Житель Руси всегда строил свою жизнь по завету отцов и неизменным законам и указаниям времен года, сверяя события с датами православного календаря.
На Рождество уездный люд не ел до звезды, на Крещение - до воды. На "сорок мучеников" пекли жаворонков из теста, а кресты - на средокрестной неделе. А вот уже и Пасха с куличами, творогом и яйцами... На Еремея-запричальника хозяйки сеют горох и рассаживают по грядкам рассаду капусты и свеклы, на вешнего Николу городьбу городят и выгоняют лошадей на ночнину, коровы еще с Егорья (23 апреля) гуляют в поле. Тут, глядишь, и лето наступит с земляникой от Иванова дня, с черникой от Прокофия-жатвенника (8 июля), и с грибами и свежей рыбой от Петра и Павла. После уборки урожая и зима не за горами - время передохнуть и попраздновать.
******************
Главным православным храмом Челябинска был Христорождественский собор. Праздник Рождества Христова и Крещение отмечались с особым торжеством. Обычно ожидался приезд викарного архиерея, ревизующего епархию.
Готовились к Рождеству загодя от мала до велика: соборная церковь вымыта, из-под колокольни вынесен весь лом (измятые паникадила и подсвечники); священники на улицах в новых рясах, перепоясаны праздничными вышитыми поясами, в перчатках и с камышовыми малками; к отцу протопопу принесли много сортов всяких вин и рыбы, и вот наступил давно ожидаемый день.
Исправник с эскортом казаков уехали на заставу, но Оренбургскому тракту близ хутора Михайловского, встречать Владыку.
Народ загодя расположился на сугробах Южного Бульвара и улицы Христорождественской, пономарь давно мелькает на соборной башне между колоколами и ждет только сигнала махального казака с флажком на пике. Наконец, бухает большой соборный колокол. Сигнал подхватывают мелкие колокола всех церквей, появилась тройка с Владыкой, лихо мчится под звон городских колоколов по Южному Бульвару мимо монастыря и духовного училища по Христорождественской - к соборной площади. Здесь выстроилось все городское начальство. Благословляя, Владыка проходит в храм.
Внутри храма, строго согласно чину, разместилось высшее городское общество: мужчины - по правую руку, женщины - по левую. Во главе мужчин пять братьев Покровских, все кругленькие, гладенькие, с брюшками. Тут же сухой, как жердь, благообразный Иона Архипов; щеголеватый жандармский ротмистр, крупный промышленник Чикин, директор акциза Ругинов, медицинское светило Бейвель...
Женское общество разделено на группы: первая - во главе с красавицей г-жой Мардаковой объединяет челябинских модниц; Анна Васильевна Бейвель возглавляет более серьезное общество; в третьей - остальные.
Торжественно проходит литургия Рождества Христова. По окончании все разъезжаются к трапезе.
Начинаются святки - особое праздничное время после Рождества до Крещенского сочельника. На святки трапезы обильны, разнообразны.
На второй день Рождества Христова после службы Собора Пресвятой Богородицы высокого духовного гостя провожают в обратный путь. Крытый возок Владыки с непременными подарками стоит на Сибирской улице" где-нибудь у дома Степановых или Колбиных, а вдоль дороги - народ в ожидании благословения.
Лучшая тройка, выделенная содержателем почтовой гоньбы С. Т. Шарловым, совершит прощальный круг по Сибирской, Ключевской, Стеновой, и через Александровскую площадь умчит на р. Миасс к станице Шершневой, а там по льду гладкому до хутора Михайловского, где Владыка передохнет до утра и отправится в Оренбург.
А город продолжает святочное веселье. Зареченская молодежь облила водой крутой спуск к реке по ул. Каслинской, притащила замороженную шкуру быка и устроила веселое катанье с горки. К ним, сначала робко, а со временем все смелее, присоединилась молодежь городской стороны: девушки принимались с радостью, парней же не жаловали.
Городская сторона устраивала на льду Миасса от моста до Сада-острова состязания и катания на тройках и лихачах, гулянья по освещенным электролампочками аллеям сада с гармошкой.
31 декабря давался городской бал. Конечно, на бал попадали люди привилегированного общества. Особое внимание уделялось девушкам, впервые вывозимым в свет. Новогодний бал проводился в доме Покровских, либо в доме Колбиных.
5 января в Крещенский сочельник затихает всякое веселье, на Миассе готовятся две Иордани: прихода Свято-Троицкого храма у Преображенского спуска и Христорождественского прихода у азиатского спуска (обе у левого берега).
Каждый приход своим спуском шел крестным ходом к Иордани, совершалось таинство водосвятия, многие желающие совершали погружения во святую Иордань.
Во всех храмах совершался чин великого освящения воды. Вода эта именуется крещенской и обладает особенными благодатными свойствами освящать предметы и врачевать духовные и физические недуги. Крещенскую воду благоговейно хранят в течение всего года и относятся к ней, как к святыне.