Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс материалов нового журнала


Информационный Канал Subscribe.Ru

Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали"
:: Опрос :: Новости :: Сообщество :: Вопросы :: Гостевая :: Почта ::

Не бывает села без праведника

"Прервалась связь времен..." Уничтожены старые архивы, из истории вычеркнуты даже не страницы, а целые главы... В архивах хранятся лишь материалы о закрытии храмов, реквизиции церковных ценностей. Из них мы чаще всего и узнаем, какими же они были, храмы наших дедов? А где отыскать свидетельства о священнослужителях, истинных православных батюшках? В расстрельных списках? Так и их найти не так уж легко, а порой невозможно...

Но тайное всегда становится явным, за сколькими бы печатями не было упрятано хитроумными извергами НКВД. И так, потихоньку, проступает сквозь годы истинная история российских новомучеников, страдальцев за веру Христову. 1200 канонизированных мучеников, исповедников и подвижников благочестия возвращено нашему народу, нашей истории усилиями Православной Церкви. Подвиг этих людей столь высок, что может сравниться лишь с подвигами первохристиан, принимавших смерть во имя веры, распятых и проклятых безбожниками, но обретших Жизнь Вечную, ставших нашими ходатаями и заступниками перед Господом.

Мы порой вздыхаем: ну, как же так? Почему в нашей-то области нет ни одного святого? Но мы убеждены: они были и будут, когда отыщутся все свидетельства их подвижнической жизни. Чем крепче мы будем верить, тем явственнее станет проявляться и Промысел Божий, и появятся все новые доказательства житий и на нашей земле святых подвижников. Ведь не зря сказано, "не бывает села без праведника".

Кстати, был и в Челябинске канонизированный священномученик Сильвестр (Ольшевский). Более полугода он епископствовал в нашем городе, оставив неизгладимый добрый след в истории.

Сегодня мы хотим вспомнить о нем, о его подвижнической жизни и мученической кончине.

В следующем номере мы расскажем о расстрелянном в 1921 году выдающемся челябинском миссионере, благотворителе, священнике и духовнике Д. Ф. Неаполитанове.

Их вера, безграничная любовь к людям - да будет примером нам, ныне живущим и постигающим лишь азы Православия, как казалось большевикам, навсегда утерянного нами в 1917 году.

Вечная им память!

4 декабря 1914 года тысячи людей провожали любимого пастыря епископа Сильвестра, 24 года прослужившего в Полтавской епархии, на место нового служения - в далекий провинциальный Челябинск.

При своем первом служении в челябинском соборе новый епископ Челябинский, викарий Оренбургский Сильвестр (Ольшевский) обратился к прихожанам с такими словами:

"Господь наш, Иисус Христос заповедал своим ученикам, а в лице их всем пастырям Церкви, быть, прежде всего, проповедниками мира (Мф. 10,12). Посему и аз смиренный, принимая возложенное на меня послушание, обращаюсь к вам, возлюбленные о Христе братие и чада, с сим Христовым словом: мир оставляю вам, мир мой даю вам: не яко же мир дает, Аз даю вам (Ин. 14, 27).

Мир от Господа не таков, как тот мир, который от людей мира сего исходит. Мир сего мира часто бывает как бездеятельность, как плод телесной и духовной немощи, мир сего мира бывает как беспечность, как плод всякого нерадения. Мир сего мира бывает как злое попустительство, как злое непротивление злу...

Завещая мир, Христос Спаситель вместе с тем сказал: не мните, что придох воврещи мир на земдю: не придох бо воврещи мир, но меч (Мф. 10,34). При действовании царствия Божия в мире неизбежно выступают и меч от врагов, как сила, противная Христу, и достойный меч от последователей Христовых, как напряжение доброй деятельности. Истинный последователь Христов не противится злу греховными средствами, но всячески действует против зла благословенными от Господа средствами...

Каков же мир Христов?

Мир Христов есть деятельный внешний мир со всеми ближними и дальними. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим. 12, 18), говорится в слове Божием. Мир Христов есть мир совести, как нравственная безукоризненность. Мир Христов есть мир с Богом, как дерзновенная молитва".

Владыка все силы отдавал своей пастве, почти все время, проводя в разъездах по церквям Челябинского уезда, стремясь достойно наладить жизнь каждого прихода.

Указ Святейшего Синода о назначении его епископом Омским и Павлодарским "ждал" его возвращения из поездки в глубинку целую неделю.

8 августа 1915 года владыка прибыл в Омск. В первом слове к прихожанам он произнес:

"Уста глаголют от избытка сердца. Нельзя не говорить, прежде всего о том, что ныне на душе у всех.

Уже второй год дорогое Отечество наше переносит допущенное Господом тяжкое испытание в виде жесточайшей войны с просвещенными западноевропейскими варварами. Напряжение жизни страшное, потери великие. Множество семейств оплакивают потерю своих кормильцев. И степной край наш разделяет общую судьбу скорбей и тягостей. Потребен, дорог мир исстрадавшемуся сердцу, но мир Христов, а не мир вражеский.

Степной край Господь изобильно благословил всякими дарами Своими. Потому устремились сюда люди на жительство из разных мест. Благодарение Господу, принесли они с собою деятельную силу, верующие сердца, доброе настроение. С великим трудом и усилиями, как это обычно у новоселов, они устрояют свой телесный и духовный быт. Но ...вместе с верными святой Православной Церкви сынами явились сюда во множестве люди иного устроения духовного: явились сюда люди, духовно отравленные немецкой верой. Всем ясно теперь, что именующие себя баптистами, евангельскими и духовными христианами сознательно или несознательно составляют собою передовые посты врагов наших, разрушающих наши духовные твердыни. Хитростью отнимая у народа Православие, они тем вносят смуту и ослабляют его. Вот что глубоко заботит сердце пастыря Омской церкви. Не говорим уже о том, что степной край наш имеет у себя множество отпавших от Святой Церкви приверженцев именуемого старого благочестия, а также множество инородцев, не ведающих Христа, - их также подобает привести к спасительной пажити церковной...".

В 1917-18 годах Поместный Собор восстановил патриаршество и избрал Патриархом святого Тихона, митрополита Московского. Епископ Сильвестр был неизменным участником соборных заседаний.

В январе 1918 года преосвященный Сильвестр был в Полтаве и возвращался в Омск. Гражданские поезда из Полтавы не ходили, и владыка вместе с сопровождавшим его диаконом попросились в одну из солдатских теплушек эшелона, который возвращался с Западного фронта. В вагоне находились безбожники-агитаторы, которые стали укорять солдат, что они пустили в вагон священнослужителей, и поносить православную веру.

С грустью слушал их архипастырь, под опекой которого было в то время более полумиллиона духовных детей.

- Братцы, - громко и отчетливо произнес он, обращаясь к солдатам, - признаете ли вы свободу за всеми людьми? Если признаете свободу, чтобы не веровать, то признайте свободу и за теми, кто желает веровать. Не дозволяйте глумиться над неверующими, но не оскорбляйте и верующих. О чем угодно гражданском говорите и обсуждайте свободно, но не касайтесь Господа Бога и святыни... А желаете узнать насчет религии, спрашивайте тех, кто на это дело поставлен. Ведь насчет лекарства спрашиваете у доктора, насчет суда спрашиваете у адвоката, так насчет религии спрашивайте у пастырей.

И затем архипастырь стал отвечать на вопросы солдат. Рассказал о нетленных мощах угодников Божиих, почивающих в Киево-Печерской Лавре, рассказал о святых, которые были выходцами из крестьянского сословия, из людей самого бедного состояния, а затем, отвечая на вопросы, долго и подробно рассказывал о святом праведном Иоанне Кронштадтском, о своей поездке к нему и о том, какое впечатление произвел на него Кронштадтский пастырь.

Ругатели Церкви на ближайшей станции покинули вагон и не возвратились, а от других больше не слышалось ни одного оскорбительного для веры слова.

Восемь дней поездки преосвященный Сильвестр беседовал с солдатами, молился, читал дорожное Евангелие и наблюдал. Не видно было, чтобы кто из солдат молился. Наоборот, гнилая брань постоянно срывалась у них с языка.

- Братцы, - обратился епископ ко всем в вагоне, - не мудрено вам в длинном пути дни потерять. А ведь сегодня воскресенье. Ваши родные, отцы и матери, жены и дети идут в церковь, наверное, вас поминают в молитвах. Давайте и мы здесь в вагоне отметим воскресный день, хотя краткой молитвой. Пропоем, я прочитаю вам из святого Евангелия. Хорошо?

Епископ предложил всем, кому позволяет место, встать. Кому нельзя встать, молиться сидя. Затем предложил всем осенить себя крестным знамением и начал громко: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков". Под руководством отца диакона солдаты подхватили: "Аминь" и стали петь "Царю Небесный". Пропели "Отче наш", "Спаси, Господи", "Богородице Дево". Пели воодушевлено. Потом епископ прочел по-славянски первое воскресное Евангелие и дал прочитанному объяснение, и вслед за этим сказал:

"Дорогие мои! Я с вами почти неделю живу в этом подвижном доме. Видел ваши душевные качества и скажу вам правду. Пред моими глазами много было случаев, когда вы жалостливо относились к бедствующим людям, которые просили у вас приюта. Вы их устраивали у себя и даже кормили. Это доброе евангельское качество. Видел ваше терпение, с каким вы переносите выпадающие на вашу долю лишения. И это добро, ибо без терпения нет спасения. Видел, как вы искренно и без лукавства относитесь друг к другу. И это добро, ибо из этого вырастает дружба и христианская любовь. За все эти качества с нами может быть Христос. Но кроме этого я видел у вас одну привычку, о которой не могу говорить без глубокой скорби. Это - постоянное употребление гнилых слов... Знаете, кого оскорбляет эта скверная брань? Она, прежде всего, оскорбляет Матерь Божию, общую духовную матерь рода христианского. Затем она оскорбляет родную матерь каждого из нас, ибо все мы происходим от одних прародителей Адама и Евы. Наконец, она оскорбляет нашу мать сыру землю, ибо из земли мы сами взяты, земля нас кормит, и в землю по смерти возвращаемся. Иные произносят гнилые слова с усладой, смакуют, как жуки навоз. А иные произносят по привычке, без всякой мысли. Но как бы ни произносить их, можно ли сохранить при этом чистоту души? Спаситель наш сказал, что только чистые сердцем увидят Бога. Поэтому ясно, чтобы с нами был Господь Христос, нам обязательно навсегда нужно отказаться от употребления гнилых слов. Вот вам, дорогие христиане, какой завет преподает нынешнее Евангельское чтение. В добром намерении этом сами постараемся, и Господь нам поможет. Господь Христос да будет с вами".

После этого богомоления ехали еще двое суток. И архипастырь имел великое утешение видеть, что старые солдаты почти перестали употреблять ругательные слова, а у молодых они срывались, но изредка.

Недолгим было благодетельное управление Омской кафедрой: в 1917 году наступило смутное время. В начале 1918 года к власти в Омске пришли большевики. В январе был обнародован декрет советской власти об отделении Церкви от государства. По призыву Поместного Собора во многих городах России состоялись крестные ходы. 4 февраля крестный ход, в котором участвовали все городские приходы, состоялся и в Омске; его возглавил преосвященный Сильвестр. Шествуя по улицам города, грандиозный крестный ход останавливался у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение.

Через день после городского крестного хода, в три часа ночи с 5-го на 6 февраля, к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд карателей-матросов. Пришедшие стали грозить, что будут стрелять и взорвут двери. Тогда по распоряжению эконома архиерейского дома на соборной колокольне ударили в набат. Каратели бежали. К архиерейскому дому начал сбегаться народ, к которому вышел владыка. В это время стало известно, что какие-то люди грабят дом кафедрального протоиерея и ключаря. Часть народа пошла к их дому. Тут снова появился вооруженный отряд и ворвался в дом архиерея. Потрясая оружием, матросы с бранью кричали:

- Где архиерей?

- Я архиерей, - ответил владыка.

Преосвященного Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав возможности надеть теплую одежду, по сибирскому морозу пешком повели в помещение совета депутатов. Главарь отряда набросился на находившихся в архиерейском доме людей и, выстрелив из револьвера, убил эконома владыки Николая Цикуру.

Дорогой в Совет Депутатов и в первые часы пребывания там безбожники беспрестанно издевались над преосвященным Сильвестром. В это время по всему городу гудели колокола - это на звон соборной колокольни откликнулись другие церкви. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущенные люди требовали освободить епископа. По требованию верующих горожан к епископу были допущены несколько депутаций. Народное возмущение оказало влияние на настроение безбожников, и ругань солдат начала смолкать, а затем и совсем прекратилась. На следующий день весь город пришел в движение; учреждения, магазины, учебные заведения закрылись. В городе шла непрерывная стрельба - это красногвардейцы разгоняли народ. У архиерейского дома была поставлена стража. В четыре часа дня в городе объявили осадное положение, и люди были вынуждены разойтись. Стрельба продолжалась всю ночь. В двенадцать часов ночи в архиерейский дом пришла следственная комиссия и опечатала покои епископа. 7 февраля владыка провел в заключении, а 8-го в двенадцать часов дня был освобожден.

22 апреля (5 мая) святой Патриарх Тихон возвел епископа Сильвестра в сан архиепископа.

Вскоре началась гражданская война, и белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта. В ноябре 1918 года в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовало Высшее временное церковное управление Сибири, главой которого по желанию собора стал высокопреосвященный Сильвестр. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия.

Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года архиепископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и Колчаковского правительства. В мае - июне он совершил поездки по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, во время которых произнес в различных приходах более ста проповедей. Для укрепления духа и храбрости офицеров и солдат белой армии архиепископ Сильвестр восстановил институт военных священников, и в армию им было направлено более двух тысяч пастырей. Церковное управление, возглавляемое высокопреосвященным Сильвестром, разослало более шестидесяти тысяч воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. В Омске стали издаваться журналы "За святую Русь" и "Сибирский благовестник".

В августе 1919 года в Омске состоялся съезд казачьих войск России, на котором с приветственным словом выступил верховный правитель адмирал Колчак, призывая защитить веру православную, а высокопреосвященный Сильвестр благословил воинов хоругвями с изображением креста и надписью: "Сим победиши".

Осенью 1919 года войска армии Колчака начали отступать, и в конце 1919 года белая армия оставила Омск, в который вскоре вошли большевики. Архиепископ без колебаний остался в захваченном гонителями христианства городе вместе со своим духовенством и паствой. Захватив город, большевики сразу же арестовали мужественного святителя. Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали. А затем безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце.

Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года, на восьмидесятом году его жизни.

Многое еще можно рассказать о жизненном подвиге Сильвестра, о его выдающейся миссионерской деятельности, борьбе с сектами, особо актуальной сегодня, о его поистине христианской любви к людям и пламенной вере. Мы сегодня перелистнули лишь несколько страниц его святой жизни.

Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" Copyright 2003 GIV. Все права защищены.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное