← Март 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Человек и религия No 102: Махашиваратри - Великая ночь Шивы, обзор новостей, продолжение начатых публикаций.
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 102/2011-03-06 Уважаемые подписчики! В сегодняшнем очередном выпуске: рассказ о недавнем праздновании в индуизме Великой ночи Шивы, обзор некоторых новостей по теме "церковь и общество" (в обычном для нашей рассылки антиклерикальном ключе) с соответствующей публикацией на эту тему, продолжение нашего сборника статей "Религия без любви" и книги Родерик Нэша "История экологической этики". Махашиваратри (Великая ночь Шивы) 2, 3 марта (на 2011 г.) последователи
индуизма празднуют Махашиваратри (Великую ночь Шивы) - праздник, посвящённый
Богу Шиве.
Этот праздник отмечается в ночь перед новолунием в весеннем месяце пхалгун
(дата «плавает» от конца февраля до середины марта по григорианскому
календарю). См. видеоролики: Новости Православные
"ревнители" ведут себя, мягко выражаясь, всё более и более неадекватно и оторванно от реальной жизни общества. Об этих событиях и о другом подобном привожу далее
статью "Ежедневного
журнала" По России ударили духовной безопасностью Е.Преображенская, А. Грайцер. РЕЛИГИЯ БЕЗ ЛЮБВИ. Когда религия становится безумием (продолжение) Предшествующие части сборника размещаются на сайте "Поверх барьеров" - тут Продолжение рассказов о моих дискусиях на форуме, который описывает в своём повествовании Саша Грайцер. Далее – моя вторая (из трёх обещаных к изложению старых - из числа написанных для форума) статья. Е. Преображенская.Проблематика отношения христиан к нехристианам Наблюдая уже много лет за отношением христиан к нехристианам, я замечаю, что нередко христиане уподобляются фарисею из притчи Христа, который благодарит Бога за то, что «не такой, как прочие люди» и «не такой как этот мытарь». Под мытарем они понимают окружающих их неверующих, мусульман, иудеев, буддистов и людей прочих верований. Причём осуждают они таковых вовсе не за какие-то явные грехи (хотя осуждать нельзя и за грехи), но за то, что таковые люди так и не обратились ко Христу церковным образом. Логика таковых
христиан сводится к тому, что они принадлежат Богу, а все «прочие люди» –
дьяволу, что они праведны, а все «прочие люди» погрязают в сплошных грехах.
Хотя на самом деле картина бывает разной: и христиане тоже грешат, и среди
нехристиан тоже есть достойные люди. Но самое страшное – это пренебрежительное
и неуважительное отношение со стороны таких христиан к убеждениям других. Как же христиане должны относиться к неверующим и людям других религий и их убеждениям? Обратимся
вначале к Новому Завету: "И, став Павел среди ареопага, сказал:
Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и
осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано
"неведомому Богу ". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я
проповедую вам. …ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из
ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род ". (Книга Деяний
апостолов) -
интересовался их святынями (осматривал их) «В мире духовности важно не то, что отделяет одни конфессии от других, но то, что отделяет эти конфессии от их мистических ответвлений. И оказывается, что на уровне молитвы, на уровне исихазма и мистики Гуго де Сен-Виктора или святого Франциска, мистики суфиев или хасидов, о которых так прекрасно рассказывает Мартин Бубер в своих «Хасидских преданиях», возможна не только полная толерантность религий одной по отношению к другой, но возможно и полное их взаимное понимание, на самом глубоком и самом серьезном уровне. Более того, возможным оказывается и взаимообогащение друг друга мистиками разных религий, и живой молитвенный контакт, и ссылки друг на друга в мистической литературе. Так, митрополит Антоний довольно часто ссылается на опыт буддийских монахов и на Упанишады, на тексты Талмуда, других нехристианских писаний. А Ганди постоянно использует в своих текстах Евангелие и слова Иисуса. Для иудея Мартина Бубера играет большую роль все то, что о молитве говорят византийские и русские исихасты, а самого Бубера, начиная с Льва Шестова и Семена Франка, постоянно цитируют христианские богословы, не говоря уже о западных мыслителях, которые видят в Бубере одного из самых больших религиозных гениев XX века. …Порою
приходится читать в записках людей нашего времени, которые были воспитаны в
атеистической среде и никогда ничего не слышали о Боге, как они переживали
восторг от ощущения Божьего присутствия, не зная, что это такое и не понимая, к
чему они неожиданно прикоснулись и чего коснуться дала им жизнь. Возможно, кто-то, прочитав вышесказанное, подумает: «ну, это же пишет явный «либерал». Но вот размышления другого православного богослова – достаточно консервативного митрополита Антония Сурожского: «Что касается нехристианских религий, я думаю, что Бога никто не может выдумать, и поэтому всякая религия, которая говорит о Боге, говорит изнутри какого-то непосредственного опыта Божества. Этот опыт может быть очень неполным, но этот опыт реален; он может быть отчасти искаженным именно своей неполнотой, потому что природа не терпит пустоты; но вместе с этим есть какое-то непосредственное знание, опытное знание, к которому мы можем приобщиться или которое может кое-что раскрыть. Греческое слово “теос” – Бог – имеет два корня. Один корень говорит о Нем как о Творце, а другой корень как бы направляет мысль на то, что это Тот, перед Которым поклоняются. И немецкое слово Gott или английское God – от предгерманского корня, означающего “тот, перед которым падаешь на колени”... Я думаю, что нет ни одного человека на земле, который когда-либо не пал на колени перед Живым Богом, Чью близость он вдруг ощутил, – и который не встретил бы Живого Бога. Как он потом этот свой опыт начнет выражать умственно, какие формы ему придаст, как истолкует его – вот тут могут начаться отклонения, ошибки, но коренной опыт, мне кажется, всегда реален. Конечно,
можно сказать, что человек может стать предметом искушения от сатаны, но тут
критерий есть. Святой Серафим Саровский говорил о том, что если внутреннему
опыту сопутствует свет ума, теплота сердца, радость, чувство глубокого смирения
и благодарности, можно думать, что этот опыт от Бога. Дьявол холоден; когда мы
под его действием, мы вступаем в область мрака, холода, гордыни и т.д. Если в
человеке есть первое, то можно сказать, что он коснулся края ризы Христовой. Я
не говорю, что он приобщился к Богу полностью, но его опыт принадлежит области
Божией. Тут
митрополит Антоний затрагивает важную мысль о том, что добро способны совершать
не только христиане, но и неверующие, и что иногда бывает у таких людей и
христианам поучиться полезно, и что слова Христа в Евангелии о суде не касаются
религиозной принадлежности, а касаются совершения добра. Говоря эти странные
для некоторых христиан слова, митрополит Антоний держится вполне в рамках
провославного богословия. Присутствие Бога не ограничено рамками одного христианства, и люди, которые живут по нравственному закону, записанному в их совести, в той или иной степени делаются причастны ко Христу. И это не означает, что они становятся праведными сами по себе, без Бога. Но Бог присутствует и в их жизни и помогает им. Писал об этом и другой христианский богослов – святой Максим Исповедник: "Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову. Ибо Он, будучи Богом и Духом Божиим, содержит в Себе ведение о каждом, промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы всякого, кто способен [это] чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов. И в самом деле, даже среди крайне грубых варваров и кочевников мы находим многих, усвоивших себе высокое нравственное благородство и отвергших издревле господствовавшие у них зверские законы. Стало быть, во всех [людях] вообще присутствует подобным образом Святой Дух. … Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, [о всех] промышляет и [во всех] возбуждает естественные семена [добра].." (прп. Максим Исповедник, Вопросоответы, вопрос XV ) Таким образом можно заключить, что неверующие и нехристиане не лишены Бога, а могут к Нему приобщаться. Более того, когда они совершают христианские поступки, они, не зная христианство разумом, по духу делаются христианами. /Конец моей статьи/ Эта статья вызвала ещё более бурные дискуссии среди форумлян, чем предыдущая. Идею её смогли воспринять лишь некоторые православные, на которых имели воздействие не столько мои доводы, сколько имя известного иерарха Антония Сурожского. Католикам я, конечно, никакой «Америки» не открыла, ибо католичество после II Ватиканского Собора официально учит, что благодать Бога пребывает и вне видимых границ церкви. Что касается протестантов, то в их умах оказались прочно вбиты стереотипы о том, что Дух Божий способен обитать только в христианах, так что моя статья не вызвала в них ничего, кроме возмущения и злобы. Забавно, но спустя некоторое время один из православных (ставший на форуме модератором) прислал мне письмо, в котором просил не писать такие «сложные» (дословно) вещи, потому что они могут «помешать» обращению протестантов в православие (в моём лице он видел сторонника православия). Касалось это, в частности, и идеи возможности спасения всех людей. Выходит, что лучше не знать никаких глубоких мыслей, лучше не соприкасаться с лучшими духовными жемчужинами христианства, а быть верующим «на поверхности», лишь бы ходить в православный храм вместо протестантского. И целью пребывания многих (по крайней мере, знающих людей) на межконфессиональном форуме является отнюдь не желание пообщаться и, тем более, отнюдь не желание рассказать незнающим о духовных глубинах, а банально перетащить их из одной конфессии в другую. Уровень же духовности и познаний при этом может оставаться одинаково низким, только один ярлычок поменяется на другой. Продолжение сборника статей следует... Родерик Нэш. ПРАВА ПРИРОДЫ. История экологической этики (продолжение) Предшествующие части книги размещаются на сайте "Каруна" по ссылке: История экологической этики. На более популярном уровне большое число американских читателей начало обращаться к идеям, противоположным западному механистическому мировоззрению, традиционно враждебному экологической этике, используя при этом в качестве исходной точки работы Фритьофа Капры "Тао физики" (1974) и "Поворотный момент" (1980). Капра вдохновлялся подъемом экологии, которую он считал западным эквивалентом даосистского органического чувства единства. А Долорес Ла Шапель помогала тем, кто хотел приблизиться к природе с помощью религиозных обрядов и ритуалов. Мировое общество пантеистов привлекало людей, убежденных в том, что экологическая этика зависила от "признания святости природного мира". В определенном смысле, этот неопантеизм был реакцией на критику Уайт, направленную против христианства за уничтожение им природной святости. На институционном уровне дзен-буддизм продолжал развиваться, как американская религия, в особенности на западном побережье, где центры дзен обучали растущее число приверженцев альтернативным концепциям природы. На широко известном в 1960-е годы плакате был изображен индеец, задержавшийся над состоянием, до которого был доведен его родной континент всего за несколько столетий. По щеке индейца катилась слеза. Люди, создавшие этот плакат, понимали, что первые обитатели Северной Америки были лучшими хранителями экосистемы, чем её последующие жители. Подобно восточным религиям, индейские не допускали дуализма, ограничивавшего традиционную христианскую мораль. Большинство белых экологов считает, что природа в моральной сообщности индейцев играла огромную роль. Не следует, правда, считать, что первые американцы были "экологическими святыми", но несомненно то, что они в значительно большей степени ограничивали себя в эксплуатации окружающей среды, чем те люди, которые появились позже. Главной в большинстве индейских религий и этических систем была идея о том, что люди и другие жизненные формы составляют единое общество. Например, индейцы считали медведей "медвежим народом". Растения также были людьми. Лосось по статусу и правам приравнивался к целой нации. Всевозможные ритуалы и обряды усиливали семейные узы между индейцами и их средой. Поэтому шкуры считались чуть ли не частью самих индейцев. Обо всем этом говорил вождь Сиэтл племени Суквалини еще в 1853 г. Его речь о том, что "гребни гор, сочные травы, тепло лошади - принадлежат к одной семье", очень близка экологам 1960-х и 1970-х годов. Различия между одушевленным и неодушевленным для Сиэтла не существовало. "Каждая часть земли свята для моего народа", продолжал он. "Реки - это наши братья", объяснял он, небо было сестрой, а земля - непременный атрибут этих религий, матерью. "Все взаимосвязано, - сказал в заключение вождь, - подобно крови, объединяющей всю семью". Вождь Сиу, Стоящий Медведь, в 1933 г. незадолго до своей смерти говорил о "великой объединяющей силе, текущей во всех существах". Даосисты и буддисты также прекрасно поняли бы заявление Стоящего Медведя о том, что "все существа объединены одной великой Тайной". Из этого следовало, что самоограничения, навязываемые этикой, применимы ко всем аспектам отношений человека с природой. Уважение при этом является обязательным. Когда индейцы лишали кого либо жизни с тем, чтобы поддержать свою собственную, они это обставляли ритуальной торжественностью. Традиционные племенные идеи явно не увязывались с тенденцией белых людей лишать природу святости и эксплуатировать её. Желание белых владеть землей индейцам было особенно чуждым. Сделки с земельными участками для них были равнозначны торговле матерью или сестрой. Эта точка зрения способствовала превращению коренных американцев в легкую мишень для бледнолицых составителей договоров. Индейцы не понимали, как знаки на бумаге и обмен на бусы и табак могли сделать землю собственностью. Им претило само понятие обмена земли на деньги. Владение природой в их глазах представлялось морально низким, своего рода рабством. Стоящий Медведь говорил об этом в связи с одомашниванием и приручением животных: "Убивать следовало диких животных на охоте, - писал он, - так как содержание животных в стаде было равносильно их порабощению и лишало их основных прав: права на жизнь, права на размножение, права на свободу". Эту речь, произнесенную в 1933 г., следует включить наряду с "природоохранной этикой" Леопольда в число вех на пути к обретению природой прав. Повторное открытие Уайт индейских религиозных и этических убеждений стало особенностью современного природоохранного движения. В работе несогласного с техно-цивилизацией Теодора Розака "Создание контр-культуры" (1969) приводятся слова женщины племени Винту, считавшей, что не только деревья, но и горы заслуживают уважения. Белые эксплуататоры не обращали на это внимания и поэтому "дух земли ненавидит их". Розак призывал к возрождению "шаманского мировоззрения", которое могло привести "отчуждившееся" американское общество обратно к моральным отношениям со святой природой. В истории американского природоохранного движения, написанной министром внутренних дел США Стюартом Удаллом говорится, что индейцы были первыми американскими экологами. Понимая взаимозавимость всего сущего, они утверждали этику уважения к природе. Еще до написания Удаллом его истории, коренные американцы стали наиболее приницательными публицистами своей собственной моральной философии. Кроме Сиэтла и Стоящего Медведя к известным индейским публицистам можно отнести Черного Лося и Хромого Оленя, работы которых не оставляли никакого сомнения в том, что в этическую сообщность индейцев входила и природа. Н. Скотт Момадей, из племени Кийова, книга которого "Дом, сделанный из зари" (1968) получила Премию Пулитцера в 1970 г., написал "Американскую этику Земли", где он говорил о необходимости возрождения и распространения "глубокого этического уважения к земле", присущего его предкам. Американцы должны были возродить чувство любви к земле и соответствующую этим эмоциональным отношениям этику. Съерра Клуб поместил это эссе в книге, посвященной экологическому протесту и реформам. Вайн Делория из племени Сиу, прославилась в 1970-е годы своими работами "Костер умирает за свои грехи" (1969), "Мы говорим, вы слушаете" (1970) и "Цвет бога - красный" (1973). Поборник как индейских, так и природных прав, Делория в 1971 г. предсказывала, что индейские идеи "разрушат ценностную систему страны". В неопубликованном эссе за 1974 г. она представила в качестве примера "идею о законных правах природы". Принятие этой концепции, по мнению Делория, подразумевает радикальные и тотальные перемены мировоззрения белых американцев. Но, говорит она, "эта концепция прекрасно вписывается и индейское мировоззрение. Она идеально согласуется с индейским чувством братства со всем во вселенной. В 1960-е годы американские церкви стали все больше внимания обращать на уместность своих идей по отношению к социальным проблемам. Духовенство активно выступало за решение таких проблем, как гражданские права, война во Вьетнаме, нищета и женское освобождение. Озабоченность духовенства проблемами прав других существ и земли в 1970-е и 1980-е годы продолжала усиливаться. Переоценивание христианской традиции и одновременный ренессанс интереса к религии востока и индейцев познакомил многих американцев с этикой окружающей среды. Теологи и священники стали главными распространителями новой идеи относительно этических обязательств и на природу. Разумеется, не все религиозные сановники были с этим согласны. Даже убежденные экотеологи далеко не во всем были уверены, что и не удивительно для такой новой и радикальной сферы, как экологическая этика. Например, Гарольд К. Шиллинг, известный ученый Пенсильванского университета, мог эссе озаглавленное "Вся Земля принадлежит Господу: к холистической этике", закончить заявлением, что москиты, клещи, тараканы, "крысы, нападающие на детей в их колыбелях" и "мириады других паразитов" не приносят никакой пользы и, по сути, являются "демоническими". По мнению Шиллинга, "в них не было ничего хорошего или святого". Очевидно, не вся земля принадлежала богу, и этика холистической все-таки не была. В 1973 г. в Лос Анжелесе католический архиепископ Роберт Двайер сказал, что "поклонение окружающей среде" и "новый культ нетронутой природы" являются "античеловеческими". Если человечество последует за экотеологами и "догматической экологией", оно погубит само себя. Дикая природа вернется в Нью-Йорк по крайней мере в воображении архиепископа, а мастодонты будут бродить по улицам Чикаго. "Будет лучше, - говорил он, - если мы будем придерживаться взгляда на природу, как на врага, чуждую силу, которую следует покорить воле человека". Ричард Нойхауз утверждал, что те, кто верит в существование прав природы, по сути проповедуют языческий культ природопоклонения, нацеленный на уменьшение прав человека. Согласно Нойхаузу, экологическое движение является попыткой отвлечь внимание от настоящей проблемы - бедных и угнетенных людей. И вплоть до 1983 г. можно было встретить публикации, подобные той, что содержалась в "Dear Abby". Её автор, защищая права охотников на пушнину, заявлял о том, что "Библия дает человеку власть над животными, птицами и рыбой. Этот божий дар человеку и человек должен им пользоваться". Но к 1980-м годам такие заявления звучали очень старомодно. Все большее число представителей церкви высказывались за то, что отношение человека с природой не должны быть исключены из этической сферы. "Экотеология" стала не только новым словом, но и убедительным мировоззрением. На этом глава, называющаяся «Позеленение религии», завершается. Следующая глава называется «Позеленение философии». Продолжение следует… Ведущая рассылки Елена Преображенская Основные ресурсы автора рассылки:Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви" Блог в Живом Журнале "Религиозный гуманист"Наше сообщество в Живом Журнале о религиозном обновлении и реформаторстве: |
В избранное | ||