Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Как писать историю мира? (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 319/2020-09-25

Доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию продолжение статьи А. В. Гоманькова "Как писать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение". 

Креационизм

Сейчас уже трудно сказать, кто был первым креационистом. Во второй половине ХХ века несколько важных работ были написаны о. Серафимом (Роузом) — православным иеромонахом, жившим в США6. В 1980-х годах креационистская литература, представленная, главным образом, работами американских протестантских фундаменталистов — Г.Морриса, Т.Хайнца и др., начала понемногу проникать в Россию. А с 1990-х годов начали появляться оригинальные работы русских православных креационистов — в основном как реакция на «атеистический дарвинизм», насаждавшийся в предшествующие годы. На вопрос «Наука или религия?» в рамках коммунистической пропаганды православные верующие отвечали «Религия!», заявляя этим ответом о своей оппозиции официальному атеизму и не замечая, что сама постановка вопроса была порочной (ибо подлинное научное исследование тварного мира не может вступать в противоречие с верой в его Творца). Сегодня креационизм переживает время расцвета. Православные креационисты публикуют большое количество разнообразной литературы, проявляют значительную активность на разного рода конференциях, а также в интернете. 

Во всем мире происходит борьба между «нормальной» научной биологией и креационизмом за влияние в сфере школьного образования.  В 2004 году итальянское правительство во главе с С.Берлускони попыталось запретить преподавание эволюционной теории в средней школе, но потерпело неудачу.

В июне 2006 года академии наук из шестидесяти семи стран мира приняли декларацию о необходимости изучения в школе теории эволюции [7]. Парламентская ассамблея Совета Европы в октябре 2007 года приняла резолюцию № 1580 «Опасность креационизма для образования». В мае 2009 года Российская академия наук присоединилась к заявлению шестидесяти семи академий, хотя в итоговом решении Общего собрания РАН резолюция № 1580 не упоминалась. И если в Западной Европе преподавание креационизма вместо «нормальной» биологии в средней школе только обсуждается, то в России его уже преподают в ряде школ. 

Если попытаться выделить некую общую «платформу» сторонников креационизма, то легко увидеть, что их взгляды носят чисто негативный характер. По существу их позиция сводится к отрицанию эволюционного процесса. Согласно взглядам креационистов, Бог очень быстро (почти мгновенно) создал Вселенную, которая с тех пор пребывает неизменной. А все научные доказательства, подтверждающие существование эволюции, являются ложными и должны быть опровергнуты (именно поэтому креационизм должен рассматриваться как учение антинаучное). На вопрос: «А что же все-таки было, если не было эволюции?» — креационисты отвечают по-разному, нередко противореча друг другу. Например, с одной стороны, они отрицают возможность происхождения жизни из неорганической материи, а с другой — возможность происхождения человека от каких-либо животных предков. Соединение этих двух положений порождает парадоксальную ситуацию: получается, что Бог мог создать из глины человека, а бактерию — не мог. Однако сами креационисты как бы не замечают данного противоречия и никогда даже не упоминают о его существовании. 

Непродуманность и внутренняя противоречивость креационистской концепции особенно наглядно проявляется, если вопрос о существовании биологической эволюции поставить именно так, как его сформулировал Дарвин в заголовке своего главного труда — «Происхождение видов». 

Достаточно типичным представляется следующий диалог между эволюционистом и креационистом. 

Эволюционист (Э.): Откуда взялись все те виды живых существ, которые мы во множестве видим вокруг себя? 

Креационист (К.): Их сотворил Бог. 

Э.: Из чего Он их сотворил? 

Ответить на этот вопрос «из ничего» креационистам препятствует свидетельство Священного Писания, где о человеке, например, прямо говорится, что он был сотворен Богом из праха земного (Быт. 2, 7), поэтому продолжение диалога выглядит, как правило, примерно так: 

К.: Я не знаю, из чего Бог сотворил виды, но точно знаю, что не из других видов. 

Э.: Но как вы можете утверждать это, если вы не знаете, как происходил процесс творения?  Различные ответы на этот вопрос, которые можно найти в креационистской литературе, позволяют выделить в православном креационизме два разных направления. Одно из них условно может быть названо «патрологическим», а другое — «научным». 

«Патрологический» креационизм

Иеромонаха Серафима (Роуза) можно назвать в качестве первого и наиболее типичного представителя «патрологического» креационизма. Его аргументация сводится по существу к следующему утверждению: «Эволюции не было, потому что ее существование отрицалось святыми отцами». 

«Мы не должны, — пишет он [8], — спешить предлагать наши собственные объяснения “трудных” мест (Священного Писания. — А.Г.), но должны сперва попытаться ближе ознакомиться с тем, что святые отцы говорили об этих местах, сознавая, что они имеют духовную мудрость, которой мы лишены». 

Следует, однако, помнить, что большинство святых отцов жили задолго до того времени, когда идея эволюции стала предметом христианской мысли. Поэтому те места из их творений, которые могут быть привлечены для толкования Священного Писания в связи с темой эволюции, могут оказаться еще более трудными для понимания, чем те «трудные» места Библии, которые о. Серафим собирается с их помощью толковать. Святоотеческие тексты, таким образом, сами нуждаются в толковании, которое может быть, вообще говоря, совсем не однозначным. О. Серафим полностью игнорирует этот факт. Так, например, он сам приводит цитаты из свт. Афанасия Великого и свт. Григория Нисского, которые указывают на существование эволюции. Говоря о том, что под сотворением «из праха земного» можно понимать вполне «естественный» процесс рождения, присущий всем живым организмам, свт. Афанасий пишет: «Первозданный человек был сотворен из праха, как и любой другой; и рука, создавшая тогда Адама, творит и всех тех, кто приходит после него»[9]. 

Свт. Григорий Нисский в сочинении «Об устроении человека» прямо указывает, что «…природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков жизни, делает путь восхождения от самого малого к совершенному»[10]. О. Серафим, однако, перетолковывает эти слова святых отцов, пользуясь другими цитатами, вроде бы свидетельствующими против существования эволюции. Но если такое толкование считается возможным, то почему невозможно толкование «в другую сторону», то есть перетолковывание цитат второй группы на основе цитат первой группы? Ответ на этот вопрос невозможно найти в работах «патрологических» креационистов. Тем не менее они претендуют на то, что являются единственными носителями православной традиции («наследия святых отцов»), и отказывают сторонникам иных взглядов в праве называться православными христианами, вплоть до отлучения их от Церкви [11]. 

В отношении науки (которая, как известно, доказывает свои положения и потому не допускает, чтобы ее полностью игнорировали) «патрологические» креационисты исповедуют теорию, близкую к «теории омфалоса», предложенной английским натуралистом Ф.Госсе в 1857 году. Свящ. Константин Буфеев, один из ведущих современных православных креационистов, называет ее «теорией снежка»[12]. 

Представим себе, говорит он, мальчика, который бросает снежок. Наблюдая какой-либо фрагмент траектории этого снежка, мы можем путем расчетов, основанных на законах механики, экстраполировать ее как угодно далеко назад. Но на самом деле в определенной точке этой вычисленной траектории стоит мальчик, который и является подлинной причиной рассматриваемого движения. Поэтому реальная история снежка до этой точки будет совсем другой, чем та, которую мы рассчитали на основании наблюдаемого фрагмента его траектории. То же самое можно сказать об истории всего мира. В определенной точке этой истории имел место акт творения, и это обстоятельство делает некорректными все научные реконструкции далекого прошлого. Например, если мы наблюдаем галактику, отстоящую от нас на 10 млрд световых лет, то это не значит, что она возникла 10 млрд лет назад. Бог создал ее лишь 7500 лет назад, но при этом заполнил все пространство между ней и нами светом, который, как кажется, исходит от нее, но в действительности по своему происхождению не имеет с ней ничего общего. 

Следствием этой теории является вера в то, что мир лжив и создает иллюзии в умах людей, которые его изучают. Конечно, такую веру трудно совместить со свидетельством Книги Бытия о том, что мир, созданный Богом, был хорош весьма (Быт. 1, 31). Вероятно, в силу этого большую популярность среди креационистов получила модификация «теории снежка», предложенная генетиком А.И. Ивановым, который переносит «точку лживости» (то есть ту точку, за которой любые исторические реконструкции становятся неверными) с момента творения на момент грехопадения. Именно в момент грехопадения первых людей, согласно Иванову, в природе мгновенно и чудесным образом возникли все те феномены, которые ныне рассматриваются как следы длительной эволюции Земли и всей Вселенной в целом. Так, например, динозавры никогда не существовали на Земле в качестве живых организмов, а их кости возникли в земной коре (мгновенно и «из ничего») при грехопадении сразу в виде окаменелостей. 

Хотя такой концепции нельзя отказать в логичности, она по существу отрицает ценность всякого научного исследования, что противоречит и церковной традиции, рассматривавшей изучение природы как путь приближения к Богу [13], и словам апостола Павла: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… (Рим. 1, 20). 

Продолжение следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное