Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЛИЦЕМЕРИЕ


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Мы виновны в неправильном понимании всего и передаче этого ложного знания другим. Каждый, все баддха-дживы, более или менее являются обманщиками. Таково наше состояние, и если мы стремимся занять подобающее нам положение, нам надлежит избавиться от такого заблуждения, такого обмана самих себя, равно как и окружающих".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж


Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги)
N 70


Мои дорогие друзья!
Сегодня вайшнавы отмечают

День ухода Духовного Учителя нашей линии преемственности
Шрилы Саччидананды БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА!!!
(29 июня 2003 г.)

Узнать об этой великой душе вы можете на странице сайта, а также некоторые моменты его биографии можно найти в рассылках N24 и N33 за прошлый год. Тот, кто практикует бхакти-йогу, не может не знать его замечательных песен, часть которых ежедневно можно услышать в вайшнавских храмах. И наиболее впечатляющим является его цикл "Шаранагати".

На нашем сайте представлены некоторые его книги, и в частности "Шри Бхактьялока (Размышления о бхакти) ", где он пишет:

"Преданному не к лицу такие оттенки гордости, как желание славы и склонность обманывать других. В "Чайтанья-бхагавате" (Ади, 16.228-229) сказано:

бада лока кари' лока джАнука АмАре
АпанАре пракатАи дхарма-карма каре
э сакала дАмбхикера кришне прИти нАи
акаитава хаиле се кришна-бхакти пАи
Желая показаться весьма возвышенным, он внешне копирует глубокие духовные чувства, хотя в действительности он - высокомерный и лживый брахман, не испытывающий любви к Кришне. Настоящая преданность Господу Кришне связана с отсутствием лицемерия".

"Преданный должен вести простую, чистую жизнь без лицемерия и греха, и никогда не прекращать поиск прибежища у святых имён. Нет религиозных законов превыше этого".


Тема: ЛИЦЕМЕРИЕ

Мы живём в мире, где большинство вещей имеют относительную природу. Считаете ли вы себя честным человеком? На этот вопрос подавляющее большинство людей, наверное, ответило бы утвердительно. "Да, конечно, в целом я - честный человек. Но в жизни бывают всякие обстоятельства, и иногда приходится что-то скрывать, лукавить, а иногда, увы, и произносить вслух неправду".

Итак, каждому из нас крайне сложно, а то и почти невозможно причислить себя к категории злостных обманщиков. Мы легко готовы согласиться с тем, что эпизодически мы бываем нечестны, эпизодически в нашу жизнь входит ложь, обман. Но разве это повод, чтобы причислять себя к обманщикам?! А уже назвать себя лицемером, - это просто огромное преувеличение. Мы догадываемся, что лицемеры в нашем мире имеются, но к нам это никак не может относиться!

Таковы, наиболее распространённые, мысли и чувства большинства людей. Причём, замечу, что искренние мысли и чувства! То есть человек, так думает и ощущает себя на самом деле.

Какова же всё-таки подлинная реальность? Вот об этом мы сейчас и поговорим, предварительно уточнив с помощью словаря используемые понятия:

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность.

ИСКРЕННИЙ - выражающий подлинные чувства; правдивый, откровенный.

ЧЕСТНЫЙ - проникнутый искренностью и прямотой.

ОБМАН - ложное представление о чём-нибудь, заблуждение;

                   намеренное искажение истины.

САМООБМАН - обман самого себя, внушение себе того, чего нет в действительности.

Мы рассмотрим тему лжи, обмана и лицемерия в двух ключах. Сначала поговорим о том, что свойственно всем людям без исключения, в силу того, что они являются обусловленными дживами. А затем немного поговорим о специфическом лицемерии, присущем неофитам вайшнавизма.

"Справедливость и несправедливость - две стороны одной иллюзии. Это как сон. Он может быть хорошим, а может быть плохим. В любом случае это лишь сон. В мире иллюзии понятия добра и зла также иллюзорны, абсолютно иллюзорны. В Чайтанья-Чаритамрите (Антьа-лила, 4.176) сказано:
двайте бхадрабхадра-гйана, саба-манодхарма
ей бхала, эи манда,-эи саба бхрама

"В материальном мире понятия добра и зла вымышлены. Поэтому говорить: это хорошо, а это плохо - ошибка".

Бессмысленна сама идея справедливости в мире иллюзий. Зачем преследовать ложные цели? Иллюзия не может удовлетворить желания реального живого существа.
В материальном мире справедливость едва отличается от несправедливости. Здесь все основано на лжи, здесь кругом обман. Он может принимать разные формы, но обман есть обман. Справедливость и несправедливость - две грани одной иллюзии. Если с тобой поступают справедливо, это добрый сон, если несправедливо - это кошмарный сон. Но и то, и другое - сон. Справедливость в этом мире иллюзорна: ее выдумали души, пребывающие в иллюзии. Так же иллюзорно и то, что на первый взгляд кажется злом. Зачем тратить жизнь в погоне за несбыточными мечтами? Какой справедливости или добра вы ожидаете в мире иллюзий, где все относительно? Выдуманные нами понятия добра и зла основаны на заблуждениях".
("Субъективная эволюция сознания", Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж)

Наша главная ошибка состоит в том, что мы упорно пытаемся отыскать счастье в материальном вместо того, чтобы одухотворить свою жизнь. Другими словами, мы пытаемся удовлетворять свои эгоистические интересы вместо того, чтобы пытаться удовлетворить Душу. Как?

"Каково моё подлинное положение, кто я? Только плоть и кровь, или ментальная система, в которой я живу во время сна, сновидений. Эта градация описывается в Гите. Как найти верное понимание того, кто я? Я принадлежу к этой материальной стороне или я нечто большее? Превосходя материальное бытие, я обладаю положением, я занимаю место в мире знания и любви. Мир божественного знания он ещё выше этого знания.

Экстаз, любовь. Эксплуатация, отречение, преданность. И преданность высочайшего порядка, предание себя. Где ты хочешь жить? Такой вопрос задают нам. Ты должен выбрать, где ты хочешь жить, в каком измерении бытия?! И это не поэзия, и даже не философия. Но это внутренняя потребность, это искреннее желание и решение. Это не философия, не поэзия. Не преувеличение, это очень серьёзно. Мы должны решить сами для себя, где мы хотим жить, в каком мире бытия.

В мире гунды - бандита? В мире патриота? Существует так много разных уровней бытия. В мире эксплуатации есть градация. Какое измерение бытия мы должны искать и найти для себя? Какое место я выберу для себя своим домом? Домой, назад к Богу. Где мой дом? Необходимо самоопределение. Существует проблема самоопределения. Она перед нами. Перед тем, как говорить об этом другим, мы должны позаботится о нас самих. Мы должны найти своё положение, искренне".
("Мгновения прекрасной Реальности", ч.2, Шридхар Махарадж)

Для тех, кто определился со стратегией, то есть сделал выбор в вопросе самоопределения в пользу Души, а не тела (и тонких тел), неизбежно придётся решать и тактические ежедневные задачи: Как жить в этом мире лжи? Что делать? Имеет ли смысл бороться с несправедливостью, обманом, лицемерием и многими другими неотъемлемыми атрибутами мира материи? Может быть, просто смириться со всем этим и не обращать никакого внимания на всё то, что сущностно присуще данному миру?

"В Коране, в Библии, в Ведах и во всех других Писаниях дан намек и надежда на жизнь в истинной реальности. Разве всё это обман? Какое обаяние в том, что дали материалисты? Это привлекает лишь тех, кто обманывает самих себя, и это тянет их в страны займа и долга, в землю, где "каждое действие обладает равным и противоположным следствием". Поэтому божественная цивилизация должна попасть на этот внутренний план. Мы должны следовать пути, который явили великие святые и Писания. Это не неразумно. Это отнюдь не безумие. Приходите, разум тоже можно применить здесь". ("Субъективная эволюция сознания", Шридхар Махарадж)

И далее Шридхар Махарадж пишет, что мы все несказанно богаты, но к этому богатству надо приближаться с востока, чтобы найти его без труда. Восток - это направление восхода солнца, дающее свет. "Этот свет не направлен нашей рукой; этот свет из источника всего света. Это богоявленная истина. Она берет своё начало из мира, который неизвестен нам. И этот свет - это богоявленное знание, бхакти, путь преданности Богу".

Итак, преданность Богу - гармоничный и естественный путь Души. И на этом пути не обойтись без борьбы с ложью, лицемерием, несправедливостью и многими другими пороками этого мира, как бы относительны они ни были. Но вектор этой борьбы должен быть, прежде всего, направлен вовнутрь, а не вовне. Несправедливость, которую творю "я", лицемерие, которое присуще мне, - вот что следует искоренять всеми силами! И в любом случае, когда нам приходится действовать вовне, наша борьба с этим должна носить бескорыстный характер, свободный от эгоистического интереса. Тогда мы непременно получим благо, если и не материально проявленное, то как минимум благо для прогресса собственной Души.

Итак, если вы ещё не забыли, в начале я задавала вопрос: ""Считаете ли вы себя честным человеком?" И тот ответ, который там дан, относился главным образом к людям, незнакомым или крайне слабо знакомым с учением Махапрабху и с вайшнавскими книгами. Потому, что большинство последователей Сознания Кришны на этот вопрос дружно скажут: "Что вы! Я - ужасный лицемер и обманщик!" Сегодня я совершенно спокойно воспринимаю такие слова, из чьих уст бы они ни исходили. Но в начале своего соприкосновения с вайшнавизмом, пройдя некоторый путь в несколько других измерениях, я была просто шокирована такими заявлениями. И думалось: "Да, вы действительно лицемеры, но именно потому, что такое говорите о себе. Нормальный человек не может так думать, это просто противоестественно".

Но о некоторых личностях я не могла такое думать. И речь идёт, прежде всего, о Шриле Бхактивиноде Тхакуре, который в своих песнях называет себя обманщиком и лицемером.

"хари хе!
артхера санчайе, бишая-праясе
ано-катха-праджалпане
ано-адхикара, нияма аграхе,
асат-санга-самгхатане
астхира сиддханте, рохину моджия,
хари-бхакти роило дуре
е хридойе матро, пара-хамса, мада,
пратиштха, сатхата спхуре"
"О Господь Хари, я одержим накоплением богатств и жаждой материальных приобретений. Я увлечённо беседую на темы никак не связанные с Тобой и всегда готов заниматься тем, что не имеет отношения к моим непосредственным обязанностям. Я привык к общению с мирскими людьми и склонен умствовать на темы философии. Поэтому преданность тебе остаётся для меня недосягаемой. В моём сердце живёт лишь зависть и ненависть к другим, ложная гордость, лицемерие, обман и стремление к славе и почестям".

Понятно, что Бхактивинода Тхакур не лицемер, а чистый преданный Господа. Но его ощущение именно таково, что он не считает себя преданным, а - лицемером и обманщиком. И потому он искренне выражает свои подлинные чувства в вышеприведённых строках.

на према-гандхо 'сти дарАпи ме харау
крандАми саубхАгйа-бхарам пракАшитум
вамши-вилАсй-Анана-локанам винА
вибхармми йат прАна-патангакАн вритхА
("Шри Чаитанйа-чаритамрита", Мадхйа,2.45)
"Я вижу пред Собой столь чистый и милосердный океан любви. Но Я так недостоин, что не получаю даже капли его. Почему? Потому что Я лицемер. На самом деле, Я не желаю, и потому не заслуживаю этого. Я не желаю этого, и потому моя жизнь лишена смысла и совершенства. Я приблизился к такому великому и прекрасному океану, но не в силах даже прикоснуться к нему или получить хоть каплю из него. Я столь низок, столь недостоин. Почему? Потому что Я лицемер. И несмотря на все это, Я считаю Себя великим, представляющим значение - пратиштха. Несмотря на все это, Я не способен оставить Свое самолюбие, Свое ложное самолюбие. Я хочу продемонстрировать, что достиг больших высот Кришна-премы и поэтому проливаю слезы. Но эти слезы - обман, ибо Я все еще привязан к Своей низшей самости - Я во власти эгоизма. Мой эгоцентризм не исчезает. Я стремлюсь к славе, поэтому Мне не дозволено испить из этого океана нектара".
("Проповеди Хранителя Преданности", ч3, Шридхар Махарадж)

Так почему же обычные преданные так легко говорят о себе: "О, да, я - лицемер!"? Может быть в этом нет ничего плохого? Тем более, что авторитетное писание - "Чаитанйа-чаритамрита" показывает нам пример такого мироощущения вайшнавов.

Однако беда неофитов в том, что они выдают желаемое за действительное. Мы - действительно лицемеры, но наше нынешнее внутреннее мироощущение всё же иное, и потому такие слова не соответствуют, как правило, подлинной реализации человека. Священные Писания, песни Бхактивинода Тхакура указывают нам направление, в котором следует искать нам самообман и наше лицемерие, но всё же необходимо реально отыскать всё это, и непременным условием удачного поиска этого является наше самопредание Богу.

К сожалению, зачастую мы не видим свою ложь. Мы воспеваем махамантру: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе". Что значит эта мантра? В частности, она означает нашу просьбу, обращённую к Всевышнему Господу, занять нас в служении высшей божественной реальности. Мы просим об этом ежедневно. А что порой происходит на деле? Господь радостно откликается на нашу молитву и предлагает нам некоторое служение. Но мы не видим, что нам даётся то, о чём мы просили. Несчастные приверженцы формы, а не сути, мы начинаем взвешивать, начинаем выискать оправдательные обстоятельства, чтобы отказаться от этого служения. Это и есть самое настоящее лицемерие. "Да, да," - думаем мы, - "это, конечно, хорошо, но только вот не сейчас..." или "Да, я очень хочу служения, но с этим делом я не справлюсь ни за что". А нас никто и не просит справляться. Нам всего лишь нужно предаться Богу, поверить, что это Он будет действовать через нас, а потому всё сложится так, как Он хочет. Мы же только должны быть готовы добровольно отдать всю свою энергию этому служению.

Да, крайне сложно на самом деле "увидеть" своё лицемерие, бесчисленные обманы и самообманы, окутавшие плотным облаком нашу жизнь. Но не стоит отчаиваться! (Впрочем, лицемер не способен на это, ведь внутри у него убеждение, что с ним всё ОК, что он вполне достойный уважения человек). На помощь нам приходят духовные наставники. Они приходят к нам тогда, когда мы внутренне самоопределяемся, т.е. делаем искренний выбор в сторону духовной жизни. И под их руководством наша внутренняя работа приобретает более осознанное и верное направление согласно степени нашего самопредания.

"Если под руководством подлинного наставника я начинаю мой труд, то моё лицемерие может уйти. И это произойдёт благодаря моему предыдущему сукрити. Это возможно. Сукрити не может не связать меня с неким посредником, и тогда со временем лицемерие и самоубийственные склонности уйдут. Лицемерие и самообман, склонность к самообману, всё это уйдет, исчезнет. Сукрити, моя удача, моё везение могут связать меня с подлинным наставником, тогда все изъяны уйдут в процессе очищения, следуя его наставлениям. Это возможно.
Насколько я буду искренним, мои слова будут обладать ценностью, и другие люди получат благо от моей вибрации, моих слов. Вновь и вновь шастры просят нас, они говорят нам о садху-санге, общении. Они говорят: "Выбери общение, выбери наставника". Общение в целом, и наставника в частности. Это всё обладает первостепенной важностью в нашей жизни. Мы живём в вечности, где всё неопределённо. Мы должны стараться обрести безопасное положение, и в этом нам помогут общение и наставник. Они могут помочь нам в наибольшей степени в нашем движении, в нашем походе. И мы не потеряны в вечности в таком случае".
("Мгновения Прекрасной Реальности", ч.2, Шридхар Махарадж)

ВОПРОС - ОТВЕТ

Вопрос : Махарадж, хотелось бы услышать ваше понимание таких понятий как "искренность", "правдивость"?

Ответ Бхакти Судхир Госвами Махараджа: Искренность означает принятие Истины. Потому что в противном случае, человек может быть искренен в своём заблуждении. Бхагватам говорит: в этом мире можно обнаружить очень много искренних людей, но искренних в чём? Поэтому искренность в истинном смысле этого слова может быть оценена, её можно измерить и оценить только лишь принятием истины, тем, насколько человек принимает истину. Но каким образом мы можем узнать, что есть эта Истина?
Этими тремя источниками, критериями являются Садху, шастры и гуру.
И сердце, слушая истину Священных Писаний от садху, от гуру, оно (сердце) словно вырывается из груди и устремляется навстречу истине для того, чтобы её принять. У нас нет, в конечном счёте, иного выбора, кроме как верить своему сердцу. Но мы знаем также, что некое начало в нас, на которое мы так долго полагались в его выборе, всё же подводило нас, и этот выбор оказывался ложным. Поэтому необходимо подтверждение со стороны садху, Писаний и гуру (духовного учителя) для того, чтобы мы могли быть уверены, что то, что принимает наше сердце, то, к чему оно стремится, есть нечто подлинно духовное.

И так же в Писаниях сказано, что подлинная религия (то, что следует делать) пребывает в сердцах махаджан, неких осознавших себя душ. И мы должны следовать их пути. Бхагаватам говорит: когда они, эти личности идут по некому пути, то они озаряют собой. Они показывают, как возможно для нас, живущих в этом окружении, достичь успеха на путях духовной жизни. Шрила Гуру Махарадж сравнивает этих великих преданных с маяками, которые указывает нам на наш путь в нашем путешествии по океану невежества. И маяки возводятся для того, чтобы люди, плывущие по морю в любую непогоду, ненастье, когда ничего не видно, и у них нет ни малейшего представления, куда они плывут, в каком направлении. И в нашей жизни мы много раз оказывались и будем оказываться в той же ситуации. И мы смотрим на махаджан, на эти маяки духа. И даже в самых сложных и тяжёлых жизненных обстоятельствах они указывают это направление, в котором следует двигаться.


ЭКАДАШИ В ИЮЛЕ:

10 июля (четверг), прерывается пост на след. день 03:00 - 05:23 (г. Москва)
25 июля (пятница), прерывается пост на след. день 03:23 - 07:13 (г.Москва)


   Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru, где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 1 июля 2003 г.

Архив рассылки "Абсолютная Гармония"
Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите Туласи Прии даси


"Сукрити не может не связать меня с неким посредником, и тогда со временем лицемерие и самоубийственные склонности уйдут. Лицемерие и самообман, склонность к самообману, всё это уйдет, исчезнет. Сукрити, моя удача, моё везение могут связать меня с подлинным наставником, тогда все изъяны уйдут в процессе очищения, следуя его наставлениям. Это возможно".

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное