← Май 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
22
|
24
|
|||
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Человек и религия в современном мире
НАШИ ПРОЕКТЫ: "Каруна: путь сострадания и любви" "Записки еретика": либеральный блог о религии и обществе "Свободомыслие": либерально-религиозный блог "Тайны мироздания": научно-популярный проект "Микрокосм": духовно-образовательный проект "Внутри": творческий сайт Александра Грайцера "Наука и религия": антифундаменталистский проект |
Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 57/2009-05-21
Дорогие друзья! Сегодняшний наш выпуск посвящён теме борьбы против гомофобии и дискриминации секс-меньшинств. И это неслучайно: три дня назад цивилизованный мир отметил День борьбы с гомофобией. 17 мая является Международным днём борьбы против гомофобии и трансфобии. В этот день 1990 года Всемирная Организация Здравоохранения ООН исключила гомосексуальность из Международной классификации болезней. С этого времени в официальной науке – медицине и психологии принято, что гомосексуальность – это не патология, а вариант нормы. Несколько слов про историю «диагноза». В XIX веке в Ганновере жил человек нетрадиционной сексуальной ориентации по имени Карл Генрих Ульрихс (1825-1895). Собрав воедино свой жизненный опыт и сексуальные фантазии, полистав Платона и учебник по анатомии и физиологии человека, Карл Ульрихс с 1864 по 1869 год опубликовал серию монографий под общим заголовком «Исследование загадки любви между мужчинами» под псевдонимом Нум Нумантиус. Карл Ульрихс впервые описал гомосексуальную личность, ввёл термин «сексуальная ориентация» и предположил, что она является врожденной и неизменной, а значит, естественной. Ульрихс обратился к известным учёным, в числе которых был Крафт-Эбинг. В 1886 году Крафт-Эбинг выпускает книгу о «сексуальных девиациях», в которой называет однополую любовь болезненным состоянием психики. Новую теорию поддержали другие психиатры. Но не все: «светила» психологии и психиатрии Зигмунд Фрейд и Хэвелок Эллис занимали иную позицию. Эллис настаивал на том, что к гомосексуальности следует относиться как к нормальному варианту поведения человека вроде леворукости. Фрейд считал, что однополая любовь покоится на тех же самых психофизиологических основаниях, что и разнополая: человек по природе бисексуален, в его воображении присутствуют как гетеро-, так и гомоэротические компоненты, а их «баланс» определяется только в процессе индивидуального развития. «Гомосексуализм, несомненно, не преимущество, но в нём нет и ничего постыдного, это не порок и не унижение; нельзя считать его и болезнью… Преследование гомосексуализма как преступления – большая несправедливость и к тому же жестокость», – писал Фрейд. Эти утверждения Эллиса и Фрейда рассматриваются и подтверждаются современными исследователями. На протяжении почти что столетия были предприняты безуспешные попытки вылечить гомосексуальность (некоторые из них приводятся в полном тексте статьи, см. ссылку в конце). Но с середины XX века в науке начали накапливаться данные, свидетельствующие против того, что гомосексуальность – это болезнь. Наиболее громкие исследования, которые буквально произвели взрыв общественности, совершил родоначальник сексологии американский энтомолог Альфред Кинзи (1894-1956). Он с группой сотрудников обобщил данные о сексуальности опрошенных 20 тысяч американцев по двум шестибальным шкалам. Первая шкала фиксировала сексуальное поведение (гомо/гетеросексуальность): на одном ее полюсе стояли исключительно гетеросексуальные индивиды, не имевшие в течение жизни ни одного гомосексуального контакта (0), на другом - исключительно гомосексуальные, не имевшие никакого гетеросексуального опыта (6), а посредине - те, кто имел, в разных пропорциях, как гетеро-, так и гомосексуальные контакты. Вторая шкала точно таким же образом измеряла эротические чувства (гомо/гетероэротизм) испытуемых. Статистика Кинзи ошеломила Америку. Оказалось, что 48% опрошенных мужчин имели в своем жизненном опыте хотя бы один гомосексуальный контакт. 25% мужчин имели между 16 и 55 годами несколько гомосексуальных контактов, 18% имели в течение по крайней мере трех лет одинаковое число гомо- и гетеросексуальных контактов, 10% вели исключительно гомосексуальную жизнь не менее трех лет, а 4% - всю жизнь. Из опрошенных женщин 25% признали, что хотя бы однажды испытывали эротические чувства к другим женщинам, 19% имели до 40 лет хотя бы один гомосексуальный контакт; исключительно гомосексуальную жизнь вели 1% женщин. Учёным и общественности было, о чём задуматься. Во-первых, гомосексуальные отношения и гомоэротические чувства оказались значительно более массовыми, чем было принято думать. Во-вторых, выяснилось, что сексуальное поведение и эротические чувства очень часто не совпадают, причем желания и поведение человека могут быть разными на разных стадиях его жизненного пути. В-третьих, между гомо- и гетеросексуальностью не обнаружилось китайской стены. Оказалось, что это не две разные сущности, а полюсы одного и того же континуума, так что разных индивидов можно сравнивать по степени их гетеро/гомосексуальности, а чувства и поведение одного и того же человека сплошь и рядом противоречивы, неоднозначны. Это вызвало жаркие споры о том, что считать "нормой" сексуального поведения и где же находится граница между количественными вариациями, в пределах подразумеваемой нормы, качественными отклонениями, девиациями, с которыми связаны какие-то социальные или психические проблемы, и опасными нарушениями, которые в медицине принято называть патологией. Отчёты Кинзи способствовали "нормализации" гомосексуальности. Другим важным открытием явились исследования, проведённые американским психологом Эвелин Хукер. Она собрала две группы, уравненные между собой по возрасту, уровню образования и интеллекта, в которые вошли гомосексуалы, и использовала проективные тесты. Эксперты, не имевшие информации о сексуальной ориентации испытуемых, дали заключение об отсутствии проявлений психопатологии у большинства представителей обеих групп. Они не смогли отличить гомосексуалистов от гетеросексуалов на уровне выше случайного. Хукер сделала вывод о том, что гомосексуальность не представляет собой клинического состояния и по своему существу не связана с патологией. Это было первое экспериментальное опровержение патологии гомосексуальности. Результаты, полученные Хукер, были впоследствии воспроизведены в других многочисленных эмпирических исследованиях. В 1973 г., опираясь на накопившиеся научные данные, Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из своего перечня психических болезней. В 1993 г. в том же направлении пересмотрела свою классификацию болезней Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) (МКБ-10), которая используется сейчас, подчеркивает, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство». Сегодня ни в одной цивилизованной стране гомосексуальность не считается болезнью и не лечится. "Лечить" гомосексуальность в настоящее время берутся преимущественно фундаменталистские религиозные организации. В том же фундаменталистском духе действует и основанная в 1992 г. группой психоаналитиков отколовшихся от Американской психиатрической ассоциации в 1973 г. Национальная ассоциация для исследования и лечения гомосексуальности (NARTH). Ядро её составляют старые, догматически настроенные психоаналитики. Возможность биологического объяснения гомосексуальности они отрицают в принципе. Данные поведенческих наук их также мало интересуют. Примечательно, что Фрейд, на идеи которого опираются эти психоаналитики, считал, что «попытка превращения... гомосексуалиста в гетеросексуала, скорее всего, окажется неудачной». В репаративной терапии NARTH используются методы, которые доставляют психическую боль. Постоянно напоминая геям, что гомосексуальность «нездорова», «греховна» и «ненормальна», практики репаративной терапии способствуют возникновению у гомосексуалов ненависти к самим себе. Некоторые гомосексуалы начинают стараться подавить в себе гомосексуальные мысли и изменить поведение. Те же, у кого, несмотря на все старания, сохраняются гомосексуальные мысли, фантазии или поведение, начинают считать себя слишком грешными и порочными, чтобы жить согласно программе психиатров. В результате возникает тревога, депрессия и даже склонность к суициду. По этой причине деятельность NARTH, как и других подобных, преимущественно религиозных организаций, осуждается специалистами в области психиатрии, психологии и педиатрии (подробнее об аргументах этого осуждения говорится в полном тексте статьи, см. ссылку в конце). Неприятие гомосексуальности и психологическое давление, оказываемое на гомосексуалистов, не проходит бесследно для их здоровья. Осуждение окружающими, необходимость скрывать свои гомосексуальные наклонности приводит их к укоренению страха, к комплексу неполноценности и вины, к неврозам и депрессиям. Отношение консервативно-религиозной среды "подливает масло в огонь" нетерпимости и гомофобии, создавая тем самым благоприятную почву для увеличения моральных и нередко достаточно серьёзных психологических проблем представителей сексуальных меньшинств. Большинство гомосексуалистов, вследствие этого, имеют негативное отношение к религии. Те же, чьё воспитание с нею каким-либо образом связано, или те, кто находится в духовном поиске, испытывают психологические проблемы вдвойне, чувствуя себя отверженными и осуждёнными не только людьми, но и Богом. В этом отношении опыт либеральных религиозных общин, принимающих к себе гомосексуалистов и благословляющих гомосексуальные союзы, является не только уникальным, но и крайне благоприятным для людей нетрадиционной ориентации. Обличительная, осуждающая позиция религиозных фундаменталистов не только не приводит к перемене сексуальной ориентации, но и является путём к отчаянию для многих верующих гомосексуалистов. «Я боролся с гомосексуальностью с пятилетнего возраста, – заявил пастор Пол Бар, покинувший основанную им церковь по причине невозможности избавления от гомосексуализма, – Я не могу сосчитать, сколько ночей я провел в слезах, моля Бога, чтобы он избавил меня от этого». Другой протестантский церковнослужитель и богослов, евангельский христианин, сумевший принять свою нетрадиционную ориентацию, написал в письме служителю – гомофобу следующее: "Подобно тысячам других ваших братьев-христиан в Америке, я провел двадцать пять лет, пытаясь перестать быть геем. Даже после своего обращения я потратил десятки тысяч долларов на христианскую терапию. Ещё раз скажу: меня опекали, из меня изгоняли бесов, лечили электрошоком, лекарствами, за меня молились. Подобно молодому человеку в вашей телепрограмме, я начинал каждый день с верой в то, что Бог "исцелил меня", когда
на самом деле я просто отказывался признать очевидный факт. Однако внутренняя борьба верующих гомосексуалистов далеко не всегда заканчивается столь оптимистичным завершением, какое произошло с этим человеком. Нередко бывают гораздо более печальные и даже трагичные случаи. В 1977 году мужчина 46 лет, в течение четырех лет состоявший в христианском обществе так называемых "бывших геев" Love in Action, где гомосексуализм осуждается как тяжёлый грех и проповедуется учение о сверхъестественном исцелении, написал о переживаниях, с которыми он столкнулся, пытаясь избавиться от своих гомоэротических чувств: «Не имело значения, сколько я молился и пытался избежать искушения, — я постоянно терпел неудачу... Снова и снова представать перед Богом и молить о прощении и давать обещания, которые, как я знал, мне никогда не сдержать, — это было выше моих сил. Я чувствовал, что это является насмешкой над Богом и всем, что Он олицетворяет в моей жизни» (Цит. по: Ybarra; 1993). Этот мужчина покончил с собой, приняв чрезмерную дозу транквилизаторов и снотворного в психиатрической клинике. Гомосексуализм – серьезная психологическая проблема. Осознание своей психосексуальной необычности в большинстве случаев переживается очень болезненно и нередко становится причиной самоубийств. Никаких действенных способов предотвращения или радикального исцеления гомосексуальности не существует, а некомпетентное вмешательство лишь увеличивает трудности. Тем более ценным является либеральное отношение, в том числе и отношение либеральных верующих, заключающееся в принятии человека таким, каков он есть.). Как правило, отношение к гомосексуализму тесно связано с общей терпимостью культуры: чем нетерпимее общество, тем сильнее неприятие гомосексуализма, как и других девиантных стилей жизни. На уровне индивидуального сознания ненависть к гомосексуализму часто является средством психологической самозащиты против собственных неосознаваемых гомоэротических чувств. Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе» от 18 января 2006 г. определяет гомофобию как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждении, подобном расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму». Это был существенно сокращённый вариант моей давнишней статьи. Полный текст - на моём сайте: О проблеме гомосексуализма. А теперь – Обзор новостей. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис выступил с заявлением по случаю Международного дня противостояния гомофобии и трансфобии, который отмечается во всем мире 17 мая. Как отмечали День борьбы против гомофобии в России В России День борьбы с гомофобией проводился двояким образом, и это связано с двумя направлениями развития ЛГБТ-сообщества России. Эти два направления можно условно назвать радикальным и умеренным. К радикальному движению против дискриминации секс-меньшинств относится движение, лидером которого является организатор постоянно запрещаемого мэром Москвы Лужковым гей-прайда Николай Алексеев (в ЖЖ: alexeyev) и Правозащитный ЛГБТ-проект GayRussia.Ru.. К умеренному направлению ЛГБТ-сообщества в России относятся люди, так сказать, менее заметные. Они не устраивают столь революционных мероприятий, как гей-прайд (некоторые из них даже являются противниками его проведения). Они предпочитают работать тихо, не очень заметно, но культурно и интеллектуально: устраивают различные конференции, круглые столы и относительно спокойные акции. К этому направлению относятся Российская ЛГБТ-сеть, участником которой является, в частности, Санкт-Петербургская ЛГБТ Организация Выход во главе с Валерием Созаевым (в ЖЖ valer_q), который так же координирует либерально-христианский проект "Nuntiare et Recreare". К этому же направлению относится правозащитный проект GayNewsRu, достаточно известное ЖЖ-сообщество antidogma и другие, менее мне известные, группы. Николай Алексеев и активисты радикального движения представляют, можно сказать, революционеров. Несмотря на запреты мэра, они всё же предприняли попытку провести гей-прайд, в результате чего были грубо задержаны Омоном. Это создало достаточно сильную волну дискуссий в России и зарубежом. См. об этом в ЖЖ Николая Алексеева: Питер Тэтчелл о Славянском гей-прайде Последствия Славянского гей-прайда Умеренное движение ЛГБТ-сообщества отметило Международный День борьбы с гомофобией относительно спокойным флэш-мобом. Геи, лесбиянки, их друзья, родственники и коллеги в десятках городов России и мира одновременно запустили в небо цветные воздушные шары. (Радуга является символом движения ЛГБТ во всём мире, а радужшые флаги являются эмблемами). Радужный флешмоб (rainbowflash) задумывался как "самая легкая" акция в этот день.Самый большой резонанс в СМИ вызвали события в Санкт-Петербурге, где на Невский проспект вышли около 250 человек. См. подробнее: Радужный флешмоб от Хабаровска до Калининграда В Москве прошла акция геев и лесбиянок В Петербурге прошла самая массовая уличная акция ЛГБТ-сообщества Разница между гей-прайдом и флэш-мобом проста: гей-прайд – акция политическая, направленная на привлечение массы широкой общественности и именно по этой самой причине запрещаемая, в то время как флэш-моб – это коллективное запускание цветных воздушных шариков в небо. Как можно запретить людям пускать воздушные шары? Поэтому в то время как участникам прайда омоновцы заламывали руки, участники флэш-моба не подверглись никаким существенным репрессиям. Какой из этих двух методов борьбы лучше, я затрудняюсь ответить. Совсем недавно мне казалось, что второй (умеренный), так как он больше направлен на просвещение людей, более спокойный и более мирный. Однако, увидев, какой резонанс в обществе произвела попытка гей-прайда, я пришла к выводу, что оба метода являются важными и, вероятно, оба необходимы. Почему одни ЛГБТ-активисты пошли одним путём, а другие – другим? Ответ мне представляется элементарным: все люди разные и у разных людей разная психология: одни более склонны к радикализму, другие – к умеренности. И, несмотря на то, что, по моим наблюдениям, они подчас друг друга не одобряют и критикуют, я всё же думаю, что они разными путями двигаются к достижению одних целей. Умеренные аккуратно совершают просвещение народа. Радикалы создают, так сказать, скандальный прецедент: их разгоняет ОМОН – мировая общественность и либерально мыслящие россияне приходят в ужас и возмущение, что в России свободы нет и попраны элементарные права человека.
Резонанс Вот некоторые примеры. В своём ЖЖ я привела краткую заметку Виктора Шендеровича, которую нашла в Ежедневном журнале, а потом выяснила, что то же самое он написал в его ЖЖ: «Гомосексуалисты хотели собраться вместе и походить по Москве под своими флагами и шариками по случаю весны и своего права на свои нехитрые радости. На следующий день я обнаружила ролик записи эфира телеканала канала РенТВ, где Шендерович делает следующее признание: «Я позволил себе в своем ЖЖ сделать запись по поводу разгона гей-парада, который (этот разгон) мне показался позорным и бессмысленным, выражающим нашу убогость. Чудовищное отсутствие толерантности, чудовищная гомофобия выплеснулись на меня как на автора этого поста в ЖЖ. И я на один день смог почувствовать, что должны ощущать эти люди, какую чудовищную волну ненависти и отторжения. ... Хочу заметить, что отношение к геям это такой универсальный реагент, лакмусовая бумажка на терпимость. В странах, где геев преследуют, разгоняют и унижают, небезопасно жить не только геям.» В том же эфире участвуют, кроме Шендеровича, и другие лица, высказывающие своё мнение по поводу события. Ролик очень рекомендую посмотреть! См: И вновь про гей-парад: ВИДЕО В тот же день в Интернет-журнале ИД "Собеседник" мне встретилась ещё одна краткая заметка врача-психотерапевта, сексолога Александра Полева, которого знаю, поскольку он был одним из моих преподавателей в Институте психоанализма. Он пишет: «На мой взгляд, гей-парад – неудачное название. Оно взято калькой из английского языка, где обозначает вовсе не парад, а демонстрацию. В эти дни мне приходилось немало писать в своём ЖЖ по поводу смысла гей-парада и проблем сексуальных меньшинств. В частности, по поводу вопроса морали. Вот основная мысль: «Гей-прайд в тех формах, как он проводится на Западе, не более безнравственнен, чем любое другое шоу, где выступающие подчёркивают сексуальность. И вопрос спорный, где проходит граница дозволенного выставлять элеменеты интимной жизни на всеобщее обозрение. Но никто не протестует (кроме, разве что ортодоксально-религиозных фундаменталистов, до которых нет дела нерелигиозным гражданам) против проведения таких шоу по телевизору или на концертах, если это касается
обычной сексуальности. Гомосексуалы являются полноправными гражданами общества и обладают всеми правами других граждан. И невозможно говорить, что мы против дискриминации и одновременно запрещать мирным гражданам проводить общественное мероприятие, на которое имеют право все граждане, на основании их сексуальной ориентации. Всем можно, а гомосексуалам нельзя, - это и есть дискриминация». В США девятилетний мальчик организовал митинг в поддержку однополых браков И, наконец, я хочу изложить материал, который произвёл на меня самое сильное впечатление. В то время, как в Москве Омон разгоняет гомосексуалов, требующих соблюдения их законных гражданских прав, в США девятилетний мальчик организовал митинг в поддержку однополых браков. «Третьеклассник из американского города Денвера оказался в центре внимания: девятилетний Итан МакНами (Ethan McNamee) организовал митинг в поддержку равенства брака и выступил на нем с речью. Протестовать Итан пришел не куда-нибудь, а к зданию законодательного собрания штата Корлорадо. Какое нам дело до гомосексуалов и их дискриминации, если мы не являемся таковыми? Лично для меня борьба за права секс-меньшинств – проблема прежде всего нравственная. Да-да, не удивляйтесь. В то время как «блюстители морали» считают своим долгом разжигать гомофобию, я отчётливо понимаю, что борьба против гомофобии есть дело любви и сострадания. И, конечно, дело справедливости. Открытый гомосексуал-епископ Епископальной Церкви США Джин Робинсон во время вступления в должность Президента Барака Обамы произнёс сильные и красивые слова: «Благослови нас Бог на борьбу с дискриминацией». Эти самые слова являются и моим лозунгом. Если в обществе попираются права человека в одном, они будут попираться и в другом. Сегодня разгоняют и травят гомосексуалистов, обзывая их извращенцами. Завтра будут разгонять и травить кришнаитов, обзывая их сектантами. Послезавтра разгонят христиан-пятидесятников, которые сегодня, к слову сказать, присоединяются к травле гомосексуалов, обзывая их извращенцами. А потом наступит такой тоталитаризм, что уже никто не сможет добиться соблюдения своих прав. "Сначала они взялись за коммунистов, но я не выступил в их защиту, потому что не был коммунистом. Потом пришла очередь евреев, и я вновь промолчал, потому что не был евреем. Потом они пришли за католиками, но я промолчал, потому что я был протестантом. Наконец они пришли за мной, но к тому времени уже не осталось никого, кто бы поднял голос в мою защиту". Эти известные слова были сказаны пастором Мартином Нимёллером в Германии в 1945 году. В следующем выпуске (в самое ближайшее время) я продолжу эту тему и расскажу о своих дискуссиях с религиозными людьми. Новости блога Записки еретика: США. Девятилетний мальчик организовал митинг в поддержку однополых браков Александр Полеев (врач-психотерапевт, сексолог): Геев надо лееять Канадский судья заявил, что зарегистрирует брак российской лесбийской пары Во Львове евреям запретили в школах рассказывать о Холокосте Первая леди Франции раскритиковала Папу Римского Генсек Совета Европы обвинил гомофобов в аморальности Борис Фаликов. Мост над бурными водами (О визите Папы Римского в Израиль) В Петербурге состоялся пикет в защиту светского государства и Конституции РФ от «сектоведов» Акции протеста против разгона Славянского гей-прайда прошли около российских дипломатических миссий Глава комитета министров СЕ озабочен разгоном гей-парада в Москве Радужный флешмоб от Хабаровска до Калининграда В Москве прошла акция геев и лесбиянок В Петербурге прошла самая массовая уличная акция ЛГБТ-сообщества Гомосексуалы Уругвая смогут служить в армии До следующих виртуальных встреч! Будьте успешны и счастливы! Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей Вы можете написать нам по ссылке: Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер
|
В избранное | ||