Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Войны Иисуса Навина в разных подходах к прочтению (ч. 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 355/2023-04-03

Доброго времени суток. В этом выпуске я завершаю публикацию небольшой новой статьи о прочтениях книги Иисуса Навина. 

Войны Иисуса Навина в разных подходах к прочтению

Историко-критический метод 

По моему мнению, историко-критический метод прочтения имеет преимущество в сравнении с таким традиционно "благочестивым" прочтением Библии, которое наполненяет историю чудесами и делают её похожей на сказку. Преимущество выражается прежде всего в том, что, избегая картины "религиозного благочестия", критический подход рисует такую историю, которая в большей мере похожа на обыденную человеческую жизнь, где не заметно гротескного участия Бога и люди подчас далеки от идеала. Верующие же со своей стороны осознают незримое, незаметное присутствие Бога в жизни.

По мнению многих библеистов, книга Иисуса Навина была написана в эпоху плена израильского народа[6]. Хотя основные события этой книги подтверждаются данными археологии, детали повествования в историко-критической перспективе представляют собой творчество авторов, преследующих определенные богословские цели. Прежде всего они хотят утвердить народ в единобожии, отвергая смешение с язычеством как основную причину бедствий. Неприятие язычества соседствует с неприязнью к язычникам как источнику соблазнов уклониться от веры. По-видимому, именно это находит свое отражение в словах об истреблении и изгнании местных народов.

По мнению историков, в реальной истории заселение израильскими племенами ханаанской земли происходило постепенно и не носило характер одной победоносной военной кампании. Израильские племена могли в некоторых случаях вступать в военные противостояния с местными жителями, но в других случаях они мирно соседствовали с ними и даже смешивались. Как отмечает священник Александр Мень в труде по истории религии:

"Книга Иисуса Навина, несомненно, преувеличивает враждебные отношения между израильтянами и туземцами. Это была проекция в прошлое исключительности и нетерпимости, возникшей много позднее"[7].

Можно предположить, что тесты, утверждающие, что никто из жителей определённых мест Ханаана не оставлен в живых, являются таким же преувеличением, как и поэтический оборот речи о том, то, что солнце не заходило, пока не закончилась битва над Гаваоном, и подобные пассажи. Утверждение поголовного истребления заклятых народов должно было внушить страх перед Богом, который дарует победу израильтянам. Таким было представление Бога авторов текста. То же самое касается изгнания (хотя, как показано выше, в некоторых случаях контекст представляется более логичным понимать как истребление).

Вместе с тем, нельзя исключать и того, что в случаях военных побед израильтяне могли проявлять жестокость. Хотя с научной точки зрения невозможно точно определить, в какой мере многие местные жители погибли в таких случаях, как взятие Иерихона, логично рассматривать действия победителей по аналогии с тем, как было принято вести себя в те далёкие времена. Историко-культурный контекст и историко-критический метод прочтения дают возможность понять события, отражённые в тексте,  в виде постепенного процесса богопознания и духовного пути израильского народа. В книге Иисуса Навина народ находится ещё на низшей ступени этого пути.

Развитие сознания и духовный смысл

Введение в книгу Иисуса Навина Брюссельской Библии* объясняет:

"В свете Писаний пророков и Нового Завета грозная непримиримость Иисуса Навина к иноверцам получает чисто духовный смысл. Нравственный уровень людей того времени нельзя отождествлять с пророческой и тем более новозаветной этикой. Поэтому многие рассказы книг отражают представления полудиких кочевников, в сознании которых едва лишь забрезжили простейшие нравственные и религиозные понятия".

Религиозный смысл книги Иисуса Навина, таким образом, сводится не к идее победоносных завоеваний в кровопролитных войнах, а к необходимости прилагать усилия человека в получении даров Бога. В конечном счете Иисус Христос говорит, что обретение Царства Божия требует усилий (Мтф. 11:12). В свете Евангелия земля Ханаана, "обетованная земля", становится символом Царства Божия, куда верующих ведёт Иисус Христос, прообразом которого становится Иисус Навин. Верующие во Христа призываются к духовным битвам и изгнанию проявлений греха из своей души[8]. Таково духовное значение книги Иисуса Навина для христиан.

Послесловие

В качестве послесловия можно задаться вопросами о влиянии понимания библейских текстов на поведение верующих. В частности, можно размышлять о том, в какой мере буквальное прочтение войн Иисуса Навина могло подпитывать нетерпимость христиан, когда они вели религиозные войны и когда преследовали еретиков (да и сейчас, когда испытывают неприязнь к любым отклонениям от ортодоксии). Понятно, что многие исторические события прошлого в немалой мере имели политические причины. Но что лежало в основе мышления людей? Не вера ли в то, что Бог-ревнитель в определённых случаях благословляет насилие? Более того, можно задаться вопросом, не является ли воинствующие атеизм и секуляризм зеркальными отражениями того же самого явления в условиях культуры нетерпимости?

Другое размышление может касаться ислама, где существует понятие джихада. Джихад также может подразумевать духовные войны, но при буквальном понятии джихада как священной войны такая война требует соблюдения строго определённых законов. В частности, Коран запрещает убивать мирных жителей и монахов. Таким образом, принципы ислама в культурно-историческом контексте можно рассматривать шагом вперёд по сравнению с той картиной войн, которую рисуют библейские повествования о "войнах Ягве" в буквальном и некритичном прочтении. Вместе с тем, присутствие в традициях как иудаизма, так и ислама представлений о войнах, угодных Всевышнему, может служить объяснением реальных политических проблем, например, того, почему ближневосточный конфликт никак не может найти своего решения.

Данное послесловие не предназначено для детального обсуждения всех этих тем, а лишь предлагает вопросы для размышления.

Примечание

* Брюссельской Библией называется Библия с комментариями, изданная издательством "Жизнь с Богом", которое существовало в Брюсселе с 1945 по 2000 годы. Первое издание этой Библии было сделано в 1973 году и затем переиздавалось. Комментарии написаны преимущественно священником Александром Менем. Это издание содержало документы католической церкви и имело имприматур церковного руководства. В 2013 году Российское Библейское Общество переиздало Брюссельскую Библию, изменив расположение комментариев и убрав католические документы. Это издание РБО сейчас можно приобретать в магазинах.

Использованные комментарии

[1] Д. В. Щедровицкий. Книга Иисуса Навина: возвращение Израиля и спасение Ханаана. (Главы 5, 6). - М.: Теревинф, 2012

[2] Заклятие как умерщвление животных и людей было старым языческим обычаем. Такой комментарий содержит Брюссельская Библия. Библейский культурно-исторический комментарий неоднократно повторяет утверждение о внебиблейских свидетельствах такой практики в древнем мире у языческих народов (хотя без акцента на том, что израильтяне переняли языческий обычай применительно к своей вере в единого Бога, а не исполняли Его веление).

[3] Толкования Даласской Богословской семинарии  (русс. изд. 1989-1996)

[4] Учение. Пятикнижие Моисеево. Перевод, введение и комментарии И.Ш.Шифмана. М.: Издательство «Республика». 1993

[5] Андрей Десницкий. Комментарии к книге Иисуса Навина для портала "Экзегет" (видео youtube). Аналогичное мнение высказано библеистом в комментарии к 1 Цар. 15:3.

[6] Введение к книге Иисуса Навина в Брюссельской Библии ("Жизнь с Богом", 1973 и послед. изд.)

[7] Александр Мень. История религии. Т. 2: Магизм и Единобожие. - М.: "Слово", 1991. (Цит.: Глава 20 "Земля обетованная", примечание 481).

[8] Введение к книге Иисуса Навина Брюссельской Библии утверждает духовный смысл коротко. Д. В. Щедровицкий тему аллегоризма библейской истории развивает очень подробно.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Телеграм Вконтакте ЖЖ
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное