Место действия [тело], исполнитель, различные чувства, различные виды усилий, и в конечном счете Сверхдуша - вот пять факторов действия.
Бг 18.14
Эти пять факторов необходимы для исполнения любого действия вне зависимости, происходит ли оно в уме, в речи или на уровне тела. Мысль - также действие, так же как и речь, это утверждается в Бхагавад-гите. Также не имеет значения, правильное действие или неправильное - эти пять причин определяют любое деяние.
Из этого стиха мы можем понять, что человек, считающий, что все зависит только от него самого, находятся в очень примитивном мировоззрении. Примерно в таком положении или ненамного лучшем пребывают сейчас большинство людей. Обычно человек полагает, что все зависит от его тела, его усилий и некого стечения обстоятельств, которое, как он воображает, случайно. Цивилизация в таком сознании очень несчастна.
Обычно человек не знает самого важного, ему неизвестно, что тело не действует само по себе и что сам он отличен от своего временного тела. Также материальная наука не рассматривает чувства (по ошибке относя их к грубой материи, что неверно - даже свидетельства посмертного опыта подтверждает, что мы видим, слышим и проч. даже вне своего материального тела, состоящего из мышц, костей, органов и т.п.).
Точно также, как есть сознание распространенное на тело, есть Сверхсознание, которое распространено на все. Это Абсолют, Парабрахман. Тот, кто не учитывает все эти факторы - не слишком умен и не видит вещи в объективном свете. Из-за того, что он не знает более высокую науку, йогу, он вынужден действовать для собственных интересов и так нести реакции за свои действия.
Тем не менее, йог, или трансценденталист, достигший высокой ступени отречения, и не мотивированный своим ложным эго, даже если он убивает людей в этом мире, не убивает. И не связан совершаемыми действиями. В 18-й главе Кришна говорит об этом прямо. Как же это возможно?
Это подобно тому, как в сражении солдат, убивающий по приказу командира, не подлежит обсуждению. Однако, если он убивает, руководствуясь собственными идеями, он становится ответственным за свое действие. Каждый отвечает за то или иное действие в той степени, в какой он был мотивирован. Поэтому лучшее, что можно сделать для себя и для других - это попытаться понять, каково мнение Бога, обладателя высшей власти.