Родился в Кома (Koman, Coma) возле Мемфиса, Египет, ок. 251; умер на горе
Колзим (Kolzim), 17 января 356 г.
«Тот, кто сидит в затворничестве и спокоен, избежал трёх битв:
слышания, говорения и видения. Однако с одним он должен постоянно бороться:
с своим сердцем.» --святой Антоний аббат.
«[Дьявол] боится поста, молитвы, смирения и добрых дел:
он даже не способен остановить мои уста говорить против него.
Бесовские обманы скоро исчезнут, особенно если человек вооружится Знаком Креста.
Бесы трепещут пред Знаком Креста Господа нашего, которым Он побеждает и
обезоруживает их.» --святой Антоний аббат.
Мартиндэйл (Martindale) полагает, что часть трудов Антония состояла в
том, чтобы сохранить обращённых в веру - столетия спустя монастыри, им основанные,
до сих пор существуют и населены. Церковь никогда не была кликой святых, а
полем как сорняков, так и пшеницы. Даже спустя всего 250 лет её существования
былое воодушевление прошло, а нормы святости стали исчезать, когда её ряды
начали пополняться большим числом людей, иногда довольно равнодушных.
Церковь не существует для людей, уже святых, но скорее для того, чтобы помочь
нам возрастать в святости. Её нравственные законы существуют не для того,
чтобы подавить нашу свободу, они как дорожные знаки, помогают нам
стать самими собой, как мы и были сотворены по образу Божиему.
Её Таинства - не награды для уже совершенных, а лекарство для больных и
слабых.
И тем не менее Церковь не является лечебницей для духовно больных или
выздоравливающих. Щедрое сердце, упорный труд, богатое воображение, непреклонная
воля - всё это воспитывается Церковью и требуется для того, чтобы жить в ней.
А телом Церкви является и каждый их нас, в котором есть смесь греховного и
святого. Грех внутри и снаружи нас валит нас с ног, но с Божией помощью,
мы вновь поднимаемся, чтобы продолжить борьбу. Антоний был одним из тех, чьи
добродетели воодушевляли других продолжать бороться и стяжать венец славы,
преподнесённый всем нам Господом нашим Иисусом Христом.
Антония считают основоположником христианского монашества, поскольку он
соединил пустынных отшельников в свободно собранные сообщества, которые ему в
некоторой степени подчинялись. Тем не менее он провёл большую часть своей
жизни в отшельничестве.
Чтобы Антоний не попал под дурное влияние, его богатые и набожные родители
держали его всё время дома, не желая, чтобы он читал какие-нибудь литературные
произведения или учил другие языки. В детстве он отличался ровным характером,
выполнял религиозные обязанности, был в послушании своим родителям.
Когда ему было от 18 до 20 лет, его родители умерли, оставив ему большое наследство,
включавшее 300 auras (около 120 акров) плодородной египетской земли.
Золотая легенда гласит, что однажды в церкви Антоний услышал:
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим» (Мф.19-21).
Многие из нас слышали это изречение, не придавая ему слишком большого значения. Но
Антония поразили слова Христа, сказанные молодому правителю, и он продал всё,
оставив только то, что было нужно на жизнь сестре, и стал аскетом.
Однако и она последовала его примеру, отказалась от своей части наследства
и поступила в дом дев (который может быть первым упоминаемым в истории
женским монастырём).
Он жил в разных местах поблизости от своего дома в Нижнем Египте, но искал
совета пожилого отшельника, чтобы научиться духовной жизни, и чтобы он помог ему
совладать с своим своенравным, впечатлительным характером, с которым, как он
понимал, он не сможет справиться сам. В последующие 15 лет он также
посещал других отшельников, находя в них главные добродетели и подражая им.
И вскоре он сам стал образцом смирения, милосердия и молитвенного делания.
Искушение
св. Антония Фрагмент Isenheim Alterpiece by
Matthew Grënewald Courtesy of the WebMuseum, Paris
Он встретил Бога на обрывистых скалистых берегах Нила, где горячие камни
обжигают цветы, не давая им расцвести. Спасаясь от агонии порочного и
рушающегося мира, он хотел в тишине и бедности услышать шёпот Божественного
присутствия, чтобы среди песка и камней зацвели духовные цветы.
Антоний начал вести жизнь отшельника. Он проводил время в молитве,
учёбе, занимался физическим трудом, чтобы прокормить себя, соблюдал самое
строгое самоотречение. Он питался только хлебом с солью и водой, всегда
только после захода солнца, иной раз не ев по несколько дней.
Он носил власяницу и овчину, зачастую проводя в молитве, преклонив колени,
всю ночь. Он спал на тростниковой циновке или на голом полу.
Так он стал Антонием Великим: исполином святости, мерилом духовности,
великолепным мистиком, чьё имя возвышается в раннем христианстве Египта.
Бесы яростно нападали на него, являясь в виде разных чудовищ и мирских
искушений: богатых одеяний, вкусной еды и красивых женщин.
Они даже жестоко его ранили. Но отвага не покидала его, и он победил их всех
верой в Бога и Знаком Креста. Однажды ночью бесы так бичевали его, что он
лежал как мёртвый. Его нашёл друг, и подумав, что он умер, отнёс домой.
Когда Антоний пришёл в себя, то попросил своего друга отнести его, несмотря
на раны, обратно в уединённое место. Там, изнемогая от слабости, он бросил
вызов бесам, говоря, «Я вас не боюсь; вы не можете разлучить меня с
любовью Христа.»
После этого демоны вновь появились перед ним, продолжая
нападать, и пугали его ужасными звуками и разными призраками отвратительного
вида, пока луч небесного света не погнал их прочь. Он вскричал, как обычно
делаем мы, когда нас настигает враг: «Где был Ты, мой Господь и Повелитель?
Почему Тебя не было с самого начала борьбы, чтобы утолить мою боль?»
Голос ответил: «Антоний, Я всё время был здесь; Я был рядом и видел
сражение. И поскольку ты мужественно устоял против врагов, Я буду всегда
защищать тебя, и сделаю твоё имя знаменитым по всей земле.»
Бесы нападали на него не только так, они также искушали его мыслями о том,
сколько добра он не сделал, когда раздал имущество. Это излюбленная
бесовская хитрость: попытаться отвести нас от призвания, к которому нас
призвал Бог, сделав нас ленивыми и неудовлетворёнными своей ролью в спасении
мира и прославлении Отца.
Около 285 г., в поисках ещё большего уединения, он покинул место, бывшее
поблизости от того, где он родился, и поселился в заброшенном форте на вершине
горы Писпир (сейчас Дер эль Мемун) (Pispir, Der el Memun), живя практически в
полном отшельничестве и почти никого не видя, питаясь только финиками с
росших неподалёку пальм, и хлебом, который бросали ему через стену раз в
полгода. Он прожил так 20 лет, до того, как понял, что может управлять собой
и работать в миру.
В 305 он прибыл в Фаюм (Fayum, Phaium), где колония аскетов стала
вольно организованным монастырём с уставом, а монахи жили в уединениях,
собираясь только на службы. Большинство исследователей считают, что это был
первый христианский монастырь. Он потратил на это столько сил, что
впал в искушение отчаяния, которое преодолел молитвой и тяжёлым физическим
трудом.
В то время он съедал в день шесть унций хлеба, замоченных в воде,
немного соли и иногда несколько фиников. Обычно он брался за еду после захода
солнца, но иногда в 3 часа дня. В преклонном возрасте он добавлял немного
растительного масла. Таким образом, в более активный период своей жизни,
он несколько изменил свой ранний аскетизм.
Говорят, что он был так весел в компании, что незнакомцы всегда могли
отличить его от учеников по радости, всегда
выражавшейся на его лице.
То было, несомненно, отражением мира и спокойствия в его душе - заключительный
дар Христа нам, Его слугам. (Также известно, однако, что у Антония был дар
плакать.)
Антоний убеждал братьев как можно меньше времени уделять своему телу.
Тем не менее, самосовершенствование он видел в первую очередь не в умерщвлении
плоти, а в милосердии. Он советовал своим монахам всегда задумываться о
непреходящем: размышлять каждое утро о том, что они могут и не дожить до
сумерек, каждый вечер - что они могут не увидеть восход солнца, и поступать
всегда так, как если бы это был последний поступок в своей жизни, и со всем
жаром своей души угождать Богу.
В 311 г., в самый разгар преследований императором Максимином, он приехал в
Александрию, чтобы ободрить преследуемых христиан, и на рудники Судана,
где их держали в заточении. В Александрии он носил белую тунику из овчины,
так что христиане всегда его могли узнать. Он старался, однако, никогда
не раздражать судей, или нарываться на обвинения, как опрометчиво поступали
некоторые. Он возратился в свой монастырь, когда гонения уменьшились в
312 г., и организовал новый монастырь в Писпире, возле Нила.
И вновь он ушёл в отшельничество, на этот раз с своим учеником, святым Макарием
Младшим в пещере на склоне горы Колзим на юго-западном берегу
Красного моря, где оставался до конца своей долгой жизни, занимаясь земледелием,
чтобы в достатке обеспечить себя, ткал тростниковые циновки и навещал
братьев-отшельников. Обычно Макарий занимался гостями, которым удавалось
вскарабкаться до их возвышенной обители. Если посетители оказывались
людьми духовными, то с ними проводил время и Антоний.
Вот ещё один пример, которому можно научиться у святого Антония:
во время духовной засухи беритесь за обычные дела.
Когда Антоний находился в непрерывном размышлении о своей силе, ангел
научил его чередовать молитву и физический труд. Вскоре он стал
добавлять молитву к ручному труду.
У него было много последователей, и скоро его жизнь в отшельничестве
стала невозможной. Многочисленные колонии монахов, следуя его примеру,
стали быстро расти, и скоро пустыни Нила и ливийские пески оказались
населёнными тысячами отшельников. Горы отражали эхо их песнопений, а на
Пасху собиралось до 50 000 братий славить Воскресшего.
Влияние Антония, как лучи, проникало и в другие страны. Святой Иларион
посетил его в 310, и открываемые монастыри в Палестине; Mar Agwin - в 325 в
Месопотамии; святой Пахомий,
живший неподалёку, в 318. У Антония было два качества, присущих великим людям -
он мог (такова была сила его личности) отдавать полную свободу и инициативу
людям, на которых он непосредственно влиял; и не роптал, если кто-то
подражал и дополнял его систему. Так, Пахомий положил начало более
централизованному, хорошо организованному монашеству, более похожему на
современные монастыри, и такой его вид распространился на Западе.
Существенной особенностью этих пустынных святых была их физическая сила и
энергия. Сам Антоний оставался бодрым и энергичным, несмотря на лишения,
а его последователи стали духовными атлетами, мужчины и женщины, сумевшие
в условиях огромных лишений добиться хорошего телосложения и сохранить себе
здоровье и дух. (Когда Антоний скончался в возрасте 105 лет, его зрение и
слух были в порядке, равно как и все его зубы.) Эти «пустынные отцы»
жили в уединённых местах в хижинах, пещерах или заброшенных постройках,
они искали Бога, держа себя в умственной и физической дисциплине, наполняли
свою жизнь молитвами, размышлениями, аскезой и физическим трудом
(чтобы прокормить себя). Такое житие порождало людей поразительной
целостности и мудрости, хорошо разбиравшихся в человеческой психологии.
Пустынные отшельники отличались необычайными видами аскетизма и фанатизмом;
не таков был Антоний. Он всю жизнь был очень благоразумным человеком, духовно
мудрым, чья аскеза всегда имела целью лучше служить Богу.
Есть множество историй о том, как Антоний встречался с необыкновенными
созданиями (включая центавра и сатира, когда искал святого Павла
Отшельника), и как силой молитвы смог совладать с своими страхами,
доказав, что самые буйные фантазии ума могут рассеяться с помощью Божественной
благодати. У него также был дар приручать диких животных, поэтому его называют
покровителем животных. «Почему вы обижаете меня,» спросил он зверей пустыни,
нежно глядя на одного из них, «который не обижает вас?» и они оставили его в
с миром.
Он очень прославился своей святостью, но однажды услышал внутренний
голос: «Антоний, вы не так совершенны, как сапожник из Александрии.»
Он сразу же взял посох и отправился его искать. Сапожник весьма удивился,
увидев такого святого и знаменитого человека у себя на пороге. Антоний
спросил, как он проводит своё время.
«Господин,» ответил он, «я не сделал ничего хорошего, потому что жизнь моя
проста и скудна. Я всего лишь бедный сапожник. Утром, когда просыпаюсь, я
молюсь за весь город, где живу, а особенно за всех моих соседях и
бедных друзьях. Потом я сажусь за работу и провожу за ней весь день, зарабатывая
себе на житьё. И я храню себя от всякой лжи, ибо больше всего ненавижу
обман; поэтому, когда делаю кому-нибудь обещание, то сдерживаю его и
верно выполняю. И вот так я провожу своё время в скудости, с женой и
детьми, кого я учу и даю наставления, покуда мой ум служит мне, бояться и
страшиться Бога. Вот и вся моя простая жизнь.»
Так Антоний узнал, что есть множество путей к святости, и что совершенствование
заключается не только в том, чтобы удалиться в пустынное место.
Около 337, император Константин и два его сына, Констанций и Констанс,
написали совместное письмо к Антонию, прося его совета и молитв.
Его монахи поразились тому, что ему оказана такая честь. Но он остался равнодушным,
говоря, «Не удивляйтесь, что император пишет нам, один человек другому;
лучше восторгайтесь тому, что Бог может написать нам, и что Он говорил с нами
через Своего Сына.» В общем, его ответ императору сохранил для нас
святой
Афанасий, и вместе с другими семью его письмами различным монастырям,
они составляют итог литературного наследия Антония.
В 339 у святого Антония было видение, как мулы опрокидывают алтарь.
Оно было истолковано как предупреждение о преследовании, учинённым арианами
два года спустя в Александрии. По просьбе епископов, около 355, Антоний снова
отправился в Александрию, чтобы соединить противостоящих арианству.
Он учил, что Бог Сын - не сотворён, а такая же сущность, как и Отец, и что
ариане, а не он являются язычниками. Там он повстречался и крепко подружился
с святым Афанасием, чей труд Vita
Antonii является важнейшим источником информации о Антонии.
После возвращения он снова искал убежища в пещере на горе Колзим,
где принимал посетителей, включая императора Константина, и давал им советы.
Его главным советом был: познание себя является необходимым и единственным
шагом, который нужно сделать, чтобы подняться к знанию и любви Бога.
Прожив долгую жизнь, наполненную битвами и победами, Антоний умер 17 января
в пустыне, где только по легендам можно выйти на его след.
Его тайно захоронили на горе Колзим. Около 561 г., его тело было найдено
и с огромными почестями перевезено сначала в Александрию, затем в Константинополь,
а сейчас оно находится в Вьен (Vienne), Франция.
После того, как Антоний прожил в пустыне 75 лет, в видении он увидел
отшельника святого Павла, жившего
в покаянии 90 лет. Он сразу же решил его найти, и отправился через пустыню
на его поиски. По пути ему встретился центавр и сатир, перед тем, как он нашёл
святого Павла в пещере в скале возле потока и пальмы. Они тотчас узнали друг
друга и бросились в объятия, а потом святой Павел спросил у него, что
происходит в мире, который он оставил много лет назад.
Святой Иероним, рассказывая о Павле Отшельнике,
пишет, что во время их встречи ворон бросил им хлеб для преломления.
Павел затем попросил Антония вернуться в своё отшельничество и принести ему
мантию, подаренную ему епископом святым Афанасием, в котором он хотел, чтобы
его похоронили. Возвращаясь обратно, Антоний увидел Павла, поднимающегося к
небесам. В пещере он нашёл мёртвое тело в положении молящегося.
Антоний был слишком стар, чтобы самому вырыть могилу, но пришли два льва и
вырыли её своими лапами. Антоний завернул тело Павла в мантию и предал его
земле.
Святой Иероним и Руфин (Rufinus) пишут, что
Антоний встречал Близнеца (Didymus), слепого директора школы катехизации в
Александрии. Его битва с бесами, искушения, встреча с святым Павлом
Отшельником, сотрудничество с монахами, высоко ценившими его поговорки,
его предсказания, - всё это записано в его Жизни,
написанной святым Афанасием, кому он завещал свою овчину и мантию, как знак
общественного признания того, что он объединён верой и причастием с этим
святым прелатом.
После его смерти, 14 лет после кончины святого Павла, Антоний был тайно
погребён, согласно его собственной воле. И во время жизни, и после смерти,
его влияние было огромным, а почитание его, иногда по непонятным причинам,
было очень распространено по всему христианству и в Средние века
(Attwater, Benedictines, Bentley, Butler, Delaney, Encyclopedia,
Gill, Husenbeth, Martindale, Meyer, Tabor, White).
В искусстве святой Антоний изображается очень пожилым, в монашеском облачении,
чтобы показать, что он был основателем монашества. Но его показывают и
по-другому: (1) с колоколом или окропляющим святой водой (для изгнания бесов)
и крестом в виде буквы tau, что указывает, возможно на его возраст и
влияние, этот крест носят Рыцари святого Антония, ордена, основанного в 1352;
(2) с свиньёй (олицетворяющую чувственность и обжорство), что символизирует
его битвы с бесами; (3) с книгой, означающую преданность Антония Писанию; или
(4) с языками пламени, указывающими на болезнь, известную как Огонь святого
Антония, против которой прибегали к его помощи в Средние века; (5) с бесом
рядом с ним; (6) с бесами, искушающими или уносящими его ввысь; (7) с кентавром
и сатиром, которых он встретил на пути к святому Павлу; (8) преломляющим
хлеб с святым Павлом Отшельником (хлеб, принесённый им вóронами);
(9) с двумя львами, выкопавшими могилу для Павла; (10) вяжущим корзины,
что было основным занятием египетских монахов; или (11) юношей, раздающим
своё богатство (Appleton, Encyclopedia, Roeder, Tabor). Эттуотер указывает,
что его символами являются свинья и колокол.
Связь его с свиньёй может происходить от того, что свиньи выращивались
госпитальерами возле церкви святого Антония в Ля Мот (La Motte), где
находились частицы его мощей. Госпитальеры ухаживали за паломниками,
приходившимся лечиться от болезни Огонь святого Антония.
Их свиньи обвязывались колокольчиками, им позволялось свободно бродить.
Госпитальеры иногда дарили колокольчики людям как талисман удачи для их
домашних животных. Слово «tantony», относящееся к приплоду свиней или
самому тонкому перезвону колоколов, является искажением «святой Антоний» (White).
Святой Антоний - покровитель вязальщиков корзин (Roeder), домашних
животных, комнатных животных, людей с кожными болезнями (White).
К нему обращаются против erysipelas (Огонь святого Антония),
возможно из-за того, что он прославился как целитель (Roeder, White).