Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Взгляды на аборт в истории христианства (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 252/2017-09-21

Доброго времени суток. Предлагаю третью часть статьи об истории отношения к абортам в христианстве. 

Аборт в эпоху современности
Современные дискуссии об абортах

В эпоху современности в общественном сознании произошли многие культурные перемены, которые включали в себя, в частности, рост социального статуса женщины и ее независимости, значительное усиление личной автономии самой по себе. Возникло понятие репродуктивной свободы как права, придающего большее значение вопросам, связанным со здоровьем и неприкосновенностью частной жизни, чем вопросу морального статуса плода[10]. Хотя репродуктивные права в международных документах носят необязательный характер[21], а право на аборт не вошло в число общепринятых норм прав человека[22], для многих в обществе развитых стран мира право на безопасный аборт как элемент репродуктивных прав стало важной частью повестки защиты прав женщин.

Общественные перемены породили острые дискуссии об абортах. Фактически одно из ключевых мест в этих дискуссиях стала занимать дилемма о том, что важнее: право на жизнь эмбриона, который должен родиться человеком, или право женщины распоряжаться своим телом и своей жизнью самостоятельно. В христианской традиции исторически была укоренена идея о том, что плод не является просто частью тела матери. Эта традиционная позиция усилилась биологическими и медицинскими открытиями о раннем развитии плода[10] и легла в основу движения за право на жизнь эмбриона (движения, называемого «пролайф» от английского pro-life — «за жизнь»).

Вместе с этим, возможности пренатальной диагностики серьезных генетических и других патологий плода поставили новые моральные вопросы, касающиеся допустимости совершения аборта, который может быть понят в интересах самого плода. Эта проблема была усилена открытием того, что высокая пропорция оплодотворенных яйцеклеток самопроизвольно абортируется в ранней беременности, часто в следствие хромосомных аномалий. Такая природная расточительность зачатой жизни в определенной мере ослабила представление о том, что человеческая душа появляется во время оплодотворения[10].

Неопределенность времени «одушевления», которую показала история христианского богословия, или же неопределенность того момента, когда эмбрион можно считать человеком, стала аргументом для некоторой части протестантов, допускающих существование определенных обстоятельств, при которых аборт можно рассматривать приемлемым, либо воспринимать как «меньшее зло»[23]. Протестанты стали смягчать отношение к абортам, особенно, на ранних сроках беременности, если они были совершены в определенных сложных обстоятельствах, которые разные протестанты определяли по-разному.

Вместе с этим, сама по себе тема о времени «одушевления» эмбриона в эпоху современности перестала быть значимой[10]: современное общество стало мыслить в совсем других категориях, а традиционные церкви перестали использовать аргумент присутствия человеческой души против абортов, обратившись к аргументу в другой терминологии, о том, что во время зачатия возникает человеческая жизнь.

Открытие теории эволюции способствовало понижению морального статуса плода. Ряд современных авторов развили теории, в которых статус плода рассматривался в зависимости от таких свойств, как чувствительность, желания, разумность, самоосознание, возможность действий и отношений. Поскольку плод имеет мало таких свойств, и эмбрион не имеет их вообще на ранних стадиях после зачатия, ряд авторов стали рассматривать ранний аборт как непроблематичный с моральной точки зрения, а поздний аборт как худший случай. Но некоторые авторы сравнивали поздний аборт с убийством животного[10].

Авторы, выражавшие христианскую традицию или солидарные с ней, ответили на такие теории развитием мысли о потенциальных свойствах плода, которых фактически нет, но развитие которых в нем заложено, что придает человеческому плоду большую моральную значимость, чем животному. В конечном итоге современные дискуссии об абортах сосредоточились на традиционном вопросе, подобен ли аборт убийству человеческого существа[10].

Позиции современных церквей

В современном христианстве нет общей позиции по абортам. Официальные документы католической церкви избегают определения того момента, когда зародыш становится человеком[24]. Современное католическое учение утверждает, что зачатие дает начало человеческой жизни, и идентичность человека содержится уже в зародыше[25]. Катехизис католической церкви говорит о необходимости уважения и защиты человеческой жизни, начиная с зачатия, и о том, что к зародышу нужно относиться так же, как (по-латыни tamquam: «как, «как будто», «словно») к человеческой личности. Католическая церковь настаивает, что эмбрион должен обладать такими же правами, как личность, начиная с права на жизнь[26].

Официальное учение католической церкви не делает никаких исключений из запрета абортов, включая такие случаи, когда беременность представляет собой угрозу жизни женщины. В 1886 году папа Лев XIII запретил любые медицинские действия по удалению плода, даже если они необходимы для спасения жизни женщины[2][13]. В 1930 году папа Пий XI исключил применение абортов для спасения жизни женщины[27]. Время от времени католичество сотрясают скандалы, связанные с ригоризмом такого учения об абортах, особенно, когда это касается столь экстренных случаев[28]. Согласно социологическим исследованиям, очень многие католики не согласны с учением церкви о том, что аборты должны быть запрещены во всех случаях[29].

Позиция современных православных церквей во многом аналогична католической. Православные церкви в общем случае осуждают аборты, приравнивая их к убийству. Однако, современные документы ряда православных церквей содержат более мягкую риторику, когда речь идет об экстренных случаях, особенно, таких как угроза жизни матери. В таких случаях православные заявления говорят о необходимости проявлять снисхождение[30]. Православные церкви в основном неодобрительно относятся к абортам, сделанным по причине патологии плода. Однако, отдельные православные священнослужители могут иметь более мягкое отношение к абортам в подобных случаях. Так, английский епископ Русской православной церкви митрополит Антоний Сурожский допускал совершение абортов из-за серьезной патологии плода[31][32]. Православные церкви в целом не одобряют аборты после изнасилований и аборты по экономическим причинам. В случае нежелания матери или невозможности растить ребенка православные предлагают отдать его на усыновление в качестве альтернативы аборту.

Протестантские церкви сильно разделены по вопросу аборта[33][34]. Многие протестантские церкви признают возможность введения исключений, при которых аборты допустимы. К числу таких исключений чаще всего относят угрозу жизни матери. Также нередко в число исключений включают тяжелую патологию плода, случаи изнасилования и инцеста, но наиболее консервативные протестанты таких исключений не допускают. Более либеральные протестанты признают, что женщины могут переживать нежелание родить ребенка в ряде других ситуаций, обоснованных объективными причинами, но призывают женщин принимать решение об аборте только в крайних случаях. Либеральные церкви считают проблематичным защиту прав эмбриона вопреки права выбора женщины, которая должна нести тяготы беременности и родов, а также заботиться о ребенке после рождения. С точки зрения либеральных церквей, невозможно заставить женщину идти на жертвы против ее воли, но можно стараться обеспечить такие условия, при которых женщина захочет родить. Либеральные церкви приветствуют легализацию абортов, ссылаясь на то, что законодательный запрет не решает проблему, но женщины подвергают свои здоровье и жизнь опасности, совершая нелегально небезопасные аборты. В протестантизме широко распространено мнение, что, если аборты в каких-либо случаях допустимы, то предпочтительно делать их на ранних сроках беременности, а на поздних — только в самых экстренных случаях, таких как угроза жизни женщины или тяжелая патология плода.

(Подробно тема о современном отношении различных христиан к абортам будет описана в отдельной статье. Также планируется отдельная статья о католичестве по этой теме, а затем, конечно, отдельный разбор взглядов в других религиях).

Список использованной литературы
[1] Brian Clowes. Chapter 9: Catholic Church Teachings on Abortion: Early Teachings of the Church / The Facts of Life: An Authoritative Guide to Life & Family Issues. — Human Life Intl, 1997
[2] Roman Catholicism and abortion access: Pagan & Christian beliefs 400 BCE -1980 CE. (Ontario Consultants on Religious Tolerance)
[3] Elsakkers, M.J. Chapter 2: Early Christian views on abortion / Reading between the lines: Old Germanic and early Christian views on abortion. — Amsterdam Institute for Humanities Research, 2010
[4] Евгений Кадосов. Человеческий зародыш на ранней стадии. Богословское осмысление (Портал Кредо)
[5] Odd Magne Bakke. When Children Became People: The Birth of Childhood in Early Christianity. — Fortress Press, 2007
[6] Johannes M. Röskamp, Christian Perspectives on Abortion-Legislation In Past And Present. — GRIN Verlag 2005
[7] Michael J. Gorman, Abortion and the Early Church: Christian, Jewish and Pagan Attitudes in the Greco-Roman World . — WIPF & Stock Publishers 1998. p. 77
[8] Helga Kuhse, Peter Singer. A Companion to Bioethics. — Wiley, 2001
[9] Kristin Luker. Abortion and the Politics of Motherhood. — University of California Press, 1985
[10] Peter Millikan. Abortian / Adrian Hastings, Alistair Mason, Hugh Pyper. The Oxford Companion to Christian Thought. — Oxford University Press, 2000
[11] Климик И. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша (Портал Богослов.Ru, 6 мая 2011)
[12] William Petersen. From Persons to People. — Transaction Publishers, 2002, p. 114
[13] Roman Catholicism and abortion access Overview: Evolution of Roman Catholic positions on abortion. (Ontario Consultants on Religious Tolerance)
[14] Jean Reith Schroedel. Is the Fetus a Person? — Cornell University Press, 2000, p. 19
[15] David Bohr. Catholic Moral Tradition: «In Christ, a New Creation». — Our Sunday Visitor Publishing, 1999, p. 293
[16] Michèle Goyens, Pieter de Leemans, An Smets. Science Translated: Latin and Vernacular Translations of Scientific Treatises in Medieval Europe. — Leuven University Press, 2008, pp. 390-396
[17] Johnstone, Brian V. (March 2005). «Early Abortion: Venial or Mortal Sin?». Irish Theological Quarterly. 70 (1): 60
[18] Charles Coppens. Abortion. Catholic Encyclopedia 1907
[19] Maguire, Daniel C. Sacred rights: the case for contraception and abortion in world religions. Oxford University Press, 2012. p. 88
[20] Kathleen Sweeney. The Protestant Churches on Abortion: Complex, Contradictory, and Challenging. (National Right to Life)
[21] Репродуктивные права упоминаются в необязательных к исполнению документах (Воззвание Тегеранской конференции 1968 г., Каирская программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию 1994 г., Пекинская декларация и программа действий Четвертой всемирной конференции по положению женщин 1995 г., Джокьякартские принципы 2006 г.). Подробнее см. Reproductive rights в англоязычной википедии.
[22] Понятие права на аборт является спорным с точки зрения общепринятых международных обязательств. Всемирная организация здравоохранения называет право на безопасный аборт фундаментальным правом женщин, но не существует международных соглашений, которые прямо утверждают право на аборт. В 2005 г. Комитет ООН по правам человека подтвердил право женщины из Перу на аборт при наличии у плода тяжелой и, как правило, смертельной аномалии. В 2016 г. Комитет ООН по правам человека сделал вывод о том, что законы Ирландии нарушают Международный пакт о гражданских и политических правах, запрещая аборт в случае смертельных аномалий плода (Mellet v Ireland). Но эти случаи относятся к числу экстренных. Европейский Суд по правам человека принял решение о том, что Европейская конвенция по правам человека не включает в себя право на аборт (A, B and C v Ireland, 2010).
[23] Marian Rengel. Encyclopedia of Birth Control. — Greenwood, 2000. P. 182
[24] New Catholic Encyclopedia, Abortion II, p.29, Col 1.
[25] Instruction Donum vitae of the Congregation for the Doctrine of the Faith (22.02.1987)
[26] Катехизис католической церкви, 2270, 2274, 2273
[27] Aaron Mackler R. Intriduction to Jewish and Catholic Bioethics: A Comparative Analisys. — Washington: Georgetown Univesity Press, 2003. p. 123
[28] Roman Catholicism and abortion access Cases where Catholic teachings on abortion may cause, rather than prevent, death. (Ontario Consultants on Religious Tolerance)
[29] Catholics and church at odds on contraception, divorce and abortion / The Guardian (09.02.2014)
[30] Например, Основы социальной концепции РПЦ (в разделе об абортах). Заявления других православных церквей формулируются другими словами, но в любом случае при обсуждении спасения жизни женщины имеют смягчающий тон.
[31] Человек. 1995. № 5. С.121
[32] Альфа и Омега, № 29, 2001 (интервью на портале «Православие и мир»)
[33] McGrath, Alister E.; Marks, Darren C. The Blackwell companion to Protestantism. John Wiley & Sons, 2004. p. 294
[34] Некоторые примеры приведены в публикации: Where major religious groups stand on abortion (Pew Research Center, 21.06.2016).
При написании статьи частично (в небольшой объеме) была использована информация англоязычной википедии.


Елена Преображенская (с)
Оригинал этой статьи (сайт Независимый исследователь)

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное