Прор. Авдия (из 12-ти)(IX в. до Р. X.). Мч. Варлаама (ок. 304). Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского и отца его Авенира царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского (1867). Сщмчч. Порфирия еп. Симферопольского, Сергия, Михаила, Александра, Иоанна, Константина, Александра, Игнатия, Симеона, Иоанна, Иоанна, Димитрия и Иакова пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Петра, Григория, Вениамина, Герасима, Михаила и мч. Валентина (1937). Прп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1625). Мч. Азы и с ним 150-ти воинов (284-305). Мч. Илиодора (ок. 273). Прп. Илариона чудотворца (875) (Груз.). Иконы Божмей Матери, именуемой "В скорбех и печалех Утешение" (1863).
Иконы Божмей Матери, именуемой "В скорбех и печалех Утешение".
Варлааму Индийскому.
Слез твоих источники пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенныя, сияя чудесы, Варлааме отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Иоасафу, царевичу Индийскому.
Из чрева матерня / прекрасное вселение бысть Святаго Духа, / преславне Иоасафе, / и от блаженнаго Варлаама безценный бисер, Христа, / в сердце своем приял еси, / и Божественным Крещением Индию просветил еси, / отеческое же нечестие исправль, / приведе его от тьмы ко свету Богоразумия / и, оставив тленное на земли царство, / пустыню достиг и своего учителя, / темже на Небесех от Живоначальныя Троицы / венцем царским венчася, / моли о нас, чтущих честную твою память.
Величание.
Ублажаем тя, / преподобне отче Иоасафе, / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во исповедании Христове.
Филарету, митр. Московскому.
Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству Российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради ко Христу Богу дерзно-вение имея, / моли даровати Церкве утверждение, / людем и душам нашим спасение.
Варлааму, игумену Печерскому, в Ближних пещерах.
Мира красная и славу его оставль, / притекл еси в пещеру, / идеже от силы преуспевая в силу, / был еси вождь Христова стада, всеславне Варлааме, / еже яко упас добре, упаси и нас, молим тя, / сохраняя от всех зол, да тя ублажаем.
Адриану Пошехонскому, Ярославскому.
Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне, / многия труды подъял еси в жизни временней, / обитель иноческую созидая в пустыни, / идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник / и мученическую смерть от них приял еси, / Адриане славне, / чудес благодатию обогатився, / предстоиши всех Царю, Христу Богу, / Егоже моли спастися душам нашим.
Рождественский (Филиппов) пост.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе
Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим... см. далее
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа... см. далее