Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Войны Иисуса Навина в разных подходах к прочтению (ч.1)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 353/2023-04-01

Доброго времени суток. В этом выпуске я предлагаю вашему вниманию новую статью о разных прочтениях книги Иисуса Навина. Точнее, статья посвещена не всей книге, а определённых её пассажам. В этом выпуске будет начало статьи, а продолжение в следующих (как я обычно делаю). 

Войны Иисуса Навина в разных подходах к прочтению

В числе сложных для понимания библейских текстов повествование о войнах Иисуса Навина, тревожащее современного читателя утверждениями в ряде случаев о поголовном истреблении жителей Ханаана, пожалуй, занимает одно из первых мест. Как это понимать? Существуют разные точки зрения по этому вопросу.

Язычество это проблема?

Первая и наименее удовлетворительная из них делает акцент на необходимости уничтожения язычества. Но чем плохо язычество? Неужели нужно буквально понять слова о Боге-ревнителе, который не может терпеть почитания других богов так же, как ревнивый муж не терпит любовников своей жены, и вся суть проблемы состоит в "божественной нетерпимости"?

Здесь мне хотелось бы обратить внимание на то, что христианские апологеты и отцы церкви с похвалой отзывались о языческих мыслителях, которые учили мудрости и добродетели. Иустин Философ писал, что и в варварских народах обретаются "семена логоса" (или же "зёрна истины"). Тех, кто ведёт добродетельную жизнь, он назвал христианами, хотя они не знали христианской религии (Апология 1, 46). Проблемой, таким образом, является не "неправильная вера", а тот образ жизни, который может быть сопряжён с поклонением языческим богам.

Понятно, что никакой единой картины язычества в реальности не существует. Существуют разные культуры и обычаи, а также и разные лица, которые могут находиться на высокой или же низкой ступени духовного развития. По поводу ханаанского общества известно, что там практиковались человеческие и, что особенно вызывает ужас, детские жертвоприношения. Известно также о культах грубой чувственности и о храмовой проституции, которой было посвящено жречество "кедешим". Именно такие формы язычества прежде всего осуждаются в Библии. По мысли библейских авторов, израильтяне должны были не просто завоевать ханаанскую землю, но и очистить её, чтобы не научиться указанным культам от местных жителей. Это выражается в категоричной форме:

"А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию..., как повелел тебе Господь, Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим" (Втор. 20:16-18).

Такое объяснение, связавшее язычеcкую религию в данном случае с крайне "мерзкими" деяниями, помогает понять библейскую неприязнь к язычеству как таковому, но для современного человека оно не является удовлетворительным, если речь идёт о поголовном истреблении народов, что в наше время рассматривается как геноцид.

Изгнание, но не истребление?

Другая трактовка предлагается в ортодоксальном иудаизме. Её же излагает библейский исследователь Д. В. Щедровицкий (взгляды которого можно охарактеризовать как близкие к мессианскому иудаизму, то есть в основных вопросах христианские, хотя и не исключающие традицию иудаизма). Суть этой трактовки состоит в том, что не уничтожать народы, а изгонять их повелел Бог, причём только в том случае, если они не соглашались принять веру в единого Бога и отказаться от языческих культов[1].

В пользу такой трактовки говорят многие библейские тексты, где употребляется слово "изгнание".Например:"…Изгонит Господь все народы сии от лица вашего..." (Втор. 11:23). "Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас…" (Лев. 18:24) и "за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего". (Втор. 18:12). Также похожие по смыслу тексты об изгнании, которые привёл Д. В. Щедровицкий: Исх. 34:11, Иис. Нав. 13:6, 15:14, 17:18. В некоторых других библейских текстах указано, что местные жители не были изгнаны: Иис. Нав. 15:63, 16:10, 17:12–13, Суд. 1:19–33. В Библии содержится также текст, указывающий на то, что процесс завоевания ханаанской земли должен был быть постепенным, а не быстрым, где виден аналогичный смысл слов об изгнании и истреблении: "И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери" (Втор. 7:22).

Языческий обычай

Хотя трактовка об изгнании ханаанских язычников в целом выглядит убедительной в свете приведённых библейских текстов, возникают вопросы о согласовании с теми местами Библии, смысл которых при буквальном прочтении указывает, скорее, на уничтожение местных народов, нежели на изгнание. Такой вопрос возникает, в частности, по поводу приведённого выше стиха: "не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию" (Втор. 20:16-17).

"Город будет под заклятием, и всё, что в нём — Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у неё в доме..." (Иис. Нав. 6:16).

По мнению исследователей, заклятие было языческим обычаем, подразумевавшим посвящение богам захваченных предметов, людей и животных, что в отношении людей и животных подразумевало предание смерти[2]. Израильтяне в этом случае должны были поступать аналогично тому, как поступали язычники. Но мог ли такое указание давать Бог? По этому поводу мнения комментаторов расходятся в зависимости от их подходов и взглядов.

Продолжение следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Телеграм Вконтакте ЖЖ
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное