Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Жития святых в земли Российской просиявших


Информационный Канал Subscribe.Ru


:::Жития Святых

Ведущие рассылки не имеют отношения к рекламе, размещенной до этого текста. Это ? плата за бесплатный сервис служб рассылок. Будьте осторожны: это может быть реклама раскольничьих или антиправославных сайтов!

+

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

 

 

:::Продолжение повествования?

 

КАВКАЗСКОЕ СОЗВЕЗДИЕ
Схиархимандрит Иоанн Мирошников
?...разными дорогами они шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца к Богу, что свет этот не угас по времени, но достиг и нас, и нам светит теперь на нашем пути к Богу?.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Схиархимандрит Иоанн Мирошников родился в 1865 году, в крестьянской семье слободы Красный Яр Камышинского уезда Саратовской губернии. В миру его звали Федором Никифоровичем. Он был женат, отбыл военную службу, затем овдовел.
24 июля/9 августа 1894 года принял монашеский постриг и поступил в состав братии Иоанно-Предтеченской кельи при Хиландарском монастыре на Афоне, где настоятельствовал иеросхимонах Герасим Попов.
В 1896 году отец Иоанн перешел в пустынь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при том же Хиландарском монастыре, рукоположен во иеродиакона, а затем и иеромонаха в начале ноября того же года.
27 июня/10 июля 1902 года иеромонах Иоанн с братией был командирован со Старого Афона в Россию для подыскания места для подворья Иоанно-Богословского монастыря на Кавказе. Благодаря уму и обходительности, батюшка успешно выполнил поручение настоятеля.
В 1904 году вместе с иеросхимонахом Герасимом начал трудиться над устройством Успенской обители на горе Бештау. Вначале он нес послушание казначея монастыря, с 1909 года пришлось исполнять обязанности настоятеля, в 1913 году ?наместника обители.
19 мая/1 июня 1914 года иеромонах Иоанн был назначен наместником Успенского монастыря. В августе 1917 года его возвели в сан игумена.
В 1923 году отец Иоанн Мирошников оставил монастырь под Пятигорском и занимался строительством женской пустыни на побережье за Туапсе на Канаштапской долине.
Во время гонений на церковь батюшка Иоанн был арестован, отбывал заключение на Соловецких островах. После возвращения, скорее всего, в послевоенные годы он был назначен настоятелем Покровского храма в Пятигорске.
Схиархимандрит Иоанн имел дар ведения и прозорливости. Так, он обличил отца Петра Забару в помыслах нетерпеливости и желании оставить приход.
Старец предсказывал еще в начале 1950-х годов о том, что придет время и подъезд к храму сделают с противоположной стороны. Слышавшие это недоверчиво и удивленно воспринимали его слова, поскольку улица, на которой стояла церковь, была широкой и удобной для подъезда автомобилей. Прошло сорок лет, и в 1995 году оползень обрушил большую часть улицы. Гора неумолимо ползет вниз, скоро, действительно, с этой стороны будет невозможно подходить к храму.
Схиархимандрита Иоанна отличала мягкость, ласковая доброта и нестяжательность. Он жил более, чем скромно, часто нуждался. Отец Петр с женой любили старца и, несмотря на собственную бедность, однажды захотели немного помочь ему материально. Супруги собрали значительную для семьи сумму в те годы ? двадцать пять рублей, и отец диакон приготовился идти к батюшке Иоанну с подарком. Не успел выйти из дома, как к нему прибежал старенький настоятель и, весело улыбаясь, протянул отцу Петру двадцать пять рублей со словами: ?Возьми, отец Петр, у тебя дети, тебе нужно двадцать пять рублей!?.
В день празднования святых апостолов Петра и Павла, 29 июня/12 июля 1956 года, схиархимандрит Иоанн Мирошников, бывший настоятель Второ-Афонского Успенского монастыря на горе Бештау, скончался.

АРХИМАНДРИТ САВВА
Архимандрит Савва пришел на Бештау со Старого Афона вместе с иеросхимонахом Герасимом. Неизвестно, был ли он среди тех, кто устраивал обитель в 1904 году, либо он позже поступил в число ее насельников вслед за своим духовником.
В 1914 году отец Савва управлял хором монастыря и был в чине иеродиакона. Отец Савва был необычайно музыкален и обладал чудным тенором.
Характер у него был живой, неспокойный. Вспоминая о своей молодости, батюшка Савва говорил, что всегда был полной противоположностью ровного, спокойного, молчаливого отца Стефана Игнатенко.
Вместе с настоятелем отец Савва так же, как и отец Стефан, любил на время удаляться в горные пустыни. Владыка Алипий помнит, с каким глубоким чувством батюшка слушал пение хора отца Матфея в Троице-Сергиевой лавре. Особенно он любил стихиру ?Днесь Владыка твари на Кресте пригвождается?.
В определенный момент отец Савва проявил слабость или недостаточное рассуждение и уклонился в обновленчество. С помощью своего друга отца Стефана он вернулся в лоно православной церкви, принеся покаяние.
В 1960-е годы служил в Лазаревской церкви в Пятигорске.
Когда отцы лавры спросили батюшку Савву, в чем основа монашеского делания, он ответил: ?Смирение. Красной нитью у святых отцов проходит смирение?.

Архимандрит Савва был ласковым, светлым старцем с необычайно нежным, благостным лицом. При встрече он напоминал преподобного Серафима Саровского.
Смерть старца была печально-неожиданна: когда он принимал ванну, остановилось сердце.

СХИИГУМЕН ПАФНУТИЙ.
Схиигумен Пафнутий (в монашестве иеромонах Паламон) в течение двадцати двух лет служил кано-нархом на Старом Афоне (предположительно в Русском скиту по имя святого апостола Андрея Первозванного) .
Он был близким другом иеросхимонаха Стефана еще с Успенского монастыря на Бештау. Батюшка был исполнен смирения и никогда не отказывал в просьбах. Так, когда девушки из Кисловодска в 1922 году, опоздав не только на литургию, но и на требы, попросили отслужить панихиду, отец Паламон безмолвно вернулся в храм и отслужил еще одну панихиду.
Когда оглохший, слепой, страдавший бессонницей, с надорванным здоровьем старец Пафнутий вернулся в Пятигорск, за ним ухаживала по благословению отца Стефана Анна Степановна.
Отличительной чертой схиигумена Пафнутия была любовь к нищете, полная нестяжательность.
Все его имущество составляли топчан, матрас, набитый половой, да несколько рублей денег.
Старец рассказывал о том, каким мучениям подвергались монахи-пустынники, арестованные в горах во время специальных рейдов ОГПУ ? НКВД: одному из них на голову одели раскаленный металлический обруч.
По просьбе архиепископа Антония Романовского поддержать голодавших семинаристов в Ставрополе отец Пафнутий с особенным усердием оказывал посильную помощь: он собирал продукты, отсылал в подарок студентам даже арбузы.
Батюшка Пафнутий был наделен даром прозорливости. Одна из его прихожанок просила помолиться об умершей дочери. Долго батюшка молился, а потом попросил привести к нему мать усопшей, Матрену. Когда она пришла, он упрекнул мать в том, что она обманом заставила его молиться об удавленнице. В последнее время старец служил в Пятигорске. Скончался он в 1963 или в 1964 году.

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН МЕШАЛКИН
Протоиерей Иоанн Мешалкин из Горячеводска родился в 1887 году. В1922 году он уже служил диаконом. После позорного обновленческого крестного хода в Успенскую обитель на Бештау в 1923 году попал в тюрьму за сопротивление обновленцам.
В первый раз он пробыл в тюрьме пять лет, во второй ? десять лет, в третий раз был осужден на двадцать пять лет заключения, но по амнистии отпущен через три года. Всего батюшка пробыл в заключении восемнадцать лет.
Отец Иоанн впервые угодил в тюрьму за отказ подписаться под обновленческим документом по доносу властям обновленческого духовенства. Первый арест был для него опытом страшной мысленной брани. Отца Ионна арестовали за сопротивление обновленцам первым, посадили в одиночную камеру. По прошествии некоторого времени отца диакона стали одолевать сомнения в правильности его поведения. Он знал, что маститые иерархи принимали обновленчество, послушно визируя реформаторские документы. Мог ли он, простой диакон, быть умнее всех? Неужели он один оказался правильнее, православнее остальных? Кроме него все остались на своих местах, спокойно продолжали служить, а он за свое упрямство попал в одиночку, лишился радости совершения богослужения.
Мысли, одна тяжелее другой, навязчиво насиловали мозг. Отец Иоанн чувствовал, что начал терять рассудок. Несколько раз он порывался подойти к двери и заявить о своем согласии подписать все, что от него требовали. В последний момент ангел заставлял его опомниться, отец диакон успокаивался и возвращался на место. Лишь только он успевал присесть на тюремный топчан, как мысленная брань возобновлялась с удвоенной силой. Вновь, не выдержав бесовского натиска, бедный вскакивал, кидался к двери и вновь, убежденный внутренним голосом потерпеть, возвращался. Целую неделю длилась мысленная пытка. Наконец, отец Иоанн сдался, не выдержав, подошел к двери
камеры и уже поднял руку, чтобы постучать и позвать охранника. Он приготовился к тому, чтобы поставить подпись на документе церковных революционеров. Разум слушаться больше не хотел. Не успел отец диакон ударить, как его рывком отшвырнуло в сторону: резко открыв дверь одиночки, охранник грубым пинком что-то втолкнул в камеру. Темный кубарь вкатился в помещение и на минуту замер.
С изумлением отец Иоанн наблюдал, как разогнувшийся ?кубарь? превращался в священника. ?За что тебя, отец? ? ?За обновленчество...? Сердце батюшки Иоанна сразу исполнилось чудного мира, покоя, радости: он поступил по совести, он уже не был одинок в своем решении. В грязной, холодной, затхлой камере засияла Пасха. Казалось, самые стены темницы стали светиться божественным светом. Вскоре стены тюрьмы были переполнены духовенством, которое отказывалось идти на соглашение с обновленцами. Но отец Иоанн Мешалкин был первым.
Батюшка был очень общителен, разговорчив, радушен. Гостям всегда был рад. Прихожане относились к мудрому, ласковому батюшке, как к старцу. Иеросхимонах Стефан передавал ему в руководство семейных, полагая, что отцу Иоанну удобнее будет вести их к Богу. Все знали его как хлебосольного человека добрейшей души.
В последние годы старец служил в Горячевод-ске. Настолько много людей обращалось к нему за советом, что таксисты, услышав имя отца Иоанна Мешалкина, не спрашивали адрес.
Протоиерей Иоанн был не только другом, но и последним духовником иеросхимонаха Стефана. Отец Стефан отзывался о нем с глубоким
уважением и подчеркивал, что, будучи мирским священником, батюшка Иоанн хорошо знал монашескую жизнь. Даже внешне он напоминал монаха. В день кончины старца Стефана отец Иоанн приехал проведать его, но успел лишь к облачению усопшего. Вместе с архимандритом Саввой он одевал покойного друга. По старости и немощи батюшка не мог часто исповедывать отца Стефана, вначале приезжал раз в две недели, а затем и раз в месяц.
Очень строго отец Иоанн относился к различным проявлениям суеверия.
Однажды посетительница старца Стефана, Антонина Михайловна А., прийдя к батюшке, застала у него протоиерея Иоанна Мешалкина. Он рассказывал, как в лагере глумились над духовенством, часто посылая на тяжелые работы на лесоповал. Иногда с издевкой отправляли ?попов? чистить уборные. Даже в лагере эта работа была самой унизительной, некоторые старались уклониться от нее. Но духовного человека никакое занятие унизить не может. Отцы очищали отхожие места и за работой молились, пели. Радовались, что их избавили от изнурительного труда на лесоповале. Оба старца, отец Стефан и отец Иоанн, смеялись над тем, с какой готовностью духовенство чистило уборные.
Регент Никольского храма, Раиса Александровна К. мечтала увидеть настоящего старца, чтобы исповедаться ему за всю свою жизнь. Монахиня Сарра предложила как-то раз поехать к старцу в Горячеводск. К ним навстречу вышел сухопарый, высокий, седой старый священник. Батюшка Иоанн встретил их вопросом: ?Певицу привезли? ? И, обращаясь отдельно к Раисе, продолжил: ? Что, голубушка, исповедаться приехала??
Регент пережила настоящее потрясение оттого, насколько точно отец Иоанн высказал ее затаенное желание. Он не советовал ей вторично выходить замуж, чтобы не потерять то духовное богатство, которое она успела собрать за время одиночества.
Позже Раиса приезжала к старцу уже с дочерью. Батюшка принял их очень тепло и ласково, научил, как отвечать на назойливые предложения вступить в члены ВЛКСМ. Последовав его совету, девушка благополучно избежала этой организации.
Протодиакон Петр отмечал мягкость и скромность старца Иоанна. В конце 1950-х ? 1960-е годы протоиерей Иоанн служил в Покровском храме Пятигорска вторым священником. После смерти схиархимандрита Иоанна настоятелем церкви стал протоиерей Иоанн Прокопович, который требовал за требы, совершавшиеся на дому, крупные суммы денег. Рискуя прогневать настоятеля, батюшка Иоанн Мешалкин ничего требовать не смел и принимал то, что люди жертвовали по силам добровольно. Он любил служить Акафисты, на которые стекалось множество прихожан.
Одной из своих московских почитательниц, С. А. Ш., старец Иоанн с горечью говорил: ?Мы заслужили Соловки. Наша церковь заслужила Соловки и тюрьмы. Сталин дал нам возможность молиться, а мы опять взялись за свое?.
Протоиерей Иоанн Мешалкин, солнечно-ласковый батюшка, скончался в 1976 году.


ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ПРОКОПОВИЧ
8 начале 1920-х годов протоиерей Иоанн Прокопович служил настоятелем кладбищенской церкви в Кисловодске. После несостоявшегося обновленческого крестного хода на Бештау в 1923 году отец Иоанн вместе со многими другими представителями православного духовенства был арестован и отправлен в ссылку. В заключении он пробыл в общей сложности шестнадцать лет.
Отец Иоанн рассказывал, как в заключении его крестообразно подвешивали за руки. Голодный, измученный, он висел и умолял о помощи Божию Матерь. Когда его освободили, за неимением средств на транспорт, долго шел пешком. Погибая от истощения и усталости, упал замертво около стога сена на колхозном поле. Утром колхозники нашли отца Иоанна, пожалели, покормили и помогли добраться до Кисловодска. Вскоре они встретились там с отцом Стефаном.
Протоиерей Иоанн был ревностен, горяч, требователен и отличался несдержанностью. Годы заключения и перенесенные мытарства усугубили его природную раздражительность. В храме он громко и резко делал замечания всем, не исключая собственной матушки, стоявшей на клиросе. Он имел некоторое пристрастие к деньгам, но был рассудителен. Когда отец Иоанн узнал, что прихожанин Николай увлекся идеей оставить семью, поступить в монастырь и успел купить билет, батюшка действовал решительно. Он тотчас дал в обитель срочную телеграмму: ?Гнать такого-то палками из Глинской пустыни?. По счастью, церковный староста Иван Михайлович перед отъездом монахолюбивого мужа встретил его и привел к старцу Стефану. Улыбаясь, Иван представил его, как монаха Глинской пустыни. Отец Стефан благословил Николая бегом сдать билет и принял его после этого приключения в свое духовное руководствог.
С середины 1950-х годов протоиерей Иоанн служил настоятелем в Покровском храме в Пятигорске. Он пламенно проповедовал и вновь был арестован. Отца Иоанна отправили в заключение в Прибалтику на двадцать пять лет. Когда об аресте узнали, монахини Нина и Сарра бросились к почитавшемуся старцу Иоанну Белякову. Он успокоил взволнованных матушек: ?Не скорбите, скоро он будет с нами?. Действительно, Прокоповича через малое время отпустили. Скончался протоиерей Иоанн Прокопович в 1964 году.




 

:::Продолжение повествования ? в следующем выпуске?

 

 

 

Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию. Да благословит вас Господь!

 

Свои вопросы и пожелания ведущим рассылки Игорю и Людмиле Вы можете отправлять по адресу: ortodoxkisl@narod.ru или

ortodoxkisl@yandex.ru

В настоящее время наш сайт находится на реконструкции.

Вы можете оставить запись в гостевой книге или обсудить интересующую Вас тему на форуме.

 

Спаси Вас Господи!

 

Ведущие рассылки не имеют отношения к содержанию рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок. Ведущие узнают о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное