Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еврейский фронт: право на жизнь


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЕВРЕЙСКИЙ ФРОНТ: ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Беда в том, что лучшим доказательством истины мы склонны считать численность тех, кто в нее уверовал. М.Монтень

C Б-й помощью!

Оглавление

3 тамуза 5764г. (22 июня 2004г.)
Выпуск № 9

1. Политический комментарий
2. Наше наследие: Еврейская идея
3. Набат
4. Забытая история
5. Сионизм: оглядываясь назад
6. Юмор и не только
7. Рекомендуемые ресурсы Интернета

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Политическая жизнь функционирует как настроение любимой девушки – практически непредсказуемо. Нет, я, конечно, допускаю, что существуют какие-то неписанные законы (типа тех, что на зоне) для «внутреннего пользования», но непосвященным вся эта политическая кутерьма кажется совершенно хаотичной.

Лично мне политики всегда напоминают молекулы с картинки “Принципы броуновского движения” из школьного учебника физики. Иногда еще флюгеры – у них точно такая же траектория верчения: куда ветер подует. Казалось бы, самые верные своему правому делу, своим декларируемо правым убеждениям люди приходят к власти (вспомним, хотя бы, правительство Натаньягу после убийства Рабина) и… ничего не делают. Как все тогда, в 1996 году ждали от Биби резких шагов, какие надежды возлагали…

По всей видимости такого рода духовное падение стало доброй традицией для правого лагеря. Не нужно далеко ходить – пресловутая измена сионистским принципам премьер-министра Ариэля Шарона уже давно стала “притчей во языцех”. Неожиданный для стороннего наблюдателя переход г-на Нудельмана, лидера партия Алия, в лагерь сторонников отступления из сектора Газы. Все более усиливающееся дробление правых сил, раскол в национально-религиозном лагере, назревающий раскол в Ликуде…

В такой ситуации остается только позавидовать куда как большей сплоченности левоцентристского и левого политического крыльев – Шинуй, Авода, Мерец-Яхад. Абсолютно не идеализируя взаимоотношения г-нов Переса и Бейлина, я хочу подчеркнуть, что в случае необходимости они гораздо быстрее, чем правые, смогут выступить единым фронтом. Кроме того, что ни говори, а бессмертные правила захвата мостов, телефона и телеграфа наши родные гистадрутовские социалисты выучили на “отлично”. Только сегодня к немного устаревшему списку прибавились силовые структуры, профсоюзы и прокуратура.

Еще неделю назад вступление “Аводы” в правительство было гораздо более вероятным, чем сегодня. Действительно, в последние дни участились переговоры (т.н. “дежурные встречи”) между премьер-министром и депутатами от ортодоксальных партий, в частности, “Яадут а-Тора”. Если учесть, что вхождение “Аводы” в правительство неминуемо повлечет за собой смещение со своих должностей Натаньягу (МИНФИН), Шалома (МИД) и, возможно, Лимор Ливнат (МИНПРОС), то результирующей такого политического пируэта будет раскол в партии власти – “Ликуде”. В таком случае Шарон рискует потерять поддержку значительной части депутатов Кнессета, которые на вхождение “Аводы” в правительство отреагируют куда как более болезненно, нежели на присоединение к коалиции харедим. На это он, по понятным причинам, пойти, по крайней мере сейчас, не может.

Что ж, поживем – увидим. Приближаются летние парламентские каникулы, а за ними уже брезжит обсуждение бюджета 2005. Если Шарону не удастся создать коалицию – то новые выборы могут пройти еще до конца этого года.

А в остальном, как говорится... Террористы продолжают обстреливать прилегающие к сектору Газа территории. Вчерашний теракт в Кфар-Даром показал, что каждый день поблажек лишь усиливают их деятельность.

После недавней трагедии в Тель-Авиве (тогда 4-летнюю девочку загрыз амстафф) и целого ряда похожих случаев в других районах страны хозяева этих сверхопасных собак стали просто выкидывать их на улицы – так что ситуация, несмотря на старания правительства, только ухудшается.

Лучше бы уж отдали ШАБАКУ, как он просил. Право слово. И ему бы помощь, и собачкам занятие, и нам легче жить…

НАШЕ НАСЛЕДИЕ: ЕВРЕЙСКАЯ ИДЕЯ

Рав Кахане ЗАЦАЛ (да отомстит Вс-й его кровь) отличался тем уникальным качеством, которым могут сегодня похвастаться лишь немногие из нашего народа гордостью. Гордость, честь – эти качества вели Жаботинского, Трумпельдора, Штерна и многих других, отдавших свои жизни за возрождение еврейского народа и его государственности по жизни. Обладающий гордостью никогда не согнется, никогда не будет прятаться за спины других, когда его дом сжигают бездушные сволочи.

Рав Кахане. Слушай еврей – и ничего не бойся!

Вам хочется верить, что вы не отвечаете ненавистникам Сиона из–за страха. Вы боитесь, что Вашингтон не даст Сиону оружие и финансы, необходимые для выживания. Вы страшитесь угрозы Советского Союза и растущего арсенала арабов. Вы стоите в ужасе перед строем наций, которые жаждут раздавить Сион и Сионизм. Слушай, Еврей, и ничего не бойся.

Прислушайся к словам, которые я повторял много раз, которые могут принести избавление сейчас, если мы этого захотим.

На нас возлагается обязанность прекратить эту безумную ассимиляцию и это позорное непонимание того, кто мы такие и кто такой Б–г.

Если вы думаете, что мы такие же как все другие народы, и только полагаясь на людей, идя на компромисс, отступая и предавая, мы сумеем выжить — знайте, что так мы не выживем. Если бы наше существование зависело не от Б–жественной помощи, а от помощи союзников и доброй воли наших врагов — не было бы никакой надежды. Потому что враги Израиля никогда не захотят мира, их никогда не удовлетворит меньшее, чем тотальное уничтожение еврейского государства. Они не хотят никаких компромиссов, потому что смотрят на нас как на грабителей и бандитов. Они не говорят о каком–то определённом годе, скорее о возвращении к тому времени, когда государства Израиль не существовало. Они националисты и не пойдут на компромисс в том, что по их мнению является священной войной за свой дом. Нет абсолютно никакой надежды, что мы будем жить не в иллюзорном, а в действительном мире с этими людьми.

Таковы факты, такова реальность для тех, что ищет «логики», «разумности», «реальности».

Если бы в этом больше ничего не было, тогда надо было бы бежать в Канаду, или приготовиться умереть на этой земле мужественно, но безнадёжно.

Но если в этом есть что–то ещё, если евреи сумели пройти через столетия агонии не благодаря естественным законам истории, если мы пережили великие царства не благодаря рациональным причинам, если еврейский народ — это народ избранный Б–гом, который не может быть уничтожен, и еврейское государство, поднятое из праха, — это начало Б–жественного, избавления и также не может быть уничтожено, — тогда знайте: есть только одна надежда на выживание миллионов евреев в изгнании и сотен тысяч в Земле Израиля, только одна надежда, что избавление придёт быстро и без агонии — это произойдёт только тогда, когда мы доверимся Б–гу. Верить союзникам, верить людям — предательски сломанному тростнику, — значит верить в чудеса. Довериться Б–гу — значит идти по естественному проверенному пути, который спасал евреев в течение всей истории.

Давайте не будем бояться. Давайте хотя бы перестанем повторять ошибки наших отцов. Пророк Исайя 2500 лет назад взглянул на ассимилирующихся евреев и воскликнул «Горе восставшим детям, — говорит Г–сподь, — которые советуются не со Мной и готовят планы не в Моём духе, которые укрепляют себя силой фараона, верят теням Египта… Горе тем, кто спускается в Египет за помощью, кто верит в множество колесниц, и в силу всадников, но не видит Святого Б–га Израиля, не ищет Его».

Спасение Израиля не в глупых играх, которые играют политики в Израиле и в изгнании.

«Эти приходят с колесницами, а эти с лошадьми, но мы будем помнить Имя Б–га Израиля.»

Неужели среди нас столько слепых, не видящих руку Г–спода в создании и поддержании государства Израиль? Разве благодаря нашим союзникам или политикам мы с небольшими потерями побеждали народы в течение нескольких дней, обращали в бегство громадные армии всего несколькими танками и орудиями, когда земля стояла открытая перед ними, или это было благодаря исключительно собственной силе?

Сколько в этом иронии! После Шестидневной войны евреи самодовольно провозгласили непобедимость израильской армии и распустили миф об израильском супермене. После войны Судного Дня евреи с разбитым сердцем стали говорить о грубых ошибках той же непобедимой израильской армии. Странные и слепые люди. Те, кто понимают, верят израильской армии сегодня точно также, как они верили семь или двадцать лет назад. Израильская армия оказывается в силах или не в силах что–то сделать в точной зависимости от решений Всемогущего, и чудеса 1948, 1956, 1967 были только акцентированы потерями 1973 года, войной, которая в итоге оказалась величайшей победой и чудом. Еврей никогда не понимал слов «Помни Г–спода, Б–га твоего, потому, что это Он даёт тебе силу...» Это Он, кто вложил ужас в сердца арабов в 1948 так, что они бежали в необъяснимой панике, это Он, кто не сделал того же в 1967, так что в одном случае мы были благословлены отсутствием арабов, а в другом случае Он отвернул от нас своё лицо и проклял нас их присутствием. Это Он, кто даёт нам возможность преодолеть превосходящие силы врага, но затем отказывается дать полную победу, потому что мы верим только в силу и доблесть своей правой руки. Это Он, кто заботится о том, чтобы планы террористов проваливались один за другим, но потом отворачивается от нас, потому что мы отказываемся верить. Нужна была Шестидневная война, чтобы понять войну Судного дня. Нужна была Война Судного дня, чтобы понять Шестидневную войну.

Давайте вспомним слова царя Хизкияу, который оказался лицом к лицу с могущественной армией Ассирии. Они окружили Иерусалим и предложили евреям сдаться, иначе евреи будут перерезаны без всякой жалости. Тогда Хизкияу обратился к народу «Будьте храбры и мужественны, не бойтесь ни царя Ассирии, ни множества его войск. С ним армия из плоти, а с нами Г–сподь Б–г, чтобы помочь нам, чтобы вести наши войны». Евреи поверили ему, не сдались, и рука Б–га поразила врагов, и Иудея не пала.

Мы не таковы, как другие народы, нормы и реалии этого мира — не для нас. Мы — народ, избранный Б–гом, неистребимый народ Б–га, которому суждено увидеть Его Царство на земле, и мы живём в эпоху избавления. Никогда не забывайте этого! Помните об этом! Верьте этому!

Плачь, скрежет зубов и выкрики лозунгов на улицах. Смесь депрессии и нервозности. Еврей огорчён, что гой отказывается признать его, продолжает ненавидеть его, держит его изгоем. Еврей огорчён, что народы мира — Объединенные Нации — хлещут его плетьми, клеймят «расистом» и «злодеем», ненавидят его и открыто демонстрируют своё желание уничтожить его.

Глупый еврей, ищущий облегчения от гоев, не понимает, что осуждение Объединенных Наций и обострившаяся изоляция еврейского народа — это благословение, а не проклятие, это знак приближающегося окончательного избавления, начало которого столь явно, что только слепой может не увидеть. Там, где невежда, ассимилированный еврей и маловерный находят только страдание — еврей, наполненный верой, доверием к Б–гу и знаниями находит утешение.

Наши раввины рассказывают нам «раббан Гамлиель, рабби Элазат бен Азарья, рабби Йегошуа и рабби Акива поднялись к Иерусалиму (это было после разрушения Храма). Достигнув горы Скопус, они разорвали свои одежды. (Они увидели, что Храм разграблен). Подойдя к Храмовой Горе, они увидели шакала, выбегающего из того места, где была Святая Святых.

Заплакали они — все, кроме рабби Акивы, который стал радоваться. Спросили его, почему он радуется, а он спросил, почему они плачут. Сказали они: вот место, про которое Тора говорит, что чужак, вошедший сюда — умрёт. А вот шакал пробегает по этому месту. Ответил рабби Акива: По этой же причине я и смеюсь. Сказано у пророка Исайи «И я возьму как верных свидетелей Урию — священника, и Захарию, сына Йовархиябу». Какая связь между ними — разве не жил Урия во время первого Храма, а Захария во время Второго Храма? Ответ же заключается в том, что пророчества Урия связаны с пророчествами Захария. Урия сказал: «Из–за вас Сион будет распахан как поле». А Захария сказал: «Ещё придёт день, когда пожилые мужчины и женщины поселятся на улицах Иерусалима…, и улицы будут наполнены играющими мальчишками и девчонками». Пока я не увидел, что пророчество Урия не исполнилось, я опасался, что и сказанное Захарий не сбудется. Сейчас же, когда произошло, предсказанное Урией, я знаю наверняка, что и пророчество Захарии окажется правдой. Услыхав это, сказали раввины: Акива, ты утешил нас».

Объединение народов мира против Израиля — это гарантия того, что время их истребления близко, а до избавления Израиля рукой подать. Вы плачете, когда народы называют сиониста «расистом». Вы дрожите, когда кантата народов упускает слова «Стоящий на страже Израиля не спит, не дремлет». Я не плачу, а радуюсь, и я утешен. Потому, что пока я не увидел, что пророчество о ненависти Гога не исполнилось, я боялся что и истребления его не произойдёт. Сейчас же, когда я вижу, что пророчество о ненависти его сбылось, я уверен, что и Избавление евреев приближается.

Достаточно слёз и рыданий, достаточно слушать тех лидеров и раввинов, которые являются пигмеями веры и знания. Прекратите рыдания и прокричите слова сладкоголосого певца Израиля — царя Давида: « О, Г–сподь, не храни молчание, не пребывай в бездействии. Потому что враги Твои зашевелились, ненавидящие Тебя подняли головы. Строят они планы коварные против Твоего народа. Говорят: придём, и сотрём с лица земли этот народ, уничтожим память о нём… Шатры Эдома и Ишмаэлитов, Моава и Хагеритов, Гебала, Амона и Амалека… Смети их своей бурей, наполни сердца их ужасом, и лица стыдом. Пусть погибнут они, пристыженные, чтобы весь мир знал, что Ты, Г–сподь, единственный царь над всей землёй».

Пой, о еврей, о сионист, перепоясай чресла, напряги свои мускулы, и иди с верой в Г–спода, Б–га истории. Вернись домой, к Сиону, и всем покажи свою любовь к Сиону. Утешься, утешься, мой народ.

Обернись ко всему миру и провозгласи: Слушайте! Я — еврей, я – сионист!

Опубликовано на сайте МАОФ

НАБАТ

B России нарастает экстремизм и ксенофобия

Семен Токмаков протягивает руку и показывает широкий шрам, который он получил шесть лет назад во время нападения на чернокожего морского пехотинца из США. Это нападение стоило ему полтора года тюрьмы, однако Токмаков говорит, что не жалеет о содеянном. 28-летний Токмаков, неформальный лидер московских скинхедов, которые становятся все более активными, говорит: "Мы ведем священную расовую войну".

За последние несколько лет Россия стала чрезвычайно враждебной по отношению к выходцам из Африки, Азии или с Кавказа, то есть к тем, у кого более темная кожа и темные волосы.

Тот американский морской пехотинец был жестоко избит на московском рынке в 1998 году. Он был одним из нескольких иностранцев, подвергшихся нападениям за последние годы. За прошедшие несколько месяцев произошла целая серия жестоких нападений расистов. Одно из них было совершено в центральной России, в городе Воронеже. Его жертвой стал студент из Гвинеи-Бисау, которого убили ударами ножа. В Москве был убит беженец из Афганистана, обратившийся к властям за политическим убежищем. В Санкт-Петербурге от ножевых ран, которые были предположительно нанесены скинхедами, скончалась 9-летняя таджикская девочка.

Представители национальных меньшинств в Москве жалуются, что избиения и оскорбления инородцев стали обычным явлением. Глава московского бюро организации "За Права Человека" Александр Брод в интервью Associated Press сказал: "Количество и жестокость преступлений на почве расизма растет с каждым годом".

Результаты двухлетних исследований, проведенных бюро Брода и некоторыми другими организациями показывают следующее: в России около 50 000 скинхедов, причем в двух крупнейших ее городах - Москве и Санкт-Петербурге их число составляет полторы тысячи для каждого города. В последние годы в результате их нападений ежегодно погибает от 20 до 30 человек. Количество такого рода преступлений каждый год возрастает на 30 процентов.

Когда Токмакова спросили, не испытывает ли он жалости к убитой таджикской девочке, он ответил: "Когда вы давите тараканов, вы ведь их не жалеете?"

Причина роста экстремистских настроений в России кроется в экономических проблемах страны - высоком уровне безработицы в некоторых регионах и распаде Советского Союза, в результате которого тысячи выходцев из более бедных советских республик вынуждены направляться в Россию в поисках работы.

"Зачем они все приехали сюда? - спрашивает Токмаков, - они с собой привозят только наркотики и СПИД. Каждый день они пристают к нашим женщинам и крадут их".

Этнические трения подогреваются также почти десятилетним вооруженным конфликтом в мусульманской Чечне. Незадолго до начала второй чеченской кампании в 1999 году Москва и ряд городов юга России потрясли мощные взрывы и атаки смертников. Власти обвинили в этом чеченских повстанцев, что еще больше усилило националистические настроения.

Во время декабрьских парламентских выборов политические партии и отдельные политики открыто разыгрывали карту национализма, призывая к изгнанию рабочих-мигрантов и к созданию "России для русских". Две такие партии победили на выборах.

Токмаков говорит, что он и его сподвижники были включены в избирательные списки блока "Родина", однако позже их имена вычеркнули. Представители "Родины" это отрицают.

Говорит Брод: "Когда существуют экономические и прочие трудности, можно поступать двояко: либо устранять их, либо найти врага и обвинить его во всех проблемах. К сожалению, Россия избрала второй путь".

47-летний певец Рафаэль Аракелов, армянин, всю жизнь проживший в Москве, для которого русский язык является родным, испытал все это на себе. Он был в магазине, покупая шоколад и шампанское, чтобы пойти в гости к друзьям, когда какой-то человек попросил у него мелочи. Аракелов отказал ему. Этот человек подошел к двум молодым людям с бритыми головами, которые стояли неподалеку, и что-то прошептал. Через несколько минут, когда Аракелов вышел из магазина, кто-то прыгнул ему на спину.

"Они тыкали мне пальцами в глаза, били по лицу. Я понял, что ничего не вижу. Когда я упал на землю, они стали бить меня ногами, - вспоминает Аракелов, - если бы не женщина, которая закричала с противоположной стороны улицы: "Что вы делаете!"... Если бы не ее крики, думаю, меня забили бы до смерти".

Анализ Александра Брода показывает, что если власти не предпримут серьезных мер по борьбе с ксенофобией, число скинхедов за два года может вырасти до 80 000 - 100 000 человек. Представители МВД заявляют, что тщательно следят за деятельностью 10 000 человек, подозреваемых в участии в экстремистских группировках. Однако чаще всего, нападения расистов расцениваются как простое хулиганство.

"Явление расизма не является уникальным для России, - говорит Аракелов, - я знаю, что расизм существует в Европе и Америке. Однако в отличие от России, в этих странах расизм преследуется законом, и власти проводят специальную политику по борьбе с ним".

Опубликовано на сайте 7-40

ЗАБЫТАЯ ИСТОРИЯ:ХРИСТИАНСКИЙ АНТИСЕМИТИЗМ

Мы продолжаем публикацию статей об антисемитизме. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию еще одну статью об антисемитизме в христианской теологии.

Можно ли христианину мыться в бане с евреем?


Христианско-иудейский диалог вчера и сегодня

Евгений Беркович
"Нет мира между народами
Без мира между религиями.
Нет мира между религиями
Без диалога между религиями.
Нет диалога между религиями
Без изучения основ религий"
Ганс Кюнг (1)

"ПОРНОГРАФИЯ УЖАСА"

Жарким днем 25 августа 1942 года 101-й немецкий полицейский батальон проводил очередную карательную операцию - зачистку еврейского гетто в небольшом польском городке Медзижечь. Всех евреев города отправляли в лагеря уничтожения. В этот раз депортация отличалась особенной жестокостью. Солдаты сгоняли евреев на рыночную площадь. При малейшей заминке следовал выстрел. Сотни трупов лежали вдоль улиц. На рыночной площади евреев заставляли часами неподвижно сидеть под палящим солнцем. Многие люди теряли сознание. Каждый, кто поднимался, был немедленно расстрелян. Очень скоро рыночная площадь переполнилась трупами. Среди убитых было много детей - им особенно трудно долго сидеть неподвижно.

Полюбоваться интересным зрелищем на рыночную площадь пришло немало зрителей: немецкие солдаты из жандармерии, поляки и украинцы из числа так называемых "хивис" - добровольных помощников немцев. Были среди зрителей и женщины: медсестры Красного Креста, а также жены офицеров 101-го полицейского батальона.

Даниель Гольдхаген, описывающий эту сцену (2), отмечает любопытный факт: многие солдаты батальона возмущались тем, что на площади целый день присутствовала Вера Волауф, жена капитана Волауфа. Вера была беременна. Против присутствия других женщин на площади солдаты не возражали. Убийцы не стыдились того, что они делали, но опасались за здоровье будущей матери и ребенка.

Гольдхаген позволяет увидеть больше, чем написано на страницах его книги. Многие читатели нашли сцену на рыночной площади весьма символичной. Мадонна благословляет своим присутствием освобождение земли от нечисти. Христианские и древнегерманские поверья и предания оправдывают действия убийц, которые сами себя убийцами не считали. Напротив, как веками утверждалось на литургии Страстной Пятницы, богоубийцами, подлежащими уничтожению, являются именно евреи.

Не случайно эта сцена в городке Медзижечь вызвала особенно страстные возражения у критиков Гольдхагена. Обозреватель газеты "Франкфуртер Альгемайнен" в номере от 16 августа 1996 года назвал описание экзекуций "порнографией ужаса", упрекая Гольдхагена в том, что он необоснованно связывает убийц из 101-го Батальона с привлекательной женой капитана Волауфа (3). При этом забывается, что Гольдхаген видит сам и дает читателю увидеть зло глазами жертвы. Этот непривычный и не всегда приятный читателю методический прием позволяет подчас лучше понять природу гитлеровского антисемитизма и его глубокие связи с антииудаизмом христианской традиции.

Солдатам карательного батальона приходилось казнить и польских крестьян и русских военнопленных. Гольдхаген документально подтверждает: отношения карателей к евреям и неевреям были принципиально различными. Репрессии против неевреев проводились тоталитарным жестоким гитлеровским режимом. Подобные преступления совершал и сталинский режим. В этих преступлениях, при всей их чудовищности, не было ничего мистического.

В евреях же нацисты видели метафизического врага и, вслед за своим фюрером, евреев демонизировали. Даже тогда, когда жертвы были абсолютно невиновны и по-детски беззащитны, преступники считали их коллективно виновными и представляющими все возрастающую опасность для общества. Уничтожение евреев становилось в глазах немцев оправданным и необходимым делом. При таком отношении преступников к своим жертвам нормальное человеческое сострадание полностью отсутствовало и у карателей, и у зрителей, на глазах которых совершались чудовищные злодейства.

Гитлеровский нацизм - сложное и противоречивое явление. Простые объяснения рискуют впасть в грех упрощения. Не случайно до сих не утихают споры среди историков о причинах и корнях национал-социализма. Но роль, которую играл антисемитизм в гитлеровской внутренней и внешней политике, подчеркивают практически все исследователи. Гитлер сам говорил Герману Раушнингу, что считает антисемитизм "наиболее ценной частью своего пропагандистского арсенала" (4). Немало написано и о связи антисемитизма с антиеврейскими установками христианского Святого Писания и Святого Предания.

ЕВАНГЕЛИЕ И ОСВЕНЦИМ

Антисемитизм древнее христианства. Антисемитизм присутствует в таких странах, где нет или почти нет христиан. Поэтому было бы неверно считать христианство единственным источником ненависти к евреям, а Евангелие - прямой причиной Освенцима. Как пишет Яков Кротов в своей полемической статье "В защиту антисемитов", "если антисемитизм паразитировал на Евангелии, то это заслуга антисемитов, а не христиан" (5). С этой фразой можно было бы полностью согласиться, если бы антисемиты никогда не были христианами. К сожалению, это не так. Верно, что антисемит может быть и антихристианином, верно и то, что в Освенциме и в ГУЛАГе христиане уничтожали не только евреев, но и христиан. Евангелие не может быть единственным источником антисемитизма, но не видеть мощный антиеврейский заряд в Новом Завете и многовековой церковной практике - значит сознательно грешить перед истиной (см., например, 6, 7 8 ).

Адольф Гитлер неоднократно заявлял, что он действует в соответствии с волей всемогущего Творца: "защищая себя от еврея, я отстаиваю слово Господне" (9). Говоря о преследовании евреев, фюрер подчеркивал: "Я не делаю против евреев ничего такого, чего бы ни делала против них церковь за 1500 лет" (10).

Этим словам можно верить. Практически все мероприятия нацистов по лишению евреев человеческих прав, проводимые с 1933 по 1945 годы, имели почти буквальные прототипы в истории христианских церквей. Нападки на евреев за убийство Христа содержатся уже в Новом Завете: "И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27:25). В "Деяниях святых апостолов" сказано: "Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. 2:36). В Первом послании апостола Павла к фессалоникийцам об иудеях говорится, что они "убили и Господа Иисуса и его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся… Но приближается на них гнев до конца" (1Фесс. 2:15-16). Таких цитат из Священного Писания можно привести много (см., например, заметку "Грех антисемитизма" в (11)).

Особенно резко обвинения евреев в богоубийстве звучали в проповедях и писаниях отцов церкви: Иоанна Златоуста, блаженного Августина, Мартина Лютера. В своем памфлете "О евреях и их лжи", написанном в 1543 году, Лютер призывал сжигать синагоги, еврейские дома и снять с евреев всяческую защиту закона. Любимый лозунг нацистов: "Евреи - наше несчастье", принадлежит Мартину Лютеру. Многие антиеврейские инициативы Гитлера реализуют заветы Лютера. Кажется глубоко символичным тот факт, что всегерманский еврейский погром 1938 года, начавшийся Хрустальной ночью 9 ноября, продолжался весь следующий день - день рождения Лютера 10 ноября.

В Священное Предание - второй после Священного Писания первоисточник христианской веры - входят не только творения святых отцов и учителей церкви, но и вероопределения и правила Вселенских и некоторых Поместных соборов (православная церковь признает только семь Вселенских соборов, католическая - двадцать). Именно решения соборов заложили основу церковного законодательства, действующего и поныне. И многие антиеврейские положения этого законодательства нашли дословное повторение в законах и постановлениях нацистских властей. Вот, например, выдержка из решения Шестого Вселенского собора (в церковной орфографии): "Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен". Нацисты тоже запрещали практику еврейских врачей (12). Кроме того, евреям запрещалось пользоваться вагонами-ресторанами (13).

Собор в Эльвире в 306 году запретил браки и половые отношения между христианами и евреями. Это же требование содержал Закон о защите немецкой крови и чести 1935 года (14).

Решением Собора в Клермонте в 535 году евреям запрещалось занимать государственные должности. Аналогичный закон нацисты приняли в 1933 году (15).

В 1938 году нацисты запретили евреям в Страстную пятницу и в некоторые другие дни выходить на улицу (16). Этот запрет утвердил Собор в Орлеане 14 веками раньше (в 538 году).

Сжечь Талмуд и другие еврейские книги постановил Двенадцатый Собор в Толедо в 681 году. Еврейские книги горели по всей нацистской Германии.

Третий Латеранский Собор в 1179 году определил, что евреи не могут подавать на христиан жалобы в суд и не могут выступать в суде свидетелями против христиан. Это было решено и в партийной канцелярии национал-социалистов 9 сентября 1942 года (17).

Следующий, Четвертый Латеранский Собор в 1215 году обязал всех евреев носить на одежде опознавательные знаки. Это же решение приняли нацистские власти 1 сентября 1941 года (18) - опознавательными знаками служили, как правило, желтые шестиконечные звезды (в Варшаве звезды почему-то должны были быть голубыми).

Оксфордский Собор 1222 года запретил строить новые синагоги. Десятки синагог по всей Германии были разрушены и сожжены в Хрустальную ночь 1938 года. Восстанавливать их было запрещено (19).

Решением Собора в Вене в 1267 году христианам запрещалось принимать участие в еврейских праздниках. Этот же запрет введен распоряжением гестапо 24 октября 1941 года (20).

Собор в Бреслау в 1267 году предписывал евреям селиться в специально отведенных для них еврейских кварталах. Такое же решение содержал приказ Гейдриха от 21 сентября 1939 года.

Переход христианина в иудаизм или возврат в иудаизм крещенного еврея рассматривался Собором в Майнце в 1310 году как доказанная ересь и требовал от властей соответствующих действий. Верховный земельный суд в Кенигсберге 26 июля 1942 года вынес приговор, согласно которому христианин, принявший иудаизм, должен рассматриваться как еврей со всеми вытекающими ограничениями его прав (21).

Базельский собор 1434 года запретил присуждать евреям ученые степени. Аналогичный запрет был принят нацистами почти сразу после прихода к власти - 25 апреля 1933 года (22).

Этот список можно было бы продолжать долго. Но и из сказанного должно быть ясно - нацистский антисемитизм возник не на пустом месте. Долгие века христианская церковь проводила четкую антииудаистскую и антиеврейскую политику. На этом фоне антисемитские выступления и погромы еврейских общин во всей Европе стали привычными явлениями.

"ГОВОРИТЕ ПРАВДУ!"

Диалогом религиозные споры между христианами и евреями можно назвать лишь с большой натяжкой. Почти две тысячи лет стороны, участвовавшие в диалоге, не были равноправны: христианам принадлежала сила и власть, евреи были бесправны и гонимы.

Только в конце девятнадцатого века в большинстве стран Европы евреи получили равные с другими людьми юридические права. И одновременно появилась научное основание ненависти к евреям: расовая теория "объясняла" самые немыслимые предрассудки и оправдывала самые бесчеловечные формы обращения с евреями. Расистский антисемитизм, подкрепленный христианским антииудаизмом, стал идеологической программой немецких национал-социалистов. Для евреев Германии, а потом всей Европы наступили самые страшные времена во всей многовековой истории. В конце 1941 года Гитлером был отдан приказ об полном уничтожении всех евреев (23). Была разработана основательная программа "Окончательного решения еврейского вопроса".

Во времена Холокоста христианские церкви не сделали для спасения евреев того, что, казалось, лежит в основе их веры: помощь страждущим и гонимым, угнетенным и преследуемым. Ватикан несколько раз пытался продемонстрировать свое несогласие с нацистским режимом и подчеркивал, что расизм не имеет ничего общего с христианством. Этому посвящены, например, энциклика Папы Пия ХI 1937 года (24), энциклика Папы Пия XII 1939 года и его рождественское Послание 1942 года (25) (более подробно см. в (26)). Однако после Хрустальной ночи не было ни одного официального протеста немецких епископов против еврейских погромов. Молчали католическая и протестантские церкви и позже, когда террор невозможно было не заметить. Молчание продолжалось вплоть до падения гитлеровского режима.

Известный философ и теолог Эмиль Факенхайм вспоминал, как он во время лекции в Иерусалиме употребил выражение "нацистско-христианский". Один из слушателей, христианин, стал бурно протестовать, утверждая, что такое словосочетание есть противоречие в терминах. Факенхайм согласился и добавил, что в течение по крайней мере 12 лет теоретически невозможное было реальностью (27).

История знает примеры героического и самоотверженного поведения священников и простых христиан, спасавших евреев от фашистского уничтожения. На аллее Праведников мира в Яд-Вашеме в их честь посажено не одно дерево. И об этом нужно писать и говорить - не стоит Земля без таких праведников! Но этих примеров слишком мало перед морем фактов равнодушия и бездействия церкви во времена массовых убийств евреев. Это признается сейчас подавляющим числом западных богословов и деятелей церкви. В годы террора великий христианский богослов и мученик Дитрих Бонхёффер бросил церкви обвинение, что "она виновна в смерти самых слабых и беззащитных братьев Иисуса Христа" (28).

Катастрофа европейского еврейства нанесла страшный удар по христианско-иудейским отношениям. Не могло не измениться и само христианство. Необходимость изменений осознавалось не быстро. Прошло почти двадцать лет после окончания Второй мировой войны до того времени, когда Второй Ватиканский собор (1962 - 1965) существенно изменил представления католической церкви об евреях. Декларация "Об отношении церкви к нехристианским религиям" ("Nostra aetate") содержит принципиально новые слова: "Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя об общем с иудеями наследстве и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против евреев" (29). В последующие годы осуждение антисемитизма неоднократно звучали в выступлениях высших католических иерархов, включая самого Папу Иоанна Павла Второго. Очень важными для иудейско-католических отношений были два события: установления дипломатических отношений между Ватиканом и Израилем 30 декабря 1993 года и визит Папы в Израиль в 2000 году.

После Второго Ватиканского собора изменилась и церковная практика католицизма. Из повседневной церковной службы удалено большинство антииудейских и антиеврейских тем. Отменены описанные выше антисемитские решения соборов. В протестантских Церквях отказ от этих решений произошел проще. Протестанты с самого начала объявили Предание делом рук человеческих. Поэтому в протестантских церквях легче преодолеваются антиеврейские предрассудки. Между протестантскими и еврейскими религиозными организациями проводится многочисленные встречи и конференции, принимаются очень обнадеживающие решения, пронизанные желанием понять друг друга.

И все же христианско-иудейские отношения сегодня далеки от идеала и полного взаимопонимания. Осенью 2000 года появилась Ватиканская энциклика "Dominus Jesus"; в которой отвергается любая идея иного пути к Богу, чем через Иисуса Христа. Как пишет Юрий Табак, эта энциклика "в богословско-теоретическом плане возвращает иудейско-христианский диалог к стартовой линии послевоенных лет" (30). Заявление Ватикана вызвало острую критику и со стороны еврейских общин, и со стороны протестантских Церквей, которые в энциклике названы "не вполне Церквями".

На этом фоне особенно значимо выглядит декларация раввинов и ученых из Европы, Америки и Израиля об отношении к христианству и христианам, напечатанная 10 сентября в ряде ведущих газет Америки (русский перевод см. в (31)). Декларация называется "Дабру Эмет - говорите правду!". Положения декларации, без сомнения, вызовут оживленные споры как в еврейских, так и в христианских кругах, однако как важный шаг для развития нормального двустороннего диалога ее трудно переоценить.

И все же за красивыми словами деклараций, материалов конференций и симпозиумов нельзя потерять из вида горькую истину: антисемитские и антииудаистские предрассудки в христианской среде еще сильны и на Западе, и, особенно, на Востоке, прежде всего, в Русской Православной Церкви. Эта большая тема заслуживает отдельного разговора, ей посвящено много специальных исследований, из которых хочу выделить книгу Юрия Табака (32). Важно отметить два обстоятельства. Во-первых, Православная Церковь не несет такой же ответственности, как западные Церкви, за уничтожение миллионов европейских евреев. Поэтому не нашлось и серьезных стимулов пересмотра православной теологии, как это было в послевоенные годы в католичестве и протестантстве. Во-вторых, в Православии считается непоколебимой вера в святость Писания и Предания. Изменение даже буквы или знака в них считается ересью. Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. И в церковной практике до сих пор остаются в силе все антиеврейские призывы и проклятия, в том числе богослужебные тексты Страстной Пятницы, от которых уже давно отказались на Западе. Как пишет протоирей Сергей Гаккель, "что же касается Русской Православной Церкви, то ее по-прежнему отличает глубоко укорененный антииудаизм, который часто служит оправданием полной отгороженности церкви от еврейского мира, если не ее прямого антагонизма по отношению к последнему" (предисловие к русскому изданию книги (9)).

Осмысление уроков Холокоста продолжается и сегодня. Ирвинг Гринберг писал: "После Холокоста нельзя выдвигать теологические или любые другие положения, которые не выдерживают проверки в присутствии горящих детей" (9, стр. 103). Жизнь подтверждает истинность слов Ганса Кюнга, вынесенных в эпиграф этих заметок. Несмотря на все трудности, христианско-иудейский диалог продолжается. И это единственный источник надежды на мир между религиями, а, значит, и на мир между народами.

Евгений Беркович


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Hans Kung. Global Responsibility: In Search of a New Ethic, SCM Press, 1988.

2. Daniil Goldhagen. Hitlers willige Vollstrecker. Berlin 1998.

3. "Herz der Finsternis". Frankfurter Algemeinen Zeitung. 16. August 1996.

4. Герман Раушнинг. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. "Миф", Москва 1993.

5. Яков Кротов. В защиту антисемитов. Библиотека Якова Кротова в Интернете (www.krotov.org).

6. Gerchard Czermak. Christen gegen Juden. Hamburg 1997.

7. Евгений Беркович. Христос в Освенциме, "Русская мысль", N. 4215, 26 марта - 1 апреля 1998 года.

8. Rudolf Kreis. Antisemitismus und Kirche. Hamburg 1999.

9. Христианско-иудейский диалог. Хрестоматия. Составитель Х. Фрай. Перевод Ю. Табак. Москва 1996.

10. Friedrich Heer. Gottes erste Liebe. Berlin 1981.

11. Евгений Беркович. Заметки по еврейской истории. "Янус-К", Москва 2000.

12. Verordung zum Reichsburgergesetz vom 25. Juli 1938 (RGBl. I, 969).

13. Verkehrsminister an Innenminister, 30. Dezember 1939, NG-3995.

14. Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre, 15. Sept. 1935 (RGBl. I, 1146)

15. Gesetz zur Wiederherstellung des Berufsbeamtentums, 7. April 1933 (RGBl. I,175).

16. Polizeiverordnung zur Ermachtigung der Localbehorden, Juden an bestimmten Tagen von den Stra?en zu verbannen, 28. Nov. 1938 (RGBl. I, 1676)

17. Vorschlag der Parteikanzlei, Juden die Erhebung von Zivilklagen zu verbieten, 9. Sept. 1942 (Bormann an Justizministerium, NG-151).

18. Verordnung vom 1. Sept. 1941 (RGBl. I, 547).

19. Heydrich an Goring, 11. Nov. 1938, PS-3058.

20. Verbot freundschaftlicher Beziehungen zu Juden vom 24. Okt. 1941 (Gestapo-Anordnung, L-15).

21. In: Judenfrage, Vertrauliche Beilage, 1.Nov. 1942.

22. Gesetz gegen die Uberfullung deutscher Schulen und Hochschulen vom 25. April 1933 (RGBl. I, 225).

23. Е. Беркович. Заложники второй мировой. Кто и когда приказал уничтожить европейских евреев. Независимый бостонский альманах "Лебедь", номер 198, 3 декабря 2000 года.

24. Pius XI., Enzyklika "Mit brennender Sorge" (14. Marz 1937). 25. Pius XII. Enzyklika "Summi Pontificatus" (28. Oktober 1939), Rundfunkbotschaft zu Weihnachten (24. Dezember 1942).

