Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Как писать историю мира? (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 321/2020-09-28

Доброго времени суток. В этом выпуске я предлагаю завершение статьи А. В. Гоманькова "Как писать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение".

Христианский эволюционизм

Как мы уже видели, мысль о возможности согласовать библейское описание творения мира и эволюционистские сценарии истории Земли возникла в православной среде еще в XIX веке, почти сразу после распространения теории Дарвина. К первым попыткам реализовать эту идею можно отнести две апологетические работы, созданные в советский период, — это «Очерки христианской апологетики» Н.Н. Фиолетова[19] и «Апологетика» протоиерея Василия Зеньковского[20]. Позже эта апологетическая традиция была продолжена и развита протоиереем Николаем Ивановым[21] и митрополитом Ярославским Иоанном (Вендландом)[22], геологом по образованию. 

В течение всего советского периода в России жили и работали православные ученые-естествоиспытатели, которые стремились осмыслить, с одной стороны, свою профессиональную деятельность в свете православной веры, а с другой стороны — Откровение в свете последних данных своей науки. Одним из наиболее ярких представителей этого направления мысли был протоиерей Глеб Каледа ( 1921–1994) — профессор геологии, тайно принявший священный сан в 1972 году, а с 1991 года — заведующий сектором просвещения и катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. 

Работы о. Глеба и его единомышленников, конечно, не могли быть опубликованы в СССР и впервые увидели свет в сборнике статей «Той повеле, и создашася», изданном в 1999 году [23]. 

Общая концепция православного эволюционизма может быть выражена в следующих тезисах. 

 

  • Первая глава Книги Бытия написана в жанре исторической хроники.

 

Она содержит описание (естественно, неполное) событий, действительно имевших место в истории, причем порядок изложения этих событий, по крайней мере в общих чертах, совпадает с реальным историческим порядком самих событий.

  • Эмпирический мир, исследуемый наукой, есть Божие творение. Он несет на себе как бы «отпечаток» своего Творца и, следовательно, должен рассматриваться как одна из форм Откровения, данного нам Богом (ср.: Рим. 1, 19–20). Перед христианской наукой стоит задача согласования библейского повествования с современными научными данными. Эта задача является по существу своему герменевтической, т.е. задачей по согласованию разных частей Откровения. Она аналогична задаче по согласованию друг с другом разных частей Священного Писания.
  • Творение различных таксонов живых организмов не было творением из ничего (ex nihilo). Бог творил одни таксоны из других. Этот процесс может быть описан натуралистами как эволюция и богословами как творение.
  • Этот процесс творения-эволюции был очень медленным. Время, прошедшее от начала мира до сотворения человека, было во много раз более долгим, чем вся последующая история человечества. Так что «дни» Творения, о которых говорится в первой главе Книги Бытия, не являются астрономическими сутками, но должны интерпретироваться как интервалы времени неопределенной (и, возможно, различной) продолжительности.
  • Смерть животных и растений существовала на Земле до появления человека и, следовательно, до грехопадения. Она была совершенно естественным феноменом и не должна рассматриваться как проявление несовершенства мира, сотворенного Богом. 

Последний тезис нуждается, вероятно, в более подробном рассмотрении, так как именно он является в настоящее время предметом наиболее оживленной дискуссии между христианскими эволюционистами, креационистами и альтеристами (наиболее полное изложение эволюционистских взглядов на проблему можно найти в статье диакона Андрея Кураева «Может ли православный быть эволюционистом?» [25], а также в статье автора[26]). 

Для доказательства того, что смерть появилась на Земле лишь в результате грехопадения первых людей, часто цитируют слова апостола Павла: Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть… (Рим. 5, 12). Но если рассматривать эту фразу в контексте (от начала цитируемого двенадцатого стиха до конца пятой главы), то станет ясно, что речь в ней идет вовсе не о природном физическом мире, а о мире только человеческом, мире как синониме слова «человечество», том мире, который в качестве ответа на вопрос «где?» образует форму «в миру», а не «в мире». Таким образом, цитирование Рим. 5, 12 в связи с темой смертности живых организмов есть неправильное истолкование слов апостола Павла, который в данном пассаже имел в виду смерть одних только людей, а не животных. Смертность животных и растений, обуславливавшая смену поколений и тем самым — процесс развития (замену старого новым), была совершенно естественным атрибутом «хорошего весьма» Божиего мира и так же, как все остальные его атрибуты, должна рассматриваться как благо. 

Нам трудно понять это, потому что в лице своих прародителей мы вкусили плод от дерева познания добра и зла, в результате чего у нас сформировались свои собственные (отличные от божественных) представления о том, «что такое “хорошо” и что такое “плохо”», и мир, прекрасный в глазах Бога (И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма — Быт. 1, 31), стал казаться нам ужасным. Тем не менее именно такое видение смерти животных оказывается единственно возможным при попытке согласования данных палеонтологической летописи с текстом Книги Бытия. 

Хотя все христианские эволюционисты признают, что эволюция живых организмов есть факт, доказанный наукой, однако в качестве наилучшего соответствия христианскому мировоззрению могут рассматриваться различные эволюционные теории. 

Так, вслед за Н.Н. Фиолетовым [27] и благодаря традиционной связи дарвинизма с коммунистической идеологией, большинство христианских эволюционистов принимают в качестве основы своего дискурса теорию номогенеза, предложенную Л.С. Бергом в 1922 году [28]. (Берг считал, что эволюция протекает на основе жестких закономерностей, и тем самым противопоставлял свою теорию дарвинизму, рассматривающему эволюцию как случайный процесс.) Однако в рамках православного эволюционизма также существуют представления, согласно которым христианской идее творения лучше всего соответствует синтетическая теория эволюции (неодарвинизм). 

В настоящее время достигнуто согласование библейского и научного описаний истории мира, хотя имеется ряд противоречий. Так, с научной точки зрения кажется невозможным существование зеленых растений при отсутствии Солнца (ср.: Быт. 1, 11– 19). Птицы, созданные в течение пятого «дня» Творения (Быт. 1, 20–23), согласно палеонтологическим данным, появились на Земле заведомо позже, чем «гады земные» (Быт. 1, 24–25), как бы мы ни интерпретировали «птиц» и «гадов». Но подобные противоречия рассматриваются христианскими эволюционистами как несущественные и не могут быть основанием для отвержения одного из описаний как неистинного, но служат для нас стимулом для более глубокого изучения как природы, так и Священного Писания. [Конец статьи].

Это была точка зрения православного антрополога. Я не предлагаю принимать все изложенные тезисы как истину в последней инстанции. Однако, это хорошая пища для размышления ищущему человеку, особенно, если он образован и имеет вопросы об отношениях науки и религии. Возможно, автор оборвал повествование на этой ноте, чтоб побудить читателя к дальнейшим поискам. По крайней мере, мне известны возможности согласования указанных расхождений между текстом Библии и данными науки. Но об этом, как и в целом о трактовках текста о сотворении, стоит написать отдельную статью. Возможно, я попытаюсь это сделать в перспективе.  

ПРИМЕЧАНИЯ 

1 Толстой А.К. Послание к М.Н. Лонгинову о дарвинисме // А.К. Толстой, Я.П. Полонский, А.Н. Апухтин. Избранное. М.: Московский рабочий, 1983. С. 117–120. 

2 Там же. С. 118. 

3 Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999; Гоманьков А.В. Идея эволюции в палеонтологии и в Священном Писании // Наука и вера: Материалы научных семинаров, 2003. Вып. 

4 Франк С.Л. Религия и наука. 2-е изд. Франкфурт-на Майне: Посев, 1967. 

5 Гальбиатти Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет) [пер. с ит.]. Милан; М.: Христианская Россия, 1992; Кюнг Г. Начало всех вещей. Естествознание и религия [пер. с нем.]. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2007. 

6. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2003. С. 33–49; Гоманьков А. Священная история как наука и идеология // Наука и вера. Вып. 7: Материалы международной научной конференции «Наука, идеология, религия». СПб.: Институт Высшая религиозно-философская школа, 2005. С. 74–80; Гоманьков А.В. Битва в пути (креационизм и естествознание) // Христианство и наука: Сб. докладов конференции. М.: РУДН, 2008. С. 113–145. 

6 Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию [пер. с англ.]. СПб.: Свѣтословъ, 1997; Серафим (Роуз), свящ. Православное святоотеческое понимание Книги Бытия [пер. с англ.]. М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1998. 

7 Академии наук против креационизма // В защиту науки. Бюллетень № 6. М.: Наука, 2009. С. 35–41. 

8 Серафим (Роуз), свящ. Православное святоотеческое понимание Книги Бытия. С.10. 

9 Там же. 

10 Там же. С. 32. 

11 Константин Буфеев, свящ. Ересь эволюционизма // Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении. М.: Паломник, 2000. С. 151–232. 

12 Там же. 

13 См., напр.: Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие [пер. с новогреч.]. М.: Центр по изучению религий, 1992. 

14 Тимофей, свящ. Православное мировоззрение и современное естествознание. Уроки креационной науки в старших классах средней школы. М.: Паломник, 1998; Тимофей, свящ. Две космогонии. Эволюционная теория в свете святоотеческого учения и аргументов креационной науки. М.: Паломник, 1999; Лаломов А. Пешком в прошлое, или Прогулка по залам Палеонтологического музея // Божественное Откровение и современная наука. Альманах: Вып. 2. М.: Храм пророка Даниила на Кантемировской, 2005. С. 155–174. 

15 Гоманьков А.В. Битва в пути (креационизм и естествознание) // Христианство и наука: Сб. докладов конференции. М.: РУДН, 2008. С. 113–145.

16 Лаломов А. Пешком в прошлое, или Прогулка по залам Палеонтологического музея. 

17 Василий (Родзянко). еп. Теория распада Вселенной и вера Отцов. Каппадокийское богословие — ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века. М.: Паломник, 1996. 

18 Более подробный разбор концепции альтеризма см. в ст.: Гоманьков А.В. Идея эволюции в палеонтологии и в Священном Писании // Наука и вера: Материалы научных семинаров, 2003. Вып. 6. СПб.: Высшая религиозно-философская школа. С. 33–49. 

19 Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1992. 

20 Зеньковский В., прот. . Апологетика. Рига: Рижская епархия, 1992. 

21 Иванов Николай, прот. И сказал Бог… Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1–5). Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1997. 

22 Иоанн (Вендланд), митр. Библия и эволюция. Ярославль, 1998. 

23 Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. Клин: Фонд «Христинская жизнь», 1999. 

24 Более подробно см.: Цыпин Леонид, свящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. Киев: Пролог, 2005. 

25 Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. 

26 Гоманьков А.В. Идея эволюции в палеонтологии и в Священном Писании. 

27 Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики.  28 Берг Л.С. Номогенез, или Эволюция на основе закономерностей // Берг Л.С. Труды по теории эволюции. 1922–1930. Л.: Наука, 1977. С. 95–311.  Журнал Московской Патриархии, сентябрь, 2010 г. 

 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное