Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Библиотека "Халкидон"

  Все выпуски  

Халкидон. Православная библиотека


  • На главную страницу
  • О сайте
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  • Богословие
  • Суеверие. Псевдоблагочестие. Лженаука
  • Проповеди, беседы, поучения
  • Жития святых и подвижников благочестия
  • Православные святые Западной Европы
  • История
  • IV Вселенский (Халкидонский) Собор
  • Чудотворные иконы. Иконопись
  • Молитвы
  • Православные праздники
  • Литературная страница
  • Православный календарь
  • Разное
  •  

  • Ссылки
  • Как помочь нашему сайту
  • Подписка на новости
  • E-mail
  • Поиск
  •  

    Библиотека "Халкидон"

     

    ___________________

     

    Рассылка сайта Халкидон. Православная библиотека

     

    30 марта - Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста).

     

    Святитель Иоанн Златоуст. О посте. Слово IV

    Источники, когда их черпают, изливают тем более чистую воду и, удовлетворяя потребность и утоляя жажду всех, текут неиссякаемой струею из недр земных. Все, - богатый и бедный, мудрый и неразумный, - могут по мере потребности своей утолить водою их свою жажду; и, всем доставляя в изобилии питье, источники сохраняют свое сокровище неисчерпаемым. Так, подобно источнику, который один напояет многих, и одно Священное Писание просвещает умы многих. Придите поэтому и вы, возлюбленные, приступим к вышеупомянутому источнику и сделаемся участниками наставления о посте. Как было достаточно его для богатого, так и нам, бедным, не будет в нем недостатка. Постясь, Илия, правящий колесницею, милотью и жезлом разделил реку. Он же, постясь, заключил небо, словом своим удержал дождевыя облака; он же, за то, что постился, управляя огненными конями, вознесся в огненной колеснице на небо; постясь, Моисей, слуга Божий, разделил море, превратив его, обильное рыбою, в сушу, спас выведенных из плена евреев и потопил египтян. Пост вложил в десницу Моисея священный жезл, ударив которым по скале, он заставил ее произвести годную для питья воду. Читать далее

     

    Святитель Феофан Затворник. Церковь – место воспитания душ (проповедь в 4-ю неделю Великого поста)

    Когда, проходя каким-либо пустынным местом, встретишь дерево или другое растение на песчаном, каменистом грунте, то не можешь не пожалеть о нем. Уныло стоит оно. Недостаток питательных частей в земле и воздухе истощает его. Оно видимо сохнет и чахнет, и, кажется, всякому мимоходящему своим видом и состоянием внятно говорит: "Мне здесь дурно, возьмите меня отсюда и пересадите в другое место". Другие совсем чувства внушает дерево, растущее при протоке воды, на земле влажной и тучной. Оно полно жизни и, наслаждаясь полным довольством, всеми частичками своего состава, кажется, поет благодарную песнь Насадителю всякой твари за эту возможность всеми устами пить питательные соки из всего, что окружает его. Не бывают ли, братие, часто и души человеческие в подобных обстоятельствах?! Да, часто и они гибнут гладом и томятся, как в душной темнице, от недостатка того, что может питать их и доставлять им довольство. И это нередко - с совершенною противоположностию внешнему пышному состоянию тех людей! Читать далее

     

    Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника

    Святой Иоанн пришел на Синай 16-ти лет, привлеченный славой иноческого жития Синайских пустынников. О месте происхождения Иоанна не знали даже его современники жизнеописатели. Инок Даниил прямо говорит: "Какой город и страна возрастили и воспитали сего доблестного подвижника, до его подвижничества, точно и достоверно сказать не могу". И дальше продолжает: "а какой город ныне имеет обитателем и питает нетленною пищею сего всечудного мужа, — то мне не вовсе неизвестно. Ибо и он пребывает ныне в том городе, о котором говорит доброгласный певец — святой апостол Павел: “Наше жительство — на небесах” (Флп. 3:20). Там он пребывает, насыщаясь невещественным чувством неисчерпаемых благ, приняв достойное воздаяние за подвиги и награду за свои труды, унаследовав небесное царство с теми, которых нога стоит уже на прямом пути (Пс. 25:12). А как Иоанн, ради сего невещественного блаженства, трудился в воинственном теле, об этом, — продолжает Даниил, — я расскажу со всею ясностью". Читать далее

     

    С. М. Зарин. Иоанн Лествичник

    ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК, преподобный, назван по своему главному сочинению "Лествица райская". Отрывочная биография И. Л. написана, вероятно, современником и другом его, монахом Раифского монастыря (на берегу Суэцкого залива в 30 км к юго-западу от Синая) Даниилом (Migne, PG, t. 88, col. 585-630). И. Л. родился около 525 и 16 лет поступил в Синайский монастырь, откуда удалился впоследствии в уединенную келью, а потом - в пещеру у подошвы горы Синай. Сорок лет он прожил отшельником. Из уединения вызвали его синайские монахи, избравшие И. Л. своим настоятелем, когда ему было уже 75 лет. Так произошло название Иоанна "Синаит". Другое название - "Схоластик" - было дано за его ученость. Несколько лет И. Л. оставался настоятелем Синайского монастыря, а затем скова удалился в уединение, в котором и пробыл до конца своей жизни. В 600 И. Л. был еще жив, так как сохранилось письмо Григория Великого от 1 сентября этого года, адресованное Иоанну, авве горы Синая.

    В "Лествице" И. Л. дает руководство к иноческой жизни, которая, по его мысли, представляет путь непрерывного и трудного восхождения по "лестнице" духовного самосовершенствования, возводящего подвижника на небо. Ступеней самосовершенствования И. Л. насчитывает 30, сообразно 30 годам жизни Спасителя до вступления Его на общественное служение. Читать далее

     

    Игумен Марк (Лозинский). Учение об умном делании преп. Иоанна Лествичника. Из книги "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)"

    Первое место между всеми способами обучения умному деланию, по заключению святителя Игнатия, принадлежит способу великого наставника иночествующих святого Иоанна Лествичника.

    В слове о молитве святой Иоанн пишет: "Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в слова молитвы. Если по причине младенчественности она изнеможет и уклонится — опять введи ее. Свойственна уму несостоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет определяющий в тебе границы морю твоему, и скажет ему ("морю") при молитве твоей: "До сего дойдеши, и не прейдеши" (Иов. 38, 11). Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему. Начало молитвы — помыслы, отгоняемые молитвою при самом их начале; средина — когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец — восхищение ума к Богу". В слове о послушании преп. Иоанн пишет: "Борись с мыслью непрестанно, возвращая ее к себе, когда она улетает: Бог не требует от послушников непарительной молитвы. Не скорби, будучи окрадаем, но благодушествуй, постоянно возвращая ум к самому себе". В этих словах святого Иоанна Лествичника заключается необходимый и удобный способ внимательной молитвы. Этот способ необходим для всех христиан: мирян и иноков, чтобы молитва их имела силу, ибо молитва, неодушевленная вниманием, не приносит молящемуся плодов. Читать далее

     

     

     

    Copyright © 2006-2014 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.


    В избранное