← Январь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
31
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Человек и религия No 96: Современный взгляд на гомосексуальность.
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 96/2011-01-16
Уважаемые подписчики! Этот выпуск, как я и обещала в прошлый раз, посвящён преимущественно проблеме отношения к людям гомосексуальной ориентации, иначе называемым «сексуальными меньшинствами». Мы уже неоднократно затрагивали эту тему в прошлом. В последнее время мы не её не касались. Однако её актуальность ничуть не уменьшилась с тех пор. Поэтому мы займёмся её освещением сейчас и будем продолжать затрагивать время от времени в будущем вместе с другими важными духовными и нравственными проблемами. Для тех, кто не в курсе вопроса, я напомню, что, согласно современным научным данным, существует три формы сексуальных ориентаций: гетеросексуальность (сексуальное влечение к противоположному полу), гомосексуальность (сексуальное влечение к представителям своего пола) и бисексуальность (сексуальное влечение к людям обоих полов). Изучением этого занимается, в частности, сексология (но не она одна). Причины, которые формируют различные формы сексуальных ориентаций, до конца не изучены. Однако существуют основания полагать существование биологических факторов (генетических и/или гормональных и/или иных факторов внутриутробного развития), которые предопределяют развитие различных форм сексуальных ориентаций. Степень выраженности сексуальных ориентаций бывает разной и, по-видимому, зависит от множества других, в том числе небиологических, факторов. Согласно современной международной номенклатуре заболеваний (МКБ-10), гомосексуальная (и бисексуальная) ориентация не является ни психическим, ни каким-либо иным заболеванием, а рассматриваются как варианты в пределах нормы. Ряд учёных сравнивают эти «нетрадиционные» формы сексуальности с левшеством (леворукостью), которая в прошлом казалась аномалией, но сейчас уже никто подобным образом не считает. Естественность (природная обусловленность) сексуальных ориентаций подтверждается фактами существования гомо- и би- сексуальных отношений, наряду с гетеро-, в мире животных. Во всех цивилизованных странах мира существуют нормы закона, направленные против гомофобии – иррациональной неприязни в отношении гомо- (и би-) сексуальности. Гомофобия может проявляться в оскорблениях, насмешках, агрессии, физическом насилии. Люди гомо- (и би-) сексуальной ориентации, согласно международным правовым нормам, должны быть ограждены от любых форм дискриминации в обществе. Многие государства имеют юридический институт однополых гражданских партнёрств, аналогичных браку, но не приравнивающихся к нему. Некоторые государства приравнивают однополые браки к гетеросексуальным, не делая различий между ними. В религиях мира присутствует много различных оттенков отношения к «нетрадиционным» сексуальным ориентациям. Подробное обсуждение этого разнообразия не может вместиться в данный выпуск. Если сказать коротко, то часть верующих категорически не согласны с фактом существования сексуальных ориентаций, считая сексуальность результатом личного выбора человека и осуждая проявления гомо- (и би-) сексуальности. Другая часть верующих согласна признать сексуальные ориентации в качестве внутренней наклонности, считая, однако, наклонность к гомо- (или би-) сексуальности аномальной и призывая людей этих ориентаций отказаться от однополых сексуальных отношений либо в пользу традиционного брака (вне зависимости от сексуальных влечений), либо в пользу целибата (сексуального воздержания). Абсолютное большинство медицинских, психологических, педагогических профессиональных ассоциаций в мире в настоящее время придерживается мнения, что сексуальная ориентация взрослого человека не может подвергаться изменениям в результате попыток отдельных консервативных, в том числе и религиозных, энтузиастов. Специалистам, которые сталкиваются с верующими гомосексуальными людьми, рекомендуется объяснять это, оставляя выбор между гомосексуальным или целибатным (по религиозным соображениям) образом жизни. Однако, существует достаточно значительное число верующих, которые согласны признать все формы сексуальных ориентаций нормальными и не возбраняют людям, любящим представителя своего пола, заключать однополые союзы. В русскоязычных источниках доминируют только две первые точки зрения, хотя в действительности толерантное отношение к гомо- (и би-) сексуальности широко распространено в странах Европы и Америки и заслуживают самого подробного освещения. Имеет смысл рассматривать эту тему более подробно в будущем и нам в числе других актуальных тем о религии в современном мире. Для лиц озабоченных так называемой «пропагандой гомосексуализма» (если таковые вдруг окажутся среди читающих наши тексты), имеется особое отдельное уточнение. Если под словом «пропаганда» понимать целенаправленное навязывание именно гомосексуальных отношений, то такая деятельность неразумна, лишена всякого смысла и может заслуживать порицания. Только такого рода деятельностью ни сексологи, ни правозащитники, ни либеральные верующие, ни активисты гей-движения (существующего во всём мире) не занимаются. Все они (и я в том числе) занимаются не «пропагандой», а просвещением и образованием, проще говоря, ликбезом (ликвидацией безграмотности). Понятие же «пропаганды гомосексуализма» является по большей части лишь идеологическим клише тех, кто подвержен гомофобии. Сегодня я предлагаю вашему вниманию четыре публикации. Первая представляет собою один из множества других примеров прочтения Библии в духе квир-теологии (богословского направления, проповедующего в отношении гомосексуальности толерантное, то есть альтернативное традиционному осуждению, прочтение Библии). Вторая – мои старые заметки, представляющие собой разоблачение логики религиозного фундаментализма, которые включены в наш сборник статей «Религия без любви». Третья – яркое обращение матери гомосексуального юноши ко всем матерям и родителям, призывающее принимать детей такими, каковы они есть, без осуждения. Четвёртая – рассказ правозащитника Ивана Симочкина о его собственном изменении отношения к гомосексуальным людям. Очередной отрывок из книги по истории экологической этики откладывается на следующий раз. Михаэль Дорфман. Грубый любовник Израиля Об авторе: Михаэль Дорфман - израильский писатель, публицист, издатель и общественный деятель, автор более 300 публикаций в Израиле, России, США, Германии, Бельгии, Голландии, Польше и Украине. Живёт в США. Его блоги: lamerkhav.wordpress.com, lamerkhav.livejournal.com. О книге Jacob’s Wound: Homoerotic Narrative of the Literature of Ancient Israel By Theodore W. Jennigs Jr. (Теодор Дженнигс Мл., Рана Иакова: гомоэротический нарратив в литературе древнего Израиля), Continuum International Publishing Group, 2005 Существует весьма интересное, хоть и спорное толкование истории о борьбе Иакова с Богом: характер ранения, полученного Иаковом в схватке с Богом – поврежденный седалищный нерв в «основе бедра» (Бытие 32:32) – прямо указывает на акт изнасилования. И это важно для понимания отношений Бога со своим возлюбленным народом. Это отношения неистовой ревности, капризов, требования верности: страстная, яростная любовь. В блестящей и спорной работе «Рана Иакова: гомоэротический нарратив в литературе древнего Израиля» профессор Чикагской теологической семинарии Теодор Дженнигс анализирует эту и другие библейские истории, пытаясь увидеть ее глазами людей того времени. На гомоэротические отношения в древнем мире смотрели не так, как сегодня. Рассуждения о том, что Иосиф или Давид с Ионатаном (в русской традиции Ионафан) были геями, давно уже не новы – вдохновляющий мотив для одних, немыслимое богохульство для других, банальность для третьих. По существу, библейская история описывает треугольник отношений – Давид, Ионатан и Саул. Этот треугольник становится понятней, если смотреть на него как на «любовь воинов», хорошо известную нам по Древней Греции и существовавшую повсеместно в военном сословии на древнем Востоке. Все, что наука знает о Древнем Израиле, свидетельствует о том, что это общество, хотя и самобытное, все же не было уникальным. Невозможно не заметить, что Библия, рассказывает историю отношений Давида с Саулом и Ионатаном в терминах физической красоты: Саул – «молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его» (1-я Царств 9:2), или Давид – «белокур, с красивыми глазами и приятным лицом». (тж. 16:12). У Саула и Ионатана были преданные оруженосцы, служившие им, как Патрокл Ахиллу. Гомоэротическая составляющая в таких отношениях была очень существенной. Давид начинает свою карьеру как оруженосец у Саула, а Ионатан дарит Давиду свои доспехи, оружие и одежду (1 Сам 18:4). Саул впадает в гнев, недвусмысленно указывая на сексуальный характер этих отношений: «сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?» (1 Сам 20:30, в синод. переводе – 1 Царств 20:31). Вот этот самый «срам матери», буквально «нагота матери», в первоисточнике сочетающийся со словом бошет (позор), несомненно, имеет сексуальный смысл. Понятно, что Давида связывало с Ионатаном не только военное подчинение; Давид говорит о Ионатане: «любовь твоя была для меня превыше любви женской» (2 Сам 1:26), да и Саул признает Давида своим «двойным» зятем – через дочь Михаль и через сына Ионатана. Разумеется, такие отношения между мужчинами не обязательно сексуально окрашены, но здесь очень трудно отделаться от ощущения, что речь идет именно об эротике – они выраженно телесны. Дженнигсу гомоэротика в треугольнике Саул – Давид – Ионатан важна не сама по себе, а для объяснения отношений Давида с Богом. Ведь Давид – возлюбленный Господа. Перед Богом Давид поет, пляшет, иногда нагим. Он умеет укротить Божий гнев. Так же он пел и плясал для своих любовников – Саула и Ионатана. Похоже, что Давид явно структурирует ролевую модель отношений народа Израиля со своим Богом. Гомоэротический нарратив помогает понять, что же на самом деле значит быть избранным народом и возлюбленным Бога. История Давида, история Иосифа и многие замечания в текстах пророков описывают отношения Израиля со своим Богом как непростые отношения любовников. Очень часто народ Израиля предстает в Библии в образе женщины. В глазах древних это вовсе не было метафорой. Народ Израиля буквально видел себя как нареченную невесту Господню. Этот образ постоянно присутствует в иудаизме, особенно в каббалистических толкованиях, полных сексуальной символики в интерпретации отношений Израиля со своим Богом. Образ избранного народа-любовника перешел и в христианство, где в свою очередь Церковь предстает как возлюбленная Христова. Без гомоэротики непросто понять, как столь мужской в своей основе институт, как церковь, выступает в роли невесты, и тем более немыслимо представить себе народ Израиля как возлюбленную Бога. Ведь библейские хроники, по большей части, даже не учитывали женщин при переписях и подсчетах. Хорошо, а как же быть с грозным запретами на гомосексуальные отношения в Книге Левит? «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (18:22) и «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (20:13). Эти слова неизменно цитируют, считая библейским взглядом на мужскую гомосексуальность. «Библия – не учебник, – пишет религиозный еврейский исследователь Элиот Рабин, – Библия, скорее – хрестоматия, содержащая различные тексты, точки зрения и версии» (Eliott Rabin, Understanding the Hebrew Bible: A Reader’s Guide (Jersey City, NJ: KTAV Publishing House, 2006). Один из моих учителей библеистики как-то сказал: «Когда Бог хотел быть предельно ясным, он говорил языком четких инструкций. Например, диктуя Моисею, как придирчивый дизайнер, параметры Ковчега завета. Только делал он это редко. Библия является не единым монолитным текстом, а скорее сборником очень разнообразных, разновременных, зачастую противоречивых текстов с содержанием многозначным и многослойным». В Библии много примеров проступков, за которые жреческий автор Книги Левит требует карать смертью. Связь Реувена с наложницей его отца (Бытие 35:22), безусловно, подлежит смертной казни согласно Книге Левит (18:8). В Судный день у иудеев принято читать отрывок из Пророка Исаии, резко критикующий жертвоприношение. И в том же богослужении читают отрывок из Торы с совершенно противоположным смыслом. То же, вероятно, касается и запрета на гомосексуальные отношения: одни толкуют его расширительно и видят в нем абсолютный императив, а другие воспринимают этот запрет лишь применительно к случаям идолопоклонства и изнасилования. Тогда как нерелигиозные читатели Библии и вовсе считают этот запрет пережитком. «Израиль не был аномально гомофобным, – пишет Дженнигс в конце книги. – Здесь была житейская мудрость, знавшая о гомоэротическом и транссексуальном поведении». Некоторым читателям, даже не очень религиозным, все это может показаться неслыханной ересью, о которой даже писать зазорно. О Библии, об иудаизме или христианстве у нас порой пишут так, словно никогда не были написаны работы Макса Вебера, словно нет таких наук, как история или социология религий. Чем больше наука узнает о самых интимных сферах, о человеческой сексуальности, тем глубже мы понимаем библейские тексты. Спорные и провокативные труды, такие, как более ранний труд Дженнигcа «Человек, возлюбивший Иисуса. Гомоэротический нарратив Нового Завета» или классический труд Говарда Илберг-Шварца «Божий фаллос», пытаются интерпретировать Библию, прибегая к современным теориям гендера и сексуальности. Представляется некорректным переносить современные представления о гендерной культуре на общества, существовавшие две-три тысячи лет назад. Так же нелепо переносить на них современные гомофобные представления, равно свойственные христианству и иудаизму. Нелепо думать, что если автор жреческого кодекса в Книге Левит имел определенный взгляд на гомоэротические отношения, то и авторы других библейских текстов с ним во всем согласны. Истинное учение начинается только там, где есть несогласие, где появляются вопросы. Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с)
2007 Далее - продолжение нашего сборника духовных статей «Религия без любви» Е. Преображенская. Диалоги с фундаменталистом (отрывки) Я предложу вам свои диалоги с религиозными
людьми, а точнее - с фундаменталистами. В чём разница между фундаменталистом и
здравомыслящим верующим вы сами поймёте из текста. Изложение представляет собою
три заметки, написанные в течение трёх дней, мною в моём ЖЖ (год 2009). (Иллюстрация: средневековое сожжение на костре по приговору инквизиции). 20 мая: Несколько слов в ответ религиозным оппонентам о гомосексуальности. Пришлось написать несколько комментов по поводу гей-прайдов (публичных акций в защиту прав гомосексуалов на улице, что, согласно современному международному праву, является осуществлением прав свободы собраний любых граждан). Комментарии были обращены к верующим. Не стану сейчас рассматривать разнообразие толкований Библии, среди которых есть и такие, которые принимают гомосексуальность. Не превратились же англикане, к примеру, Епископальной Церкви США в атеистов, а остались верующими, но с либеральной интерпретацией религии. Не будем сейчас про это, хотя это так же весьма интересно. Но сейчас хочу сделать короткий обзор своих ответов про понятия морали и Библию. В медицинской и психологической науке принято, что гомосексуальность является вариантом нормы. Не просто принято, а обоснованно. Наука не отвечает на вопросы, что морально, а что - нет. Это не её сфера. Наука (медицина и психология в данном случае) отвечает на вопрос, нормально или патологично. И ответ существует конкретный: нормально, не паталогично. Моральная сторона - это проблема, связанная с культурой. В Спарте, например, слабых детей бросали в воду. Своеобразная форма фашизма. И считалось на тот период истории нормой. В Библии язычников убивали без зазрения совести, причём в ряде случаев - не только мужчин-войнов, но и женщин с грудными детьми. И никто не переживал по поводу любви к ближнему, потому что в той культуре язычник ближним не считался. Более того, эти войны понимались как воля Бога, своего рода джихад. А религиозные люди пытаются цитировать Библию, рассуждая об аморальности гомосексуалов. Да, с течением времени представления о морали меняются. Убийство слабых детей - уже не норма. Убийство женщин с грудными детьми даже во время войны считается преступлением. И за перемену религии не побивают камнями насмерть (конечно, кроме крутых религиозных фундаменталистов), как предписывал Закон Моисея. Женщинам не запрещается учить, вопреки апостолу Павелу ("Жёны ваши в церквах да молчат... А учить жене не позволяю, но быть в безмолвии"). Да и покрывать головы женщин теперь заставляют лишь в исламе. Ну и в маргинальных протестантских группах стран бывшего СССР. Да, существуют
универсальные принципы: "Делай добро и избегай зла". Но как раз с
этим у религиозных фундаменталистов проблема: у них нет принципов добра и
зла, у них есть лишь буква религиозного закона, и ради неё они готовы
растоптать человека. Но всё же я убеждена, что у большинства людей (а может быть, и у всех) есть потребность и желание иметь серьёзные отношения, то есть настоящую любовь. Гомосексуалы хотят этого не меньше, чем гетеросексуалы. Только с той лишь разницей, что любят они представителей своего пола. Так устроена их природа. Почему, собственно, встаёт вопрос об однополых
браках: потому что люди хотят иметь серьёзные и стабильные отношения. И
юридически узаконенные, как любой брак. 21 мая: Фундаментализм и религиозная гомофобия В ответ на ход моих мыслей, которые в своём ЖЖ я изложила в заметке: "Несколько слов в ответ религиозным оппонентам о гомосексуальности", в ЖЖ моего френда мне пришёл ответ. Цитирую отрывок: "А мораль связывается с культурой, лишь когда теряет связь с Богом. Тогда вместо веры в Бога и возникает вера в гуманизм, т.е. приоритет человеческого разума перед божьим в области справедливости... Антигуманный Авраам уже был совсем готов зарезать своего единственного сына безо всякого зазрения совести… Да, язычники не считались ближними… Народы, которые поразил Израиль, трагически развратились, они погрязли в скотстве, кровосмешении, прелюбодеяниях, гомосексуализме, проституции и приносили своих детей в жертву идолам. ... У религиозных консерваторов действительно нет своих принципов добра и зла, как впрочем и у всех порядочных людей, и «те и эти» предпочитают вечные принципы своим, подстраивая себя под эти принципы, а не принципы под себя и не придумывают удобную себе мораль..." ... Как видно, согласно фундаменталистской парадигме, которая тут столь ярко представлена, у религиозных людей не должно быть своих принципов: есть лишь принципы "вечные". Понятно, что религиозный фундаменталист черпает их из библейской буквы. Если гуманизм есть "приоритет человеческого разума", то фундаментализм, понятное дело, есть приоритет "разума божьего", который написан в библейской букве. Фундаменталистская парадигма противопоставляет "разум божий" и "разум человеческий". Вот почему на любые мои аргументы всегда следует один и тот же ответ: нечего слушать "разум человеческий", читай вместо этого библейскую букву, там "разум Божий". Что же говорит библейская буква, если отказываться от "приоритета разума человеческого"? Какую "вечную" мораль она предлагает взамен мерзкого гуманизма, в котором разум человеческий так важен? Цитирую (это ответ на то, повелевал ли Бог, согласно библейской букве, убивать язычников): "Людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их; не оставили ни одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал; не отступил ни от одного слова во всём, что повелел Господь." (Книга Иисуса Навина, 11:14-15) "Так говорит Господь Саваоф: Вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта. Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца". (1-я книга Царств, 15:2-3) … "Да, намеренные массовые убийства женщин и детей даже 3х тысячной давности не укладываются в голове современного человека, но Бог видит и видел другое изображение и другую перспективу жизни - Ему наш вечный дух важнее нашего секудного в вечности тела..." - утверждает наш фундаменталист в своей "святой" ревности оправдать библейскую букву и свой тоталитарный образ Бога. Вот что я ему отвечала: "Вы можете сколь угодно долго оправдывать зверства, описанные в Библии. Но факт от этого останется фактом: зверства имели место и были оправданы авторитетом Бога. Ваши пространные рассуждения являются лишним доказательством этого факта. В противном случае вы бы согласились, что Библия описывает нравы времени, весьма далёкие от современной морали. Эпизод жертвоприношения Авраама (хотя оно и не совершилось) так же рисует Бога не в лучшем свете. Этот эпизод используется в качестве яркого оправдания фанатизма: всё возможно сотворить ради Бога, даже убить собственного сына. Кстати, в дальнейшем Закон Моисея так и предписывает: если есть такой-то грех, то не пожалей даже своего сына или дочь, но побей камнями до смерти. Вот это и есть тоталитарная основа религиозного фанатизма. Но это - не воля Бога, это лишь отражение нравов того времени". … Отсюда понятны истоки межрелигиозной ненависти, а так же ненависти к "сектантам" и "еретикам". А заодно и ненависти к гомосексуалам. "Гомосексуализм есть грех с точки зрения реакционного ортодоксально-религиозно-христианского фундаменталиста, в которого я постепнно превратился (из нормального умномыслящего прогрессивного атеиста). Потому что есть грех с точки зрения Создателя, и грех для тех, кто верит в одинакового для всех, унифицированного Бога, а не "удобного для меня и моего понимания, бесхребетно-интеллегентского" бога. ... Грех не может быть моральным или нравственным, соответственно он аморален и безнравственен" - уверенно утверждает наш фундаменталист. Интересные данные приводит Пол Варнелл в статье "Так говорит Библия": "Несколько лет назад писательница Бетти Грин, которая пишет для подростков, взяла интервью у более 400 убийц гомосексуалистов, посещая тюрьмы в штатах Массачусеттс, Нью Хэмпшир, Теннесси и Вашингтон. Эти интервью стали частью её научно-исследовательской работы для книги "Утопление Стивена Джонса". - Я пыталась выяснить, откуда же исходит ненависть, - сказала она для Boston's Bay Windows в 1992, - И одним из таких мест были церковные кафедры в Америке. Грин поведала, что она спрашивала подростков, почему они нападали на гомосексуалистов: "я как будто вывела их из себя этим вопросом, и они рассказали то, что слышали от своего проповедника в церкви и от проповедников по телевизору. Им казалось, они делали то, что общество от них хотело". "Снова и снова я
находила связь с церковью", - объясняла она. Подобным образом независимый кинорежиссер Артур Донг взял интервью у нескольких мужчин, осужденных за убийства гомосексуалистов, для своего недавнего фильма "Лицензия на убийство". "Все они находились под влиянием своего окружения, будь то общественная, политическая или религиозная среда", - сказал он в ABC's Nightline. Обсуждая одного
человека, у которого он спросил, почему тот убил гомосексуалиста, Донг
процитировал высказывание этого мужчины: "у меня нет иного мнения на их
счет, кроме как о них следует позаботиться". То есть убить. Донг
продолжил, что убийца вспомнил то, что читал о гомосексуализме "и слышал
об этом в церкви". И в фильме убийца действительно говорит: "Ну,
если в Библии так написано, значит, это истинно. То, что есть на самом
деле". Это сказал Бог. Я верю в это. Так решено. Отсюда вывод: ненависть к гомосексуалистам не является врожденной. Ей учатся из культуры и ее господствующих нравственных институтов. И какие же основные институты учат, что хорошо, а что плохо? Религиозные течения. Бетти Грин прямо заявляет: "Если и есть проблема, с которой можно быстро покончить, так это проблема ненависти к гомосексуалистам. Нам нужно всего лишь начать учить тому, что это неверно". А не читать наставлений: "возненавидь грех, не грешника". Это разграничение условно. Нельзя осуждать одного, не осудив другого. Нельзя наказать одного, не наказав другого. Нельзя калечить одного, не покалечив другого. Так что нам нужно вдохновлять священников различных конфессий, чтобы они открыто высказывались с кафедр против убийств и насилия над гомосексуалистами, против ненависти к ним. Но нам нужно пойти еще дальше. Нужно донести до каждого, что наша сексуальность абсолютно не грешна, что в гомосексуальности нет ничего плохого и аморального. Наше сексуальное поведение подчиняется таким же моральным законам, как и сексуальное поведение других людей, и обладает одинаковой способностью к любви, близости, родственным узам и безвредному удовольствию. Нам не следует позволять "умеренным"
служителям церкви уходить от ответственности, снисходительно говоря:
"Церковь приветствует гомосексуалистов, потому что… ну, разве все мы не
грешники, в конце концов?" Это всего лишь другой способ заявить, что быть
гомосексуалистом – грех. Но служители церкви слишком щепетильны, слишком "умеренны",
чтобы сказать это так явно. Нам нужно улыбнуться и предложить им:
"Говорите сами за себя: грех – это не гомосексуальность, а
гомофобия." Церкви и их служители не привыкли давать отчет людям, которые придерживаются более высокой нравственной позиции. Но им придется привыкнуть к этому, потому что в данном случае наша позиция абсолютно законна. Вам решать, донести ли это до них или нет". /Конец цитированной статьи/ Я, конечно, предвижу возражения, что тут, де-скать, речь идёт о крайних случаях, и что христианин, даже осуждая гомосексуализм, не должен идти на насилие против людей. Но в том-то и есть идея автора, что насилие начинается с ненависти и неприязни. "Сказано древним, - учил Христос, - не убивай, кто же убьёт, тот подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся есть человекоубийца". Да, священники и проповедники чаще всего не призывают к насилию. Но религиозная гомофобия, разжигаемая ими, ведёт к осуждению, неприязни и ненависти. Они-то и лежат в основе насилия против гомосексуалистов. Хотя к этому можно добавить и то, что насилие бывает не только физическое, но и моральное. Последнее калечит душу. 22 мая: Апогей фундаментализма, или как можно придти к христианскому джихаду, и немного поэзии Вчера я написала заметку: "Фундаментализм и религиозная гомофобия" под впечатлением диалога с христианским фундаменталистом. Скажу честно, идеи, которые я там изложила, родились не вчера, а зрели достаточно долго. Только вчера сложилась ситуация, побудившая меня, наконец, их сформулировать в письменном виде. Однако история диалога
не закончилась. Верующий, о котором шла речь, прислал мне ответ. К моему
великому изумления (хотя удивляться тут нечему: для фундаменталиста это норма,
просто я, к счастью своему, очень давно не вращалась в фундаменталистской
среде, так что отвыкла) он стал мне доказывать, что Бог именно таков, каким
описывают Его кровожадные сцены Ветхого Завета. На что я ответила: "Спасибо, но я в ТАКОГО Бога не верю и верить не хочу". И далее он продолжил: "Причём, моя церковь верит в то, что Бог Ветхого Завета, это Иисус. То есть, получается, кошмарно-бесчеловечные приказы исходили от Него". Вот с таких моментов в фундаменталистском мышлении (речь не о конкретном человеке, а о всей логике фундаментализма) начинается некая шизофрения: с одной стороны, произносятся красивые фразы про любовь Бога, с другой - "приказ об убийствах женщин и детей, несомненно, исходил от Бога". Понятно, что нормальному человеку жить в подобной шизофрении невозможно: надо как-то определиться. И фундаменталист определяется: по существу он проповедует не любовь, а ненависть. Но это ещё не всё. Мы помним, что "разум Божий" (библейская буква) у фундаменталиста "приоритетнее разума человеческого". То есть думать, размышлять, включать логику и здравый смысл нельзя, даже вредно (иначе впадёшь в "ересь богомерзкого гуманизма!"). Вот и мой оппонент вновь об этом пишет: "Да, в христианстве Бог у человека на первом месте, впереди мамы с папой, жены и детей, и Его распоряжения выполняются без особых раздумий, Его заповеди это не пожелания, а условия Спасения" No comments... Вам это ничего не напоминает? А мне вот напомнило исламских боевиков и террористические акты. Но ведь речь идёт о христианстве! На самом деле психология фундаментализма одинакова, будь то ислам, иудаизм, христианство или индуизм. Как пел в одной из своих песен Высоцкий: "не надо думать: с нами тот, кто всё за нас решит" (о Гитлере и фашистах). Но не страшно ли, когда фактически уравниваются в нравственных категориях фюррер и Господь Бог?! Как тот, так и этот отдаёт приказ истребить женщин и детей. Как тот, так и этот, требует исполнять приказы без раздумий. И к этому ещё прибавляется, что Иисус Христос - тот же самый Бог. Ну не шизофрения ли это? Это апогей и тупик фундаментализма. Дальше - либо вера в тоталитаризм вместо любви (к чему и скатываются фундаменталисты), либо атеизм для тех, кто не хочет верить в такого бога, либо либерализация, гуманизация религии для тех, кто верит в Бога, но не верит в тоталитаризм (но для этого нужно иметь некоторые знания) - та самая форма религии, которая не провозглашает "приоритет разума божьего" перед "разумом человеческим", а наоборот, опирается на этот самый человеческий (но дарованный от Бога) разум, на здравый смысл. (…) /Конец «Диалогов с фундаменталистом»/ Продолжение сборника статей следует… Обращение матери гомосексуального сына к родителям "Я люблю своего сына и горжусь им" (alla1958.livejournal.com) (Иллюстрация: радужный флаг - символ ЛГБТ-движения). Уточнение. В
комментариях к этой записи в ЖЖ автора статьи есть замечания в отношении
завышения статистики и в отношении талантливости гомосексуалов. Иван Симочкин. Трансформация отношения к геям. Личный взгляд гетеросексуала Об
авторе: Иван Симочкин
- замечательный небезразличный человек, гражданский активист, член
правозащитного движения, двоюродный племянник правозащитницы Людмилы Алексеевой. Его блог: ivansim.livejournal.com. «Милк никогда не
выступал только за права геев. Да, геи меньшинство, но есть и другие
меньшинства, например, калеки, или старики. Как только начинаешь копать, выясняется,
что этих сообществ всё больше и больше, ты начинаешь их слушать. И вот наконец
появился человек, который говорит с тобой — о тебе» Джим Эллиот, член
профсоюза водителей (The Times of Harvey Milk)
Я хочу рассказать историю трансформации моего личного отношения к геям, думаю, она будет для многих интересна. Еще два года назад я не имел ни малейшего понятия о проблемах гомосексуалов. То есть, я спокойно прожил полжизни, совершенно не задумываясь на эту тему, и мои представления о геях и их проблемах были весьма расплывчатыми. Конечно, будучи человеком либеральных взглядов, я не испытывал какой-то неприязни или раздражения к геям, но эта тема представлялась мне эдакой "интимно-неприличной", о чём вслух не говорят. Ну мало ли каких людей не бывает на свете, это их личное дело, "главное чтоб не лезли с этой своей ерундой напоказ", как-то так я это воспринимал. И так бы я и жил с такой картиной мира, но случился вдруг в 2007 году в Москве гей-прайд. То есть он, конечно, нифига не случился, всех успешно побили и повинтили, но по этому поводу в интернете поднялась буря обсуждений, волны которой докатились наконец и до меня. Ни в каких дебатах я не участвовал, всё также полагая, что это "какая-то ерунда", но поскольку обсуждения шли прям под носом, мне вдруг захотелось задать пару вопросов, которые у меня в связи с этим возникли. Собственно, вопросы у меня были на удивление типичны и стандартны. Звучало это в таком контексте, что мол, "я конечно человек широких взглядов", но "нафига с этим вот делом лезть на улицы?", типа, "а вдруг увидят дети?" Характерные вопросы, неправда ли, я их потом слышал сотни раз, аж оскомину набили. И мне начали объяснять, а я начал слушать. Забавный курьёз был еще в том, что объяснять простые вещи мне стал не какой-то посторонний гей (у меня тогда не было знакомых гомосексуалов), а очень даже гетеросексуальный Николай Храмов. Я считаю это само по себе показательно, что московский гей-прайд заставил двух гетеросексуальных мужчин обсуждать между собой проблемы геев. :) Поскольку я действительно всегда был последовательным либералом, слишком долго убеждать меня не пришлось. Послушав аргументы, узнав детали обстановки, я быстро понял, что речь идет вовсе не о "пропаганде сексуальной распущенности", и что мои представления были весьма далеки от реальности. Примерно в то же время у меня появился первый товарищ открытый гей — Александр. Я тогда активно участвовал в выступлениях оппозиции, в Маршах несогласных, и Саша тоже был одним из нас, моим единомышленником, моим соратником, выступающим вместе со мной плечом к плечу. В такой ситуации ни о каком "гомонегативизме" с моей стороны речи уже не могло идти в принципе. И я хоть и продолжал считать борьбу за права ЛГБТ — делом меня не касающимся, но поскольку для моего товарища это было важным, то я уже не мог его не поддерживать, как минимум, хотя бы морально. Я стал следить за выступлениями гей-активистов, "болеть", переживать за них. Важно отметить, что перейдя в своем отношении к геям "на другую сторону баррикад", я уже на своей шкуре прочувствовал гомофобное давление извне. Пусть даже во многом чисто психологическое и подсознательное. Ну, например, я зафрендил Сашин ЖЖ, захотелось его поддержать. (Ха-ха, сейчас у Саши френдов больше, чем у меня, и журнал его гораздо интереснее, чем мой) Сейчас это кажется делом обыденным, но еще два года назад это был некий вызывающий акт — взять зафрендить открытого гея (!?!?) ведь список френдов виден всем, а значит этим ты вызываешь уже на себя огонь того самого гомофобного общества. И меня, кстати, моментально внесли в "ленту_педиков" (глянул, до сих пор во френдах болтается) — но этой глупой попыткой меня "укусить" я скорее уже гордился и хвастался, чем расстраивался и переживал. Но я хочу еще раз подчеркнуть, даже каких-то два года назад открыто заявить, что ты сочувствуешь геям — это был некий мужественный акт, некий вызов. Сейчас обстановка настолько изменилась, что в этом нет ровно ничего особенного. И что важно, и у противников их "оружие" с тех пор протухло — если раньше им достаточно было кинуть клич "фуу! он общается с педиком! да он и сам наверняка педик!" — и это било по нервам довольно ощутимо, любой человек, как бы ни был уверен в себе, все же опасается стать изгоем, все же оглядывается на мнение своего окружения, — то теперь подобная травля уже просто не работает, никто просто внимания не обратит на идиота, ну разве что пальцем у виска покрутит. При этом менялось и окружение. Специально я опросы не устраивал, но в обсуждениях на близкие темы вдруг стало выясняться, что вокруг меня гомофобов-то и нет — все (ну 95%, скажем) — моих друзей стали относиться к геям точно так же, как и я, и это вошло в НОРМУ. Толерантное отношение к гомосексуалам стало нормальным, и если вдруг кто-то проявлял гомофобию, уже это стало выглядеть анахронизмом и какой-то нелепостью — "ну, застрял человек в прошлом веке, не разобрался ещё, ну можно посочувствовать, или попробовать ему объяснить". Под конец гомофобы стали уже о себе говорить, как о "притесняемом меньшинстве", и что кругом прям "засилие этих нетерпимых гомофилов и гомофашистов". В конце
концов, я перестал считать проблему прав ЛГБТ чем-то меня не касающимся. Я, да
и множество моих товарищей, стали активно отстаивать принципы толерантности,
выступать с жестким протестом против гомофобных проявлений (Так из-за этого
раскололась Солидарность, когда очень многие участники этого движения не
пожелали терпеть гомофобные выходки одного из тамошних царьков и дали этому
решительный отпор. Большинство из протестующих причем были вполне себе
гетеросексуалами) А апофеозом моего "грехопадения" стала работа над статьёй о Харви Милке,
который — могу заявить официально — "меня завербовал"
полностью и окончательно :-) Что-то вроде моего гражданского манифеста В последнее время я активно занимаюсь просветительством — пытаюсь наглядно и
аргументированно объяснять моим гетеросексуальным собратьям, что мифы и
предрассудки по отношению к гомосексуалам являются иррациональным бредом и не
имеют под собой никакой объективной основы. Во-первых,
потому, что вникнув в ситуацию, я увидел, какая чудовищная несправедливость
творится по отношению к ЛГБТ-людям. Несправедливость абсолютно
немотивированная, иррациональная, мракобесная на сто процентов — я не могу
мириться с окружающим меня мракобесием, меня оно шокирует и не даёт покоя, не
даёт возможности «пройти мимо» и «не замечать». Я по-человечески восхищён этими настоящими Личностями, настоящими Гражданами,
представителями настоящей русской интеллигенции. Я буду драться за них до
конца, пока зашоренное и невежественное окружение наконец-то не поймёт, что
перед ними — ЛЮДИ, а не «фрики», и что многим из гомофобной гопоты никогда не
дано сравниться с моими друзьями в человеческих, нравственных, интеллектуальных
и прочих качествах. Забавно, что чем более активно я защищаю своих друзей и отстаиваю идеи равноправия и толерантности по отношению к геям, тем больше народу начинают подозревать, а уж не являюсь ли и я — геем? Так вот, так сказать, «официально заявляю» — я абсолютно, до мозга костей гетеросексуальный человек. Ни малейшего «эротического позыва» в адрес людей одного со мной пола я никогда не испытывал и не испытываю. У меня семья и двое детей, у меня любимая жена, я как любой гетеросексуальный мужчина, с восхищением засматриваюсь на красивых девушек. Это не «хорошо» и не «плохо» — это данность, такова моя личная природа. У других природа иная, или такая же, как у меня — все люди по-своему разные. Но! Преследовать и ненавидеть людей лишь за то, что они
«другие» — недопустимая дикость. И защищать людей от этой дикости не является
«делом рук самих утопающих», не является «частной проблемой самих
гомосексуалов» — это дело всех нас, адекватных цивилизованных людей вне
зависимости от нашей с вами ориентации, цвета кожи, вероисповедания и
социального статуса. В противном случае у нас самих остаётся меньше аргументов называть себя — людьми. Ведущая рассылки Елена Преображенская Основные ресурсы автора рассылки:Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви" Блог ЖЖ "Религиозный гуманист" |
В избранное | ||