Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

кн. Даниила, 7: Первое видение Даниила / 20.X.08 пн


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Понедельник, 20 (7) октября 2008 года

Мы продолжаем читать книгу Даниила, начало которой было в рассылке весной.
Сегодня глава 7.

В Сети появился текст этого переводв в формате html. Правда, там текст "порезан" на стихи, как в некоторых изданиях Синод. перевода, а на как в оригинальном издании РБО, т.е. кажый стих дан тдельным абзацем... И отсутствуют комментарии. Здесь: bibleist.ru/biblio.php?q=001/021&f=027.html.

Перевод Е.Б.Смагиной; комментарии Е.Б.Смагиной и М.Г.Селезнева.
// КНИГА ДАНИИЛА. КНИГА ЭСФИРИ / М.: Российское Библейское Общество, 2004. © Российское Библейское Общество.

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии
Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня
Из его же учебника "Исагогика"

7 В первый год правления Валтасара, царя вавилонского, было Даниилу видение во сне, когда он спал на ложе своем. Он записал свой сон.

Здесь начинается его рассказ.

Комментарий к гл. 7:
из "Брюссельской" Библии

7:1 От времен Кира и Дария повествование возвращается к временам Белшац-цара (Валтасара). Этот переход отмечает грань между двумя половинами книги – рассказами о жизни Даниила и его товарищей при царском дворе (главы 1 – 6) и видениями Даниила (главы 7 – 12).

 

7:2 Великое море – по-видимому, Средиземное море; но может быть, это образ первозданного моря-бездны.

7:3-12 Четыре зверя в видении представляют четыре царства (7:17). Вероятнее всего, перед нами та же схема, что и в гл. 2: лев – вавилонское царство, медведь – мидийское, леопард – персидское, а десятирогое чудовище – держава Александра Македонского и сменившая ее держава Селевкидов.

Согласно другой трактовке видения, медведь – это мидийско-персидское царство, леопард – греческое, а последний зверь, непохожий на других, – Рим (ср. также примечание к 2:37-40. [Здесь отражено распространенное в древности представление о том, что история человечества состоит из четырех "веков" — золотого, серебряного, медного и железного. /.../ Представление об истории как о череде мировых империй (Ассирия, Мидия, Персия) возникло в персидскую эпоху и часто встречается у эллинистических историков; иногда добавлялось четвертое звено — греческая держава, позднее — пятое звено, Рим. Эта схема мировой истории и отражена в книге Даниила, только с заменой ассирийского царства вавилонским (в действительности, впрочем, нововавилонское царство, которым правил Навуходоносор, существовало более или менее одновременно с индийской державой).]).

7:5 ...поднятый на дыбы. - Буквально: «...поставленный на одну сторону» (?).

7:7-8 ...огромные железные зубы. – См. 2:40-43, где четвертое царство ассоциируется с железом, символом военной мощи.

Десять рогов символизируют десятерых царей. Маленький рог – одиннадцатый царь (см. 7:24).

Поскольку далее, в 7:21 и 7:25, говорится, что «маленький рог» начал войну со святыми, отменил еврейские праздники и Закон, то, по-видимому, в образе «маленького рога» представлен Антиох IV Эпифан (175 – 164 гг. до н. э.), восьмой царь династии Селевкидов. Он преследовал евреев, запретил иудейский культ и превратил иерусалимский Храм в языческое святилище (см. 1-ю и 2-ю Маккавейские книги). Ср. также описание Антиоха как «маленького рога» в 8:9.

Отождествить предшествующие десять рогов с конкретными историческими персонажами не столь просто. Возможно, что под первыми семью рогами имеются в виду Александр Македонский и первые шесть Селевкидов, а последние три рога, «вырванные», чтобы дать место Антиоху IV Эпифану, – это правивший непосредственно перед Антиохом его брат Селевк IV и два сына Селевка, законные наследники, которых Антиох лишил престола. Впрочем, 7, 3 и 10 – числа символические и не обязательно должны строго соотноситься с политической историей государства Селевкидов.

У многих комментаторов, начиная с Ипполита Римского (III в. н. э.), одиннадцатый рог – это Антихрист.

7:9-10 Древний Днями – буквальный перевод арамейского аттик йомин.

∙  Его одежда – как белый снег, // а волосы – как чистое руно. – Ср. Откр 1:14.

∙  Престол... колеса... – В Иез 1 изображен Божий престол-колесница; описание колес этой колесницы см. в Иез 1:15-21. Образ небесного престола-колесницы (евр. Меркава) получил развитие в апокрифической литературе и в иудейской мистике.

В Дан 7:10 Бог-Судия окружен небесными силами – ср. видения Бога, окруженного ангелами, в 3Цар 22:19 и Ис 6. Эта картина Суда получит дальнейшее развитие в Новом Завете (Откровение Иоанна).

 

7:13-14 ...словно бы человек. –Буквально: «...словно бы сын человеческий». В древнееврейском и арамейском языках это выражение синонимично слову «человек» (Числ 23:19; Пс 145:3; Ис 51:12 и др., в общей сложности свыше ста раз).

В Дан 7:13 словами «словно бы сын человеческий» (т. е. «словно бы человек») описан грядущий Мессия – Помазанник, принимающий власть от Древнего Днями после уничтожения земных царств. Говоря «словно бы...», книга Даниила подчеркивает сверхчеловеческую природу Мессии – ср. описания ангелов в этой же книге: «некто в образе человека» (8:15), «некто, обликом как человек» (10:16).

Со временем, под влиянием книги Даниила, выражение «сын человеческий» становится в еврейской традиции одним из титулов Мессии. Именно в этом смысле оно употребляется в Новом Завете – как эпитет Христа («Сын Человеческий»).

 

7:16 ...к одному из стоящих... – Имеются в виду ангелы, стоящие перед престолом Судии.

7:18 ...святым Всевышнего... – Это выражение может обозначать как народ Израилев (народ - хранитель святыни), так и небесные силы, ангелов.

7:25 ...отменить праздники... – Антиох запретил евреям празднование субботы, т. е. отменил тот семидневный цикл, который лежит в основе еврейского календаря.

...срок, два срока и полсрока. – То есть три с половиной года (167 – 164 гг. до н. э.).

Так говорит Даниил: Привиделось мне во сне, в ночном видении, что четыре ветра небесных бушуют на великом море и выходят из моря четыре огромных зверя, непохожие друг на друга.

Первый – как лев, и у него орлиные крылья. Но затем я увидел, что ему оторвали крылья, подняли его и поставили на ноги, словно человека, и дано ему было человеческое сердце.

Другой зверь был на вид как медведь, поднятый на дыбы. У него в пасти, среди зубов, торчали три кости. И велено было ему: «Встань и вволю наешься мяса!»

Потом я увидел еще одного зверя – он был как леопард, и с четырьмя птичьими крыльями на спине. У этого зверя было четыре головы, и ему была дана власть.

А потом увидел я в моем ночном видении четвертого зверя – грозного, ужасного, несравненной мощи, и у него были огромные железные зубы. Он всё пожирал и разрушал, а остатки попирал ногами. Он не был похож ни на кого из прежних зверей, и было у него десять рогов. Я посмотрел на эти рога – и увидел, как еще один, маленький рог вырос между ними, и трое из прежних рогов были вырваны, чтобы дать ему место. У этого рога были глаза, как у человека, и уста, говорящие надменно.

Потом я увидел:

Воздвигнуты были престолы,
и Древний Днями воссел на престол.
Его одежда – как белый снег,
а волосы – как чистое руно.
Престол Его – пылающее пламя,
колеса – огонь горящий.
10 Огненный поток течет,
выходя от Него.
Тысячи тысяч служат Ему,
тьмы и тьмы пред Ним стоят.
И Судьи воссели,
и раскрылись книги.

11 Я видел всё, что произошло с той поры, когда раздались надменные речи из уст рога, до той поры, когда зверь был убит, а тело его уничтожено, предано огню. 12 У остальных зверей была отнята власть, но им оставили жизнь – до срока.

13 И видел я в моем ночном видении:

 С облаками небесными приближается некто – словно бы человек.
 Он приблизился – и подвели его к Древнему Днями.
 14 И даны ему были власть, честь и царство,
 и все народы, роды и племена ему покорились.
 Власть его – власть вечная, непреходящая,
 и царство его нерушимо.

15 Я, Даниил, пришел в смятение – эти видения ужаснули меня. 16 Я подошел к одному из стоящих и спросил у него, что всё это означает. Он объяснил и растолковал мне увиденное:

17 – Эти четыре огромных зверя – четыре царя, что будут на земле. 18 Но потом царство будет передано святым Всевышнего, и они воцарятся навек и на веки веков.

19 Тогда я захотел узнать, что же означает четвертый зверь, непохожий на других, несравненно грозный, с железными зубами и медными когтями, который всё пожирает и разрушает, а остатки попирает ногами; 20 и что значат десять рогов у него на голове; и что такое последний рог, выросший, когда другие три выпали, чтобы дать ему место, – рог с глазами и устами, говорящими надменно, который на вид больше других рогов. 21 Ибо я видел, как этот рог начал войну со святыми и одолевал их до тех пор, 22 пока не пришел Древний Днями, – и тогда святым Всевышнего была воздана справедливость: настало время, и святые воцарились.

23 В ответ он сказал мне:

– Четвертый зверь означает: появится на земле четвертое царство, непохожее на другие царства, и будет пожирать, топтать и разрушать всё на земле. 24 А десять рогов означают: явятся в этом царстве десять царей, а потом – еще один, непохожий на прежних, он низложит трех царей. 25 Он будет вести речи против Всевышнего и притеснять святых Всевышнего, замыслит отменить праздники и Закон. И святые будут отданы во власть ему – на один срок, два срока и полсрока. 26 Но воссядут Судьи – и отнимут у него власть; он будет погублен, навсегда уничтожен. 27 А народу святых Всевышнего будут отданы царственность, власть и величие всех царств под небесами. Царство его – царство вечное, всякая власть подчинится и покорится ему.

28 На этом рассказ кончается.

Меня, Даниила, охватил великий ужас, я изменился в лице. И я сохранил в сердце всё это.

Проект "Христианское просвещение" ищет СПОНСОРОВ! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.

В следующем выпуске: 1 Петра, 1:1 - 2:10.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки -
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное