← Январь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
31
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Человек и религия No97: Духовный путь Мартина Лютера Кинга, Вопросы на Крещение, статьи к текущим событиям.
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 97/2011-01-22
Уважаемые подписчики! Мы продолжаем наши выпуски. Буду стараться, чтобы впредь между ними не было длительных перерывов. В этом выпуске - сразу три статьи моего личного авторства: очередная часть сборника "Религия без любви", повествование об учении Мартина Лютера Кинга (в честь его праздника в Америке, прошедшего 17 января) и заметка на Крещение Господне (19 января по юлианскому календарю), а также статья священника Якова Кротова, посвящённая обострению националистической
ксенофобии в столице России. Очередная часть книги об истории экологической этики снова переносится на другой раз во избежании перегрузки информацией в одном выпуске. Е.Преображенская, А. Грайцер. РЕЛИГИЯ БЕЗ ЛЮБВИ. Когда религия становится безумием (продолжение) Предшествующие части сборника размещаются на сайте "Поверх барьеров" - тут (размещение на сайте "Каруна" прекращено в связи с реорганизацией разделов). Продолжение части 6 - "Буква против любви". Проблемы, вытекающие из фундаменталистского понимания «приоритета разума Бога» перед «разумом человека», мы рассмотрим в следующей главе, а сейчас – ещё немного о гуманном отношении к человеку. Отчасти я касалась этого вопроса в статье «О религиозных системах и великом Таинстве Человека» в цикле «Моё кредо» (написано вначале 2008 г.). Е. Преображенская. О РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМАХ И
ВЕЛИКОМ ТАИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА Когда-то в прошлом один из основателей научного атеизма и материализма Людвиг Фейербах сказал о своём отрицании Бога: «Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека, я утверждаю чувственное, истинное, следовательно, неизбежно также политическое, социальное место человека взамен иллюзорного, фантастического, небесного пребывания человека, которое в действительной жизни неизбежно превращается в отрицание человека. Для меня вопрос о бытии или небытии бога есть лишь вопрос о бытии или небытии человека…» Действительно, даже и в наше время, когда в церквах более или менее воспринята социальная концепция, согласно которой забота о человеке и улучшение земной жизни поощряются как дело богоугодное, организация религиозных структур остаётся по сути своей античеловеческой. Человек оказывается составной частью религиозной системы, «винтиком» огромного механизма, существующего отнюдь не ради человека, а ради этого самого механизма. Живой человек со всевозможными переживаниями, личность, в этих системах никого не интересует. Интересует лишь навязывание той или иной доктрины, во многом оторванной от реальной жизни, и огромной массы предписаний, что можно и чего нельзя делать. Собственно, львиная доля "духовной" жизни людей в религиозных организациях сводится к соблюдению этих предписаний или поиску способов обойти эти предписания, когда их выполнение оказывается сложным, либо к «искуплению» грехов, совершённых против этих предписаний. Кому и зачем нужны эти предписания, никто не знает, но люди верят, что предписания эти установлены от Бога. Зачем и почему они Богу понадобились, совершенно неважно, ибо Бог знает лучше человека, что человеку нужно, и решает за него. В большинстве религиозных организаций суть учения направлена на отрицание человеческой природы. В христианстве это отрицание достигает максимума путём введения догмата о первородном грехе. Человек оказывается испорчен по своей сути и, следовательно, всё человеческое – стремления, желания, инстинкты, эмоциональная жизнь – оказываются испорченными и порочными. А значит, нужно направить свои усилия на подавление всего человеческого. В крайних и наиболее абсурдных формах это отрицание человека выражается во внешних стереотипах. Строгая «благопристойная» одежда, платки на головах женщин и длинные, желательно, чёрные, юбки, запрет на ношение украшений и использование косметики, запрет употребления спиртных напитков и курения, а так же запреты просмотров «мирских» кинофильмов и чтения «мирской» литературы, запреты на вступления в браки с «внешними» (нецерковными) людьми, а так же «отлучения» от общин с прекращением общения с согрешившими – всё это преобладает у протестантов постсоветского пространства. В исламе женщину одели в чёрную паранджу и заставили скрывать лицо. Одежда монашества и священства в христианских церквах тоже преимущественно чёрного цвета. Это цвет отрицания жизни. Ортодоксальные иудеи тоже носят чёрную одежду. О подавлении сексуальности даже не стоит упоминать, потому что на эту тему было говорено немало. Фрейд даже построил целую теорию возникновения неврозов на этом. Хотя, полагаю, живи он, например, в культуре Индии, где сексуальность ассоциируется с женскими божествами и по этой причине не подавляется, ему бы и в голову не пришло связать неврозы с подавленными сексуальными желаниями. Но в христианской культуре подавление всего человеческого достигло своего апогея. Сведение всей сексуальной жизни к функции деторождения, запреты на контрацепцию и даже употребление презервативов, нерасторжимость браков, из-за которой многие люди уже вообще боятся вступать в браки, целибат священства, из-за которого масса священников вынуждены скрывать свои неофициальные семьи, – всё это является реальностью католичества. Разрушение семей, не имеющих государственной регистрации или церковного венчания, является реальностью как у протестантов и православных, так и (хотя, возможно, в меньшей степени) у католиков. Добавим к этому внушение молодым людям, что мастурбирование является тяжёлым грехом, за который можно угодить в ад, а так же жесточайшую гомофобию в большинстве церквей, и мы получаем яркую картину невежества, основанного на слепом буквопоклонничестве и следовании традиции. Во всём этом нет не только никакого смысла, но и никакого места любви к человеческой личности с её глубокими переживаниями и потребностями, ни принятию человека таким, каков он есть. Более того, все эти вещи по своей сути не имеют ничего общего с нравственностью. Потому что нравственность имеет в своей основе уважение к человеку и, более глубоко, уважения к любым проявлениям жизни. В нравственной жизни нет ничего бессмысленного. Смыслом её является стремление дать ближнему благо и не причинить ему вреда. Подлинно нравственным является тот, кто живёт с осознанным стремлением относиться к другим как к самому себе. Но в церковных системах люди в основной массе не думают ни о каком смысле. Они просто подчиняются тому, что им диктуется «сверху». Поэтому оказывается возможным и даже вполне нормальным попирать ближнего, усердно стараясь соблюдать всё «положенное», «палками» гнать ближнего соблюдать «положенное» и «топтать ногами» за несоблюдение «положенного», разумеется, для того, чтобы порадовать этим Бога и погордиться своим благочестием. Наблюдая за всем этим, я задаю вопрос: «Как лучше и правильнее жить: по совести или по религиозной «букве закона»? «Конечно же, по религиозной «букве закона», – отвечает большинство практикующих, то есть воцерковлённых, верующих, – потому что буква закона происходит от Бога и Его служителей, а совесть у каждого своя: один думает так, другой – иначе, и разрушаются «абсолютные» принципы добра и зла». Но посмотрим на перечисленные выше «положенные» предписания и задумается: «Кому и зачем всё это нужно?». Если главным для человека станет не соблюдение «положенных» предписаний, а уважение и любовь к ближнему, то многие «положенные» предписания покажутся ненужными и абсурдными. Не лучше ли каждому человеку самостоятельно, в своей совести, искать разумный смысл понятий добра и зла и смысл своих поступков, исходя из каждой конкретной ситуации? Ведь то, что может стать добром для одного человека в одной ситуации, может для другого стать злом. Можно, к примеру, осуждать и с пеной у рта поносить гомосексуализм, и этим довести до самоубийства какого-нибудь ранимого и чувствительного гомосексуалиста, который не в состоянии переделать себя. Это крайний случай, но есть ведь и незаметный вред, который совершенно не беспокоит «ревнителей благочестия», – душевные раны и психологические травмы. А сколько подобных ран и травм от «праведных», «благочестивых», «ревнителей» и «истинно верующих» приходится видеть при более-менее близком соприкосновении с церковной средой! И получается так, как в евангелии сказал Иисус, когда Его осуждали за нарушение субботы: «Что должно делать в субботу? Добро или зло? Спасти душу (жизнь) или погубить? Суббота для человека, а не человек для субботы». Поскольку суббота для иудея является олицетворением всего Закона, Иисус, таким образом, утверждает приоритет ценности человека перед буквой Закона. Оказывается, что соблюдение «буквы» может не только приносить пользу, но и причинять человеку вред. Отношение к человеку должно строиться не на том, что «положенное» он соблюдает, а что нарушает. Оно должно строиться на осознании того, что в человеке присутствует бесценная личность, которая к чему-то стремится, что-то переживает, о чём-то думает, имеет какие-то убеждения. Каждый человек – это целый мир, целая Вселенная. Каждый человек – это великое Таинство, которое нужно любить и уважать, и которое заслуживает преклонения. С этих позиций можно сказать, что каждый человек – это воплощение Бога на земле. Это же хотел сказать и Фейербах, говоря о своём отрицании Бога как неземного, над-мирного существа: «я отрицаю отрицание человека», «Человек человеку Бог – таково высшее практическое основоначало, таков и поворотный пункт всемирной истории. Отношение ребенка к родителям, мужа к жене, брата к брату, друга к другу, вообще человека к человеку, короче, моральные отношения сами по себе суть истинно религиозные отношения». Но не о том ли говорил Иисус: «Всё, что вы сделали меньшим братьям Моим (людям), то сделали Мне»? Люди есть тот же Христос, тот же Бог, достойный почитания. Продолжение сборника следует... Прежде чем перейти к следующей статье, вспомним высказывание Людвига Фейербаха: «Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека, я утверждаю чувственное, истинное, следовательно, неизбежно также политическое, социальное место человека взамен иллюзорного, фантастического, небесного пребывания человека, которое в действительной жизни неизбежно превращается в отрицание человека. Для меня вопрос о бытии или небытии бога есть лишь вопрос о бытии или небытии человека…» Посмотрим теперь, как решил эту проблему борец против дискриминации и расизма Матрин Лютер Кинг. Ненасильственное сопротивление Мартина Лютера Кинга. Краткий обзор духовного
пути и учения Введение Биография Изложение подготовлено Еленой Преображенской 17-18 января 2011. Священник Яков Кротов. Приезженная пластинка Утверждения формата "Сегодня Россия свободнее, чем когда бы то ни было" теоретически не могут быть опровергнуты. Однако бывают исключения. Москва, декабрь 2010 года. Охрана универмага "Европейский" около Киевского вокзала не пускает внутрь троих смуглых брюнетов с крупными носами. Подобные сцены нередки и у входа в торговый комплекс на Манежной. При советской власти этих брюнетов могли посадить за анекдот, они могли бесследно сгинуть в гэпэушных подвалах, но не пустить их в ГУМ - такое было немыслимо. При всей забитости русских людей советского времени, они знали свой ресурс - позвали бы милицию, стали бы возмущаться. Милиция бы встала на сторону крупных носов. Никогда бы при советской власти Кирилл Гундяев, тогда "простой епископ", не посмел бы говорить, что "согласно официальной статистике 40 процентов преступлений в Москве - дело рук приезжих. По отдельным видам преступлений иногородняя преступность растет по 7-8 процентов за год". Между тем, выступая перед священниками Москвы 22 декабря, патриарх именно эти слова произнес. Оправдывает ли его то, что это цитата? Патриарх сослался на начальника ГУВД Москвы, но эти слова повторяли и глава МВД, и многие другие официальные лица. Нет, не оправдывает. Даже если бы чиновники говорили правду - не все нужно повторять. Патриарх Кирилл отлично умеет многое не замечать, многое не цитировать. Он прошел великолепную номенклатурную школу. Если он решил - впервые, кажется, - цитировать расистские заявления светских номенклатурщиков, значит, он очень точно все взвесил. Между тем эти цитаты не просто ложь. Они лукавство. То самое лукавство, об избавлении от которого говорится в "Отче наш". Они вранье самого опасного рода, как и всякий расизм. Они вранье не потому, что основаны на правде - никакой правды за этими словами нет, - а потому что основаны на извращении нравственных аксиом. Впервые про "сорок процентов преступлений, совершаемых приезжими" в Москве, заявило МВД еще на заре путинизма, в 2004 году. Лукавство - в определении "приезжего". Приезжим называется всякий человек, не имеющий московской прописки. То есть подмосковные спартаковские фанаты, беснующиеся на Манежной, - они приезжие, и этот погром попадает в категорию преступлений, совершенных приезжими. Так-то, если по совести, то и Путин в Москве - приезжий, и патриарх Кирилл - приезжий. Хуже того - они "наезжие". Приедут из Подмосковья и уедут в свои виллы. Из "приезжих" лишь два процента - два процента! - жители "дальнего зарубежья". Статистики говорят деликатно - "около двух процентов", потому что статистика все, что менее пяти процентов, подсчитывает с трудом. То есть "настоящие иностранцы" в Москве почти не совершают преступлений. И это очень понятно. Большинство же "приезжих" - это "приезжие из регионов РФ". Из Подмосковья, из Калужской области, Тверской... В общем, со всей Святой Руси приезжают богоносцы в первопрестольную совершить преступление. У них на родине, видать, милиция много лучше московской, не дает преступление совершить. Лишь 30 процентов из упомянутых 40 процентов - "жители СНГ". То есть, попросту говоря, выходцы из наших бывших колоний. В Лондоне, между прочим, выходцев из бывших британских колоний в десять раз больше - индусов, африканцев, пакистанцев... И - не совершают преступлений, о которых стоило бы говорить отдельной строкой. Видать, английские колонии так же отличаются от русских колоний, как английский газон от московского асфальтового поля. Между прочим, 30% от 40% - это примерно 12 процентов. А колонии составляли не 12% Российской империи, а минимум 30. Так что мы очень успешно изолируемся от бывших колоний. Не "понаехали", а "позакрылись". Милицейская ложь, рождающаяся из расизма и подпитывающая расизм, сразу была опровергнута специалистами. Они указали и на простое вранье - когда цифры подтасовываются, они указали и на вранье посложнее, когда говорят, что где "приезжие" в изобилии, там и уровень преступности выше. Просто "приезжие" селятся там, где дешевле, а дешевле там, где выше преступность - но преступность выше своя, доморощенная. Специалисты же - настоящие статистики, а не министры внутренних дел и не святейшие патриархи - напоминают, что "количество преступлений с участием иностранцев... увеличилось на 23,6%, а в отношении них - на 53,1%" (Иммигранты в Москве. М., 2009. С. 168). Прокомментировали специалисты и расистские заявления типа тех, что повторил патриарх: "Численность армянской и грузинской общин в Москве выросла в 2,8 раза, азербайджанской и молдавской - в 5 раз, чеченской - в 7 раз, таджикской - в 12 раз, вьетнамской - в 14 раз, китайской - в 35 раз". Тут лукавство в том, что, если школьнику мама дала к 50 рублям еще 50 рублей, его состояние выросло на 100%. А если Медведев Путину даст шесть миллиардов, то состояние Путина вырастет не на 100%, а намного меньше. "В населении Нью-Йорка родившихся за границей - 28,4%, Торонто - 38%, Франкфурта-на-Майне - 30%" (Иммигранты в Москве, с. 28). А в Москве? Господа расисты, успокойтесь: не более 3% от всего населения города! В России 80 процентов населения - русские. В Москве - на четыре процента больше! Столица более "русская", чем страна, - это уникально для Европы. В Лондоне и Париже национальные меньшинства составляют от четверти до трети населения. И ничего, почему-то из Москвы в Париж и Лондон переселяются, а вот в обратную сторону нет. Конечно, с нравственной точки зрения вести такие подсчеты недопустимо. Во всяком случае, если говорить о нравственности христианской, а не расистской. "Понаехали тут" - не эти слова бросали жители Вифлеема Иосифу с Марией, когда те просились на ночлег. Как можно рассуждать о "приехавших", веруя в Христа - Бога "воплотившегося", а говоря попросту - "приехавшего"? Во Христе Бог вторгся в мир, "понаехал". Совершал преступления - нарушал обычаи традиционной религии, в субботы исцелял, экстремистские заявления делал насчет разрушения Храма... А представляете, что бы сегодня сделали с Христом, если бы Он изгнал торгующих хотя бы из одной-единственной часовенки, не то что из храма Христа Спасителя? Понять патриарха Кирилла можно. Прошедший год был для него тяжелым. Публичный позор с дорогущими часами, которые теперь добровольные и не очень добровольные патриархопоклонники объявляют дешевой китайской подделкой. Но это позор хоть и публичный, но неопасный для окружающих - ну, часы... Ни один кролик при их изготовлении не пострадал. Но закончился год настоящим скандалом, хотя еще и не очень публичным: выяснилось, что управление делами президента строит в Пицунде "культовый комплекс Московской Патриархии", для чего вырублен кусок заповедника с теми самыми знаменитыми соснами. Конечно, управление президента заявило, что ни одно дерево не вырублено, только вот фотографии проклятого американского гугля свидетельствуют - увы... Тут уже на китайцев даже не свалить. Да главное - кто бы сомневался в том, что такое строительство возможно. Так что проблема "приезжих" остро стоит не в Москве, а на Кавказе, на его знаменитом черноморском побережье, куда "понаехали" патриархи и президенты, а за ними и обслуга. Пусть же будет Рождество - Рождеством Христовым, Рождество Понаехавшего, Рождеством Меньшинства Национального и Меньшинства Религиозного. Бог ведь Один, Бог - абсолютное меньшинство. Пусть Тот, Кто родился в Рождество, не будет похоронен под обрядами, которые чем пышнее, тем пустее, не будет забыт за расистскими речами, а будет пропущен в мир. Когда мы пропускаем в мир Христа? А всякий раз, перефразируя Евангелие, когда мы пускаем в город "приезжего" - мы Христа пускаем, когда регистрируем "иностранца" - мы Христа регистрируем, а уж если мы отменим регистрацию - тогда Христос отменит все наши грехи и скажет просто человеческое спасибо за Себя и за всех. Уж Господь-то помнит - со слов Своей Матери, - в какой кошмар превратилось Рождество из-за того, что Иосиф имел регистрацию в Вифлееме, а в Назарете имел статус всего лишь "приезжего". Священник Яков Кротов, Опубликовано в Гранях-Ру 10 января 2011 г. Елена Преображенская. Вопросы на Крещение. Заметка в Живом Журнале в Крещенский Сочельник 18 января 2011 Этой ночью народ встречает
праздник Крещения Иисуса Христа по юлианскому календарю, принятому в
православной церкви в России. Католическая церковь праздновала этот праздник 9
января (по григорианскому календарю), и это ознаменовало окончание
Рождественского периода (но в католичестве праздник Крещения не является
большим праздником-торжеством). Ведущая рассылки Елена Преображенская Основные ресурсы автора рассылки:Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви" Блог ЖЖ "Религиозный гуманист" |
В избранное | ||