Родился в Нортамбрии, Англия, 673; умер в Джэрроу, Англия, 25 мая 735; объявлен
Учителем Церкви Папой Львом XIII в 1899 (Northumbria, Jarrow).
Во дни, когда Нортамбрия была большим центром учёности с знаменитыми
школами в Джэрроу и Йорке, Беда (Bede) был самым выдающимся из учёных.
С семи (или трёх?) лет он обучался в только что основанном монастыре в
Wearmouth-Jarrow у аббатов Benedict Biscop и
Ceolfrid.
В 703 г. поступил в монахи в монастырь св. Бенедикта Бископа и рукоположен
в священники в 30 лет святым Иоанном
Беверли (Beverley). Не считая нескольких небольших поездок, Беда
провёл всю свою жизнь в Джэрроу; не отлучаясь далее Линдисфарна (Lindisfarne) и
Йорка.
«Я провёл всю свою жизнь,» говорит он, «в одном монастыре, и соблюдая
устав своего ордена и служа Церкви, я всегда любил учиться,
учить или писать.» Среди его учеников было 600 монахов, он стал Отцом
английского образования. «Я направил силы мои на изучение Писания,
соблюдение монашеского устава и пение на ежедневных службах в церкви.»
Беда оставил после себя богатое наследие, он автор 45 томов, включающие
в себя комментарии, учебники и переводы. Это был человек энциклопедических
взглядов во всех областях известных на то время знаний. Он автор работ по
грамматике и хронологии, гимнов и других стихов, писем, проповедей,
составил первый мартиролог с историческими примечаниями. Беда писал на латыни,
но он первый известный нам автор английской прозы, однако эти тексты были
впоследствии утрачены. Толкования Библии Беды обширны и для своего времени
важны, но знаменит он стал прежде всего как историк. Им были написаны латинские
гимны «Гимн за победу мучеников поднимайся» и
«Поём мы победоносные гимны восхваления».
Его самым главным трудом, оконченным в 731 г., была История
английской Церкви и народа, для подготовки которого он тщательно
исследовал римские архивы (? по некоторым источникам он никогда не покидал
Англию), подбирая и упорядочивая документы, излагая в деталях первую
достоверную историю раннего христианства в Британии. К этой работе он
добавил Жития
пяти первых аббатов в Вермуте и Джэрроу (Wearmouth). Вплоть до своей
последней болезни у него не было помощников: «Я сам себе секретарь, я
диктую, я составляю, я сам всё копирую.»
С его именем связано множество историй. Вот эта, возможно, мифическая:
Посетив Рим вместе с другими учёными, он увидел, как они бьются над расшифровкой
тайных знаков на железных воротах. Прохожий римлянин, видя их замешательство,
стал насмехаться над Бедой и обозвал его английским быком, когда, к его
удивлению, Беда тотчас же понял смыл тайнописи. С этого дня, благодаря его
глубокой мудрости и остроте ума, его стали называть досточтимым.
Но самая известный рассказ относится к его современнику, святому Катберту (Cuthbert),
когда тот пришёл к нему, больному и слабому, в конце его жизни, а его перевод
Евангелия от Иоанна на английский ещё не был окончен. Бессонными ночами,
борясь с усталостью днём, он продолжал начатое дело, стараясь переводить как можно
быстрее, но при этом аккуратно сверяясь с оригиналом. «Не хотел бы я,» сказал он,
«чтобы мои мальчики прочитали ложь или работали напрасно после того, как я уйду.»
Друзья уговаривали его отдохнуть, но он продолжал работу.
«Мы не можем читать это без слёз,» говорил один из них.
Когда наступил последний день, он призвал к себе переписчика и приказал ему
писать как можно быстрее. «Осталась ещё глава,» сказал мальчик, когда день
ещё не закончился; «не отдохнуть ли вам немного?» Но Беда не отступал.
«Быстрее пиши,» ответил он, «потому что долго я не выдержу.»
Когда опустилась ночь, мальчик сказал: «Осталось одно предложение.»
«Пиши быстрее,» ответил Беда; а когда всё было сделано, он сказал:
«Всё закончено теперь,» и после того как послал за братьями-монахами и
поделил между ними своё имущество, прерывистым голосом спел Глория и вознёсся
на небеса.
Из всех писателей Западной Европы со времён святого Григория
Великого и до святого Ансельма, святой Беда, возможно, был самым известным
и самым влиятельным, особенно в Англии. Он был усердным учёным и
выдающимся стилистом. В его работах De Temporibus и De Temporum Ratione
обосновывалась идея датировки события от Рождества Христова
(anno domini).
Уже в 853 церковный собор в Аахене называл его «досточтимым», а
Святой Бонифаций называл Беду
«светом Церкви, зажжённым Святым Духом.» До
Элквина (Alcuin), самого
являющимся «наставником своего века», его называли «блаженный Беда, наш
мастер.»
(Элквин объявил о том, что у останков Беды произошли чудесные исцеления.)
Беда - единственный англичанин, кого упоминает Данте в своём Paradiso.
Центр почитания Беды находится в Durham, где расположены его останки, и Йорке
(Attwater, Benedictines, Delaney, Duckett, Gill, Hamilton Thompson, White).
В Сети имеется огромное количество информации о святом
Беде, включая его Житие святого
Катберта. Святой Беда изображается в искусстве в виде пожилого
монаха, пишущего с помощью пера и линейки. Его также могут изображать
(1) изучающим книгу, (2) держащим кувшин, и светом, проливающимся на него с
небес, или (3) поддерживаемым монахами в час смерти (Roeder).
Он святой покровитель учёных и историков (White).