26. Pinchas Lapide. Rom und die Juden. Ulm 1998.

27. E. Fackencheim. To mend the world. Foundations of Post-Holocaust thought. N.Y. 1982.

28. D. Bonhoeffer. Ethics. N.Y., 1965 29. II. Vatikanisches Konzil, "Nostra aetate, § 4.

30. Ю. Табак. Революция и реставрация в иудейско-христианском диалоге. "НГ-Религия", N 18(65), 27 сентября 2000 года.

31. "ДАБРУ ЭМЕТ" - ГОВОРИТЕ ПРАВДУ!", "НГ-Религия", N 17(64), 13 сентября 2000 года.

32. Юрий Табак. Отношение русской Православной Церкви к евреям: история и современность. "Истина и жизнь", Москва 1999.

Опубликовано на сайте Давида Дана “История еврейского народа”

СИОНИЗМ: ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД

Мы продолжаем публиковать биографию Зеева Жаботинского. Информация предоставлена сайтом партии «Моледет».

Годы 1905—1908 считаются эпохой подлинного национального возрождения русского еврейства. Российские сионисты не только широко пропагандируют учение Герцля, но также основывают школы, семинары, распространяют знания и, проникая в еврейские общины, борются с ассимиляторскими тенденциями, как справа, так и слева. И в первых рядах борцов — Владимир Жаботинский. В 1906 году Жаботинского причисляли к числу авторов "Гельсингфорской программы", которая требовала предоставления евреям равноправия и культурной автономии в рамках демократических государств.

Переворот младотурок в Оттоманской империи в 1908 году открыл перед Жаботинский новое поле деятельности. В то время он был в Вене. Центральный комитет Сионистской организации в России предпринял шаги с целью создания в Турции сети сионистской печати. Жаботинский откликнулся на события в Турции серией статей: "Новая Турция", "Возможности" и другие. По просьбе президента Сионистской организации он едет в Стамбул и организует там выпуск газет и журналов на французском, ладино, иврите, что неожиданно заставляет задуматься турецкое еврейство над сутью и смыслом сионизма. Жаботинский не ограничивается журналистикой. Его встречи с министрами турецкого правительства, членами парламента, верхушкой революционного движения младотурок принесли неоценимую пользу сионистскому делу.

Много внимания Жаботинский придавал еврейскому воспитанию молодежи и считал, что одним из важнейших аспектов национального возрождения является приобщение к языку иврит. В 1911 году он основал в Одессе книгоиздательство "Тургеман" ("Переводчик") с целью дать читателю на иврите лучшие образцы всемирной классической литературы. В 1910—1913 гг. Жаботинский возглавил в России борьбу за права евреев и за "гебреизацию" еврейского рассеяния (внедрение иврита). Его план не был принят не только ассимиляторами, но даже Союзом сионистов, лишь просветительная организация "Тарбут" ("Культура") в период между мировыми войнами с успехом распространяла иврит среди еврейской молодежи в странах восточной Европы — в Польше, Литве, Латвии и частично в Румынии. Жаботинский одним из первых понял, что первая мировая война открыла новую эру в истории народов в двадцатом веке, но она же положила конец сионисткой деятельности в Европе и разрушила связи между руководством Сионистской организации и ее филиалами в разных странах. В своей книге "Слово о полку" Жаботинский признается, что в начале войны он чувствовал себя сторонним наблюдателем и был нейтрален. Союз между антисемитской царской Россией и странами Антанты удерживал на Западе многих евреев от поддержки этого блока. Вступление Турции в военные действия в декабре 1914 г. на стороне Германии резко изменило нейтралистское отношение Жаботинского к войне. Он был убежден, что после войны, когда решатся судьбы народов, будут прислушиваться только к требованиям тех из них, которые принимали участие в войне. Он утверждал, что еврейскому народу на мирной конференции только в том случае будет предоставлено право голоса, если его сыны выступят на полях сражений не разбросанными среди чужих армий, а как единая национальная военная единица.

В начале войны Жаботинский в качестве корреспондента влиятельных московских газет выезжает в западную Европу. После вступления Турции в войну он посещает страны северной Африки, чтобы вблизи изучить результаты объявления Турцией священной войны всех мусульман против Антанты. После ознакомления с настроениями евреев в Марокко, Алжире и Тунисе Жаботинский выезжает в Египет, где в лагере Кабари под Александрией встречается с еврейскими беженцами из Палестины.

Жаботинский предлагает создать боевую еврейскую единицу. Капитан Иосиф Трумпельдор и выпускники тель-авивской гимназии "Герцлия", находившиеся среди беженцев, с восторгом приняли это предложение. После долгих и утомительных переговоров с английскими военными властями было создано вспомогательное транспортное подразделение — отряд погонщиков мулов, которое позже принимало участие в высадке англичан в Галлиполи.

Вначале отрядом командовал полковник Джон Генри Патерсон, а затем — Иосиф Трумпельдор. Но для Жаботинского основной задачей было создание боевого, а не вспомогательного подразделения. Его план создать еврейские части, которые примут участие в мировой войне на стороне союзных держав, встретил резкое сопротивление со стороны исполкома Всемирной сионистской организации и всех сионистских лидеров, кроме доктора Хаима Вейцмана. Члены исполкома утверждали, что еврейский народ, рассеянный между воюющими народами, не может открыто стать ни на одну из сторон, ибо это подвергнет опасности евреев, живущих по другую сторону фронта. По их мнению, боевая еврейская единица в составе союзных войск означает катастрофу для евреев Палестины.

Жаботинский, умело используя политические затруднения Англии и ее интересы на Ближнем Востоке, преодолел в конце концов возникавшие препятствия. Создав еврейский легион в составе британской армии, Жаботинский изменил облик сионизма, прибавив к его политическому и колонизаторскому аспектам новый, жизненно важный военный фактор. Он добился для еврейского народа права бороться за свою историческую родину еще до того, как Декларация Бальфура признала за евреями право на национальный дом в Палестине.

Жаботинский был зачислен рядовым, успешно окончил курс сержантов и незадолго до отправки полка в Палестину был произведен в лейтенанты. Будучи на военной службе, он некоторое время исполнял обязанности связного между Сионистской организацией в Палестине и английской военной администрацией и штабом генерала Алленби.

После демобилизации Зеев Жаботинский с семьей поселяется в Иерусалиме, печатается в газете "Гаарец". Он внимательно следит за влиянием на арабов антиеврейской политики английского военного командования, поощряющей местных арабов к кровавой расправе. Вместе с Рутенбергом (организатор убийства провокатора попа Гапона, инженер, руководитель строительства электростанций в Эрец Исраэль) Жаботинский собирает шестьсот иерусалимских юношей и бывших солдат Еврейского легиона и организует первый в Палестине отряд самообороны "Хагана". В Пасху 1920 года вспыхнул погром, и, когда Жаботинский организовал защиту еврейского населения от арабских погромщиков, англичане арестовали его и 19 членов самообороны.

Военный суд приговорил Жаботинского к пятнадцати годам каторжных работ в тюремной крепости Акко. Этот арест и жестокий приговор вызвали бурю протеста во всем мире, особенно в самой Англии, пресса которой называла Жаботинского еврейским Гарибальди. Под давление общественного мнения дело пересмотрели и приговоры смягчили, а затем и вовсе отменили.

Однако Жаботинский был глубоко задет тем, что лидеры и общественность ишува не осознали в полной мере оскорбление, которое было нанесено еврейским патриотам.

А в Палестине английская военная администрация делала все возможное, чтобы выбросить за борт груз обязательств, принятых ею по Декларации Бальфура. Герберта Сэмюэля, первого еврея на посту верховного комиссара Палестины, приветствовал также В.Жаботинский. Но он раньше других убедился в том, что политика Сэмюэля убийственна для сионистских устремлений. Система, созданная военной администрацией Алленби и Болса, пустила корни, и арабы скоро поняли, что проарабская политика англичан остается неизменной. Безнаказанность поощряла арабов на новую резню в Яффо уже через год после погрома в Иерусалиме в 1921 году. Результаты сказались весьма скоро: Сэмюэль после погрома в Яффо запретил дальнейший въезд евреев в страну, как это сделал Болте сразу после погрома в Иерусалиме за год до того. Жаботинский предлагал правлению Всемирной сионистской организации начать согласованные и более энергичные действия против антиеврейской политики англичан в Палестине. Но сионистское руководство не согласилось с утверждением Жаботинского о том, что Сэмюэль подрывает политическую позицию сионизма, и отклонило это предложение.

Опубликованная Черчиллем 1 июня 1922 года "Белая книга", имевшая целью успокоить арабов, выступавших против еврейской иммиграции, тем самым шантажировала сионистское руководство. Однако правление приняло "Белую книгу": Вейцман голосовал за, Жаботинский — против. "Белая книга" подорвала веру еврейских масс в сионистское движение. Единственным путем восстановить доверие и одновременно предотвратить дальнейшее урезывание прав сионизма было, по мнению Жаботинского, открытое столкновение с правительством Великобритании с целью раскрыть его замыслы. Его предложение вновь провозгласить исторические цели сионизма, открыто обвинить Великобританию в том, что ее политика противоречит букве и духу мандата, предоставленного ей Лигой Наций, было и на сей раз отклонено. Тогда Жаботинский подал в отставку, вышел из правления и из Сионистской организации, чтобы подчеркнуть свой протест против политики соглашательства под руководством проф. Х.Вейцмана.

Жаботинский занялся книгоиздательством. Ему казалось, что его политическая карьера в сионизме закончилась. Но это было не так. В июле 1923 года Жаботинский принял предложение редакционной коллегии журнала "Рассвет", органа русских сионистов, эмигрировавших после Октябрьской революции в Берлин, стать его постоянным корреспондентом. В серии статей Жаботинский разъяснял свой подход к проблемам сионизма, свое отношение к английскому правительству и свое кредо по ряду социальных и экономических проблем, стоявших перед еврейским населением Палестины. Статьи эти произвели очень сильное впечатление, особенно на молодежь, говорившую по-русски в Прибалтике, в восточных районах Польши, в румынской Бессарабии, среди евреев-эмигрантов в Париже, Берлине, Лондоне и Палестине.

Осенью 1923 года по поручению журнала "Рассвет" Жаботинский посетил, прибалтийские страны и Данциг с серией лекций. Они увенчались небывалым успехом. В Риге еврейская молодежь с энтузиазмом встретила Жаботинского и выслушала его выступления с огромным воодушевлением, но поставила резонный вопрос: "Мы согласны с политикой и борьбой, предложенными тобой, но кто будет возглавлять ее?" В одной рижской средней школе Жаботинский беседовал с учениками, состоявшими в Объединении активистской сионистской молодежи имени Иосифа Трумпельдора. Информацию о сионизме эта молодежь черпала из газет на идиш, издававшихся Жаботинским в Копенгагене и затем в Лондоне. На базе этой ученической организации был создан Союз (Брит) Иосифа Трумпельдора — Бейтар.

(Продолжение следует)

ЮМОР И НЕ ТОЛЬКО

Экономный сын
Сын Мойше возвратился из школы весь запыхавшийся и уставший, но его лицо сияло от счастья.
“Пап, ты можешь мной гордиться мной, - говорит сын. – Я сэкономил целый доллар! Сегодня опоздал на автобус, и мне пришлось за ним бежать до самого дома”.
“Эх, - отвечает Мойше, - а если бы ты бежал за такси, сэкономил бы целых 20 долларов!”

Сколько Вам лет?
Еврея пригласили на заседание суда для дачи свидетельских показаний.
“Сколько Вам лет?” – спросил судья.
“Мне кейн эйноре (чтоб не сглазить) 81”
“Что это значит?”
“Я сказал, что мне кейн эйноре 81”
“Просто отвечайте на вопрос! – возмутился судья. – Сколько Вам лет?”
“Кейн эйноре 81” – ответил свидетель.
Судья: “Свидетель должен отвечать только на вопрос, в противном случае он показывает неуважение к суду!”
Тут со своего места поднялся адвокат со стороны защиты и обратился к судье: “Ваша честь, можно я спрошу?” и повернулся к еврею, “Кейн эйноре, сколько Вам лет?”
“81”.

Предприимчивый еврей
В конце 60-х было решено изгнать еврея из польского политбюро. Итак, еврея отправили в Германию продавать польские автомобили. Спустя две недели он возвратился с подписанным контрактом. Удивленные, что все еще не смогли избавиться от еврея, члены политбюро отправили его в США продавать польские компьютеры. Еврей вернулся через месяц с контрактом в портфеле. Озлобленные представители польского политбюро решили отправить еврея в Китай продавать польский рис. Месяцы проходили, от еврея не было слышно ничего, а поляки только радовались этому обстоятельству. Однажды, спустя где-то полгода, еврей, держа в руках контракт, заявился на очередное заседание политбюро.
“Но… как Вам удалось этого добиться?” – изумились члены политбюро.
“Было трудно, - отвечает еврей. – Мне потребовалось полгода на то, чтобы найти в Китае еще одного еврея”.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

1. И. Нави. Есть чему радоваться (Читать)
2. Э. Меир. Тихий отказ (без шума и писем в газеты)(Читать)
3. А. Либерман. Болото под названием Газа (Читать)
4. А. Барац. Американская мечта.(Читать)

Рассылка 'Еврейский фронт: право на жизнь'


С уважением,
Ишаяу Ланда   Обратная связь

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное