Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Как писать историю мира? (часть 1)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 317/2020-09-24

Доброго времени суток. Хочу предложить вашему вниманию встретившуюся мне в интернете и показавшуюся интересной статью православного палеонтолога А. В. Гоманькова "Как писать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение" (издана в Журнале Московской патриархии, перепечатана в издании Православие и мир, 28 сентября 2010 г.). Автор статьи излагает разные точки зрения на творение и эволюцию, при этом выражая свое личное представление по тем или иным вопросам. Вероятно, моя личная точка зрения может не во всем всегда совпадать с его позицией, однако, статья познавательная и полезная. Кроме того, я, как и он, поддерживаю теистический эволюционизм. Возможно, в дальнейшем я напишу свою статью на тему совмещения эволюционизма с религией и современных подходов к чтению книги Бытия о сотворении. Итак, далее текст статьи Гоманькова (статью я разделю на части, как обычно, для удобства, поскольку думаю, что недлинные письма проще прочитать).

Как писать историю мира? 

В прошлом году во всем мире широко отмечалось 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина и 150-летие выхода его главного труда «Происхождение видов путем естественного отбора». Этот юбилей вызвал оживление интереса к эволюционному учению и, в частности, с новой остротой поставил вопрос об отношении к нему православия. 

Чарльз Дарвин не был автором ни самого понятия «эволюции организмов» (в биологию слово «эволюция» было принесено еще в XVII веке М.Хейлом), ни даже первой эволюционной теории (в начале XIX века достаточно последовательная теория эволюции была предложена Ж.-Б. Ламарком), но именно благодаря Дарвину теория эволюции стала предметом интереса широкой публики. Одним из наиболее важных аспектов обсуждения почти сразу стал христианский контекст, ибо многим современникам Дарвина — как христианам, так и противникам христианства — казалось, что его теория противоречит основным положениям христианского вероучения. Многие принципиальные позиции, сформулированные вскоре после публикации его трудов, в той или иной форме продолжают существовать до сего дня. 

Православные христиане с самого начала дискуссии не стояли в стороне от нее. Замечательное юмористическое стихотворение А.К. Толстого «Послание к М.Н. Лонгинову о дарвинисме»[1], написанное в 1872 году, может служить хорошей иллюстрацией того «кипения страстей» вокруг трудов Дарвина, которое имело место в России в те времена. Лонгинов был цензором, который пытался запретить издание в России книги Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», и Толстой, показывая бесплодность подобной борьбы против науки, описывает три основных подхода к отношениям науки и христианства. 

Первый из них — Толстой называет его «нигилизмом» — представляет собой атеизм, заявляющий, что наука доказала отсутствие Бога. Конечно, такая точка зрения не имеет в виду реальную науку, в том числе и теорию Дарвина, и Толстой предостерегает Лонгинова против отождествления научного и атеистического типов мышления. Подобное отождествление характерно также и для второй принципиальной позиции, которую можно считать идентичной современному креационизму. Соглашаясь с существованием непримиримого противоречия между наукой и религией, креационисты (в отличие от атеистов) принимают сторону религии в этом мнимом столкновении и стараются опровергнуть результаты научных исследований. Третья концепция — которую можно назвать христианским эволюционизмом и сторонником которой был сам Толстой, глубоко верующий православный христианин, — утверждает отсутствие существенных противоречий между научным и библейским описанием истории Земли. Теория эволюции, согласно этой концепции, описывает «способ, как творил Создатель, что считал Он боле кстати» [2]. 

В Советском Союзе «научный» атеизм был частью официальной идеологии, а дарвиновская теория эволюции рассматривалась как один из наиболее «ударных» аргументов в его поддержку. В этих условиях любые мнения по поводу отношений между наукой (в том числе теорией биологической эволюции) и религией, которые расходились с официальной точкой зрения, не имели никаких шансов на публичное выражение и могли развиваться лишь подпольно или за рубежом. 

С момента падения коммунистической системы в 1990-х годах проблема биологической эволюции находится в центре интенсивной дискуссии, которая выглядит как настоящая война мнений, кажущихся непримиримыми. 

Принимая в течение последних двадцати лет довольно активное участие в этой «войне»[3], я выработал некую классификацию тех направлений мысли, с которыми мне приходилось сталкиваться. Эта классификация излагается ниже, и она кажется мне удобной для ориентирования в рассматриваемом «бурном море мысли». При этом названия, которыми я обозначил каждое из течений, являются вполне условными. Но важно, что очерченные концепции реально существуют. 

Фабулизм

Понятно, что атеизм не предполагает a priori никакой истины, стоящей за библейским текстом. Большинство современных атеистов рассматривают Книгу Бытия как собрание мифов, в том числе космогонических, отражающих представления древних евреев о происхождении и устройстве Вселенной и неизбежно фантастических, то есть имеющих мало общего с той картиной действительности, которая раскрывается в научном познании. 

Вместе с тем представление о том, что библейское повествование о сотворении мира не содержит в себе исторической истины, существует и в современном христианстве. Концепция эта может быть названа «фабулизмом» (от лат. fabula — басня, сказка), ибо она рассматривает Шестоднев как своего рода нравоучительную басню. 

Своими корнями фабулизм восходит к представлению о принципиальной разнородности научного и религиозного отношения к миру, которое было сформулировано еще в 1920-е годы православным философом С.Л. Франком [4]. Согласно Франку, религия и наука не нуждаются во взаимном согласовании, поскольку они не имеют друг с другом ничего общего, их «предметы рассмотрения» совершенно различны и, образно говоря, нигде не пересекаются. В настоящее время эта идея применительно к толкованию Книги Бытия развивается в основном католическими богословами5, хотя мне доводилось слышать подобное мнение и от людей, исповедующих православие. 

Сторонники фабулизма утверждают, что в намерения Бытописателя не входило сообщать читателям какие-либо сведения из истории Земли и происхождения жизни на ней (точно так же, например, как И.А. Крылов не утверждал, что события, описанные им в басне «Ворона и Лисица», действительно имели место в истории) и, таким образом, единственный смысл Шестоднева — нравоучительный: из библейского повествования читатели должны усвоить лишь то, что все видимое ими есть Божие творение, и прославлять Бога за это творческое деяние. 

Можно заметить, однако, что подобное «внеисторическое» толкование Книги Бытия не соответствует православной традиции. Бог открывает Себя в истории — таков один из очевидных принципов православного богословия, который естественно порождает концепцию «Священной истории» как области знания, подлежащей ведению и религии, и науки (поскольку история есть наука). С XIX века Священная история рассматривается как обязательная составная часть систематического православного богословского образования всех уровней — от школьных учебников по Закону Божию до курсов, читаемых в духовных академиях. Книга Бытия в рамках традиции православной экзегетики всегда рассматривалась как книга, написанная в жанре исторической хроники (а отнюдь не басни), то есть излагающая Откровение, преподанное нам через события, которые действительно имели место в истории. И если основная ее часть касается истории человечества, то первая глава имеет общий предмет с «естественной историей», порождая необходимость сопоставления с истинами, добытыми науками естественно-исторического цикла: космологией, геологией, палеонтологией. 

Продолжение следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное