← Март 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Человек и религия No 103: Пепельная среда и Великий Пост, а также другие публикации.
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 103/2011-03-13 Уважаемые подписчики! В сегодняшнем нашем выпуске вашему вниманию предлагается три материала: статья, посвящённая началу Великого Поста в Западном и Восточном христианстве, продолжение нашего сборника духовных статей "Религия без любви", а также очень интересное и духовно сильное произведение архимандрита Спиридона Кислякова "Исповедь священника перед церковью". Поскольку последний текст является достаточно объёмным, других материалов мы сегодня не публикуем, и продолжение книги Родерика Нэша "История экологической этики" откладывается на следующий раз. Итак, основное текущее событие в христианском мире, я думаю, всем известно: 7 марта начался Великий Пост в православной церкви, а 9 марта - в католичестве. По традиции, католический пост всегда начинается со среды, которая называется Пепельной. Об этом - первый материал этого выпуска. Пепельная среда и Великий Пост Изложение подготовлено Еленой Преображенской. (Из числа прошлогодних материалов по теме поста см. публикацию Мария Русакова. Воздержание от пищи в мировых религиях). Е.Преображенская, А. Грайцер. РЕЛИГИЯ БЕЗ ЛЮБВИ. Когда религия становится безумием (продолжение) Предшествующие части сборника размещаются на сайте "Поверх барьеров" - тут Часть 10. ЗАСТЫВШАЯ МАГМА Моя третья статья из числа написанных в прошлом для форума ЕзусХрист, которую я включила в этот наш сборник, касается возможности поиска истины и мудрости для христиан в нехристианской среде. Е. Преображенская. Не убегайте людей, которые рассуждают право! (О пользе для христиан от нехристианской мудрости) К сожалению, нередко приходится наблюдать христиан, которые считают, что нужно черпать пользу исключительно в Библии или, в крайнем случае, у христианских авторов, а у нехристианских пользы невозможно получить никакой, только сплошной вред. Конечно, это заблуждение. Однако оно никоим образом не было присуще Церкви первых веков. Более того, сама богословская система Церкви использует нехристианкую мудрость. Вот как это описывает отец Александр Мень в лекции «Вера и культура»:
Тут отец
Александр упоминает труд святого Василия Великого под названием «К юношам о
том, как пользоваться языческими сочинениями» (Беседа 22). Труд святого Василия
изобилует образами известных язычников, которых он ставит в пример по их
добродетелям и советует христианам извлекать пользу от чтения их трудов. Он
пишет: «пока, по возрасту, не можем изучать глубину смысла их (Священных
Писаний), мы и в других писаниях, не вовсе от них далеких, упражняем на время
духовное око».
Далее следует множество различных примеров добродетельных язычников. У некоторых может возникнуть вопрос, какая праведность может быть у язычников и откуда? Мученик Иустин пишет, что добродетельная жизнь язычников связана с действием Христа и даже называет их христианами: «Те, которые живут в согласии с разумом (сообразно Логосу), суть христиане, пусть даже их считают безбожниками… Ибо каждый из них постольку, поскольку причастен к рассыпанному в семенах божественному Логосу, высказывал превосходные мысли… Итак, всё, что находится у них прекрасно сказанного, принадлежит нам, христианам, ибо мы, согласно с волей Божией с любовью поклоняемся рождённому от невидимого и неназываемого Бога Логосу… Итак, все эти авторы способны усматривать истину только фрагментарно, благодаря врождённым и пребывающим в них семенам Логоса» (Апология 1,46; 2,13). И вот лишь некоторые из множества примеров добродетельных язычников, приведённых в пример святым Василием:
Таким образом, христиане могут извлекать немалую пользу от чтения нехристианских авторов и изучения их мудрости и добродетели. Заканчивает
святой Василий свой труд словами: «вы не убегайте от людей, которые рассуждают право!» Вот как отвечает на этот вопрос Климент Александрийский: «Пифагор и его ученики вместе с Платоном следовали своему внутреннему прозрению, ведшему к Истине, и это не без помощи Божией. И посему во многом согласны они со словами пророков. Они исследовали Истину в целом и в частном, почтив её мыслями, находящимися в явном согласии с действительной сущностью вещей. Ибо дано им было провидение того, с чем связана эта Истина. А посему греческую любовь к мудрости можно уподобить светильнику, зажжённому людьми: «свет послан, что заимствован от солнца» (Строгматы V, 14, 116, 1). Данное заключение можно отнести не только к мудрости древних греков, но и других народов тоже. /Конец моей статьи/. Эта статья вызвала не только споры, но и некоторое смущение в среде форумлян. Они думали, что христианская догматика родилась вместе с христианством ещё при Иисусе Христе и апостолах, а оказалось, что она возникла спустя несколько веков, да ещё и на базе древнегреческой (то есть, языческой) философии… К сказанному можно так же добавить нечто об упомянутой в прошлой главе статье священника Георгия Чистякова «Религиозное чувство как психологический феномен». Статья эта очень интересная. Автор доказывает, что религиозное чувство может быть присуще людям различных религий и убеждений, даже неверующим. Статья затрагивает мистический опыт разных религиозных традиций. Причём в ней проводится идея, что организованные религии имеют тенденцию заглушать мистический опыт среди своих адептов, в результате чего религия утрачивает живость, делается мёртвой, догматизированной, обрядной, лишённой непосредственного переживания. Поскольку статья объёмная, нет возможности привести её целиком, приведу лишь её некоторые выдержки. Продолжение следует... Об "Исповеди" отца Спиридона Кислякова. Повествование о жизни архимандрита Спиридона Кислякова (1875-1930) можно прочитать в статье Алисы Ложкиной «Отец Спиридон Кисляков: Исповедник. Миссионер.
Чудак». Краткое изложение – статья в Википедии «Спиридон (Кисляков)». Архим. Спиридон
(Кисляков). ИСПОВЕДЬ СВЯЩЕННИКА ПЕРЕД ЦЕРКОВЬЮ Ведущая рассылки Елена Преображенская Основные ресурсы автора рассылки:Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви" Блог в Живом Журнале "Религиозный гуманист"Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве: |
В избранное | ||