Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православные новости

  Все выпуски  

ЗАГОЛОВКИ 347-го ДАЙДЖЕСТА НОВОСТЕЙ:


Ведущие рассылки не имеют отношения к рекламе, размещенной до этого текста. Это — плата за бесплатный сервис служб рассылок. Будьте осторожны: за красивыми словами может скрываться реклама раскольничьих или антиправославных сайтов!

+
«СЕДМИЦА» — ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ

Выпуск No347-1, 2 июля 2008 г.    Подписчиков: 6719 (+790)


Поиск   Искомое.ru
         

Изменить цвет фона (не работает в The Bat!, Netscape):

Заголовки новостей:

  1. "В ЕДИНСТВЕ — БУДУЩЕЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ"

    ↑ к началу      к следующей новости

    С 24 по 29 июня 2008 года в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

    Освященным Собором был принят ряд итоговых документов — "Положение о внутренней и внешней жизни Церкви", в котором намечены основные направления дальнейшей деятельности Церкви, а также "Обращение к верным чадам" — послание Собора, которое будет распространяться во всех приходах и монастырях Русской Православной Церкви.

    Кроме того, на состоявшемся пленарном заседании было принято соборное решение о прещениях в отношении епископа Чукотского и Анадырского Диомида (Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом )

    Архиерейский Собор 2008 года был отмечен беспрецедентным числом участников — в его работе приняли участие 183 архиерея. Впервые в их числе были также иерархи Русской Православной Церкви Заграницей.

    Участники Собора единодушно подтвердили приверженность единству Русской Церкви на всей ее канонической территории и недопустимость любых попыток поставить его под угрозу

    Преосвященные архипастыри рассмотрели и приняли два основополагающих документа: "Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)" и "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека"

    Участниками Архиерейского Собора определено прославить в лике общецерковных святых и включить в Месяцеслов РПЦ имена святителей Воронежского Антония (Смирницкого), Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича), преподобных Иулиании и Евпраксии Московских. Священному Синоду поручено в межсоборный период рассмотреть и принять решение по вопросу, связанному с прославлением святых РПЦЗ, канонизированных в период разделения.

    На прошедших в дни Собора заседаниях рабочих групп были рассмотрены важнейшие вопросы современной приходской и монастырской жизни, проблемы и перспективы издательской и информационной деятельности Церкви, пути развития современного духовного образования и богословской мысли.

    Пресс-служба Архиерейского Собора РПЦ

    Все новости, доклады и документы Архиерейского Собора РПЦ >>>

    Инфографика "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви" >>>


  2. САМЫЕ ЦИТИРУЕМЫЕ ДОКЛАДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ:

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

    Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых

    Доклад главы ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла

    Доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира

    Выступление Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского, управляющего делами Московской Патриархии

    Доклад Высокопреосвященнейшего Митрополита Илариона, Восточно-Американского и Нью-Йоркского, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей


  3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП:


  4. "Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви"

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    Рабочая группа под председательством Высокопреосвященнейшего Филиппа, архиепископа Полтавского и Миргородского, и Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, обсудила задачи и проблемы развития православных СМИ и церковного книгоиздания, а также вопросы работы с молодежью. В заседании рабочей группы приняли участие 26 архиереев из России, Украины, Беларуси, Западной Европы и Северной Америке. Секретарь — Преосвященный Серафим, епископ Бобруйский и Быховский.

    Работа с молодежью. В последние годы в Церкви формируется твердое убеждение в том, что духовно-просветительская и воспитательная работа в молодежной среде требует особых форм и методов.

    Важнейшая стратегическая задача, которая в настоящий момент стоит перед Церковью, состоит в необходимости завершить процесс интеграции молодежных инициатив в целостную многоуровневую программу воспитания детей и молодежи, причем начало этому должно быть положено во время работы с молодыми семьями. Продолжением программы станут детские программы, от ясельного возраста до подросткового, а завершением — молодежные программы от профильных студенческих до программ семейного типа.

    Кроме того, архиепископ Костромской и Галичский Александр прямо заявил: "Необходимо изменить представления многих священнослужителей о самих принципах миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде. Не следует ожидать молодых людей на пороге храма, следует идти к ним навстречу".

    В качестве примера организации молодежной работы, были приведены Екатеринодарская и Кемеровская епархии, где созданы и успешно действуют учебно-методические молодежные центры, в основу деятельности которых положено использование методик Братства Православных Следопытов и Всероссийского православного молодежного движения.

    Церковные СМИ. В течение последних лет православные СМИ превратились в эффективное средство миссии. Значительно повысился уровень официальных церковных изданий. Целый ряд газет и журналов, выпускаемых как различными епархиями Русской Православной Церкви, так и частными православными издателями, прекрасно зарекомендовал себя в работе с еще не воцерковленной, но тянущейся к вере аудиторией. Высокие темпы развития сохраняет православный сегмент Сети, что особенно актуально в наши дни, когда пользователями сети является порядка 25 миллионов россиян, причем число это постоянно растет. Намного чаще, чем прежде, священнослужители становятся участниками теле— и радиопрограмм, неся зрителям и слушателям истину о христианском вероучении и основанном на Евангелии понимании проблем современности.

    Вместе с тем, остается ряд вопросов, на которые необходимо дать ясный ответ. Среди них — развитие проповеди, обращенной к людям, находящимся еще вне Церкви, однако стремящимся к ней. Вместе с тем, в стремлении быть "ближе к людям" издания миссионерской направленности не должны поддаваться соблазну упрощения и обмирщения Православия.

    Из поля зрения церковных СМИ не должен выпадать современный мир с теми его явлениями и проблемами, которые требуют христианской оценки.

    Нельзя забывать и о том, что многие верующие люди зачастую крайне мало знают о вере и Церкви, имеют поверхностные представления о церковной жизни. Необходимо использовать церковные СМИ как средство просвещения и воцерковления. В православных изданиях обязательно должно находиться место для обсуждения наиболее актуальных вопросов церковной жизни, вопросов богословского характера и, безусловно, вопросов, связанных с духовной жизнью христианина в секуляризированном обществе. Особое внимание следует уделить подготовке квалифицированных специалистов для церковных средств массовой информации.

    Православное книгоиздание. Православное книгоиздание сохраняет в последние годы высокие темпы роста. Издательский Совет Русской Православной Церкви с успехом ведет координацию издательской деятельности в Русской Православной Церкви, проводя открытые книжные конкурсы и выявляя книги, соответствующие высоким нравственным идеалам духовного и патриотического воспитания читательской аудитории. Решению той же задачи служит деятельность по организации выставок православной литературы, которые в последние годы стали заметным явлением современной церковной жизни и проводятся не только в Москве, но и в других регионах. Наконец, еще одной формой координации православного книгоиздания является проведение духовной экспертизы книг различных издательств, с последующим предоставлением грифа: "Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви".

    Среди проблем, были названы: отсутствие современного (по языку) Катехизиса, необходимость возрождения деятельности Календарной комиссии для решения сложных вопросов формирования и развития церковного календаря; пренебрежение авторским правом со стороны ряда православных издательств; необходимость формирования единого реестра тех СМИ, которые выносят в свой заголовок слова "православный" или "церковный"; а также упорядочение практики благословения епархиальными архиереями печатных изданий.

    Пресс-служба Архиерейского Собора РПЦ


  5. "Церковь, государство и общество"

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    Заседание рабочей группы прошло под председательством архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана и архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана. В мероприятии приняли участие 24 архипастыря.

    В ходе заседания были заслушаны экспертные доклады заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина "Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений" и юрисконсульта Московской Патриархии К.А. Чернеги "О правовых вопросах жизнедеятельности Русской Православной Церкви".

    По мнению участников дискуссии, сегодня открывается новая страница в истории церковно-государственных и церковно-общественных отношений, и принципы применения опыта Византийской империи или Синодального периода и, тем более, советского времени в полной мере неприменимы. В связи с этим особого внимания требует правильное понимание принципа светскости государства. В современных условиях нельзя интерпретировать светскость государства таким образом, что всякое проявление религиозности, выходящее за ограду храма, должно быть ограничено, считают архипастыри. Ведь воля людей, их совесть и вера не могут быть только уделом частной жизни, но необходимо ради блага верующих и всего народа вести диалог с государственной властью.

    В ходе работы группы было отмечено, что в странах, составляющих каноническую территорию нашей Церкви, складывается определенная модель церковно-государственных отношений, которая предполагает, что, при равенстве прав граждан перед законом вне зависимости от их отношения к религии, государство и общество могут отдавать предпочтение отдельным религиозным общинам, исходя из их численности, времени создания, вклада в государственность и культуру страны, гражданской позиции.

    На заседании было высказано мнение, что многолетний опыт преподавания в общеобразовательных школах "Основ православной культуры" и подобных предметов показал их востребованность и позитивный вклад в воспитание подрастающего поколения. Вот почему Церковь должна активно участвовать в процессе формирования области "Духовно-нравственная культура" нового поколения образовательных программ и стандартов.

    Также архипастыри выразили озабоченность в связи ликвидацией в России отсрочек от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации для священнослужителей и учащихся духовных школ. Подобные инициативы представителей власти говорят о недопонимании частью политической элиты роли духовного образования и Русской Православной Церкви в целом в деле утверждения в обществе нравственности. Гораздо большую пользу может принести стране служение священника в армии в качестве капеллана, убеждены участники рабочей группы.

    Члены Архиерейского Собора считают, что важнейшей задачей на сегодняшний день является возрождение традиции крепкой, здоровой семьи в условиях роста числа незарегистрированных "гражданских браков", которые часто приводят к искусственно прерванным беременностям, что рано или поздно приведет к усилению физического и социального нездоровья нации.

    "Мы призываем государство, средства массовой информации, бизнес-сообщество, общественные организации к всемерному поощрению полноценной многодетной семьи как залога выживания и полноценного развития нашего многонационального общества", — отметили архипастыри, предположив, что в сложившейся ситуации приоритетным должно стать усыновление сирот, а не пребывание их в детских домах. Необходимо поддерживать патронажные семьи, малые приюты семейного типа, в том числе церковные.

    Кроме того, участники группы рассказали о многих сложных и конфликтных случаях, связанных с возвращением церковной собственности. Было предложено исследовать исторические последствия отчуждения церковных земель, а также высказано пожелание о необходимости закрепить за религиозными организациями исключительное право на реализацию предметов религиозного назначения.

    Помимо этого, участники группы выразили озабоченность неоправданным обложением таможенными пошлинами духовной литературы, в том числе предлагаемой для бесплатного распространения. Подобные меры препятствуют просветительской миссии Церкви.

    В ходе работы группы было признано необходимым исключить религиозные организации из числа юридических лиц, на которые распространяется действие статьи 32 Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях" и аналогичных норм законодательства других стран, которые предусматривают подотчетность и полную подконтрольность религиозных организаций государственным органам.

    Участники дискуссии отметили недопустимость использования интерпретаций истории для разделения братских народов России, Украины, Беларуси и возбуждения вражды между ними.

    "Русская Православная Церковь, уважая труд журналистов, ожидает от медиа-сообщества адекватных шагов по защите культурного пространства от агрессии, разврата и банальной глупости, от пропаганды гедонизма, разрушающего общественную нравственность", — подчеркнули архипастыри.

    Пресс-служба Архиерейского Собора РПЦ


  6. "Деятельность приходов и монастырей"

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    В заседании рабочей группы приняли участие свыше 50 иерархов. Сопредседателями рабочей группы были архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ) и архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, секретарем — епископ Магнитогорский Феофилакт, викарий Челябинской епархии. С основными докладами на заседании рабочей группы выступили митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, и архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей.

    Доклад митрополита Климента был посвящен наиболее актуальным проблемам, существующим сегодня в приходской жизни Русской Церкви. Основное место в докладе занимали вопросы организации пастырской деятельности духовенства, просветительской и миссионерской работы на приходах, усиления взаимодействия между приходами и священнослужителями, поиск новых направлений в работе с молодежью и детьми. В докладе архиепископа Алексия были затронуты важнейшие аспекты развития монашеской жизни на современном этапе.

    В ходе состоявшегося обсуждения иерархи признали необходимым усиление пастырской и просветительской деятельности приходов и монастырей. Было отмечено, что приоритетным направлением работы на приходах должна стать внутренняя миссия — более глубокое воцерковление ранее крещеных людей. Предложено побудить пастырей к более тесным и живым контактам с прихожанами и всеми обращающимися за духовной помощью людьми.

    Было высказано мнение о том, что с целью повышения богослужебной дисциплины и пастырской ответственности священнослужители должны совершать Божественную Литургию на приходе не один раз в неделю, а более часто, что позволило бы значительно активизировать приходскую жизнь. Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний предложил ввести практику более частых встреч клириков с епархиальным духовником. Прозвучало предложение о необходимости обязать духовенство, особенно сельское, жить на своем приходе, а не ограничиваться периодическими приездами в свой храм лишь в воскресные и праздничные дни.

    Было рекомендовано организовывать епархиальные курсы повышения уровня богословских знаний и практических навыков пастырской деятельности для духовенства. В частности, о подобной практике на примере своей епархии рассказал архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей.

    С целью облегчить решение затруднительных вопросов из пастырской практики решено предложить Богословской комиссии вынести на обсуждение вопросы, относящиеся к расторжению церковного брака и благословению на вступление в новый брак, а также выработать рекомендации по решению вопроса о возможности церковного погребения христиан, покончивших жизнь самоубийством.

    Архиереи высказались за расширение форм и методов пастырской работы с детьми и молодежью. Было отмечено, что число православных учебных заведений, предоставляющих возможность получения среднего образования в соответствии с христианским мировоззрением, по-прежнему остается очень незначительным. Признано целесообразным расширение сети православных гимназий и школ, а также создание при приходах православных детских садов и иных дошкольных заведений. Участники совещания рабочей группы призвали оказывать всемерную поддержку приходам и монастырям, при которых действуют или создаются православные учебные заведения, а также детские приюты. Прозвучало предложение разработать единый целостный курс преподавания Православного вероучения для воскресных школ, а также курс огласительных бесед и духовно-просветительских бесед со взрослыми.

    В выступлениях многих иерархов прозвучала серьезная обеспокоенность распространением в ряде приходов Московского Патриархата разного рода сомнительной литературы псевдодуховного содержания. Прежде всего, речь шла о материалах, содержащих искажения эсхатологического учения Церкви и сеющих панические настроения среди верующих. В этой связи было предложено просить Архиерейский Собор рассмотреть вопрос о возможности введения цензуры на издание духовной литературы, а также рекомендовать пастырям более ответственно подходить к выбору литературы, предлагаемой книжными лавками приходов. Многие епископы высказались за то, чтобы священники как можно более глубоко сами проникались стоящими перед Церковью задачами и ориентировались в реалиях церковной и общественной жизни, а также максимально стремились донести их до сознания прихожан.

    Рядом архиереев была высказана озабоченность по поводу того, что в последнее время со стороны некоторых клириков все чаще имеют место случаи обсуждения внутрицерковных проблем в Интернете, в том числе — в блогах. Подобную практику, идущую вразрез не только с нравственными установками, но и канонами Церкви, предложено признать недопустимой и подлежащей осуждению. В качестве альтернативы данной тенденции, свидетельствующей о недостатке живого общения внутри Церкви, предложено на уровнях епархий и благочиний проводить как можно больше семинаров и встреч духовенства для обсуждения наиболее актуальных вопросов церковной жизни и выработки общей позиции по ним.

    Обсуждая проблемы юридического характера, архиереи-участники заседания рабочей группы с удовлетворением восприняли предложение архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона о совершенствовании принятого в 1998 г. Устава прихода Русской Православной Церкви. По мнению владыки Тихона и поддержавших его иерархов, необходимо внесение существенных исправлений и дополнений в Устав, которые учитывали бы изменения, происшедшие за последнее десятилетие в законодательстве России и других государств, на территории которых расположен епархии приходы Московского Патриархата, а также принятые новые церковно-правовые акты. Прежде всего, в изменениях нуждаются разделы Устава, регламентирующие отчетность приходов, их образовательную и социально-благотворительную деятельность.

    Также после выступления ряда архиереев было предложено внести изменения в Устав монастыря, которые бы учитывали, что руководит обителью не "общее монастырское собрание", а "духовный собор". Еще одно изменение в Уставах прихода и монастыря должно учитывать, что указ архиерея об отстранении клирика от управления приходом или монастырем должен автоматически приостановить административную и финансовую деятельность освобожденного. Было высказано мнение о необходимости обратиться в государственные органы власти с предложением об упрощении форм отчетности и требований различных инспекций, предъявляемых приходам, а также об освобождении монастырей от налогов на экологию.

    Касаясь монашеской жизни, архиереи предложили более систематично проводить работу с паломниками, прибывающими в монастыри, как в отношении духовно-просветительской работы, так и по части организации бытовой стороны паломничества. Также была высказана мысль о необходимости проведения общецерковных съездов настоятелей и духовников монастырей.

    Участники заседания рабочей группы признали целесообразным создание при монастырях, духовных школах и приходах древлехранилищ, которые функционировали бы как церковные музеи, подобно тому, как это было в дореволюционные годы. В то же время архипастыри выразили обеспокоенность затягиванием процесса возвращения Русской Православной Церкви зданий храмов, монастырей и других церковных строений. Было предложено активизировать диалог с государственными учреждениями о возвращении Церкви из музейных собраний икон, богослужебных предметов и облачений.

    Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратил внимание собратьев-архиереев на обилие разного рода крестных ходов, которые в последнее время возникают во множестве и далеко не всегда согласованы со священноначалием. Архиереи подняли вопрос о целесообразности проведения столь большого числа крестных ходов и призвали обратить более пристальное внимание на их идейное содержание. Предложено дать соборную оценку крестным ходам, исходя из того, что крестный ход должен собирать народ Божий для общего молитвенного делания, совершаемого вместе с клириками по благословению правящего архиерея, а не становиться демонстрацией маргинальных умонастроений.

    Пресс-служба Архиерейского Собора РПЦ


  7. "Православное свидетельство и современность"

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    Работа группы проходила под председательством митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна.

    С докладом о деятельности Синодальной богословской комиссии в межсоборный период выступил её председатель, Патриарший экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Первоочередной задачей Богословской комиссии является изучение стоящих перед Церковью и её Священноначалием актуальных богословских вопросов.

    В частности, за истекший период Комиссия рассмотрела ряд вопросов, связанных с учением Православной Церкви о Евхаристии, начала исследование проблематики учения о первенстве в Православной Церкви. Существенным направлением деятельности Комиссии является проведение богословских конференций и семинаров, а также конференций и встреч, смежных с представителями светской гуманитарной науки. Крупнейшими событиями стали Международные богословские конференции, проведенные в 2005 и 2007 году.

    В заключение своего доклада митрополит Филарет подчеркнул необходимость серьезной богословской работы, повышения уровня богословской культуры в нашей Церкви для развития православного свидетельства в современном обществе, в котором уровень образования, объем доступной информации и роль интеллекта постоянно растут.

    Рабочая группа одобрила деятельность Синодальной богословской комиссии, выразив благодарность её председателю и членам. В ходе обмена мнениями ряд епархиальных архиереев призвали к более широкому распространению материалов Комиссии и проводимых ею Международных богословских конференций. Кроме того, члены рабочей группы высказали пожелание, чтобы на Международные богословские конференции приглашались официальные представители Поместных Православных Церквей, что придаст конференциям значение межцерковных форумов.

    Председатель Синодальной богословской комиссии также доложил в рабочей группе о результатах осуществленного Комиссией богословско-канонического анализа "Открытого письма", "Обращений" и иных документов, подписанных правящим архиереем и представителями духовенства Анадырско-Чукотской епархии. После обстоятельного обмена мнениями члены рабочей группы подготовили по данному вопросу своё заключение, которое будет передано на рассмотрение Архиерейского собора.

    С докладом о миссионерском служении выступил председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, отметивший, что главным событием в развитии миссионерского служения в межсоборный период стала разработка, принятие и реализация "Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви". Роль миссии Церкви сегодня, — сказал архиепископ Иоанн, заключается в активизации процессов единения и духовно-нравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине. При этом необходимо учитывать те вызовы Церкви, которые появились в современном нам обществе. Весьма важная проблема миссионерской деятельности — противодействие деструктивным религиозным культам. Среди важных методов миссионерской деятельности — организация региональных центров православной миссии, совершение миссионерских экспедиций в отдаленных епархиях, созыв епархиальных миссионерских съездов.

    Особо в докладе было подчеркнута та роль, которая в деле миссии должна принадлежать приходам. Приходская миссионерская деятельность может осуществляться в катехизаторской сфере, в свидетельстве о Христе делами милосердия, в созидании подлинно церковно-общинного, евхаристического духа. Важнейшую роль здесь играет личный пример клириков.

    В докладе также была развита идея миссионерского богослужения, специфика которого может состоять в чтении Священного Писания на местных языках, а также в включении в богослужение комментариев к последнему в положенных для проповеди богослужебных моментах. Указав в завершение своего доклада на некоторые перспективы развития миссионерства на ближайшее время, председатель Миссионерского отдела заключил: "Возрождение полноценной церковной жизни и миссионерского делания возможно только лишь в соборном братском духе и укорененности в церковном предании".

    В ходе дискуссии было высказано пожелание тесного сотрудничества Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, равно как и других Синодальных отделов, с соответствующими отделами Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Самоуправляемых Церквей. Прозвучало предложение выработать памятку для миссионеров, работающих в епархиях. Обсуждался ряд тем, связанных с актуальными вопросами миссионерской деятельности.

    Последней на рабочей группе обсуждалась тема "Внутрицерковное единство и вызовы современности". В докладе митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия было указано на необходимость объединения паствы вокруг пастырей и архипастырей перед лицом соблазнов современного мира, которому присуще пренебрежение нормами, лежащими в основе учения Церкви. Консолидация паствы требует преодоления духовного невежества, к сожалению, ещё присущего части паствы и клира. В этом важная роль принадлежит духовным школам; митрополит Сергий напомнил о необходимости соблюдения определений Архиерейских соборов 2000 и 2004 года о рукоположении в священный сан лишь лиц, имеющих семинарское или аналогичное высшее богословское образование. Сплочение церковного народа также осуществляется через эффективную деятельность епархиальных структур и отделов, основными свойствами которых должны являться мобильность, коммуникабельность и близость к народу.

    Выразив согласие с содержанием и выводами представленного доклада, члены рабочей группы также обсудили ряд вопросов связанных как с внутренним единством Русской Православной Церкви, так и межправославным единством. Преосвященные архиереи выразили особую поддержку выраженному в утреннем докладе Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира идее единства Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом и внутреннего единства Православия на Украине.

    Пресс-служба Архиерейского Собора РПЦ


  8. "Духовное образование и просветительская деятельность Церкви"

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    На заседание группы был заслушан отчетный доклад Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде РПЦ архиепископа Верейского Евгения за 2004-2008 гг., в котором нашло отражение современное состояние духовного образования и были обозначены перспективы его дальнейшего развития. Доклад сопровождался видеорядом.

    В настоящее время Русская Православная Церковь имеет 5 духовных академий, 2 университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, а также пастырские курсы, иконописные и регентские школы. Общее количество студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви сегодня составляет более 10.000 человек.

    Благодаря проведенной в 1998-2003 гг. реформе духовного образования, семинарии стали высшими духовными учебными заведениями, реализующими программу высшего духовного образования. В 2006 г. состоялся первый выпуск реформированных академий, которым определено стать научно-педагогическими и научно-богословскими центрами Русской Православной Церкви. В рамках проведенных изменений срок обучения в Академии был сокращен до трех лет, учреждены специализации. Требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям, приведены в соответствие с уровнем требований в светских научных заведениях. Сегодня кандидатские диссертации проходят апробацию в виде предзащит на кафедре и обязательной публикации автореферата и статей по теме исследования на портале Богослов.ru. "Привлечение внешних оппонентов при защите кандидатских диссертаций, а также включение в состав диссертационных советов специалистов из других учебных заведений позволило преодолеть прежнюю замкнутость и излишнюю снисходительность по отношению к уровню защищаемых диссертаций", — подчеркнул Председатель Учебного Комитета.

    Отметив, что в последние годы в России получило значительное развитие светское православное теологическое образование, архиепископ Евгений сообщил, что к сентябрю 2008 г. лицензию на подготовку теологов будут иметь 40 вузов, из них 25 — государственные университеты. При этом православная теология преподается в 34 вузах. По специальности и образовательному направлению "Теология" учится примерно 3500 студентов. Председатель Учебного комитета обратил внимание, что для полноценного участия выпускников теологических кафедр в научной и образовательной деятельности необходимо решить вопрос о введении Теологии в номенклатуру научных специальностей ВАК.

    В рамках координационной деятельности Учебным комитетом проводились рабочие заседания коллегии и совещания ректоров духовных учебных заведений. Представители духовных школ обсуждали вопросы совершенствования учебного плана и программ Семинарии, создания единой электронной базы дипломных и диссертационных работ, разработки нормативных документов, регламентирующих деятельность Ученых советов, кафедр, диссертационных советов, присуждение ученых званий и степеней.

    Для совершенствования учебно-методической деятельности в отчетный период было проведено 20 учебно-методических семинаров, посвященных актуальным вопросам преподавания в духовных школах основных дисциплин учебного плана Семинарии.

    В настоящее время Учебным комитетом ведется разработка единой автоматизированной системы управления информационными процессами системы духовного образования. Воссозданный научно-богословский портал Богослов.ru показал высокую эффективность открытого обсуждения научных публикаций и авторефератов диссертаций. Архиепископ Евгений подчеркнул, что наличие богатой справочной и библиографической информации на портале позволяет говорить о "формировании открытой научной богословской среды, без которой едва ли возможно развитие богословия как подлинной науки по отношению к другим областям гуманитарного знания".

    Значительное место в докладе Председателя Учебного Комитета было уделено вопросам взаимодействия с органами государственной власти в области совершенствования законодательства о свободе совести и о религиозных организациях. Итогом стало подписание Президентом России 28 февраля 2008 г. поправок в действующее законодательство, открывающие возможность государственной аккредитации реализуемых духовными учебными заведениями учебных программ образовательного стандарта "Теология" и получения выпускниками дипломов государственного образца.

    Архиепископ Евгений выделил ряд вопросов, стоящих перед духовным образованием сегодня. В ближайшее время необходимо создать Высшую Церковную Аттестационную Комиссию, в задачи которой входит рассмотрение результатов защит диссертаций, а также ходатайства ученых советов о присвоении ученых званий. Председатель Учебного Комитета особо остановился на идее Академии, объединяющей в едином целом научный и образовательный центр, что представляется "весьма разумным и эффективным с точки зрения подготовки научно-педагогических кадров, поскольку позволяет готовить специалистов в рамках реальной исследовательской деятельности научной школы".

    Согласно утвержденной Концепции духовного образования, Академии как научно-богословские центры должны реализовывать свою деятельность в двух направлениях — исследовательско-теоретическом и научно-практическом. Однако Председатель Учебного комитета отметил, что поставленная задача является весьма сложной, поскольку сегодня Академии по преимуществу являют собой именно учебные заведения, а научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава не оплачивается. В связи с этим представляется целесообразным создание Фонда научных исследований Учебного комитета, который выделял бы на конкурсной основе гранты для осуществления различных видов научной деятельности.

    Председатель Учебного комитета подчеркнул, что в случае успешной реализации Концепции высшего Духовного образования Русской Православной Церкви система духовного образования "сможет стать по настоящему действенной и эффективной, сочетающей в себе укорененность в богатейшем духовном Предании Церкви с нацеленностью на подготовку добрых пастырей Церкви Христовой, способных самоотверженно и мудро нести Православное Свидетельство современному миру".

    Следующий докладчик, председатель Учебного Комитета Украинской Православной Церкви епископ Бориспольский Антоний, отметил, что в духовных учебных заведениях Украинской Православной Церкви также происходит реформа духовного образования. В настоящее время система духовного образования Украинской Православной Церкви включает в себя 1 Духовную Академию, 7 Семинарий, 10 Духовных училищ и 2 богословских института. В настоящее время обучение на дневных отделениях проходят свыше 1560 и 2409 человек обучаются заочно.

    Епископ Антоний отметил проблему отсутствия законодательно оформленных отношений между светской и духовной системой образования на Украине. "Законодательная база украинского государства, — подчеркнул епископ Антоний, — до сих пор страдает от многих рудиментов, унаследованных еще от атеистического прошлого. Одной из главных проблем является отсутствие у Церкви статуса юридического лица". С сожалением было отмечено отсутствие в законодательстве юридического механизма для интеграции духовных и светских образовательных систем.

    Проблема вовлечения в активную церковную жизнь христиан, которые не могут принять священный сан, считает епископ Антоний, может быть решена через передачу части образовательных функций теологическим факультетам при светских вузах и богословским вузам, работающим по стандарту "теология".

    Особое внимание епископ Антоний обратил на необходимость четкого разграничения "понятий образования теологического и классического богословского, осуществляемого традиционными высшими духовными школами Православной Церкви", поскольку цели образования на теологических факультетах и в духовных учебных заведениях отличаются.

    В ходе дискуссии протоиерей Владимир Воробьев обратил внимание, что без активного участия Украинской Церкви в разработке образовательного стандарта "Теология" перед Церковью будет закрыта возможность государственного признания. В свою очередь епископ Антоний с сожалением отметил, что украинские государственные структуры не консультировались с Учебным комитетом Украинской Православной Церкви при создании стандарта "Теология".

    В сообщении ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии архиепископа Тихвинского Константина было отмечено, что в настоящее время в духовной школе обучается 560 студентов, а профессорско-преподавательская корпорация состоит из 92 человек. В межсоборный период Санкт-Петербургская духовная академия активно участвовала в проведении реформы духовного образования: состоялся первый выпуск реформированной академии, были повышены требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям. Архиепископ Константин обратил внимание, что "за последние несколько лет в связи с введением практики предзащит кандидатских диссертаций и привлечением внешних рецензентов уровень диссертационных работ значительно повысился, некоторые из них по своему уровню превосходят даже прежние магистерские диссертации, защищавшиеся когда-то в еще не реформированной Академии".

    Ректор СПбДА рассказал о создании Межвузовской Ассоциации духовно-нравственного воспитания "Покров", в рамках деятельности которой был проведен ряд ежегодных научно-практических семинаров и конференций.

    В ходе дискуссии архиепископ Полтавский Филипп обратил внимание, что в западных областях Украины уже на протяжении нескольких лет преподается в общеобразовательных школах курс "Христианской этики", однако для преподавания привлекаются представители Украинской Греко-Католической Церкви.

    Архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем для повышения уровня семинарского образования предложил поступать абитуриентам сначала в светский ВУЗ, по окончании которого принимать в семинарию. Данное предложение вызвало дискуссию, в ходе которой участники Собора согласились с тем, что необходимо повышать статус духовного образования и добиваться государственной аккредитации Семинарий. Архиепископ Тобольский Димитрий поделился опытом Тобольской духовной семинарии, где после окончания 3-го курса Семинарии формируется группа из числа студентов для параллельного обучения в светском высшем учебном заведении.

    В докладе председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ архимандрита Иоанна (Экономцева) прозвучала обеспокоенность в связи с отсутствием лицензий на ведение образовательной деятельности у ряда церковно-приходских школ и православных гимназий. "Необходимо срочно начать процесс лицензирования православных средних общеобразовательных учебных заведений", — подчеркнул архимандрит Иоанн.

    В связи с вопросом преподавания курса "Основ православной культуры" председатель Отдела отметил, что в настоящее время преподавание данного курса активно ведется в 56 епархиях РПЦ. В ряде епархий преподавание ОПК осуществляется путем интеграции в предметы гуманитарного направления, либо в рамках этнокультурных образовательных программ. Наиболее успешно включение "Православной культуры" в региональный компонент проходит в Центральном и Южном федеральных округах. Архимандрит Иоанн обратил внимание, что согласно решению Министерства образования и науки в 2009-2010 учебном году планируется ликвидировать региональный компонент образования; поэтому необходимо изыскать возможности сохранить в новом школьном общефедеральном стандарте образования блок предметов "Духовно-нравственная культура".

    В сфере высшего религиозного образования на сегодняшний день числится 10 православных университетов и институтов, а также 9 религиоведческих факультетов в государственных вузах, 6 отделений и 6 центров дистанционного обучения.

    Особое внимание в докладе архимандрит Иоанн уделил ежегодному церковно-общественному форуму "Международные Рождественские образовательные чтения". "Свидетельством все возрастающего интереса к Чтениям со стороны общества служит то, что в Чтениях 2008 г. приняло участие 12500 человек, представлявших почти все епархии РПЦ", — отметил архимандрит Иоанн. С 2006 г. образовательные чтения стали проводиться и в федеральных округах России.

    С целью координации и интеграции религиозной образовательной деятельности архимандрит Иоанн предложил создать "Союз православных школ" при Отделе религиозного образования и катехизации, в деятельности которого могли бы принять участие все православные общеобразовательные школы. Другое предложение было связано с создание центров подготовки и переподготовки преподавателей Основ православной культуры на базе лучших православных школ.

    Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев обратил внимание собрания на то, что на развитие исламского образования в 2007 г. было выделено из госбюджета 800 миллионов рублей. Рабочей группой было предложено Архиерейскому собору изучить опыт финансирования исламского и иудейского образования со стороны государственного бюджета и обратиться к органам государственной власти по вопросу финансирования религиозного и духовного образования.

    Члены группы одобрили работу Учебного комитета при Священном Синоде за 2004-2008 года. Большое значение имела проведенная в межсоборный период работа Комиссии по подготовке концепции духовного образования и анализу реформ, проводимых в духовных школах. Таким образом, были подведены итоги реформы духовного образования, проведенной в период с 1998 по 2006 год. Члены группы полностью согласились с оценкой реформы, данной Святейшим Патриархом в его докладе: "Итоги реформы следует оценить как положительные".

    Члены Архиерейского Собора акцентировали внимание на том, что следует активно вести работу по превращению духовных академий в центры научно-богословских исследований. Это не только бы способствовавало росту богословской науки, но обеспечило бы серьезную базу для принятия решений по вопросам церковной жизни. Для реализации поставленной задачи было предложено создать Фонд научных исследований при Учебном комитете.

    Докладчики обратили внимание на то, что сегодня в обществе одновременно создается система богословского образования на стыке духовного и светского образования. С одной стороны, появляются православные высшие учебные заведения, получающие государственную аккредитацию. С другой стороны в рамках светских ВУЗов открываются теологические факультеты. Члены группы высказались за дальнейшее развитие разнообразных форм высшего образования, подчеркнув, что необходимо четко определить место богословских факультетов государственных учебных заведений в системе религиозного образования Русской Православной Церкви.

    В ходе заседания группы Архиерейского Соборы были также предложен ряд мер по совершенствованию системы духовного и религиозного образования Русской Православной Церкви, среди которых, в частности, создание православных образовательных округов, проведение дней "открытых дверей" в духовных семинариях и академиях, учреждение совета ректоров духовных школ и Союза православных школ при Отделе религиозного образования и катехизации.

    Пресс-служба Архиерейского Собора РПЦ


  9. Архиерейский Собор РПЦ принял Положения о церковном суде

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    На третьем заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 26 июня 2008 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент представил членам Собора проект Положения о церковном судопроизводстве.

    Положение было разработано в результате длительной и обстоятельной работы во исполнение поручения данного Священному Синоду Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, поскольку принятый последним Собором Устав Русской Православной Церкви предусматривал создание церковно-судебной системы в трех инстанциях. При окончательной подготовке проекта были, в частности, учтены отзывы, присланные более чем 80 епархиальными архиереями.

    Проект включает шесть разделов, устанавливающих основные начала церковного судоустройства и судопроизводства, виды и порядок сбора судебных доказательств, порядок формирования и компетенцию церковных судов, порядок церковного судопроизводства.

    Согласно проекту судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей.

    Ведению епархиальных судов, функции которых в исключительных случаях по благословению Патриарха Московского и всея Руси могут возлагаться на епархиальные советы, подлежат дела в отношении клириков, монашествующих и мирян из разряда церковно-должностных лиц епархий, приходов, епархиальных монастырей и подворий.

    Общецерковный суд является судом первой инстанции по делам в отношении архиереев, а также руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений. В качестве суда второй инстанции Общецерковный суд будет рассматривать апелляционные жалобы на решения епархиальных судов, а также на решения высших церковно-судебных инстанций Русской Православной Церкви Заграницей или Самоуправляемых Церквей. Общецерковный суд также вправе пересмотреть в порядке надзора решения епархиальных судов, вступившие в законную силу.Архиерейский Собор является апелляционной инстанцией по решениям Общецерковного суда.

    Перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами, будет рассмотрен и утвержден Священным Синодом. Этот перечень включает пять категорий дел, а именно дела по церковным правонарушениям против веры; против ближнего и христианской нравственности; против правил о монашестве; против иерархического порядка и, соответственно, против пастырской службы.

    Проектом предусмотрен делегированный характер судебных полномочий церковных судов. Полнота судебной власти в Русской Православной Церкви принадлежит епископату Русской Церкви в его совокупности, — то есть Архиерейскому Собору. В период между Соборами эта власть осуществляется Священным Синодом во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Из полномочий Священного Синода проистекает осуществляемая Общецерковным судом судебная власть. В епархии носителем полноты судебной власти, согласно православной экклезиологии, является епископ. Согласно принятому положению, епархиальные архиереи самостоятельно принимают решения по судебным делам, не требующим исследования. Если же дело требует исследования, епископ передает его в епархиальный суд, судебная власть которого проистекает из канонической власти архиерея.

    В силу делегативного характера церковного судопроизводства, решения епархиальных судов вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем, а решения Общецерковного суда — после утверждения Священным Синодом или Патриархом Московским и всея Руси.

    Важным аспектом принятого Положения является предусмотренная им система апелляций на решения суда. По ходатайству сторон епархиальный архиерей может направить дело в епархиальный суд на повторное рассмотрение. Решения епархиальных судов, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами в Общецерковный суд при надлежаще мотивированном несогласии стороны с повторным решением епархиального суда, принятым по ходатайству стороны о пересмотре дела, а также при несоблюдении епархиальным судом установленного Положением порядка церковного судопроизводства. Апелляции на решения Общецерковного суда рассматриваются Архиерейским собором.

    В своем докладе митрополит Климент также указал на то, что Священным Синодом будут утверждены формы судебных документов.

    Кроме того, в связи с тем, что нормы Положения о церковном суде дополняют и конкретизируют отдельные положения Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г., в Устав было предложено внести соответствующие изменения в Устав.

    По обсуждении представленного проекта Архиерейский Собор утвердил Положение о церковном суде Русской Православной Церкви, предложенные изменения в Уставе Русской Православной Церкви и, по представлению Президиума Собора, избрал в состав Общецерковного собора сроком на четыре года: митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (председатель); митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (заместитель председателя); архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия; архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия; епископа Дмитровского Александра (секретарь).

    Патриархия.Ru


Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!


Если ваши друзья и родные не имеют возможности читать новости в Интернете, они могут подписаться на нашу газету "Седмица"

Еженедельник "Седмица" включает разделы "Новости Православия", "Актуальное интервью", "Новости религий и не только". Кроме этого в каждом выпуске помещаются православный календарь и воскресная проповедь на следующую неделю, публикуются анонсы предстоящих событий и объявления. Подписаться на "Седмицу" можно в любом почтовом отделении Украины. Подписной индекс - 96204. Цена подписки на месяц - 3 грн. 18 коп.


Для Вашего удобства наша рассылка дополнительно рассылается в виде двух половинок в html-формате (это удобно, например, при получении выпусков на телефон). Для этого открыта новая рассылка, подписаться на которую Вы можете здесь >>>


Проголосуйте, пожалуйста, за нашу рассылку и сайт: для этого перейдите по этой и этой ссылке и выберите пункт "Голосовать".


РАЗМЕСТИТЕ НАШУ ССЫЛКУ/БАННЕР В ИНТЕРНЕТЕ!

Братья и сестры! Вы реально поможете нашей рассылке и сайту стать более популярными, если разместите текстовую ссылку и/или баннер на любых сайтах на возможно бОльшем количестве страниц (кто сам веб-дизайном не занимается, может попросить об этом знакомых веб-дизайнеров, а знакомые — своих знакомых). Это увеличит индекс цитирования в поисковых системах и, тем самым, больше людей посетит наш сайт. Заранее спасибо!

Вот как выглядит текстовая ссылка: Дайджест "СЕДМИЦА" — Православные новости за неделю"

Другой вариант текстовой ссылки: Дайджест "СЕДМИЦА" — Православные новости за неделю" — каждую неделю мы собираем для Вас свежие, интересные, да и просто занимательные религиозные и околорелигиозные новости и события, 'отжимаем воду' — получаем дайджест. Вам осталось только прочитать и сделать выводы. Подписывайтесь и не пожалеете! С нами больше 4,5 тысяч человек

Вот как выглядит анимированный баннер 31х88:

СЕДМИЦА — Православные новости за неделю

А вот их код:


Ведущие рассылки: Татьяна МАТЯШ и Павел ЛЕБЕДЕВ.
При создании письма не удаляйте и не меняйте тему письма. Из-за большого количества спама письма, присланные с незнакомых адресов, авторы удаляют, не читая.

Приглашаем посетить сайт рассылки — http://www.sedmica.orthodoxy.ru.
(это электронная версия еженедельного приложения «Новости Православного Интернета» к газете «ОДИГИТРИЯ» (Винницкая и Могилев-Подольская епархия Украинской Православной Церкви))
и официальный сайт Винницкой и Могилев-Подольской епархии УПЦ — www.orthodox.vinnica.ua!




Новости подготовлены по материалам сайтов:
Пресс-служба УПЦ, Украинская Православная Церковь, Православие в Украине, Седмица.Ru, Патриархия.Ru, Православие.Ru, Служба коммуникации ОВЦС МП, Ортосми.Ru, Радонеж, Русская линия, "Стояние за истину", "Родительский комитет", Православный медицинский сервер, Пресс-служба "Единое Отечество", "Украина сектантская", Мир религий, Религия и СМИ, Корреспондент.net.

Информационная поддержка: ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ — http://pravbeseda.org/list — Еженедельный дайджест религиозных новостей, новости православного интернета, душеполезное чтение, ответы священника на вопросы читателей


Будем благодарны за интересные новости, сообщения и интересные религиозные ресурсы в Интернете. Обменяемся баннерами или ссылками с православными сайтами
Ведущие рассылки не имеют отношения к содержанию рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок. Ведущие узнают о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.

В избранное