «Божьей милостью я всегда оказывался
способен получить не просто выполнение правил, но даже своих простых желаний.»
Его воспитательный метод, до сих пор применяемый салезианцами, состоит в том,
чтобы исключить возникновение условий, ведущих к непослушанию,
влиять на учеников хорошим примером и доверием, сделать добро привлекательным
по религиозным мотивам, и легко соблюдаемым духовными средствами.
«Частая исповедь, ежедневное богослужение, вот те столпы, на которые опирается
всё строение образования,» говорил святой.
Иоанн оладал такой силой воздействия на человеческие сердца, что когда
он с огромным трудом получил разрешение взять на загородную прогулку 300
осуждённых за хорошее поведение, без охраны, за весь день ни один из них не
сделал попытку побега.
В конце жизни дона Боско его миссионерский дух был поделён на два
направления: первым была Англия, куда салезианцы пришли в 1887 г., а вторым -
Латинская Америка, в Аргентину он направил десять миссионеров в 1875 г.
И так, оставаясь в Италии, чтобы работать в трущобах Турина, он на самом деле
основал миссионерскую деятельность, которой он вначале и хотел заниматься.
Салезианцы прибыли в Аргентину в важный период. В последнюю четверть XIX
века в эту страну мигрировало много итальянцев, и там не хватало церквей и
школ для их нужд. Половина группы направилась на юг, чтобы служить аборигенам,
чьи земли были отобраны иммигрантами, что приводило к войне.
Их попытки установить мир оказались успешными, кроме того, они основывали
школы и благовествовали на юге вплоть до Пуэнте дель Фуэго (Puente del Fuego).
Почему же к нему относились с таким уважением в последние годы его жизни?
В 1883 Папа Лев XIII попросил дона Боско начать сбор средств для завершения
строительства Sacro Cuore (базилика Святейшего Сердца) в Риме.
Иоанн с готовностью согласился, поскольку это позволяло ему служить и навещать
его духовных сыновей, которых он уже направил как во Францию, так и в Испанию
(куда он направил миссию позднее). Его везде встречали тепло, множество людей
щедро и с энтузиазмом откликались на его просьбы.
Когда он был в Лионе, бедный возница потерял терпение от наседавшей толпы,
произнеся, «Лучше бы я тащил беса, чем вёз святого.»
А в Париже церковь Богоматери Побед была набита до отказа за два часа до того,
как он начал проповедовать в этом «убежище для грешников,» и одна
бедная женщина воскликнула: «Смотрите, это Месса для грешников, а
служить её будет святой...»
Здоровье дона Боска начало сдавать от такого наплыва народа.
Его правый глаз постоянно и сильно болел. Хотя ему едва перевалил шестой
десяток, его так мучало воспаление вен, что два салезианца поддерживали его,
когда он пробирался в толпе, благословляя и приветствуя людей.
Поскольку его здоровье продолжало ухудшаться, врачи убеждали его
уйти на покой. Он же всегда отвечал, что ему предстоит очень много сделать.
До самой смерти, поддерживаемый двумя салезианцами, он ездил по Турину,
навещая бедных, прося у богатых, утешая сердца несчастных. Когда он понял, что
смерть неминуема, то произнёс, «Я хочу отправиться на небеса, где смогу
трудиться намного лучше для своих детей. На земле я им ничего не смогу дать
больше.» Его чувство юмора не увядало вместе с его телом: с трудом дыша,
он прошептал сыну, заботливо сконившемуся над ним, «Вы не знаете, кто б
мог меня научил вопить?» «Зачем?» последовал озадаченный ответ.
«Потому что мне нужна новая пара лёгких, вот зачем!»
Его наследник, дон Руа (Don Rua) просил всех салезианцев прийти попрощаться
с доном Боско. Они по двое входили в его комнату, чтобы получить его
благословение - священники, братья, крестьяне, уличные мальчишки, все, кому он
помог вырости в глубокой, твёрдой любви к Богу.
Дон Боско одновременно жил в четырёх мирах - внешнем, которую
символизировал город, где выросла его туринская часовня, мир снов,
тщательное научное изучение которого для психологов должно стать неизмеримо
более ценным, чем расстройств психики в венских больницах,
мир душ, которые он мог читать с точностью, превосходящую телепатию,
и мир Бога.
Его чистота, совершенная до самых истоков его помыслов, позволяла ему,
как обещал наш Господь, «узреть Бога», и поэтому, возможно, ясно читать души
своих последователей; его абсолютная вера была настолько сильна, что он
буквально создал работу всей своей жизни из ничего; его любящий сарказм,
который никого не обижал; его искренняя простота; его сердечная весёлость,
несмотря на огромную работу (он никогда не спал более пяти часов) и сильную
физическую боль и полную самопожертвование - это всё не из-за характера или
только таланта, это всё было даром Божиим.
Он написал немного, включая биографию святого Иосифа Кафассо
(Joseph Cafasso) и святого
Доминика Савио (Dominic Savio), одного из его учеников, которого Боско
надеялся сделать своим помощником, но мальчик умер в возрасте 15 лет.
Строитель церкви, реформатор, просветитель, предводитель молодёжи и
духовной работы для молодёжи: когда дон Боско умер 31 января 1888 г., он
оставил всю Европу поражённую его достижениями - делами чрезвычайной и
героической важности. Сорок тысяч (Мартиндейл указывает 100 000)
провожали его тело в церкви Турина, весь город собрался посмотреть, как
его тело опускают в могилу. Писали, что более 200 000 человек на похоронах
молились ему, а не за него.
(Attwater, Benedictines, Bentley, Butler, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Karp,
Martindale, Melady, Salesian, Schamoni, Sheppard).