Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 2 января


Святые 2 января
Cвв. Василий и Григорий Великий
(память)
Василий Великий, епископ, Учитель Церкви (RM)

Родился в Кесарии, Капподокия, (Caesarea, Cappadocia), Малая Азия (территория современной центральной Турции) в 329; умер там же 1 января 379; Учитель Церкви; его праздник отмечается в Восточной Церкви 1 января; на Западе его день раньше праздновался 14 июня, в день его посвящения.

"Знайте о сострадании Бога, что оно лечит маслом и вином. Не теряйте надежды в спасение. Помните, что написано - тот, кто упадёт, поднимется снова, а тот, кто сворачивает, повернётся опять, раненый исцелится, захваченный дикими зверями убежит, тот, кто исповедуется, не будет отвергнут.

"Ибо Господь не хочет, чтобы грешник погиб, но возвратился и жил.

"Ещё есть время для стойкости, время для терпения, время для излечивания, время для перемен. Вы поскользнулись? Поднимайтесь. Вы согрешили? Прекратите. Не стойте среди грешников, а прыгайте в сторону. Потому что когда вы свернёте и будете оплакивать, тогда вы будете спасены."

-- Святой Василий
Молитва святого Василия на его праздник

"Господи Боже наш, научи нас, как просить правильные благословения. Направляй судно нашей жизни по направлению к Тебе, успокой гавань всех бушующих душ. Укажи нам курс, которым мы должны следовать. Обнови дух воли в нас. Пусть Твой Дух обуздает наш своенравный разум, и поведёт и приспособит нас к тому, что есть наше истинное благо, соблюдать Твои законы, и во всех наших трудах повсюду торжествовать в Твоём славном и радостном Присутствии. Ибо Твоё есть слава и хвала от всех Твоих святых во веки веков. Аминь."

Святой Василий родился в одной из тех десяти славных семей, включавших святого Григория Нисского, святого Макрина Младшего (Macrina), и святого Петра Себастийского (Sebastea). Его отец, святой Василий старший и мать, святая Эммелия (Emmelia), были обеспеченными людьми, владеющими землёй. Его ранние годы прошли в доме бабушки, святой Макрины (Macrina), оказавшей сильное влияние на его воспитание.

Преследование христиан прекратилось в то время, когда Василий появился на свет, но его родители застали это. Также как и для детей, выживших в холокосте, это преследование наложило отпечаток на его жизнь закалило его веру.

Василий получил самое лучшее образование в Кесарии, Константинополе и Афинах (351-356) с намерением стать юристом или оратором. Он подружился с вдумчивыми студентами, такими как его друзья святой Григорий Назианзин и Юлиан, будущий император отступник.

Он вернулся в Кесарию, где несколько лет давал уроки риторики, но в начале своей прекрасной карьеры, его сестра Макрина, помогавшая обучать и устраивать своих братьев и сестёр, ушла в уединение с своей овдовевшей матерью и другими женщинами жить вместе в одно из их поместий в Аннеси на реке Ирис.

Приметно в это же время, под влиянием Макрины, Василий принял решение и решил посвятить свою жизнь Богу, живя в бедности. В 357 году он посетил основные монашеские община в Египте, Палестине, Сирии и Месопотамии, чтобы изучить монашескую жизнь. Юлиан приглашал его ко двору, но он не принял предложение. После возвращения в 358 он поселился в уединённом месте в Понте (Pontus), отделённом от Аннеси рекой Ирис, погрузившись в молитву и науку.

С последователями, включая друга Григория, он основал первый монастырь в Малой Азии. Они проповедовали людям и вели созерцательный образ жизни. Принципы и правила жизни Василия донесли до наших дней монахи Восточной Церкви. Хотя он жил монашеской жизнью в самом строгом смысле этого слова только пять лет, он оставил огромное наследие, также как и святой Бенедикт (ещё один из семьи святых) на Западею Фактически, его влияние оказалось ещё больше. Он был не только правоведом, каким был святой Бенедикт, но вся монашеская жизнь Православной Церкви до сих пор основывается на его принципах, изложенных им в Regulae fusius tractatae(Большие правила) и Regulae brevius tractatae (Краткие правила).

Василий не позволял неумеренный аскетизм, говоря, что это сделает человека негодным для работы, что является более важным, чем суровый пост. Он также более отдавал предпочтение общей жизни в монастыре, чем уединённую жизнь отшельника, поясняя, что христианская жизнь взаимной любви и служения является общественной по своей природе. Такое правило могло быть расширено в сторону подаяния милостыни, устройства больниц и приютов, где могли работать монахи, но также оно и избегало опасностей излишей активности, делая упор на созерцательном содержании.

Это были годы между Первым Вселенским Собором в Никее (325) и Вторым Собором в Константинополе (381), годы, когда было неясно, будет ли Церковь придерживаться объявленного в Никее о том, что Логос есть полностью Бог, равный Отцу, или найдёт более гибкую формулировку в надежде примерения с арианами, полностью непринимающими принятому в Никее Символу веры.

В 363 Василий был рукоположен в дьяконы, а затем в священники в Кесарии архиепископом Евсевием, завидовавшему его влиянию, поэтому Василий возвратился в Понт. Осозновая, что прекрасные способности Василия как проповедника смогут обратить множество неверующих в христианство, в 365 его друг святой Григорий Назианзин убеждал его оставить монастырь, чтобы бороться в Назианзии с арианством. Он вернулся в Кесарию и примирился с Евсевием. Он был правой рукой Евсевия, дипломатично поверяясь ему во всём.

Во время засухи и последовавшего за ней голода 367-368 гг, Василий потратил своё наследство на нужды голодающих. Он продал свои обширные имения, чтобы закупить продовольствие, и уговорил других последовать его примеру. Надев фартук, он открыл кухню для голодных. В этот кризисный период, он наотрез отказался делать какие-либо различия между иудеями и христианами, говоря, что пищеварительный системы и тех, и других, устроены одинаково.

В 370 евсевий, сторонник Ария, умер, и Василий был выбран вместо него митрополитом (архиепископом) Кесарии, приняв около пятидесяти викарных епископов под своё начало. Его избрание огорчило арианского императора Валента (Valens), в основном потому что Василий старался объединить так называемых полу-ариан с никейской партией против явных ариан. Для этого он применял формулировку "три личности (hypostases) в одной сущности (ousia)," явно признавая таким образом различие между Отцом и Сыном (различие, которое не принисала Никейская партия), но в то же время подчёркивал их неотъемлимое единство. Как епископ он более активно боролся против преследования православных христиан Валентом, и предстал перед местым префектом, чтобы оправдаться за это (в одном источнике говорится, что он предстал перед самим императором, а не перед префектом).

Префект угрожал лишить Василия имущества, отправить в ссылку и даже смертью. Василий отвечал, что владеет лишь несколькими тряпками в качестве одежды, в собственности у него некоторое количество книг, следовательно, конфискация для него не представляет опасности. Равно как и ссылка, поскольку он живёт на земле странником, по пути в царство Бога. Что же касается пыток и смерти, Василий признал, что его тело слабое. Но, сказал он, "только первый удар причинит мне вред. А смерть для меня станет выгодна, приблизив меня к Богу, для Кого я живу в полной мере." Позиция Василис оказалась настолько жёсткой, что префект выразил удивление безрассудству: "Возможно, вы никогда не имели дела с настоящим епископом," нашёлся что ответить ему Василий. Он, как и святой Амвросий, считается борцом за права Церкви против мирских нападок.

Валент ответил на это разделом капподикийской епархии на две половины, и во главе Западной Капподикии стал арианский епископ Тианы (Tyana). Василий предпринял политические шаги. Он возвёл в сан епископов своего брата Григория Нисского и друга Григория Назианзина, чего они не хотели, и для чего они были полностью непригодны, так что у него были бы их голоса епископов, когда это ему бы пригодилось. (Оба Григория так до конца и не простили ему этого.)

Василия интересовало исключительно одно богословие. Он обвинял и отлучал от Церкви тех, кто владел публичными домами. Он работал для того, чтобы юстиция находилась на стороне бедных, а не тех, кто их притеснял. Он боролся с симонией - приобретением и продажей церковных вещей - и сурово обходился с духовенством, использовавших своё положение для накопления денежных средств, или живших слишком хорошо за счёт верующих. Он также прилагал усилия для развития и за дисциплину своего духовенства и бесстрашно обличал грех, где бы он его не обнаруживал. Его архиепархия стала образцом организованности и дисциплины.

Одним из самых больших трудов Василия стало организация в Кесарии имения, включавшего в себя жилые постройки, больничный комплекс, церковь, общежитие для путешественников, штат медицинских работников и мастеровых. Всё вместе оно стало настолько большим, что его называли Базилиад (Basiliad) - новый город.

Несмотря на это, споры нарушали спокойствие во время всего епископского срока Василия. Он оказался втянут в трудные отношения с Папой святым Дамасом (Damasus) и Западной Церковью. По сложному вопросу Антиохийского наследования, Папа Дамас отказался признать кандидатом друга Василия, Мелетиуса (Meletius), что привело к серьёзным трениям.

После смерти святого Афанасия, Василий стал защитником православия на Востоке и боролся за обеспечение христианской поддержки, ослабленной арианской тиранией, расколами и разногласиями. Его успехи были истолкованы некоторыми как честолюбивые и еретичные. Призывы о помощи, обращённые Папе святому Дамасу и западным епископам, не нашли большого отклика, и в Риме на него подняли клевету.

Василий и два Григория (его брат и его друг) продолжали способствовать продвижению и совершенствованию учения святого Афанасия на Востоке. Он объявил о единстве Троицы как единой в ousia (сущности) и продолжили описывать то, что различается в каждой Личности: какждая hypostasis отличается определённым способом существования (tropoi hyparxeos) и индивидуальными качествами: Отец не рождён, Сын рождён, и Святой Дух исходит. Это сформулировало концепцию подчинения внутри Троицы. Единственное старшинство Отца логическое, а не временное, не касающееся старшинства.

Всё это время Василий служил в церкви. Он ввёл обычай, который он увидел во время своих путешествий, пения псалмов перед восходом солнца. Толпы народа, собиравшиеся на его красноречивые выступления были настолько огромны, что он сравнивал их с морем. Невзирая на плохое состояние здоровья, он часто совершал поездки в горные районы.

В 378 г. Валент был убит в бою, и сменивший его Грациан (Gratian), попавший под влияние святого Амвросия Медиоланского, положил конец доминирующему положению ариан. Эта новость застигла Василия на смертном одре и утешила его. Его здоровье подоравли суровый образ жизни, тяжкий труд, мучительная болезнь, и он умер в возрасте 49 лет.

Плачущие массы людей собрались на его похоронах, свидетельствуя о его популярности. Вся Кесария, христиане и нехристиане, богатые и бедные, оплакивали его утрату. Семдесят два года спустя его смерти, Халкедонский Собор называл его "Великим Василием, священником милосердия, разъяснившим истину всей земле." В Восточной Церкви Василий является первым из трёх Святых Иерархов, также известных как Капподикийские Отцы, включая двух Григориев.

Он внёс огромный вклад в победу в Никее православия над арианством на Византийском Востоке; осуждение арианства на Константинопольском Соборе в 381-82 произошло в основном благодаря его усилиям. Василий всю Капподокия для католической веры.

Множество из того, что нам известно о жизни святого Василия, получено из его писем и проповедей, дающих живую картину его многогранного характера и деятельности. Он был эрудированным, мудрым государственным деятелем, человеком огромной личной святости, и одним из величайших апологетов христианства. Он обладал острым практическим состраданием к бедным и угнетённым, был беспощаден к развращённости богачей. Однако имел склонность к своеволию и бестактности, приводивших к некоторым его разочарованиям: "О моих грехах, кажется, что я не умел успеха ни в чём," писал он однажды в угнетении.

Он был плодовитым автором около четырёхсот писем, чётко излагавшим свои мысли, в которых ярко раскрывалась его индивидуальности; более трёхсот из них сохранились до наших дней. Среди его лучших трактатов - О Святом Духе (De Spiritu Sancto; 375) и Philokalia, выбранные места из Оригена, которые он составил с Григорем. Работа о Святом Духе, до сих пор непревзойдённая в католическом богословии, посвящена божественности Третьей Личности Троицы и полагающемуся Ему поклонении вместе с Отцом и Сыном.

К числу его других работ относятся Против Евмония (Eumonius), (три книги), в которых он отстаивает божество Христа против арианского автора, Ascetia, и О псалмах. Hexameron (Шестоднев) - это серия из девяти проповедей о днях сотворения мира, в которых он говорит о красоте сотворённого мира как откровении величия Бога. Он также отредактировал Евхаристическую Литургию, до сих пор носящую его имя, использующуюся в Восточной Церкви десять раз в году. Она отличается от более принятой литургии св. Иоанна Златоуста, имея более разработнную anaphora (молитва пресуществления хлеба и вина), и отражающую некоторые из его личных ходов мысли.

Он считал, что наилучший подход к богословию - включать в него лучшее из мирской культуры, особенно философии. В одном трактате (Обращение к молодёжи) он советует своим племянникам благоразумно, но в полной мере использовать классическую языческую литературу для более полного понимания христианства, точка зрения, которая не была распространена в его дни.

Почитание Василия быстро распространилось на Западе, частично благодаря греческим монахам в Италии, и частично благодаря признанию святым Бенедиктом в своём Уставе влияния "нашего святого отца Василия" (Attwater, Benedictines, Bentley, Davies, Delaney, Farmer, Fox, White).

В искусстве Василий изображается с голубем на его руке, вручающим ему перо; или с Церковью в руке; или вместе с греческими Отцами, обычно с надписанными именами (White). Roeder указывает, что его символ - греческий епископ вместе сверхъестественным огнём. Иногда его показывают с (1) столбом огня и голубем над его головой; (2) голубем в его руке и рукой, дающей ему перо; (3) его бабушкой святой Макриной, когда он одет в монашеское одеяние и держит книгу и распятие; (4) видение святого Меркурия, протыкающего Юлиана Отступника копьём; (5) с его церковью; (6) спорящим с префектом Модестом; (7) приношениями верных; или (8) раздающим еду бедным (Roeder). Его часто изображают восточные иконописцы, особенно вместе с другими Учителями Церкви, такими как Иоанн Златоуст и Григорий Назианзин (Farmer).


Икона неизвестного автора
Икона XVI века с сценами из жизни Василия
Греческая икона неизвестного автора
Греческая икона неизвестного автора

Василий - патриарх восточных монахов и покровитель РФ (White). Он один из Трёх Святых Иерархов Восточной Церкви (Roeder).




Григорий Назианзин, епископ, Учитель Церкви (RM)

Родился в Арианзе (Arianzus), Капподокия, ок. 329; умер в Назианзе 25 января 389 г.; Учитель Церкви; его день раньше отмечался 9 мая и 11 июня, когда его мощи были перенесены в Рим; на Востоке его память отмечается 25 и 30 января.

"Уверимся в том, что не творить худое - истинно сверхчеловеческое и принадлежит одному Богу."

--святой Григорий Назианзин.

Григорий был старшим сыном святой Нонны и святого Григория Назианзина Старшего, обращённым своей женой из иудейства и бывший епископом Назианза 45 лет. Несомненно, что семейная жизнь Григория подготовила его к святости - все его братья и сёстры также стали святыми: Кесарий Назианзин (Caesarius) и Горгония. Он является одним из четырёх греческих Учителей Церкви, близко связанным с двумя "Капподокийскими отцами," святым Василием и братом Василия, Григорием Нисским, в окончательном поражении арианской ереси.

Григорий учился в Кесарии, где познакомился с святым Василием (см. выше), школе риторики в Кесарии в Палестине, и десять лет праву в Афинах, вместе с знакомыми учениками святым Василием и будущим императором Юлианом Отступником. Григорий вернулся в Назианз в возрасте около 30 лет, поселившись с святым Василием в красивом предместье Понта на реке Ирис. Здесь он жил в отшельничестве два года. Плодом их частых обсуждений вопросов богословия и монашества стали активная деятельность Василия и богословская глубина и понимание созерцательного Григория.

Он более походил для уединённой жизни, но Григорий вернулся домой помогать своему престарелому отцу (за 80) управлять епархией и поместьями. Он был рукоположен вопреки своей воли отцом в 362, и уехал к Василию в Аннеси на десять недель, потому что хотел стать монахом, но вернулся к своим новым обязанностям. Он написал апологию о своём поступке, ставшую классическим трудом о сущности и обязанностях священника.

Тем временем Василий был рукоположен в митрополита Кесарийского, и для борьбы с арианством основал новые епархии, где смог бы использовать права митрополита. В 372 Григорий, опять вопреки своей воли был назначен Василием епископом небольшого города Сасимы на окраине епархии. Это было неудачное назначение, поскольку эта область пребывала в раздорах с арианством, а Григорию, мягкому, миролюбивому и тихому человеку, больше подходила жизнь созерцательного учёного, чем активного администратора во враждебном окружении. Он так и не появился в Сасиме, отказавшись возглавить епархию, и Василий обвинил его в слабости. Вместо этого Григорий продолжал помогать своему отцу как коадьютор (помощник епископа), и после смерти отца 374, управлял епархией, пока не был выбран новый епископ.

Назначение в Сасиму положило конец дружбе между Василием и Григорием. Хоть они и примирялись позже, но в дружбе их так и не появилась прежняя теплота. Разрыв был полностью преодолён только после смерти Василия в 379. Три года спустя Григорий написал большой панегирик о своём друге, вспоминая о днях, проведённых вместе в "золотых Афинах."

О своих взаимоотношениях с святым Василием Григорий писал: "Наша единственная цель и стремление была добродетель, и жизнь в надежде, что придёт благословение... Мы соблюдали законы Божии и побуждали друг друга к добродетели. Не будет слишком хвастливым сказать, что мы нашли друг в друге образец и правило для различения хорошего от худого."

После болезни в 375 он прожил пять лет в монастыре в Seleucia, Isauria. После смерти императора Валента и смягчения преследования православных, группа епископов пригласила Григория в Константинополь, чтобы укрепить Церковь на Востоке и избавить город от арианства. И в этот раз Григорий отказался. Более тридцати лет в столице преобладало арианство; православных было мало даже в церквях.

Хотя интриги и насилие Константинополя вызывали у него крайнее отвращение, в 379 Григорий принял предложение православной общины Константинополя. Несмотря на его неприязнь, нескрываемую бедность и преждевременно наступившую старость, следующие несколько лет являются самыми важными в его жизни. В Константинополе его красноречие на проповедях в церкви Анастасии (в его доме, который он переделал в церковь) собирали толпы людей, а в среде ариан и аполлинариев вызывали поток оскорблений и гонений. Ариане клеветали на него, бранили, применяли насилие, но он продолжал проповедовать веру и учение Никеи.

Когда он болел, Максим пытался сместить его с должности, но он не позволил этому случиться. Его верность принесла результаты, когда 27 февраля 380 новоокрещённый император Феодосий издал указ, что его подданые должны быть православными, а арианские лидеры либо подчиниться, либо уехать (они уехали).

И на Константинопольском Соборе были подтверждены Никейские основы правильной христианской веры. Как в этом, так и в других вероучительных постановлениях роль Григория была велика. Как провозгласили епископом Константинополя на Соборе, и ввели в должность в базилике святой Софии. Но через несколько недель после того, против него опять стали собираться противники, и законность его избрания была выдвинута на повестку дня на Константинопольском Соборе в 381, на котором он был председателем. Он отказался от должности в надежде, что это принесёт мир.

Он вернулся в Назианз, который до тех пор оставался без епископа и управлял епархией до того, как не назначили преемника. Около 384 г. он затворился в суровое уединении. Он проводил жизнь в научных занятиях, написании книг, гуляя по своему саду с фонтанами и тенистыми рощами. В эти годы он написал религиозные поэмы и автобиографию. В Назианзе он и умер.

Трагедией его жизни было выдвижение его на должность епископа. Григорий был человеком тонкой душевной организации, не любившим вести дела общественной жизни и плохо для них подходящим. Его проповеди и выступления сделали его лучшим оратором своего времени, он так же был и поэтом. Многочисленные дошедшие до нас его письма и большая автобиографическая поэма проливают больше света на его характер и круг друзей, которых привлекали его личные качества.

Он выделяется среди других греческих Учителей Церкви. Григория часто называют "Богословом" или "Божественный" за глубину и красноречие в защите православия. Среди его лучших работ - проповеди о Троице, Пять богословских речей, впервые представленных в Церкви Анастасии (Воскресения); длинная поэма, De vita sua; письма; и ряд работ про Оригена, составленные вместе с святым Василием.

Его мощи первоначально были перенесены в Константинополь, а позже в базилику св. Петра в Рим (Attwater, Benedictines, Bentley, Davies, Delaney, Farmer, White).

В искусстве он изображается с надписью "Мудрость и Целомудрие" (Roeder, White).



 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное