Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Взгляды на аборт в истории христианства


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 250/2017-09-19

Доброго времени суток. Продолжаю предлагать статьи по изучению религии. Написана новая статья, открывающая тему о взглядах на аборт в религиях. Тема будет продолжена в других статьях. Эта статья посвящена истории отношения к абортам в христианстве.

Взгляды на аборт в истории христианства

Христианская традиция исторически осуждает аборты. Хотя в канонических книгах Библии не существует никакого прямого запрет абортов, неканонические книги ранних христиан содержат упоминания об их осуждении. Многие патристические тексты резко осуждают аборты, однако, среди отцов церкви были разные мнения о том, следует ли приравнять к убийству аборт на раннем сроке беременности, что связано с разными взглядами о времени появления у эмбриона человеческой души. Ранние поместные соборы провозглашали длительное отлучение от церкви тех, кто совершал аборты после незаконных сексуальных связей. Позднее соборы стали отлучать от церкви тех, кто совершал аборты в браке из-за нежелания увеличивать число детей.

Учение о том, что любой аборт подобен убийству, утвердилось в восточной церкви в VII веке. Но в западной церкви, хотя любой аборт считался грехом, на протяжении многих веков преобладало различение абортов, совершенных на ранних и поздних сроках. Ранние аборты часто не приравнивались к убийству. Это различение было окончательно прекращено в католичестве только в XIX веке. Некоторые протестанты связали неопределенность момента превращения эмбриона в человека с возможностью допускать аборты в определенных случаях, особенно, на ранних сроках беременности. Современное христианство в основном сохраняет негативное отношение к абортам, но среди церквей нет единой позиции в отношении исключительных случаев. В протестантизме нет консенсуса о том, может ли женщина иметь как таковое право на аборт.

Аборт и христианство в истории патристики
Раннехристианские книги

Канонические тексты христианских писаний не оставили каких-либо прямых упоминаний об абортах, однако, неканонические тексты, поуния ранних христианских авторов содержат немало упоминаний об осуждении абортов[1][2]. Так, Дидахе, один из самых ранних и авторитетных христианских текстов (греческий подлинник датируется кон. I — нач. II в.), содержит заповедь: «не умерщвляй дитя в зародыше и рожденного не убивай» (2:2). Эта заповедь содержится в числе других при описании «пути жизни». В латинской версии Doctrina Apostolorum, помимо этого, содержится упоминание тех, кто совершает аборты, выраженное словом auortuantes (5:3), при описании «пути смерти», после слов «убийцы детей»[3]. Перевод Дидахе на русский язык, сделанный по греческому оригиналу, не содержит этого слова, а говорит: «убийцы детей, губители Божия создания» (5:2), не указывая конкретно смыслового значения абортов.

Аналогичные почти дословно тексты содержатся в неканоническом раннехристианском Послании Варнавы: «Не умерщвляй младенца (в утробе), и по рождении не убивай его» (гл. 19), а также в перечислении тех, кто идет «путем тьмы», названы «убийцы детей, во чреве погубляющие создание Божие» (гл. 20). Другой неканонический раннехристианский текст Апокалипсис Петра, описывая видения мучений грешников в аду, упоминает вместе с убийцами женщин, «которые зачали детей вне брака и изгнали их из чрева» (гл. 8).

Патристические тексты

Тексты многих раннехристианских писателей и отцов церкви описывают аборты, называя их убийством нерожденных детей. Такие утверждения делали, например, Афинагор Афинский, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ипполит Римский, Василий Кесарийский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст и другие[2].

Однако, ряд этих отцов церкви, осуждая аборты, рассматривали их в совокупности с другими грехами, с которыми они были связаны, такими как безнравственное поведение, прелюбодеяние и сознательная угроза своей собственной жизни[2]. К примеру, Климент Александрийский писал о женщинах, которые принимают абортивные снадобья, «чтоб скрыть свое распутство» («Педагог» 2). Ипполит Римский описывал аборты как «великое нечестие, которое беззаконно происходит через прелюбодеяние и убийство одновременно» («Опровержение всех ересей» 9: 7). Василий Кесарийский связывал тяжесть совершения аборта с тем, что от попыток аборта женщины в то время часто умирали сами, и таким образом к гибели плода добавлялось убийство самого себя («Письмо» 188: 2) (а самоубийство в христианской традиции считается тяжелым грехом[4]). Иероним Стридонский объединил аборты, прелюбодеяние и самоубийство: «Некоторые, когда узнают, что имеют ребенка через грех, совершают аборты, используя снадобья. Часто они умирают сами и предстают перед властелинами низшего мира виновными в трех преступлениях: самоубийстве, прелюбодеянии против Христа и убийстве нерожденного ребенка» («Письмо» 22:13).

По мнению некоторых современных исследователей, тему абортов в раннем христианстве нельзя рассматривать отдельно от распространенного ситуативного контекста, такого как беременность в результате сексуальной распущенности, прелюбодеяния, проституции и кровосмешения[5]. Другие исследователи к этому добавляют то, что ранние христиане создали новую концепцию особого отношения к плоду[6] (выделяя плод как потенциально самостоятельное существо в теле матери, а не просто как часть тела матери[3]), которое отличало их от языческого мира[7]. Ряд авторов подчеркивают, что само по себе осуждение абортов не было новшеством, введенным христианством, поскольку уже в Древней Греции клятва Гиппократа содержала слова: «я не вручу никакой женщине абортивный пессарий»[8].

Поместные соборы

Ранние поместные церковные соборы выделяли осуждение абортов в тех случаях, когда этому предшествовали сексуальные нарушения заповедей[9], предписывая виновным многолетнее отлучение от церкви (запрещая принимать причастие, исключая из жизни общины и требуя совершение эпитимии). Поместный собор, состоявшийся в 306 году в Эльвире (на юге Испании) отлучил от церкви женщин, совершивших аборт после измены мужу, до смерти (канон 63). Собор так же осудил тех, кто изготавливал абортивные средства. В 314 году поместный собор в Анкире (современной Анкаре, в то время в Галатии Малой Азии) сократил срок отлучения от церкви до 10 лет (канон 23). Анкирский собор, как и Эльвирский, осудил женщин за аборты, совершенные в результате сексуальных грехов, но указал не супружескую измену, а любую внебрачную связь. Некоторые исследователи предполагают, что, возможно, постановление Эльвирского собора об абортах применялось не только к замужним женщинам после супружеской измены, но и к безбрачным после внебрачной связи[3].

Еще одно осуждение совершающих аборты после прелюбодеяния прозвучало в 524 году на соборе в Лериде (в Испании) и срок отлучения был сокращен до семи лет. Особенностью постановления этого собора стало то, что аборты упоминались вместе с убийством уже рожденных детей и, кроме того, от церкви отлучались не только женщины, но и мужчины, вступавшие с женщинами в сексуальные отношения, приведшие к абортам. Исследователи указывают, что это единственный собор, который вместе с женщинами прямо осудил и отлучил от церкви мужчин, отношения с которыми привели женщин к абортам. Помимо этого, собор осудил тех, кто дает женщинам абортивные зелья, причем гораздо строже, чем самих женщин: им разрешалось принять причастие лишь на пороге смерти. Некоторые исследователи предполагают, что такое суровое осуждение дающих абортивные средства было связано с тем, что эти средства содержали ядовитые вещества, способные убить и самих женщин[3].

В то время как поместные соборы IV в. и начала VI в. провозглашали осуждение за аборты после внебрачных связей, начиная с конца VI века поместные соборы в Испании расширили осуждение, включив в число отлучаемых от церкви также тех женщин, которые совершили аборты после супружеских отношений в браке, и даже тех женщин, которые хотели избежать зачатия в браке, применяя какие-либо известные в то время контрацептивные методы. Такое расширение перечня отлучаемых от церкви произошло в 572 году на Втором соборе в Браге, где все эти женщины одинаково были исключены из церковного общения на 10 лет. В 589 году Третий собор в Толедо подчеркнуто выделил осуждение абортов, совершенных по причине нежелания увеличения числа детей, вместе с осуждением абортов, совершенных в результате незаконных сексуальных отношений[3].

Подобного акцента на осуждении нежелания увеличения числа детей посредством отлучения от церкви на ранних поместных соборах не звучало. Исследователи считают, что это добавление стало результатом общего осуждения любых форм контроля рождаемости (в основе чего лежала идея о предназначении секса только для размножения). Единственным допустимым способом контроля рождаемости в церкви в то время считалось воздержание, а аборт и контрацепция одинаково рассматривались недопустимым вмешательством в естественный процесс размножения. Современного взгляда, который различает аборт и контрацепцию, в тот исторический период в христианстве не было[10], поскольку не было ясного биологического знания о разнице между прерыванием беременности и предохранением от нее. В результате этого в конце VI века поместные церковные соборы на западе утвердили отлучение от церкви не только за аборты, но и за контрацепцию. Некоторые современные авторы на основании этого утверждают, что церковная традиция борьбы против абортов в то время мотивировалась не борьбой за сохранение жизни эмбриона (как это происходит в современном пролайф-движении), а отрицанием любого секса, даже в браке, без цели зачатия и рождения детей[3].

Продолжение статьи следует 

Иллюстрации: 1) Манустрипт Дидахе, 2) Правила Анкирского собора. Греческая рукопись 1600 года. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное