Умер в Колхи (Colchis) (?), ок. 120; его праздник ранее отмечался 24
февраля. Упоминается в Новом Завете только в Деяниях 1:21-26, где после
Вознесения Иисуса, Матфий (Matthias) был выбран апостолами вместо Иуды Искариота.
Как говорит святой Пётр в Деяниях апостолов, Матфий был
«один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас.»
Матфий, по словам Петра, «был вместе с нами свидетелем воскресения Его.»
Некоторое время в раннехристианском мире было известно Евангелие,
приписываемое Матфию, однако позднее оно было утеряно, от него до нас дошли
только несколько предложений в пересказе других источников.
Недостоверная легенда гласит, что он проповедовал в Иудее, Капподокии,
и на берегах Каспийского моря, где подвергался сильным гонениям;
принял мученичество, возможно, в Колхи или Иерусалиме.
Его предполагаемые останки были перемещены императрицей святой
Еленой, сейчас они находятся в аббатстве святого Матфия в Трире
(Trier), ФРГ. В некоторых ранних письменных источниках и легендах происходит
путаница между Матфием и Матфеем (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, White).
В живописи святой Матфий предстаёт в виде пожилого апостола, держащего топор
или поражаемым им (немецкие изображения), копьём (итальянские изображения),
алебардой, кривой саблей или мечом (Appleton, Roeder, Tabor).
Его часто путают с святым Матфеем, у которого нет алебарды, и святым Иудой,
обычно изображаемым в виде юноши (Roeder).
Saint Matthias
Santa Croce (Святой Крест) в Флоренции, Италия
c 1996 Bob Boeri