Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Жития святых в земли Российской просиявших :::Житие старца иеросхимонаха Стефана(Игнатенко)::: выпуск 4


Информационный Канал Subscribe.Ru


+

+

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

 

:::Продолжение повествования…

 

Старец Стефан пробовал изменить место своего жительства. Купил в Горячеводске домик, где недолгое время жил. Он хотел переехать в Пятигорск, но по болезни сердца из-за неподходящих климатических условий был вынужден вернуться во Владикавказ. В те годы в Пятигорске служил бывший настоятель обители на Бештау схиархимандрит Иоанн Мирошников. В Пятигорск вернулся схиигумен Пафнутий (бывший иеромонах Успенского монастыря Паламон) и архимандрит Савва, некогда регент обители на Бештау.

1950-1960 годы были тяжелым временем – обострились гонения на церковь. «С 1959 года наблюдается осторожное сокращение количества действующих храмов. Рост их числа, начавшийся в 1955 году был незначительным и закончился в 1957 году. С 1959 года начинается массовое закрытие и храмов, и монастырей, и семинарий». Надвигалась «хрущевская оттепель». Новая волна религиозных преследований пришлась на 1960-1962 годы. Особенно пострадали при Хрущеве монастыри. В тех условиях отцы бывшей Успенской обители на Бештау стремились собраться вместе, чтобы иметь возможность исповедаться друг у друга, получить взаимную поддержку в трудную минуту. После смерти отца Иоанна Мирошникова в 1956 году отцы Савва и Пафнутий стали обращаться к батюшке Стефану.

В 1956 году знакомые предложили старцу вместе с его келейником Симеоном Иудовичем переселиться из Владикавказа в Кисловодск. Город им понравился и, что удивительно, учитывая тяжелое заболевание сердца отца Стефана, ему подошли климат Кисловодска. Решили перебираться. Хозяева дома во Владикавказе, Ирина Никитична и Андрей Петрович, настолько полюбили своих жильцов, что не допускали мысли о разлуке с ними. По их неотступным просьбам батюшка благословил переезжать всем вместе. Нашли подходящий, маленький, но вместительный, домик на самой окраине Кисловодска у подножия Кабан-горы. При доме был сад и огород. Ирина Никитична специально старалась подыскать удобную планировку, с покойной отдельной келиьй для отцов. Продали дом во Владикавказе. Прописаться в Кисловодске было очень трудно, но помогли супруги Сачковы, Агафья Федоровна и Максим Павлович, служивший начальником кисловодского УВД.

Пока хозяева заканчивали свои дела во Владикавказе, отец Стефан с Симеоном Иудовичем переехали в Кисловодск и стали устраиваться. По простоте Симеон открыл дверцу большой деревянной клети с хозяйскими курами. В незнакомом месте птицы быстро потеряли ориентацию и убежали в горы. Приехавших хозяев ждала большая скорбь: они лишились птичника. Долго Ирина Никитична не могла успокоиться, волновалась, ворчала, упрекала отцов в неосторожности: «Батюшка, что же вы сделали! Всех кур выпустили!». Поскорбев со старушкой, отец Стефан обещал ей, что святитель Николай соберет ее курочек. Всю ночь после трагикомичного происшествия в келье отцов горел свет: молились. Утром хозяйка растерянно обнаружила во дворе сбежавшихся птиц. Кинулась к отцу Стефану, тот, пряча улыбку, ласково встретил ее: «Вот святитель Николай собрал твоих курочек…». Андрей Петрович скончался в 1956 году, вскоре после переезда.

До самой смерти старец жил в Кисловодске, хотя по необходимости выезжал то во Владикавказ, то в Тифлис.

В Кисловодске он помогал служить и исповедовать в храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Несмотря на то, что ему перевалило седьмой десяток, отец Стефан пешком ходил в церковь. На обратном пути послушники старались поймать ему такси. Матушка Сергия вспоминала, что молодые батюшки Кисловодска относились к старцу свысока. Он официально не состоял в причте Пантелеимоновского храма, но его заставляли помогать достаточно бесцеремонно. «Батюшка, не смущаясь, по своему истинному смирению, послушно взял кадило и, несмотря на свою слабость, выполнил все так, как он все делал: благоговейно и спокойно. Какой он сам был особенный, так и служба была особенной по простоте и благоговению».

В середине 1960-х годов собрались закрывать церковь во имя святого великомученика Пантелеимона. Нередко в алтарь храма стреляли неизвестные комсомольские активисты. Иван Михайлович Т., бывший в то время церковным старостой, поехал в Московскую Патриархию с ходатайством о прекращении дел по закрытию церкви. Отец Стефан понимал, что поездка будет безрезультатной, но не вмешивался. Иван Михайлович попал к заместителю В. А. Куроедова, выдержал тяжелую и бесплодную беседу. Приход перевели на Минутку (р-н Кисловодска­–прим. автора), церковь закрыли и взорвали в 1965 году. После закрытия пантелеимонского храма отец Стефан предпочитал молиться дома.

С церковью во имя святого великомученика Пантелеимона у батюшки был связан необыкновенный случай.

В 1950-1960-х годах в городе Ессентуки жила монахиня Исидора. У себя в доме она прятала большую храмовую икону Богоматери «Скоропослушница». Не исключено, что это был именно тот образ, которым в 1904 году старцы братства афонских монастырей благословили вновь открывшуюся тогда Второ-Афонскую Успенскую обитель на горе Бештау. Матушка Исидора была стара и очень немощна. Она трепетала за судьбу святыни в случае своей смерти и часто с плачем обращалась к иконе Богородицы: «Матушка! Укажи, куда Тебя деть?». После особенно продолжительной и слезной молитвы мать Исидора в изнеможении задремала и в полусне услышала голос от иконы: «Отправь меня в Пантелеимоновскую церковь». Старушка недоумевала, что делать, поскольку поблизости не было храма с таким названием. О происшествии она никому ничего не открывала и находилась в смятении. Однажды в начале 1960-х годов к ее дому подъехала легковая машина. Из автомобиля вышел почтенный пожилой человек, который представился ей как иеромонах Стефан, служивший в храме во имя святого великомученика Пантелеимона в Кисловодске. Батюшка сказал, что приехал за иконой Божией Матери «Скоропослушница», которую мать Исидора должна передать в Пантелеимоновскую церковь. Изумленная матушка проводила отца Стефана к иконе. Старец благоговейно поднял на руки тяжелый образ Владычицы, не выпускал его всю дорогу из Ессентуков до Кисловодска, затем один, без чьей-либо помощи, внес большую икону по высоким ступеням в храм и поставил справа от царских врат. Все недолгие дни оставшейся жизни старенькая монахиня Исидора проводила около любимого образа Царицы Небесной, плакала и просила Богородицу не оставлять ее и после смерти.

Иногда батюшка ездил отдохнуть к Евгении Павловне на Баксан. Его сопровождала Ирина Никитична, всегда с нетерпением ожидавшая эту поездку: она любила Евгению Павловну и отдыхала в неторопливых старческих беседах с ней. Дома же, в Кисловодске, она несла тяжелый подвиг служения посетителям отца Стефана.

Двоюродный внук старца вспоминал один из приездов дедушки. В 1964 году юноше исполнилось шестнадцать лет, он заканчивал девятый класс. Вот уже два года он самостоятельно приезжал в Кисловодск, чтобы пользоваться наставлениями батюшки. В тот день внук занимался уборкой, помогал бабушке мыть полы. Неожиданно мелькнула мысль: «Что, если бы теперь приехал дедушка? Как бы я его встретил? Рад был бы я ему или нет? Наверное, был бы рад», - размышлял он, припоминая добродушие старца.

Имея глубокий, пытливый ум, мальчик очень увлекался чтением, а по природной живости характера любил убегать куда-нибудь на природу, поэтому иногда уроки оставались в стороне. За плохие отметки дома, конечно, попадало. Дедушка Стефан, приезжая, обязательно просил его показать тетради. Со стыдом и неловкостью тот приносил свои записи. Батюшка неторопливо, внимательно листал одну страничку за другой и тихо успокаивал сконфуженного мальчика, приговаривая: «Так, так… Ничего, ничего. Не переживай. Двойка и пятерка – отметки одинаковые…». Ласковый дедушкин голос певуче отгораживал от всех мирских горестей и забот. Радость внука была непередаваемой, его сердечко светилось благодарной любовью к единственному человеку, который не мучил упреками и понимал настоящую цену вещей.

Вспоминая отца Стефана, юноша, улыбаясь, радовался тому, какой замечательный был у него дедушка. Внезапно приятные раздумья прервал стук в калитку. Мальчик бросил тряпку в ведро, оставил работу и побежал открывать.… Перед ним стоял светло смеющийся батюшка Стефан. Мгновенный ответ на его размышления поразил юношу. От нахлынувшей радости он смутился, растерялся, закрыл калитку и собрался, было бежать за бабушкой Евгенией Павловной. Дедушка, не выдержав, рассмеялся: «Ты подожди, подожди, что же ты меня на улице оставляешь? Во двор-то впусти!» Смешавшись окончательно, внук открыл калитку вновь и припустил на огороды за бабушкой.

В один из таких приездов на Баксан у старца случился сердечный приступ. Он тихо подозвал внука и попросил принести глины. Испуганный мальчик разволновался и, чтобы получше услужить любимому дедушке, набрал и притащил тяжелую кринку. «Куда так много!» - улыбнулся отец Стефан, взял ложечкой из горшка немножко глины, размешал в воде и выпил.

Протоиерей Трофим, настоятель церкви в Баксанской станице, почитал батюшку и всегда предлагал ему вести службу. Тот неизменно уклонялся со словами: «Что ты, что ты! Ты – настоятель, а я – гость». – И служил только вторым, помогающим.

В Кисловодске старец постоянно принимал людей, чей поток был нескончаем. Кроме прихожан, отец Стефан, будучи духовником благочиния Кавминвод, исповедовал духовенство. За советом и наставлением к нему приезжали не только с Кавказа, но и из центральной, северной России. Архимандрит Феодор из Троице-Сергиевой лавры отмечал у батюшки необыкновенный дар рассуждения.

Однажды старца приехали навестить отцы Троице-Сергиевой лавры: Кирилл, Дамиан и Рафаил. Отец Кирилл спросил у батюшки, что бы он хотел услышать. «Спойте «Се Жених грядет в полунощи», - ответил тот. Отцы запели. Батюшка Стефан слушал это чудное, проникновенное песнопение в исполнении прекрасно слаженного трио и плакал.

Бывали у него отец Матфей со своим другом, покойным игуменом Марком Лозинским. Отец Матфей предложил другу взять в качестве темы кандидатской диссертации творчество епископа Игнатия Брянчанинова, с произведениями которого в то время отец Марк не был знаком. Испросив благословение почитаемого им старца Стефана, который руководствовался в своей духовной жизни творениями святителя Игнатия, игумен Марк проделал огромную работу по сбору, систематизации и комментированию материала. Отцу Марку Лозинскому мы обязаны полным собранием писем епископа Игнатия. Семинаристы помогали ему расшифровывать трудный почерк владыки. Игумен Марк не только сам чрезвычайно увлекся наследием святителя Игнатия, но привил любовь к нему своим студентам, предлагая им темы для курсовых работ, связанные так или иначе с личностью святителя Игнатия.

В конце 1960-х годов внук батюшки Стефана учился в Московской духовной семинарии. Однажды друзья заметили нечаянно выпавшую из его молитвослова фотографию старца с Симеоном Иудовичем. Им давно хотелось посетить настоящего духоносного отца, они стали теребить товарища, допытываясь, чья была у него фотография. Нехотя и в большом смущении ему пришлось признаться, что это был его дедушка. Друзья просили отвезти их к дедушке. Юноша был в сильном смятении, поскольку не смел везти кого-либо к отцу Стефану без особого благословения, но, с другой стороны, ему не хотелось огорчать братию. Писем дедушке он никогда не писал, но письмом попросил бабушку Евгению Павловну позволить провести с друзьями несколько дней на Баксане. Та охотно дала свое согласие и радушно приняла молодых людей.

Друзья много гуляли по окрестностям Баксанской станицы и однажды во время прогулки вздумали вброд переправиться через Баксан. Баксан – бурная, опасная горная река. Трое юношей пошли вброд, четвертый не умел плавать и остался на берегу. Оказалось, что местный проводник, Геннадий, спутал место брода, попал на опасный участок реки, не смог справиться с сильным течением и стал тонуть. Его двоюродный брат-семинарист бросился на выручку. В результате гостю, Георгию, пришлось спасать двоих от верной гибели.

После двухдневного отдыха в станице семинаристы все-таки решились ехать в Кисловодск к отцу Стефану. Внук старца как ни старался, не мог скрыть глубокого волнения из-за того, что приходилось поступать без благословения батюшки, которого свято чтил. Наконец, они добрались до беленького домика у Кабан-горы. Старец строго укорил его при встрече: «Ты зачем повел братию на Баксан? Разве ты не знал, какой он коварный?»

В 1967 году тяжело заболела старенькая преданная Ирина Никитична. Задолго до болезни она молилась о том, чтобы смерть была скорой, не желая стать обузой отцам. Вначале Ирина Никитична слегла, у нее отказали руки и ноги. Обнаружив паралич, ее помощница, Вера Константиновна, побежала к отцу Стефану. Батюшка благословил читать канон на исход души. Сразу после окончания канона Ирина Никитична скончалась. Устройством похорон занимался Симеон Иудович, старец молился и почти не выходил из кельи. Ушел близкий по духу человек, и он не мог не скорбеть.

Ирина Никитична была простой, кроткой рабой Божией, с ангельским терпением и смирением. После кончины этой добрейшей послушницы хозяйство в доме перешло в руки Анны Степановны. Это была прямая противоположность Ирины Никитичны. Она была большой труженицей, отличалась справедливостью, но имела властный, жесткий, трудный характер. Анна Степановна преданно служила старцу Стефану, но в ее служении был заметен оттенок ревностного отношения собственницы.

Жалея отца Стефана и опасаясь гонений со стороны властей, Анна Степановна с послушниками Иваном и Николаем старались, насколько было возможно, уменьшить поток людей, препятствовали частым посещениям, вызывая этим множество огорчений и обид. Батюшка пригрозил сойти с квартиры, если они продолжат свою заботу о нем не по разуму. Всем приходившим, особенно приехавшим издалека, предлагалась трапеза.

2 / 15 августа 1968 года, в день памяти святого архидиакона и первомученика Стефана, отец Матфей постриг старца в великую схиму в честь архидиакона. Возможно, благословение на постриг в великий ангельский чин батюшка Стефан получил от митрополита Зиновия так же, как и монах Исаак (Симеон Иудович)…

 

 

Продолжение повествования – в следующем выпуске.

 

Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию. Да благословит вас Господь!

 

Свои вопросы и пожелания ведущим рассылки Игорю и Людмиле Вы можете отправлять по адресу: ortodoxkisl@narod.ru или

ortodoxkisl@yandex.ru

В настоящее время наш сайт находится на реконструкции.

Вы можете оставить запись в гостевой книге или обсудить интересующую Вас тему на форуме.

 

Спаси Вас Господи!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное