Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "КИ ТИСА"
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ААРОНА

В этой недельной главе рассказывается о трагическом духовном поражении, которое
потерпели евреи, впавшие в грех идолопоклонства. Аарон, с присущей ему глубокой
любовью ко всем евреям, пытался сделать все возможное, чтобы предотвратить их
ошибку.

Наши Мудрецы учат: "Будь последователем Аарона... люби все создания и приближай
их к Торе". В этом уроке содержатся два указания. Одно из них — не совсем обычное
употребление слова "создания" (а не "люди", "человечество" и т.д.) подразумевает,
что мы должны приближать к Торе всех людей, даже тех, кто не имеет других достоинств,
кроме того, что они — создания Б-га.

Второе указание касается того, как именно мы должны воздействовать на других.
Мы должны приблизить их к Торе в ее цельном, полном и бескомпромиссном варианте,
а не "приближать" Тору к ним; мы не должны "перекраивать", "урезать" или приспосабливать
ее, в соответствии с потребностями других людей.

Мы должны постоянно стараться приблизить всех евреев, кем бы они ни были, к осознанию
еврейских ценностей. Хотя предполагается, что нам придется иметь дело и с совсем
далекими от религии людьми, мы не должны ни в чем уступать своих позиций. В беседах
с другими мы не должны, избави Б-г, идти на компромиссы в вопросах, касающихся
Торы и Заповедей. Если человек тонет, мы должны прийти на помощь, но при этом
следует соблюдать осторожность, чтобы, спасая другого, не утонуть самому!

Некоторые не согласны с таким подходом. Они говорят: "Если я могу привлечь еврея
к иудаизму, к чему мне мелочные расчеты? Я пойду на небольшие уступки в вопросе
о совместном пребывании в синагоге мужчин и женщин или в других подобных мелочах,
но зато синагогу начнут посещать гораздо больше людей, которые тем самым станут
ближе к иудаизму".

Нередко приходится слышать и другое мнение. Его сторонники рассуждают примерно
так: в традиционной еврейской общине, конечно, необходимо очень строго следить
за соблюдением любой мелочи, когда речь идет о Законах Торы. Но когда мы живем
в обществе, где существует противостояние Торе и Заповедям, надо проявить гибкость
и уступить в "менее важных" вопросах, чтобы сохранить соблюдение "главных" предписаний.

Все это можно сравнить только с поведением человека, который в мирное время,
в своем собственном доме, постоянно вооружен до зубов, поскольку так он чувствует
себя увереннее. Однако когда во время войны он идет в бой, он вообще не берет
с собой оружия — во-первых, чтобы не показывать, что он солдат вражеской армии,
вовторых — чтобы облегчить себе передвижение и, при необходимости, маневрирование.
Абсурдность подобной позиции не нуждается в комментариях.

Много лет назад на конференции раввинов обсуждался вопрос о путях укрепления
иудаизма. Один из участников сказал, что, по его мнению, чтобы спасти положение,
нужно проявить некоторую "гибкость". "Вода для питья, — сказал он, — должна быть
чистой. Но когда водой тушат пожар — не имеет значения, чистая она или грязная".

Предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон также присутствовал на
этой конференции. Он резко возразил: "Ваше рассуждение справедливо только в том
случае, если вы на 100% уверены, что у вас в руках действительно вода, и сомнения
касаются лишь того, достаточно ли она чиста; однако если у вас в руках вовсе
не вода, а керосин — тогда вы не только не сумеете погасить пожар, но, напротив,
разожжете огонь еще сильнее, хотя керосин — тоже жидкость".



ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ — ПРЕЖНИЙ И НЫНЕШНИЙ

В главе Торы, которая читается на этой неделе, содержится рассказ об идолопоклонстве
евреев — их поклонении золотому тельцу.

"Новые интерпретации" иудаизма не связаны с прогрессом науки, как нас порой пытаются
уверить. Развитие науки не требует изменений в Торе. Первые попытки "модернизировать"
иудаизм делались почти одновременно с началом нашей истории. Уже через 40 дней
после того, как с горы Синай прозвучали Десять Заповедей, евреи начали поклоняться
золотому тельцу. Они не отрицали своего еврейства — нет, они объявили: "это твои
боги, Израиль" — вы по-прежнему — Израиль, хотя теперь ваш бог — золотой телец.

Совершенно ясно, что эти "толкования" не были результатом увеличившегося объема
знаний, прогресса человечества или же более глубокого постижения сути, а являлись
порождением "йецер а-ра" (сил зла внутри человека). Это совершенно очевидно:
мы видим, что "новые интерпретации" иудаизма не являются отличительным признаком
нашей эпохи (как ошибочно полагают многие): неприглядный счет отклонений от Торы
начался с поклонения золотому тельцу и продолжается на протяжении всей истории
нашего народа.

Едва евреи достигли Святой Земли, как тут же появились почитатели идолов Ваала.
Хотя Земля Израильская с изначально присущей ей святостью не смогла уберечь евреев
от влияния окружающих идолопоклонников, даже отступники не отвергали своей связи
со Святой Землей. Несколько колен Израилевых продолжали служить Б-гу, а другие
поклонялись ханаанским богам. Чем же все это завершилось? Еще при жизни одного
поколения отступники, поклонявшиеся Ваалу, вернулись к сохранившим верность Б-гу
коленам Израиля.

Затем наступил период Первого Бейт а-Микдаш (Священного Храма). Появился один
нечестивец по имени Иеравам, который утверждал, что можно оставаться евреем,
но при этом вовсе не обязательно делать усилия и ходить на поклонение в далекий
Иерусалим, когда есть золотой телец в колене Дана, что на севере, и другой —
в Беер-Шеве, на юге, — это намного удобнее, чем идти в Иерусалим! И кроме того,
объяснял Йеравам, традиционные жертвоприношения можно совершать и в этих новых
местах, с соблюдением всех деталей ритуала. Так продолжалось несколько столетий,
пока золотые тельцы Иеравама не были окончательно отвергнуты.

В Вавилонском изгнании у евреев было несколько сект, как и в период Второго Храма,
и позже, вплоть до наших дней. Практически по каждому периоду нашей истории существует
достаточно свидетельств, говорящих о том, что попытки ввести новшества и изменения
в иудаизм никак не зависят от уровня развития науки и культуры, а являются результатом
отчуждения от иудаизма (каковы бы ни были причины такого отчуждения). И когда
евреи отходят от иудаизма, они пытаются обмануть себя словами "это твои боги,
Израиль", — пусть это даже золотой телец вместо Единого Б-га, возгласившего:
"Я — Б-г Всемогущий твой, Который вывел тебя из земли египетской".

"Новшества" и "современные интерпретации" не только не являются признаком интеллектуального
прогресса, а, наоборот, свидетельствуют о духовной скудо сти: сегодня даже больше,
чем когда-либо в прошлом, ибо поклонявшиеся золотому тельцу могли подумать, что
были правы — у них еще не было исторического опыта, который мог бы ясно указать
им на ошибку. Ошибочно, хотя и вполне "благочестиво", они могли бы объявить,
что Тора имела значение только в течение сорока дней, а на сорок первый — нужен
новый бог. Но сегодня, когда история так ясно показала, что все течения, отходящие
от Торы, не способны надолго сохранить принадлежность к еврейству, мы не имеем
права совершать подобные ошибки.


УРОК ПУРИМА

Спросите еврея, который отрекся от Торы и Заповедей, чтобы стать "полноценным"
членом современного общества: считает ли он еврейский народ своим народом? В
большинстве случаев он ответит утвердительно, может быть, пригласит вас в свой
кабинет на Уолл-Стрит и укажет рукой на фотографию, висящую высоко на стене:
с портрета глядит старик с длинной седой бородой и мудрыми, серьезными глазами;
рядом с ним — женщина, чьи волосы целиком покрыты шалью. "Посмотрите, — скажет
он, — это мои зейде и бобе (дедушка и бабушка)". И, возможно, не без гордости
продолжит: "Вы думаете, что мой дедушка был обыкновенным человеком? Нет, уважаемый!
Он был великим знатоком Торы и жил напряженной духовной жизнью, соблюдая все
Заповеди и вкладывая в них всю душу; кстати, он и выглядел, как настоящий еврей:
с длинной белой бородой, в большой ермолке — сами видите! О да, я много знаю
про жизнь в "старом местечке". Мой дорогой отец — тоже добрый и благочестивый
еврей, и я постоянно забочусь о нем в его старости: поместил его в самый лучший
дом для престарелых и время от времени навещаю его, особенно в День отца. Так
что не нужно спрашивать меня, считаю ли я евреев своим народом. Конечно, считаю!
Я горжусь своим великим еврейским наследием!"

А мы с грустью подумаем, что этот человек сделал, в каком-то смысле, со своим
дедушкой то, что хотел сделать Аман с Мордехаем: "повесил его на высоте в пятьдесят
локтей". Фотография дедушки висит высоко на стене его кабинета, отчужденная и
отделенная от его сегодняшней жизни. И тогда, не удержавшись, мы зададим ему
еще несколько вопросов. "Почему в доказательство своего еврейства вы приводите
фотографию "давно минувших дней"? Почему вы не стараетесь, чтобы ваши дети были
"живым отображением" вашего дедушки? Даете ли вы им такое еврейское образование
и знание Торы, которое руководило бы всеми их поступками, мыслями и речами, чтобы
они жили в соответствии с возвышенным учением Торы, как когда-то жил ваш дедушка?"

"Вы, наверное, шутите, — ответит он. —Все это было хорошо в далеком прошлом —
теперь времена измени лись. Мы рассеяны и разбросаны среди народов. Мы не должны
отличаться от окружающих. Мы не можем жить по своим собственным законам, не подчиняясь
модам и прихотям общества, в котором мы живем; потому что если бы мы попытались
поступать по-своему, общество отвергло бы нас, и мы просто не смогли бы существовать!"

Его слова, подсказанные "Аманом" ("йецер а-ра" — силами зла внутри человека),
живущим в его душе, — стары, как мир. Они действительно были сказаны две с лишним
тысячи лет тому назад первым Аманом, который пытался убедить персидского короля
Ахашвероша в том, что общество не может позволить евреям существовать, потому
что "они разбросаны и рассеяны между народами; законы их отличны от законов всех
народов, и законов короля они не выполняют..." и т.д.

Как глуп был древний Аман! Как глуп "внутренний Аман", живущий сегодня в душе
отдельных евреев! Как могут они оба быть настолько близорукими, чтобы не видеть
живых свидетельств, которые полностью опровергают их доводы!

Давайте посмотрим, как на доводы Амана ответила Эстер. Она сказала царю: "Ибо
преданы мы, я и народ мой." Вот что имела в виду Эстер, когда говорила "я и народ
мой": "По мнению Амана, "разбросанный и рассеянный" народ не может существовать,
подчиняясь только своим особым законам, — значит, мы должны были давно погибнуть.
Но ведь я жива — я, выбранная королевой из девушек 127 провинций, и жив мой народ,
по-прежнему соблюдающий свои особые законы, как говорит Аман; но где могущество
великих империй Египта, Ассирии и Вавилона? От них не осталось и следа!".

Еврей, который пригласил нас в свой кабинет, утверждает, что мы не должны отличаться
от других, если хотим выжить. Однако чем он сам заслужил право быть евреем? Он
получил это право от отца, деда и всех своих предков, вплоть до Праотцев, которые
хранили свои собственные Законы и не ассимилировались. Если бы они рассуждали,
как он, то не стоял бы он здесь сегодня, толкуя о "ненужности" еврейского образования,
ибо что стало с потомками тех, кто говорил, что решающее условие еврейского выживания
— это "быть как все"? Где они сегодня?

Ассимиляция и подражание культуре большинства не только способствуют духовному
упадку, но не приводят даже к таким желанным практическим результатам, как уважение
и место в обществе. Из истории Пурима мы знаем, что когда король Ахашверош увидел,
что Мордехай отказался поклониться Аману — что было вопиющим нарушением королевского
указа, — то есть остался непоколебимым в своей вере даже при королевском дворе,
это вызвало у Ахашвероша чувство глубокого уважения и восхищения — и он подумал:
"Это человек принципиальный, ему я могу доверять".

История постоянно показывает, что те евреи, которые пытаются достичь "положения"
в обществе за счет отказа и отречения от своих отличительных черт, за счет подражания
чужим нравам и обычаям, в конечном счетег все равно отвергаются обществом. Отвергая
их, цари, правители и общественные лидеры рассуждают примерно так: "Человек,
который не хранит верность своему соб ственному народу и своим собственным традициям,
который следует за другими, пытаясь подделаться под чужую культуру, — просто
приспособленец. Следовательно, это ненадежный человек. Он "продал" свое наследие
за деньги или за "почести" — как же я могу положиться на него или доверять ему?
Ведь если кто-нибудь предложит ему на доллар больше, он изменит мне так же, как
изменил своим собственным традициям".

Непоколебимая верность Б-гу, Его Торе и Заповедям — вот секрет выживания нашего
народа и единствен ный путь к достижению уважения и почета в обществе.

ЦДАКА — ПОДАЯНИЕ ИЛИ ДАР?

Продолжается месяц Адар, освященный праздником Пурим. В связи с этим уместно
рассмотреть смысл одной из важнейших Заповедей Пурима — "Мишлоах Манот".

ДАР. Заповедь "Мишлоах Манот" предписывает нам посылать еду своему другу и делать
подарки нуждающимся. Стоит отметить, что Мегила ("Свиток Эстер") называет такую
помощь нуждающимся словом "дар", а не термином Цдака (благотворительность, милостыня),
обычно употребляемым в Торе. Причина здесь — в существенной разнице между благотворительным
пожертвованием и даром.

Цдака подается обездоленным, потому что они нуждаются в помощи. Она рождается
из чувства сострадания к ближнему. Подарки делаются совсем из других побуждений.
Как объясняет Талмуд, подарок подразумевает, что получающий его приносит дарящему
радость и удовлетворение. Подарком дарящий выражает получающему свою признательность.

Именно об этом говорят слова из Мегилы, которые должны внушить нам правильное
отношение к благотворительности. Помощь нуждающимся нельзя рассматривать только
как акт любезности, милость высшего к низшему; она должна оказываться и как дар,
который приносит чувство удовлетворения дарящему. Это чувство рождается у человека,
когда он понимает, что только благодаря бедным людям он может исполнить эту великую
Заповедь, которая по значению равна всем остальным Заповедям!

Благодаря нуждающимся он приобретает эту великую заслугу. Эта мысль, разумеется,
порождает чувство удовлетворения и понимание того, что бедный человек, с помощью
которого он смог выполнить эту великую Заповедь, заслуживает щедрого подарка.
Это можно сравнить с символическим подарком в знак благодарности человеку, при
содействии которого без особых затрат и усилий была заключена чрезвычайно выгодная
деловая сделка.

ЦДАКА — благотворительность, однако даже представление о ней у евреев коренным
образом отличается от подобных представлений у других народов. На всех языках
слово "благотворительность" подразумевает идею подаяния, сострадания или снисхождения
по отношению к адресату. Такое понимание благотворительности подразумевает, что
дающий берет некую вещь, принадлежащую только ему, и отдает ее другому, которому
она ни в какой степени не принадлежит. Такой поступок выражает чувство сострадания,
возникающее при виде мучений ближнего. В результате, дающий, в своей доброте,
дает ближнему что-то из своего достояния и помогает ему.

В древнееврейском языке слово Цдака этимологически связано со словом цедек —
справедливость. Дающий не столько делает одолжение или жертвует, сколько восстанавливает
своим даром справедливость: помощь нуждающимся — не добровольный акт милосердия,
а дело долга. Неисполнение этого долга является полной противоположностью праведности,
т.е. греховностью.

Более того, еврейское понятие Цдака не предполагает, что дающий отдает какую-то
часть своего собственного имущества. Скорее это следует понимать так: Всевышний,
награждая человека достоянием, как бы делает его своим финансовым поверенным,
то есть деньги доверяются ему с условием, что он будет помогать бедным. Поступая
так, человек лишь исполняет свои обязанности, действуя справедливо и избегая
греховного поведения.

УРОК ПУРИМА. Урок, который следует извлечь из Пурима, состоит в том, что даже
если тот, кем дается Цдака, не ощущает снисходительного отношения к берущему
и сознает, что он лишь исполняет свой долг как доверенное лицо Б-га, этого еще
не достаточно. Пурим помогает нам осознать, что нуждающийся дает дарящему даже
больше, чем дарящий — нуждающемуся. Это должно проявляться не только в том, как
вы дарите — Цдака должна даваться с радостью, — но и в том, сколько вы дарите.
Дающий должен давать радостно, давать даже больше, чем от него ждут, и больше,
чем он сам предполагал дать, пока не понял, какую радость этот дар принесет ему
самому.


По беседам Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное