"Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения гнев".
Таков механизм обуславливания живого существа. Просто воспринимая (видя, слыша и т.п.) что-либо, человек привязывается к этому. Например, мужчина видит привлекательную женщину и просто через взгляд его тянет к ней. Следующее - он хочет обладать ею. И далее, если его что-то остановит в этом, он разгневается.
Личность попадает в ловушку вожделения одним из пяти чувств. Например, олень восприимчив к мелодичным звукам и зная об этом, охотник красиво играет на музыкальном инструменте. Олень идет на этот звук и становится добычей. У животных как правило хорошо развито одно какое-то чувство, благодаря чему их вылавливают, расставляя приманки, соответствующие вожделенным для них форме, вкусу, запаху и тп.
Но у человека хорошо развиты все пять чувств и он стремится удовлетворить их все. Чувства тянут нас в разные стороны и требуют каждый что-то свое, поэтому ведическая литература сравнивает их с женами. Насколько же более плачевно положение человека, у которого таким образом пять требовательных жен. Тот, кто идет путем освобождения, должен быть осторожным и опытниым в том, чтобы понимать и обходить эти ловушки.
Требования же "жен" (чувств) во многих случаях игнорируются, благодаря чему чувства становятся спокойнее и покладистее. Продвинутый трансценденталист вовлекает свои чувства в позитивную духовную деятельность и таким образом они очищаются и не только перестают мешать в самоосознании, но и поддерживают человека в этом.
К примеру, язык должен быть занят в прославлении Бога и вкушении прасада, остатков пищи, предложенной Господу. Глаза читают писание и смотрят на изображение Господа, тело касается тел других преданных, ноги несут нас в храм или какое-то место проповеди и т.п. Так все чувства могут быть позитивно вовлечены. И тогда они уже не захотят отклоняться от намеченной духовной цели.