"Материальная природа состоит из трех гун: благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в контакт с природой, о сильнорукий Арджуна, оно становится обусловленным этими гунами".
Бг 14.5
В этом стихе говорится о том, что живое существо приходит в материальный мир, оно не рождено здесь, о принадлежит другой вечной природе. Душа вечна, но в какой-то момент она приходит сюда. И здесь получает материальное тело, машину, управляемую тремя гунами природы, чтобы опробовать себя в роли господина.
Гуна означает веревка или оковы, то что связывает, приковывает. Гуна благости приковывает нас к личному счастью и знанию, гуна страсти к действиям ради плодов и гуна невежества к безумию. Между гунами идет беспрерывное соперничество и в каждый момент одна гуна доминирует. К примеру, когда мы хотим просвещаться, изучая науки, это влияние благости, когда мы стремимся разбогатеть, это страсть и когда мы спим, это невежество.
Если человек поэтапно развивается в направлении гуны благости, он может достичь высших планет, в гуне страсти он остается на земных планетах, а невежество открывает перед ним врата в адские миры. Однако тот, кто обладает истинным видением, видит, что какое бы действие не совершалось, в нем не задействовано ничего, кроме трех гун природы и что само живое существо трансцендентально к этим действиям, оно отделено.
И когда воплощенное существо развивает знание о Всевышнем Господе, стоящим над гунами, оно также постепенно освобождается от влияния гун материальной природы. В этом состоянии, как сообщает Господь Кришна далее, душа может стать свободной от бедствий рождения, смерти, старости и может насладиться нектаром даже в этой жизни.